Что такое Талмуд? Что такое талмуд и тора - понятия в иудаизме

«Отдать гою им утерянное значит ставить неверного на равную ногу с израильтянином, и следовательно, совершать грех» . (Sanhedrin 1 c).

«Возвращающий неверному утерянную им вещь грешит, ибо этим он укрепляет мощь нечестивых». (Jad7 Chag. Hil. Gez.).

«Если гой владеет векселем еврея, доказывающим, что он одолжил деньги еврею, и гой утерял эту расписку, то еврей, нашедший ее, не обязан возвратить ее гою, так как обязательство его брата во Израиле прекратилось с того момента, когда расписка была найдена. Если же еврей, нашедший расписку, тем не менее, имеет намерение вернуть ее гою, то надо ему в этом помешать». (Nethib. 1V).

«Если, составляя счет, гой допускает ошибку в пользу еврея, то еврей должен сказать себе: «Я ничего не знаю». Но не следует вводить гоя в заблуждение, ибо он, быть может, сделал ошибку нарочно с целью испытать еврея» . (Sepher Mizvot Gaddol).

«Разрешается обманывать гоя. Но если вы продаете что--либо ближнему (т.е. еврею) или если вы что-либо покупаете у него, то вам запрещается его обманывать». (Baba Mezia 61 a. Bechoroth 13 b).

«Если евреи разъезжали целую неделю направо и налево, обманывая христиан, то пусть они (евреи) соберутся вместе в субботу и восхвалят свою ловкость, говоря: «Нужно вырвать сердце у гоев и убить лучшего из христиан». (Juden babg 21).

«Правдивому (т. е. еврею) дозволено обманывать». (Megilla 13 b, Jalkut Rubeni 20, 2).

«Кто умен, тот занимается денежными делами, ибо по Торе это самое широкое поле деятельности и подобно не иссякающему источнику». (Baba Bathra 173 b).

«Нет ниже занятия, чем земледелие. Кто влагает 100 гульденов в торговлю, тот ежедневно ест мясо и пьет вино. Кто влагает их в земледелие, тот довольствуется крохами с солью». (Jebammoth 63 a).

«Если еврей имеет тяжбу с иноверцем, то вы дадите выиграть дело вашему брату и скажете чужестранцу: «Так требует наш закон». Но если никаких поводов к выигрышу дела евреем нет, то надо надоедать чужестранцу всякого рода интригами и этим добиться, чтобы еврей выиграл дело». (Baba Mezia 113 a).

«Кто желает, чтобы обещания его в течение года были недействительны, тот должен в начале года говорить: «Пусть будут недействительны все обещания, которые я сделаю». (Nedarin 23 b).

«Пусть все обеты, все обязательства, все обещания и все клятвы, которые мы произнесем и которые поклянемся соблюдать, с этого дня Великого Прощения до такового же дня будущего года будут отложены и уничтожены, пусть они не имеют силы и цены. Мы хотим, чтобы наши обеты не были обетами и наши клятвы — клятвами». (Молитва Кол Нидре — «Все Обеты»).

В праздник Великого Прощения или Судный день (Йом Кипур) во всякой синагоге весь приход торжественно читает и поет ее, и она освобождает иудеев от данных гоям клятв и обещаний.
Молитва Кол Нидре ясно показывает, насколько можно ли верить данным под присягой показаниям иудейских свидетелей.
Вся мораль Талмуда основывается на уже указанном выше взгляде раввинов-фарисеев о превосходстве человека-иудея над животным-гоем. Такое превосходство дает право Израилю распоряжаться не только имуществом, но как жизнью, так и смертью гоев.

«Заповедь «не убий» означает, что нельзя убивать сына Израиля, а гой и еретик — не сыны Израиля». (Jad Chag. Hilch Rozerch., Hilch Malachim).

«Лучшего из гоев убей». (Kidduschim 82 a; Sophrim 15; Mechlito C. Bechallam).

«Гой, который изучает Талмуд, и еврей, который знакомит его с Талмудом, заслуживают смерти. Еврей, который пишет перевод из Талмуда или из писаний раввинов, считается предателем и тайно убивается». (Sanhedrin 59 a, Schaar Teschub 78 b).

«Запрещается чувствовать сожаление к неверному, когда видишь его тонущим в реке или иначе погибающим. Если он близок к гибели, не должно его спасать». (Jad. Chag. Hilch Aboda Zerah). (Вот почему сионисты-талмудисты не подпускают машины «скорой помощи» к раненым палестинцам!)

«Есть заповедь, относящаяся к убийству чужестранцев, которые уподобляются скотам. Убийство это совершается по Закону, ибо не принадлежащие к еврейской религии приносятся в жертву Иегове. Проливающий кровь гоев приносит жертву Богу». (Jalkud Simeoni, Ad Pentat. 245, Col 3; Miederach Bamidebar Robba).

«Следует ненавидеть, презирать и уничтожать всякого, кто не принадлежит к синагоге или отпал от нее. Если еретик падает в ров, его не надо оттуда освобождать, и, если во рву имеется лестница, ее надо вытащить, говоря: «Я это делаю, чтобы моя скотина туда не попала». (Rosch Emmeunna 9, Aboda Zarch 26 b).

«Кто хочет убить животное и нечаянно убьет гоя, тот невиновен и не заслуживает наказания» . (Sanhedrin 78 b).

«Гой же, сознательно убивший еврея, виновен так, как если бы он убил весь мир». (Sanhedrin 37 a).

«Гой, кощунствующий, обольщающий женщину или убивающий другого гоя, должен быть признан невинным, если он перейдет в еврейскую веру. Но если он убил еврея, то безразлично, будет ли он обрезан, или нет, он должен быть убит» . (Sanhedrin 71 b).

«Написано, что наше пленение будет продолжаться до тех пор, пока с земли не будут стерты все народы, которые служат идолам. Но все народы идолопоклонники. О них написано: «Сотри их с лица земли и уничтожь всякую память о них, как об Амалеке». (Zohar 1, 25 a, 219 b).

