Частотные диапазоны различных звуков. Как протестировать свой слух

Тематики аудио стоит рассказать о человеческом слухе несколько подробнее. Насколько субъективно наше восприятие? Можно ли протестировать свой слух? Сегодня вы узнаете самый простой способ выяснить, полностью ли ваш слух соответствует табличным значениям.

Известно, что среднестатистический человек способен воспринимать органами слуха акустические волны в диапазоне от 16 до 20 000 Гц (в зависимости от источника - 16 000 Гц). Этот диапазон и называется слышимым диапазоном.

20 Гц Гул, который только ощущается, но не слышится. Воспроизводится преимущественно топовыми аудиосистемами, так что в случае тишины виновата именно она
30 Гц Если не слышно, вероятнее всего, снова проблемы воспроизведения
40 Гц В бюджетных и среднеценовых колонках будет слышно. Но очень тихо
50 Гц Гул электрического тока. Должно быть слышно
60 Гц Слышимая (как и все до 100 Гц, скорее осязаемая за счёт переотражения от слухового канала) даже через самые дешёвые наушники и колонки
100 Гц Конец нижних частот. Начало диапазона прямой слышимости
200 Гц Средние частоты
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц Начало диапазона высоких частот
10 кГц Если эта частота не слышна, вероятны серьёзные проблемы со слухом. Необходима консультация врача
12 кГц Неспособность слышать эту частоту может говорить о начальной стадии тугоухости
15 кГц Звук, который не способна слышать часть людей после 60 лет
16 кГц В отличие от предыдущей, эту частоту не слышат почти все люди после 60 лет
17 кГц Частота является проблемной для многих уже в среднем возрасте
18 кГц Проблемы со слышимостью этой частоты - начало возрастных изменений слуха. Теперь ты взрослый. :)
19 кГц Предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц Эту частоту слышат только дети. Правда

»
Этого теста достаточно для приблизительной оценки, но если вы не слышите звуки выше 15 кГц, то стоит обратиться к врачу.

Обратите внимание, что проблема слышимости низких частот, скорее всего, связана с .

Чаще всего надпись на коробке в стиле «Воспроизводимый диапазон: 1–25 000 Гц» - это даже не маркетинг, а откровенная ложь со стороны производителя.

К сожалению, компании обязаны сертифицировать не все аудиосистемы, поэтому доказать, что это враньё, практически невозможно. Колонки или наушники, может быть, и воспроизводят граничные частоты… Вопрос в том, как и на какой громкости.

Проблемы со спектром выше 15 кГц - вполне обычное возрастное явление, с которым пользователи, скорее всего, столкнутся. А вот 20 кГц (те самые, за которые так борются аудиофилы) обычно слышат только дети до 8–10 лет.

Достаточно последовательно прослушать все файлы. Для более подробного исследования можно воспроизводить семплы, начиная с минимальной громкости, постепенно увеличивая её. Это позволит получить более корректный результат в том случае, если слух уже немного испорчен (напомним, что для восприятия некоторых частот необходимо превышение определённого порогового значения, которое как бы открывает, помогает слуховому аппарату слышать её).

А вы слышите весь частотный диапазон, который способен ?

Cтраница 1


Диапазон звуковых частот подразделяется на октавные полосы, характерные тем, что у них верхние частоты вдвое больше нижних граничных частот.  

Диапазон звуковых частот условно разделяют на три поддиапазона: нижние, верхние и средние частоты. К нижним относят частоты до 200 - 300 гц, к средним - частоты от 200 - 300 до 2 500 - 3000 гц и к верхним - частоты выше 2000 - 3000 гц. Наряду с этим применяют термины низшая частота и высшая частота, подразумевая при этом соответственно самую низкую и самую высокую частоты, воспринимаемые ухом или воспроизводимые тем или иным источником звука, например громкоговорителем.  