Раскрывая любую главу Талмуда, непременно наталкиваешься на выражения, не произносимые, как говорится, в приличном обществе. Эту книгу, называемую иногда «второй еврейской библией», писали, судя по всему те, кому абсолютно чужды чувства стыда и чести. Много места в ней уделяется изображению противоестественных и диких половых извращений: изнасилования, совокупления с детьми, скотоложества и т. п. Все это описывается откровенно порнографическим языком, какого в своих священных книгах не употребляет ни один народ в мире.
В Библии Моисей говорит:

«Не пожелай жены ближнего твоего» .

Но жена ближнего для еврея только жена другого еврея, а не гоя. Самые известные сочинители Талмуда раввины Раши, Бакаи и Леви единогласно поучают «богоизбранный» народ, что прелюбодеяния нет там, где нет брака, и что брак может быть заключен только между людьми. Но гои лишь одна из разновидностей животных и, следовательно, не могут заключать законных браков, которые суть божественного происхождения.
«Орел Талмуда» Маймонид пишет:

«Разрешается совращать женщину, если она не еврейка» . (Jad Chaz. Hilch, Melachim).

Действуя согласно морали Талмуда, его славные авторы — раввины Елизер, Нахман, Акиба, Меир, Тарфон и прочие — совершают с нееврейками такое, о чем постеснялся бы писать даже маркиз де Сад и все остальные знаменитые развратители. Описывая собственные омерзительные похождения, они поучают своих соплеменников тому, как нужно соблазнять «глупых гоек», чтобы позорить их и смешивать их кровь с еврейской. Приведем несколько выдержек, не содержащих неприличия, но дающих представление о том, что Талмуд пишет о целомудрии и прелюбодеянии.

«Женщина — клоака, полная нечистот». (Schabbat 152 a).

«Все иноверческие женщины — блудницы». (Jebbamoth 61 a).

«Иноверческие браки недействительны. Поэтому еврей не прелюбодействует, если он имеет сношение с женой иноверца. Моисей говорит: «Не пожелай жены ближнего твоего, и кто прелюбодействует с женой ближнего, тот заслуживает смерти». Так как иноверец — не ближний еврея, то еврей не заслуживает наказания, если он изнасилует его жену». (Sanhedrin 52, 2).

«Мужчина может делать со своей женой все, что ему нравится, как с куском мяса, которое можно есть жареным или вареным, смотря по вкусу». (Neddarin 20 b).

«Еврей может совокупляться с любой иноверкой, как ему угодно». (Maimonide, Jad hasaka 2, 2).

«Все согласны в том, что совокупление детей может начинаться тогда, когда им 9 лет и 1 день». (Sanhedrin 69 b).

«Наши мудрецы говорят, что женщина годна для сожительства, когда ей исполняется 3 года и 1 день». (Aboda Sara 37 a. Schaar Kirjath arba).

В связи с тем, что священное писание каждого народа неподдельно отражает его характер, облик и мировоззрение, то, очевидно, на основании Талмуда можно составить правильное представление о иудеях.
Свыше трех тысячелетий тому назад иудеи начали свою жизнь на историческом поприще. Почти все это время они жили в рассеянии (диаспоре) среди других народов. Но ни в анналах истории, ни в их священных книгах не засвидетельствован ни один случай верности иудеев коренному народу, гостеприимно приютившему их. Напротив, все их «боговдохновенное» св. писание полно измен, предательств, восстаний и революций Израиля против тех народов, среди которых он жил. Из древних времен припомним хотя бы жизнь «божьего» народа в Египте, Ханаане, Персии и Римской империи.

«И сказал Аман царю Артаксерксу: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их». (Есфирь 3, 8 — 9).

Увы, слова Амана не были услышаны. Иудеи жили и продолжают жить по своим собственным законам, не собираясь отказываться от того, чему учит их Талмуд.

«Когда ты отправляешься на войну, то иди не впереди, а позади армии, чтобы легче было ускользнуть от опасности». (Pessachim 113 a).

«Император сказал раввину Танхуму: «Приходите к нам: будем один народ». Раввин ответил: «Но мы, обрезанные, не можем уподобляться вам. Примите обрезание и становитесь подобными нам». (Sanhedrin 39 a).

«Тора, которая приносит Израилю жизнь, приносит гоям смерть». (Vaikra Raba C. 1).

«Ограбление гоев дозволено». (Baba Mezia 111 b).

«Бог заповедал евреям кровь иноверцев, ибо написано: «Не оставляй в живых ни одной души». (Vaikra Raba C. 3).

«Всякий еврей, проливающий кровь нечестивых, делает столько же, сколько он может делать, принося жертву Богу». (Rammidber Raba c. 21).

«Гои — животные в образе человека, созданные для служения Израилю, ибо царским детям неприлично принимать услуги от животных в образе животного, но они должны принимать услуги от животных в образе человека». (Midrasch Talpiolh 255 d).

«Гои сотворены, чтобы служить евреям. Они должны пахать, сеять, копать, косить. Молотить, просевать и молоть. Евреи сотворены, чтобы получать все готовое» . (Berachot 58 a, b).

«Если еврейка вышла за иноверца, то ее дети считаются детьми блудницы». (Jebammoth 16 b).

Раввины и вместе с ними весь «избранный народ» утверждают, что их религия провозглашает человечеству самые высокие и самые гуманные принципы морали, цитируя соответствующие тексты из своего священного писания. Но они «забывают» сказать, что приводимые ими красивые цитаты относятся лишь к самим евреям. Особенно часто эти господа любят повторять:

«Люби ближнего, как самого себя».

Талмуд же разъясняет, что для еврея ближний или брат — только другой его соплеменник и единоверец. Все же остальные — гои, язычники, идолопоклонники, чужестранцы, враги Иеговы и иудеев. Они даже не люди, а лишь похожие на людей твари, созданные для обслуживания иудеев. Они подлежат истреблению или порабощению, причем все их имущество отбирается в пользу «божьего народа».
Путь иудейства к его заветной цели — мировому господству — с древних времен и по сей день проходит через ложь, обман, ростовщичество, подкуп, насилие, грабеж, разбой и многие другие подлости и мошенничества. Ставя своей целью образование всемирного иудейского царства, Талмуд является самой безнравственной книгой в мире, ибо в качестве божественных законов он признает наиболее возмутительные злодеяния своего народа. Иными словами, еврейская религия в том виде, в каком она выражена Талмудом, — не что иное, как полномочие, данное «избранным» для ограбления, использования и истребления всех прочих народов и для владения всем миром.
Эта книга наилучшим образом отражает сущность иудейства, и про нее можно сказать, что она написана самой кровью «избранных».

В Талмуде объявляется высший «божий» закон:

«Природа создана для иудеев и отдана в их распоряжение вместе со всеми ее богатствами».

Подобно многим другим полезным им живым существам, одним из таких богатств природы являются гои, предназначенные для личного обслуживания детей Израиля.
Талмуд в своих 12 томах огромных размеров содержит все самое важное не только из истории иудеев за последние два тысячелетия, но и законоположения, касающиеся их судебного, религиозного, хозяйственного и государственного быта, описания их нравов, обычаев и обыденной жизни, отношения к гоям, указания о приобретении мирового могущества и неумолимо-строгие учения о сохранении расовой чистоты. (Последние, между прочим, куда строже нацистских Нюрнбергских законов.) В силу всего этого Талмуд является не только религиозным учением, а конституцией и уложением законов всемирного, безграничного иудейского государства.
Талмуд («Вторая Библия») — для иудеев своего рода «Новый завет» лжи, обмана, ростовщичества, плутовства, мошенничества, воровства, насилия, грабежа, убийства, ненависти, вражды, прелюбодеяния, порнографии, разврата, вероломства, предательства и подкупа. Всем этим талмудическим «благовестиям» обучают в иудейских школах и семинариях. И это продолжается столетиями, из поколение в поколение... Свои основные чаяния и устремления «богоизбранный» народ осуществляет в соответствии с моралью, записанной в Талмуде:

«Не убивай еврея, но убивай иноверца; не обманывай еврея, но обманывай иноверца; не обкрадывай еврея, но обкрадывай иноверца; не прелюбодействуй с еврейкой, но прелюбодействуй с иноверкой; не лги еврею, но лги иноверцу», и т. д., и т. п.

Из такого особого, заповеданного национальным богом миросозерцания следует, что «народ божий» должен обособляться, жить замкнутой жизнью, строго хранить свои тайные замыслы и вести осторожную, но в то же время и беспощадную борьбу с миром гоев.
О том, как относятся к Талмуду евреи, и теперь можно судить по следующей выдержке из швейцарской газеты «Israelitisches Wochenblatt» от 18 октября 1935 года:

«Талмуд — подлинный кладезь открытий, в котором хранятся драгоценнейшие духовные сокровища: наука, культура и истинная человечность. Своей дальнозоркостью, остроумием, беспримерной ясностью, глубокой и взвешенной логикой, высочайшей моралью и нравоучением Талмуд был и остается самым великим произведением, когда-либо созданным миром».

Можно легко привести и великое множество других выдержек, подтверждающих, что иудейство всех времен и всех стран возносит Талмуд на самый почетный пьедестал и считает его учение обязательным.
Между тем каждый, кто в достаточной степени ознакомился со «священными» книгами иудейского народа, обязательно придет к единственному выводу: иудейская религия — с общечеловеческой точки зрения — преступна и аморальна, и следовать ей могут только законченные негодяи и преступники.
Действительно, иудеи верят, что Иегова создал нашу землю специально для своего «избранного» народа и отдал ее в исключительное владение только ему. Из этого логически вытекает, что все существующее на земле принадлежит иудейскому народу и что все живое должно подчиняться и служить ему. Это основное учение — ключ к разгадке иудейской религии и всей исторической деятельности иудейского народа.
Если пока не все еще на земле принадлежит евреям и не все служат им, то в Талмуде имеется следующее объяснение этому:

«Когда-то на земле был рай. Тогда все ценности и вся власть на земле принадлежала евреям. Потом Иегова, за непослушание ему, наказал «избранный» народ, отняв у него и имущество и власть до того времени, пока они собственными силами не вернут утраченное. Когда Иегова увидит, что евреи в должной мере выполнили эту задачу, то в знак примирения с ними он пошлет Израилю мессию. Мессия окончательно утвердит еврейское мировое государство и возродит рай на земле для Израиля — на вечные времена». (Sepher Haikarim 111, 25 a; Jebamoth 46 a; Baba Bathra 53 a).

В Талмуде приведен ряд указаний относительно коренного различия между иудеем-человеком и гоем-животным, дающих еврею право пользоваться по собственному усмотрению жизнью и имуществом гоя. Все раввины, авторы Талмуда, признают за иудеями человеческую, а за иноверцами (гоями) животную природу. Они постоянно сравнивают гоев то с собаками, то с ослами, то со свиньями, и не в виде оскорбления, но с научной целью и в ходе своих ученых рассуждений. Талмудисты приходят к заключению, что еврей имеет полное право поступать с гоем, как с любым другим животным: покупать, продавать, бить, убивать.
«Все земные блага даны человеку. Но человек только еврей. Следовательно, иноверец не может владеть собственностью законным образом, точно так же, как дикий зверь не обладает узаконенным правом на лес, в котором он укрывается. Подобно тому, как можно со спокойной совестью убить дикого зверя и завладеть его лесом, так же можно убить или изгнать гоя и завладеть его имуществом. Имущество гоя подобно покинутой вещи: его настоящий владелец — тот еврей, который первый ее захватит. И это справедливо, ибо Бог дал евреям власть над жизнью и имуществом других народов. Если гой украдет даже менее полушки, то и за это он подлежит смерти». Иудею же разрешается захватывать имущество гоя по желанию, ибо там, где написано:

«Не делай вреда ближнему»,

не говорится:

«Не делай вреда гою» .