Диапазон звуковых частот, которые воспринимает человеческое ухо, - 16 - 20 000 Гц. Частоты ниже 16 - 20 Гц являются инфразвуковыми, а выше 10 000 Гц - ультразвуковыми.  

Поскольку диапазон звуковых частот является сравнительно узким, примерно от 50 гц до 10 кгц, то в качестве У.  

В диапазоне звуковых частот для измерения токов применяются также приборы детекторной системы.  

В диапазоне звуковых частот сопротивление варисторов чисто активное.  

В диапазоне звуковых частот внутреннее трение в металлах и сплавах в твердой фазе определяется главным образом гистерезисом. В этом случае коэффициент потерь не зависит от частоты.  

Опыт со струной.  

Числом октав оценивают диапазоны звуковых частот музыкальных инструментов, голоса людей, певчих птиц.  

Смеситель работает в диапазоне звуковых частот. На частотах свыше 500 кГц начинают сказываться межэлектродные емкости, которые уменьшают коэффициент передачи смесителя. На рис. 14.2, 6 приведена передаточная характеристика смесителя.  

Так как в диапазоне звуковых частот трудно осуществить перестаиваемый преселектор, то перенос спектра на более низкую частоту целесообразно применять только при измерении сигналов фиксированной частоты.  

Двухтактные усилители в диапазоне звуковых частот могут работать в классе А, АВ или В. Типичная схема такого усилителя представлена на фиг. Класс усиления определяется величиной смещения рабочей точки.  

Для работы в диапазоне звуковых частот нужны р-и-переходы с высоким значением Сбаргп. Этот параметр не зависит от площади р-я-перехода, так как емкость Сбар пропорциональна, а сопротивление гп обратно пропорционально пл щади / з-п-перехода. Для получения малых обратных токов на единицу площади р-п-перехода следует использовать полупроводники с широкой запрещенной зоной. Низкочастотные варикапы изготовляют из кремния.  

Применение LC-фильтров в диапазоне инфразвуковых и низших звуковых частот встречает трудности из-за увеличения габаритов и веса индуктивностей, а также из-за сложности экранирования от непосредственного воздействия внешних магнитных полей. Для уменьшения влияния этих факторов катушку индуктивности обычно выполняют на тороидальном сердечнике из магнитомягкого материала с относительно высокой магнитной проницаемостью и достаточно хорошей стабильностью. В табл. 2 - 1 приведены основные параметры отечественных марганец-цинковых ферритов, которые рекомендуются использовать в качестве сердечника индуктивности в диапазоне низких частот.  

"Область акустических колебаний, способных создавать ощущение звука при воздействии на орган слуха, ограничена по частоте. Для большинства людей от 18 до 25 лет, обладающих нормальным слухом, полоса частот колебаний, воспринимаемых в виде звука, лежит, с некоторыми отклонениями, в пределах между колебаниями с частотой 20 Гц (низшая граничная частота) и 20000 Гц (высшая граничная частота). Эту полосу частот принято называть звуковым диапазоном, а частоты, лежащие в его пределах - звуковыми частотами.

Колебания с частотами менее 20 Гц, называются инфразвуковыми, а колебания с частотами более 20000 Гц - ультразвуковыми: Эти частоты наш слух не воспринимает, однако, известно, что "инфразвук" оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние слушателя. К сожалению, инфразвуковые частоты, которые, как показали современные исследования, в составе колебаний музыки и речи присутствуют, воспроизвести с магнитофонных записей, по техническим причинам, невозможно.

Это не единственное и, пожалуй, не самое главное, но все же препятствие, не позволяющее достичь при прослушивании музыки, переданной через электроакустическую систему, того же эмоционального воздействия, какое испытывает слушатель в концертном зале.