Поэтому иудей не может быть обвинен в краже, если он не обокрал другого иудея. Если же он обокрал гоя, то он только взял свое собственное добро.

«О, еврей, жизнь гоя в твоих руках, тем более его деньги!» (Baba Bathra 54 b; Sepher Haikarim 111, 25; Jalkut Simeoni 83, Col 3; Jebamoth 47 b; Sanhedrin 57 a; Explic. du Pentat. 213, 4).

Понятно, что овладеть всем имуществом гоев нельзя сразу, открыто и прямым путем. Поэтому Талмуд рекомендует Израилю «для лишения гоев во всем мире всего их имущества» идти к своей цели скрытыми, окольными путями, которых он указывает предостаточно: ростовщичество, обман, подлог, ложь, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидетельство, подкуп, лицемерие, коварство, предательство, корыстолюбие и т. п.
Жизнь иудеев с колыбели и до могилы, осознают они то или нет, — непрерывная борьба за подчинение гоев «избранному народу».

Талмуд представляет собой многотомный сборник еврейских догматических, правовых, религиозно-философских, моральных и бытовых предписаний, сложившихся в течение многих веков, с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Структурными элементами Талмуда являются Мишна и Гемара. Мишна - это обширный комментарий к Ветхому завету. Гемара - это собрание толкований к трактатам Мишны.

Мишна разделена на 63 трактата, расположенных по шести отделам. Первый отдел, Зерайм (Посевы), состоит из 11 трактатов (Берахот, Халла и др.) и касается установлений и молитв, имеющих отношение главным образом к (земледелию. Второй отдел, Моэд (Праздники), содержит 12 трактатов (Шаббат, Рош-хашана и др.), которые регламентируют поведение верующих в дни религиозных праздников. Третий отдел, Нашим (Жены), в семи трактатах (Гиттин, Сота и др.) излагает бракоразводное и семейное право. Десять трактатов четвертого отдела, Незикин (Повреждения), посвящены вопросам гражданского и уголовного права (Баба-кама, Баба-батра). Пятый отдел, Кодашим (Культовые повеления), включает 11 трактатов (Менахот, Бекарот и др.) о жертвоприношениях. Шестой отдел, Тохорот (Очищения), содержит 12 трактатов, посвященных вопросам ритуальной чистоты.

Ввиду того что комментирование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, различают две редакции Гемары - палестинскую и вавилонскую. Отсюда принято называть Талмуд палестинский (Талмуд Иерушалми) и вавилонский (Талмуд Бавли).

Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно. Поэтому в отличие от Библии, которая называлась писаным законом, Талмуд назывался устным законом. Письменное оформление огромного накопившегося талмудического материала началось в III в. н. э. и закончилось в V в.

В основе талмудического религиозного творчества была Библия, в особенности первая ее часть - Пятикнижие, или Моисеев закон, или Тора. Главная задача, которую ставили перед собой талмудисты, заключалась в сохранении и закреплении библейского вероучения, в приспособлении и применении его к изменившимся условиям жизни. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс. Талмуд законсервировал иудейскую религию. Его догматика и в настоящее время является основой иудаизма.

Вавилонская башня талмудической архитектуры состоит из искусственно соединенных различных по форме и содержанию элементов. Здесь и утомительные дискуссии иудейского духовенства о культе, и богословские запутанные рассуждения о догматике, и поучения по морали, и религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, а также элементарные сведения по медицине, математике и географии, притчи и пословицы, сказки и легенды, мифы и басни и т. п.

Талмуд сохранил некоторые попытки текстуальной критики «священного писания», а также сведения исторического характера: о возникновении религиозных партий и группировок в Иудее, о трансформации религиозных представлений древних евреев со времени завершения Ветхого завета (II в. до н. э.) и до появления первых книг Нового завета (I в, н. э.). Для науки исторические и рациональные элементы Талмуда имеют большую ценность. Однако при научном анализе разнообразного материала, скомпонованного в Талмуде, необходимо иметь в виду, что своим происхождением он обязан многим лицам, жившим в разное время, в разных странах и находившимся под разным влиянием. И еще одно важно учесть: Талмуд, при отсутствии в нем какой бы то ни было стройности и последовательности, отстаивает религиозную концепцию мира и человека, пронизан идеей о божественном провидении, о боге-целеполагателе, который зорко следит за порядком природы и поведением человека и «в конце дней» сниспошлет с неба на землю помазанника своего (мессию) для свершения суда над миром и всеми людьми. Чтобы понять классовую сущность идей и образов Талмуда, необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с социально-экономическими условиями и идейно-политическими предпосылками, при которых он возник.

Первые законоположения Талмуда восходят к тому периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (332 г. до н. э.) и эллинизм своими философскими школами, стадионами, театрами и гимнасиями вторгся в замкнутый и обособленный мир древних евреев, идеологическим выражением которого была религия библейского бога Яхве. Рассмотрим вкратце основные черты, характеризующие эту религию, так как они лежат в основе системы взглядов Талмуда.

Ветхий завет - часть Библии, состоящая из 39 произведений, расположенных по трем отделам: 1 - Пятикнижие - пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2 - Пророки, куда входят книги: Иисуса Навина, Судей, I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии; 3 - Писания, которые содержат книги: Псалтирь, Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст (Когелет), Эсфирь, Даниил, Ездра, Неемия, I и II книги Хроник.