Частота звуковых колебаний определяет высоту (тон) звука: самые медленные колебания воспринимаются как низкие, басовые ноты; самые быстрые - как высокие звуки, напоминающие, например, комариный писк. Следует заметить, что люди не одинаково хорошо слышат все частоты звукового диапазона. Так, с возрастом, верхняя граница слышимых частот значительно понижается. Звуковой диапазон частот определяет предельные возможности слуха человека, выявленные с помощью многочисленных исследований и усреднения результатов многих опытов, проведенных со слушателями различных возрастов и с разной тренировкой."- пишет Б.Я.Меерзон -"Акустические основы звукорежиссуры". Уч. изд. ГИТР

"Эквалайзер - устройство коррекции тембра сигнала, изменяющее амплитуды его частотных составляющих. Изначально эквалайзеры применялись чисто технически, для коррекции амплитудно-частотной характеристики неидеального звукового тракта. Однако вскоре они стали использоваться и творчески - для создания нужных тембров или аккуратного совмещения инструментов в фонограмме.

Основным параметром эквалайзера является амплитудно-частотная характеристика (АЧХ, частотная характеристика, frequency response). Она показывает, насколько эквалайзер усиливает или ослабляет те или иные частоты входного сигнала.


Наиболее распространенными типами частотных характеристик эквалайзеров являются «колокол» (bell), «полка» (shelf), обрезные НЧ- и ВЧ-фильтры (low-pass, high-pass), показанные на рис рисунке. (В отечественной литературе фильтром низких частот называется фильтр, пропускающий низкие частоты и подавляющий высокие частоты (low-pass). Аналогично с фильтром высоких частот (high-pass).)

По типу управления частотной характеристикой эквалайзеры делятся на параметрические и графические .

В параметрических эквалайзерах пользователь может выбирать одну из имеющихся форм АЧХ и задавать ее параметры: центральную частоту, коэффициент усиления и добротность.

Центральная частота - это частота центра «колокола» или частота, на которой происходит изгиб АЧХ (для «полок» и обрезных фильтров - это обычно точка уровня −3 дБ).

Коэффициент усиления для «колокола» задает усиление на центральной частоте, а для «полки» - в полосе усиления/подавления.

Добротность для эквалайзера типа «колокол» задает ширину усиливаемой или подавляемой полосы частот и определяется как отношение центральной частоты к ширине этой полосы, лежащей в пределах 3 дБ от коэффициента усиления на центральной частоте. Обозначается добротность обычно буквой Q. Аналогичная величина для «полок» и обрезных фильтров называется «крутизной спада» АЧХ и измеряется в децибелах на октаву. Увеличивая добротность, можно превратить фильтр-колокол в т.н. notch-фильтр, или режекторный фильтр, подавляющий конкретную частоту или очень узкую полосу частот. Комбинируя несколько эквалайзеров, можно получить более сложные формы АЧХ.


В графических эквалайзерах пользователь «рисует» требуемую АЧХ непосредственно на дисплее или с помощью набора регуляторов усиления на различных частотах.

Параграфические эквалайзеры - это гибрид параметрических и графических эквалайзеров. Они, как правило, позволяют управлять коэффициентами усиления с помощью ползунков (или в графическом виде на дисплее), но при этом имеют настройки добротности и центральной частоты для каждой полосы.

Большинство аналоговых эквалайзеров вносят в сигналы частотно-зависимый сдвиг по времени. Другими словами, различные частотные компоненты сигнала задерживаются на различное время. Как правило, это нежелательный эффект, т.к. если на вход поступает импульсный сигнал (резкий удар или щелчок), то и на выходе желательно получить импульс, не размазанный во времени.

Фазово-частотная характеристика (ФЧХ, фазовая характеристика, phase response) показывает, насколько меняется фаза сигнала при прохождении через эквалайзер.

Для большинства аналоговых эквалайзеров можно построить ФЧХ по известной АЧХ. При этом наибольшие изменения в ФЧХ происходят в местах быстрого изменения АЧХ. Это означает, что чем сильнее вмешательство в частотный диапазон, тем сильнее будут проявляться фазовые искажения - в обиходе часто говорят, что эквалайзер «крутит» фазу.

Частотными компенсаторами пользуются не только для речевой фонограммы. Их применяют также для корректи­ровки шумов, а в некоторых случаях - музыки.

Наличие в пультах перезаписи фильтров, резко отсе­кающих низкие и высокие частоты, позволяет корректиро­вать такие дефекты, как низкочастотные помехи, иногда ~ высокочастотный шум и др.

Включение в речевой канал фильтра, круто обрезающего низкие частоты (фильтр ВЧ), в ряде случаев облегчает сглаживание «разнобоя» речевой фонограммы в области низких частот.

Комбинация фильтра ВЧ с фильтром, подавляющим узкую полосу около 200 Гц, позволяет избавиться от не­приятной для слуха глухой бочковатости, свойственной небольшим ателье речевых озвучений.

Включение фильтра присутствия, приподнимающего частоты в области 2000-4000 Гц, сообщает голосам свое­образную рельефность, выделяя их на фоне других зву­ков. Сказывается, по-видимому, эффективность формант: усиление этих обертонов придает голосу серебристый от­тенок, силу и звонкость. Наибольшей чувствительностью слух обладает к частотам в области 2000-4000 Гц и если в голосе исполнителя формант, лежащих в этой полосе, побольше, то при одной и той же акустической энергии он будет выигрывать в звонкости и громкости.-

Иной раз чрезмерное обилие свистящих в первичной записи речи удается скорректировать фильтром, подавляю­щим узкую полосу частотной характеристики в области 3000 Гц. В то же время известны случаи, когда кажущееся обилие свистящих звуков, как это ни парадоксально, устра­нялось именно подъемом частотной характеристики ее стороны высоких.


Так или иначе, какие бы комбинации фильтров ни применялись, надо, чтобы речь звучала «остро», зубные или шипящие звуки были четкими и даже слегка подчеркнутыми; без этого речь в фильме может быть неразборчивой.

Режекторными фильтрами можно вырезать (подавить) очень узкий участок в различных местах частотной полосы и, не ухудшая практически общего качества звукопередачи, вы­править тем самым некоторые технические дефекты фонограмм.

Пример использования. По одной только громкости нельзя судить о расстоянии до источника звука. Так, голос на открытом воздухе и в негулких помещениях доходит до слушателей с потерей низких частот. Поэтому, ослабляя фильтрами низкие час­тоты, иногда можно добиться эффекта отдаленного звука, если в первичной фонограмме речь звучит близко. Также простое регулирование громкости не дает и полноценного впечатленияприближения или удаления оркестра. В естественных условиях меняется не толькоинтенсивность звучания, но также окраска и соотношение прямых и отраженных звуков. Вспомним эффект приближения ду­хового оркестра на улице, когда вначале слышны одни только басовые звуки (туба, большой барабан), и только вблизи становятся различимы инструменты высоких ре­гистров.

Многообразие цифровых эквалайзеров, как аппаратных, так и программных, показало, что параметрические и графические эквалайзеры не имеют существенного преимущества друг перед другом в качестве звучания - и в том, и в другом лагере попадаются удачные и неудачные модели. Определяющей составляющей качества эквалайзера является его управляемость, особенности алгоритмов и способность контроля параметров прибора: АЧХ, ФЧХ, импульсной характеристики."- написал А.Лукин. "Цифровые эквалайзеры ". "Звукорежиссёр"

Каждый музыкальный инструмент звучит в собственном диапазоне частот. Информация о звуковых границах инструмента помогает звукорежиссеру: делать сведение музыки намного проще, когда знаешь, в каком диапазоне звучит тот или иной инструмент.

Чтобы не гадать и не искать нужный диапазон, в 2012 году журнал «Sound On Sound» подготовил специальную таблицу частот популярных музыкальных инструментов. Так как эта шпаргалка создана для людей владеющих английским языком, редакция сайт перевела и адаптировала таблицу для российских музыкантов.