Возникновение религии Яхве

Основную ячейку древнееврейского общества в XIV-XIII вв. до н. э. составляло племя, делившееся на несколько больших родовых групп (евр. мишпаха). Главным занятием племени было земледелие, а в некоторых районах садоводство и разведению скота. Во главе мишпахи стоял вождь или старейшина (алуф или рош). Каждая мишпаха имела своего бога, чаще несколько богов: богов природы и богов предков. Среди многих древнееврейских богов числился и бог Яхве. Яхве был богом колена (племени) Иуды. Когда земледельческие племена стали объединяться в союзы во главе с племенем Иуды, Яхве стал постепенно возвышаться над всеми богами и превращаться в бога всех израильских племен.

По представлению древних евреев Яхве не был вездесущим: его «сила» ограничивалась землей Ханаанской - родиной древнееврейских племен. За пределами этой территории Яхве уже не почитался. Вот что по этому поводу мы читаем в Талмуде: «Сказано (Левит XXV, 38): «Я, Яхве, бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтобы быть вашим богом»: все это показывает, что покуда вы в земле Ханаанской, Я у вас богом, а как только вы не в земле Ханаанской, Я у вас, если можно так выразиться, не бог» (Тосефта Абода-зара IV, 5).

Начиная с XII в. до н. э. в Иудее происходил насильственный процесс концентрации земель. В результате свободные крестьяне разорялись и былое родовое общество резко дифференцировалось. Владельцы земельных участков стали арендаторами, а свободные производители превратились в рабов. Так образовался класс рабовладельцев, «мощных владык», в руках которых сосредоточивалась экономическая и политическая власть.

В условиях разложения родового строя менялись представления о божестве и о выполняемых им функциях: верили, что бог ведает не только урожаем, солнечным светом и дождем, но и взаимоотношениями внутри общества. Божества становились более жадными и ненасытными, воплощая в себе черты восточных деспотов со всеми их капризами и прихотями. Обслуживались боги жрецами и пророками. От имени бога жрецы непрестанно требовали жертв, и верующие в изобилии приносили их.

По верованиям древних евреев, излюбленным местом пребывания богов были холмы. На вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники. Обычай совершать богослужение на высотах существовал у многих древних народов.

В XI-X вв. до н. э. в Палестине образовалось древнееврейское рабовладельческое государство, во главе которого стояли цари, беспощадно грабившие подвластное им население. В Библии, в I книге Самуила (VIII, 11-14), сохранилась яркая характеристика власти царя: «Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим… и будут они бегать перед колесницами его. И поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничий прибор его. И дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим».

При Соломоне (X в. до н. э.) царская власть приобрела исключительно деспотический характер. Угнетенные низы запечатлели свое отвращение к ней в рассказе о том, как деревья решили избрать царя. Этот рассказ вошел в Библию, в книгу Судей (IX, 8-15). Обратились они к масличному дереву: «Царствуй над нами. - Не брошу я, - ответила маслина, - забот о моем масле, приятном людям и богам, ради того, чтобы надеть на себя корону». Фиговое дерево отвечало, что любит больше свою смокву, нежели тяжесть верховной власти. Виноградная лоза сказала, что она не хочет властвовать над ними и оставить ради этого сок свой, которым веселит богов и людей.

В таком же духе ответили и другие благородные деревья. Стал царем негодный терновник: у него были шипы и он мог причинить зло.

В связи с укреплением монархии происходил процесс выделения из множества богов одного главного бога. «…Единый бог,- писал Энгельс, - никогда не мог бы появиться без единого царя », а «единство бога, контролирующего многочисленные явления природы, объединяющего враждебные друг другу силы природы, есть лишь отражение единого восточного деспота, который по видимости или действительно объединяет людей с враждебными, сталкивающимися интересами».

Борьба за централизацию культа Яхве и за признание его единым богом всех евреев велась очень долго. Возглавляли эту борьбу господствующие эксплуататорские классы, заинтересованные в ликвидации первобытнообщинных и родовых пережитков и в прикрытии своего гнета идеей общенародного бога.

В VII-VI вв. до н. э. классовая борьба в Иудее приняла острые формы. «В народе, - жалуется автор книги Иезекииль, - угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего» (XXII, 29). Кто же эти грабители и притеснители? Иезекииль отмечает четыре группы эксплуататоров: это «судорешители», которые «обирают сокровища и драгоценности»; священники (жрецы), искажающие законы и оскверняющие святыню; вельможи (князья), которые, как волки, терзают добычу, «проливают кровь, губят души, чтобы приобретать корысть», и пророки, которые видят пустое и предсказывают ложное (XXII, 25-28). Эти господствующие группы добились упразднения местных святилищ и стали насаждать культ Яхве в Иерусалимском храме, впервые воздвигнутом при Соломоне. Религиозно-правовым актом, закрепившим интересы господствующих классов, служила обнародованная в 621 г. до н. э. Книга Закона (основная часть библейского Второзакония), в соответствии с которой царь Иосия провел религиозную реформу. Жрецы, выражая волю царей, стали учить, что бог Яхве - единственный, всесильный бог, контролирующий многочисленные явления природы и объединяющий противоположные силы общества.

Классовая функция яхвизма была тесно связана с трансформацией религиозного сознания древних евреев, с попыткой жрецов преодолеть многобожие. Хотя учение о едином боге Яхве нельзя считать монотеизмом (оно все еще было пронизано элементами «язычества»), все же яхвизм уже в VII-VI вв. до н. э. символизировал трансцендентную общность древнееврейских племен. Реальным воплощением этой общности стал в устах жрецов Иерусалимский храм - якобы единственное место пребывания Яхве.

Мишну и Тосефту (сборник добавлений к Мишне) цитируют по трактатам, главам и параграфам. Например: Абода-зара IV, 5, что означает: трактат Абода-зара, глава четвертая, параграф пятый. Гемару принято цитировать по трактатам и листам, которые по тексту и объему стереотипны во всех изданиях. Например, вместо: трактат Берахот, лист десятый, страница первая пишут: Берахот 10а.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27, стр. 56.

Обнародование Торы

В 586 г. до н. э. Иудея попала под владычество Вавилонии. Иерусалимский храм, воздвигнутый еще в X в. до н. э., был разрушен. Духовная и светская знать, а также часть народа были вывезены в Вавилонию. Жрецы объясняли потерю родины греховностью народа, утешали его обещанием счастливого будущего и проповедовали единство всех евреев перед лицом Яхве. Вера в Яхве была рассчитана на сохранение самобытности и замкнутости евреев, на создание единой всепроникающей идейно-религиозной связи между ними. В условиях социального гнета на чужбине проповедь фиктивного яхвизма поддерживала реальную надежду на освобождение и возврат в страну, где якобы находилось единственное место для непосредственной коммуникабельности между Яхве и «его» народом.

В плену среди евреев образовалась группа писцов (соферим), или книжников. Они занялись систематизацией привезенных из Иерусалима «священных письмен», в состав которых входили мифы о происхождении мира и человека, легенды об истории мифических патриархов и народа, рассказ об исходе из Египта и пророке Моисее (частично это вошло в библейские книги Бытие и Исход), псалмы, песнопения, молитвы, кодексы о богослужении и жертвоприношениях и т. п. Книжники разработали также основные положения так называемого Жреческого кодекса (его составная часть вошла в библейские книги Левит и Числа). Так возникли фундаментальные элементы Торы - основа первых пяти книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), «священной книги» иудеев и христиан.

В 538 г. до н. э. Вавилонией овладел персидский царь Кир. Он разрешил еврейскому населению вернуться на родину и даже разрешил духовенству восстановить Иерусалимский храм. В Иудее на многие века утвердилась теократия (власть духовенства) во главе с первосвященником. Сан этот был пожизненный и переходил по наследству к старшему сыну или (при отсутствии детей) к брату. Власть первосвященника ограничивалась персидским наместником (впоследствии сирийским» и римским) и советом старейшин - сангедрином (синедрионом).

Из вавилонского плена вернулась лишь небольшая часть еврейского населения - в основном те, кто надеялся, что с восстановлением храма будет восстановлено их былое могущество, т. е. землевладельческая и духовная знать. Трудовые массы Иудеи встретили ее с нескрываемой враждебностью. Весть о восстановлении Иерусалимского храма не нашла сочувствия у народа. Народ понимал, что к налогам, которыми его облагала персидская деспотия, добавится новое тяжелое бремя. Пророк Аггей в 520 г. до н. э. жаловался: «Народ сей говорит: не пришло еще время, не время строить дом господень» (I, 2). И только после нескольких лет борьбы аристократии с крестьянством, в 516 г. до н. э., строительство храма было закончено.

Стремясь закрепить власть, полученную от персидского владыки, жрецы и книжники развернули усиленную религиозную деятельность. Они в деталях разработали ранее подготовленный Жреческий кодекс и самым тщательным образом перечислили жертвоприношения, подати и налоги, с которыми каждый еврей должен являться в храм божий в будничные дни, в праздники, в случае несоблюдения правил ритуальной чистоты и т. п. В Талмуде сохранились 24 статьи дохода иудейских церковников: жертва за грех, жертва повинности, жертва за сомнительный грех, хлебы предложений, первины урожая, начатки от шерсти, выкуп за сына, выкуп за первородного осла и т. п. (Тосефта Халла II, 7-10).

Жрецы обставили богослужение торжественными обрядами, жертвоприношениями, музыкой и пением. Это вызывало у верующих иллюзию, будто Иерусалимский храм - единственное жилище бога, перед лицом которого нельзя являться с пустыми руками.

Свое религиозное учение жрецы и книжники назвали Торой. Тора была объявлена книгой божественного происхождения: усиленно распространялась легенда о том, что ее получил пророк Моисей на горе Синае непосредственно от бога Яхве. В действительности же материал Торы накапливался в течение веков, редактировался многими людьми и отразил различные стадии религии древних евреев. Даже в Талмуд просочились указания на то, что Тора составлена книжниками и обнародована одним из них - Ездрой. В трактате Мегилла написано: «Рабби Иосе сказал: Ездра был достоин, чтобы Тора была дана его рукой». В назидательном и аллегорическом комментарии на ветхозаветную книгу Руфь читаем: «Мужи синагоги написали книгу и положили ее в преддверие храма и на утро встали они и нашли ее запечатанной. Это и есть то, о чем написано: на основании всего этого мы решаем передать закон [Тору] письменный, и на акте [поставили свои имена] наши князья, наши левиты, наши священники [жрецы]». В приведенной цитате открыто говорится, в чьих классовых интересах Тора была преподнесена людям как чудесное откровение бога. Такова страница из действительной истории Библии, которую иудеи и христиане поныне почитают боговдохновенной книгой.

Тора была обнародована в V в. до н. э. Чтобы усилить ее общественную роль и вселить страх перед каждым ее словом, жрецы от имени бога писали: «Если презрите Мои постановления… то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши… Небо ваше сделаю как железо, а землю вашу как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастаний своих и дерева… не дадут плодов своих» (Левит XXVI, 15-20).

Талмуд представляет собой фундаментальный труд, написанный еврейскими мудрецами. Это упорядоченная запись Устной Торы. Также в Талмуд вошли высказывания, диспуты еврейских мудрецов, которые жили в период становления Второго Храма, несколько веков после. Толкователь Торы и Талмуда – еврейский народ. Существуют два Талмуда: Иерусалимский и Вавилонский. Чем отличается Талмуд от Торы?

Центральным и главным мотивом в иудаизме было изучение Торы, Талмуда с самых древних времен. Мудрецы Израиля высказывались о том, что все поколения должны заниматься учебой. Каждый еврей должен знать свои обязанности, заниматься Торой.

Поэтому, Талмуд выступает основным предметом изучения. Он занимает основную часть учебного процесса и времени. Стоит сделать акцент на том, что изучение Талмуда, особенно прописанных hалахических обсуждений, довольно трудное. Присутствует сжатое и краткое изложение профессиональной лексикой и армейским языком. Обычно изучение Талмуда включает в себя прочтение многих книг. Эти книги писали мудрецы о Талмуде во всех поколениях, начиная с ришоним, гаонов, ахароним и заканчивая мудрецами наших дней. Помимо всего, Талмуд – это основа hалахи или Еврейского Закона, проявляющегося во всех областях еврейской жизни. Талмуд представлен в виде «плодотворной почвы» для развития способностей к учебе вместе с умением вести сложную и изнуряющую hалахическую полемику, выводить законы.

Тора – это Пятикнижие Моисеево. Текст может быть в печатном, рукописном экземпляре. Одной из основ иудаизма является изучение Торы. Само изучение основано на двух заповедях: изучать Тору еврею самому, почитать всех обучающихся ей, знающих ее. Заповедь по изучению Торы относится к каждому еврею, невзирая на материальное и общественное положение. Каждый еврей должен установить для себя время на самостоятельное изучение Торы после молитвы. Если нет никакой возможности самостоятельно изучать Тору, то нужно максимально поддерживать всех, кто учит ее. Так заповедь будет считаться полностью исполненной. Традиционное изучение Торы приписывалось мужчинам, но и женщины должны читать, изучать разделы книги, которые касаются практического исполнения заповедей.

Иудаизм запрещает изучение книги Торы неевреями. Данный запрет не распространяется на Семь заповедей для потомков Ноя. Разрешается изучать данные заповеди, отрывки из них. Запрет на изучение книги Торы не распространяется на тех, кто готовится принять гиюр. Есть мнение, что все Пятикнижие разрешается изучать. Помимо традиционного метода изучения Торы в синагоге практикуют еще несколько иных методов:

Хаврута – когда изучают Тору и Талмуд в парах, по два человека. Тогда один участник дополняет другого. Они вместе толкуют праши. Это, пожалуй, самый известный метод. Такой методикой когда-то обучались многие мудрецы Торы. Их мысли, мнения вошли на страницы Талмуда.

Гематрия – метод изучения Торы через использование толкований слова или же группы слов по числовому значению их буквенных составляющих или же путем замены одних букв другими по конкретной системе. Гематрию применяют для замещения числа словом, группой слов. В них общее количество букв по сумме равно данному числу. Это классический метод каббалистики.

Является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон).

Название

Буквальное значение слова Талмуд - «учение» (от ивр. למד‎, «учить»), этим словом обозначались дискуссии , касающиеся какой-либо , а также учение амораев, посвящённое Мишне.

Более позднее понимание слова Талмуд, широко распространённое в наше время, - Мишна вместе с посвящёнными ей учениями амораев. В Гемаре и в комментариях к ней выражение «Талмуд сказал» (תלמוד לומר) означает ссылку на Письменную Тору.

Талмуд - оригинальное название произведения, данное ему амораями. Гемара - более позднее название Талмуда, возникшее, по-видимому, в эпоху книгопечатания в связи с цензурными соображениями и гонениями на Талмуд как антихристианское произведение.

Относительно буквального понимания слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: «учение» - от арамейского גמיר, то есть буквальный перевод слова «Талмуд», или «завершение», «совершенство» - от ивритского גמר.

В узком смысле слова под Талмудом подразумевается Вавилонский Талмуд.

Кроме законодательных текстов, называемых Галаха, Талмуд включает большое количество сказочных и мифологических сюжетов, народных поверий, исторических, медицинских, магических, кулинарных текстов, случаев и анекдотов. Все это называется Агада.

В основе талмудического творчества лежит комментарий Танаха, в особенности его первой части - Пятикнижия или Торы.

Язык Талмуда

Талмуд по большей части написан на различных диалектах арамейского языка, с включением большого количества древнееврейских слов и понятий и библейских цитат на или из арамейских переводов. В Талмуде встречается около 2,500 слов и целых фраз из классического греческого языка и ещё больше греческих слов из различных ближневосточных диалектов.

Текст талмуда изначально не был снабжен знаками синтаксиса. Абзацы не отделены друг от друга, что создаёт дополнительную сложность в чтении, поскольку порой трудно определить, где кончается одна дискуссия и начинается другая.

История Талмуда

Расширенное устное толкование библейских законоположений было собрано и отредактировано в 210 году н. э. и получило название Мишна (букв. «повторение» закона).

Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, где ко II в. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемара (буквально «учение» по-арамейски).

Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то имеются два Талмуда - Иерусалимский Талмуд (Талмуд Ерушалми) и Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).

Атаки на талмуд со стороны католической церкви

Талмуд попадает в Европу из Месопотамии примерно в X в., через еврейские общины Испании, находившейся в то время под властью арабов.

Довольно продолжительное время католической церкви практически ничего не было известно о содержании талмуда. Однако вскоре евреи перешедшие в христианство доносят содержание талмуда до церковных иерархов. Первым и наиболее известным из таких евреев, сменивших религию, был Николай Донин, живший в XIII в.

В 1239 г. он направился а Рим и подал римскому папе доклад, состоящий из 35 глав, в которых он обвинял талмуд в поругании христианства, богохульстве, враждебности к христианам и прочем. Доклад содержал переведённые на латинский язык выдержки из талмуда.

Доклад произвёл на папу Григория IX сильное впечатление. Он разослал требования к христианским королям и архиепископам, в которых просил изъять копии талмуда, передать их францисканцам и доминиканцам для изучения, а в случае подтверждения того, что они содержат антихристианскую информацию и призывы — уничтожить. В своём письме королям и архиепископам Григорий IX в частности писал:

Если то, что говорят о евреях Франции и иных земель является правдой, то никакое наказание не будет достаточно большим и достаточно достойным, принимая во внимание их преступления. Поскольку они, как мы услышали, не удовлетворяются законом, который был передан Богом через Моисея в письменном виде. Они даже полностью игнорируют его и заявляя, что Бог передал другой закон, называемый «Талмуд» или «Учение», который был сообщён Моисею устно. Они ложно утверждают, что этот закон был внедрён в их сознания, и сохранялся в неписьменной форме, до тех пор, пока не появились люди, которых они называют «Саги» или «Писари». Опасаясь, что этот закон будет утерян из сознания людей посредством забывания, они привели его в письменном виде, объем которого намного превышает текст Библии. В нём содержится материал настолько оскорбительный и невыразимо возмутительный, что он навлекает стыд на тех, кто его упоминает и ужас, на тех кто его слышит.

На призывы папы из всех монархов откликнулся лишь французский король Людовик IX. Копии талмуда были изъяты и переданы монахам францисканского и доминиканского ордена, которые приступили к их изучению, в ходе которого беседовали так же c ведущими раввинами Франции.

В дальнейшем в присутствии короля состоялся диспут между раввином Ихиелем Парижским и Николаем Донином. Раввин стремился доказать, что Иисус бен Пантира, который поносится в талмуде это другой Иисус, нежели почитаемый христианами и, что все законы и оскорбления в отношении к иноверцам, приведённые в талмуде, не относятся к христианам.

Согласно католической версии раввин признал, что в талмуде написано, что Иисус варится на том свете в кипящих экскрементах, но указывал, что этот Иисус, хотя он и сын Марии и родился в Назарете, всё же другой Иисус. Однако католики нашли доводы раввина лживыми и неубедительными.Евреи же полагали, что в диспуте выиграли они. В результате суд постановил сжечь все копии Талмуда. В 1242 г. в Париже было сожжено 24 воза изъятых копий талмуда.

В дальнейшем Католической церковью в средние века,вновь устраивались публичные сжигания Талмуда и других священных книг иудаизма, которые трактовались как источник зла.

Так, папа Гонорий IV в 1286 г. писал архиепископу кентерберийскому об этой «достойной проклятия книге» (liber damnabilis), серьёзно предостерегал его и «настоятельно» (vehementer) требовал, чтобы он наблюдал за тем, чтобы никто не читал этой книги, «так как отсюда проистекает всякое другое зло».

Впоследствии позиция католической церкви по отношению к талмуду постепенно смягчается. Это произошло в том числе под давлением христианских учёных гуманистов, например Иогана Рейхлина, который считал, что свобода вероисповедания предполагает свободу использования евреями их религиозной литературы.

В 1520 г. римский папа дозволил издать талмуд в Венеции для нужд еврейского населения. Однако текст талмуда в течение последующих веков подвергается жестокой цензуре, как внешней, так и со стороны евреев, опасающихся навлечь на себя ненависть.

Слова «гой» и мин (отступник) были заменены на слова цдуки (саддукей), эпикурос или кути (самаритянин), дабы избежать ассоциации законов и высказываний в отношении иноверцев с христианами. Всё что касается Иисуса так же было вырезано из средневековых изданий книги. Однако сожжения талмуда иногда практиковались и в дальнейшем. Последний случай был зафиксирован в Каменец-Подольском (Польша) в 1757 г.

В некоторых современных изданиях талмуда слова обозначающие неевреев, а так же тексты об Иисусе, вырезанные средневековыми цензорами, были восстановлены.

Разделы и трактаты Талмуда

  • Зраим (ивр. זרעים‎, посевы) - в Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, - трактат Брахот («благословения»), который включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы Шма, Амида, а также различных благословений и времени молитв. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела - обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль - не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утерян.
  • Моэд (ивр. מועד‎, срок) - посвящён законам субботы и праздников. В нём формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
  • Нашим (ивр. נשים‎, женщины) - посвящён законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремёслам. Два трактата этого раздела - Недарим и Назир - не имеют прямого отношения к этой тематике.
  • Незикин (ивр. נזיקין‎, ущербы) - посвящён обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот - трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
  • Кодашим (ивр. קדשים‎, святыни) - рассматривает законы жертвоприношений и храмовой службы, законы о пище (Кашрут) и Шхита (ритуальный убой).
  • Теорот (ивр. טהרות‎, ритуально-чистые) - целиком посвящён теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.
תָלְמוּד ‎, «изучение, учёба») - центральный, наряду с Танахом , текст иудаизма, запись дискуссий амораев - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний таннаев , Мишны и барайт . Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится галаха .

Введение

Буквальное значение слова Талмуд - `учение` (от ивритского корня למד, `учить`), этим словом обозначались дискуссии таннаев , касающиеся какой-либо халахи (см. Галаха), а также учение амораев , посвященное Мишне. Более позднее понимание слова Талмуд, широко распространенное в наше время, - Мишна вместе с посвященными ей учениями амораев.

Талмуд - оригинальное название произведения, данное ему амораями. Гемара - более позднее название Талмуда, возникшее, по-видимому, в эпоху книгопечатания в связи с цензурными соображениями и гонениями на Талмуд как антихристианское произведение (см. ниже). Относительно буквального понимания слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: `учение` - от арамейского גמיר, то есть буквальный перевод слова «Талмуд», или «завершение», «совершенство» - от ивритского גמר.

Талмуд - уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона .

Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения галахических постановлений.

Творческая деятельность амораев развивалась в иешивах Эрец-Исраэль и Вавилонии самостоятельным образом, что, однако, не исключало обмена мнениями и постановлениями (см. ниже). Следствием этого процесса явилось создание двух Талмудов - Талмуда Бавли (Вавилонского Талмуда) и Талмуда Иерушалми (Иерусалимского Талмуда).

Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль.Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – савораев , гаонов , ришоним и ахароним - представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства.

Иерусалимский Талмуд - произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии , Кесарии и Циппори . Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов , - Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города. Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.

История

Примечания

Литература

  • Ковельман А. Этика и поэтика Талмуда // Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. - М., 2007, с. 115-122