Таблица звуковых частот музыкальных инструментов от Sound On Sound

Таблица звуковых частот состоит из двух частей. Первая часть представляет собой диаграмму «Частоты инструментов» , в которой приведена информация о частотных диапазонах ряда распространенных музыкальных инструментов. Инструменты разделены на пять групп - человеческий голос, перкуссионные инструменты, гитара и бас, струнные, духовые. Дополнительно диаграмма отражает диапазоны звучания приведенных инструментов, для чего иллюстрация дополняется списком октав и названиями и частотой входящих в них звуков.

Таблица звуковых частот. Скриншот первой части.

Вторая часть - «Субъективный характер звука» - представляет собой таблицу, в которой приведены основные частоты для эквализации популярных музыкальных инструментов, а также даны сравнительные описания этих частот. Информация из таблицы наглядно показывает, как сделать звук популярных инструментов четче, резче, яснее или разборчивее.

При этом создатели отмечают, что не стремились создать исчерпывающее руководство по эквализации, а хотели создать наглядный гайд, который поможет музыкантам и звукорежиссерам при записи и сведении музыки.


Таблица звуковых частот. Скриншот.

Редакция сайт перевела и адаптировала тексты в таблице, а также внесла ряд поясняющих дополнений. Таблица звуковых частот распространяется в виде PDF-файла, который готов к печати в высоком разрешении. Документ содержит поля для отреза и другую полезную для типографов информацию. Отметим, что таблицу лучше печатать в формате А3, так как при печати на листе А4 теряется разборчивость содержания из-за обилия мелкого текста.

Краткая таблица звуковых частот от iZotope

Компания iZotope также создала собственную таблицу звуковых частот, но сделала ее намного компактнее. В отличие от обширной работы Sound On Sound, специалисты iZotope привели в собственной таблице данные только по самым популярным музыкальным инструментам: мужскому и женскому голосу, ударной установке и гитарам.

iZotope решили не перегружать музыкантов информацией, разделив инструменты на три группы: вокал, перкуссия и ладовые инструменты (самое необходимое по мнению авторов). Несмотря на меньшую информативность, мы также перевели таблицу.

В приведенном ниже архиве вы найдете таблицу в формате PDF. Документ легко читается, без проблем умещается на лист А4. Единственный минус, который мы нашли в оригинальном документе заключается в отсутствии полей для обреза и прочей полезной типографской информации. В любом случае, даже без этих данных, таблица не теряет своей полезности для музыкантов.

Если вы скачали таблицы, мы будем рады благодарности в виде репоста этой записи к себе в социальные сети или подписки на наш Телеграм-канал @samesound . Удачи в творчестве!

Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает со зрением. Казалось бы, что на долю слуха остаётся не так много, но на самом деле, человеческий орган слуха - это не только высокоспециализированный анализатор звуковых колебаний, но и очень мощное средство коммуникации. Врачей и физиков давно волновал вопрос: можно ли точно определить диапазон слуха человека в разных условиях, различается ли слух у мужчин и у женщин, есть ли «особо выдающиеся» рекордсмены, которые слышат недоступные звуки, или могут производить их? Попробуем подробнее ответить на эти и некоторые другие смежные вопросы.

Но перед тем, как понять, сколько герц слышит человеческое ухо, нужно разобраться с таким фундаментальным понятием как звук, и вообще, понять что именно измеряют в герцах.

Звуковые колебания - это уникальный способ передачи энергии без передачи материи, они представляют собой упругие колебания в какой-либо среде. Когда речь идет об обычной жизни человека, такой средой является воздух. Он содержат молекулы газов, которые могут передавать акустическую энергию. Эта энергия представляет чередование полос сжатия и растяжения плотности акустической среды. В абсолютном вакууме звуковые колебания передать невозможно.

Любой звук является физической волной, и содержит все необходимые волновые характеристики. Это частота, амплитуда, время затухания, если речь идет о затухающем свободном колебании. Рассмотрим это на простых примерах. Представим себе, например, звук открытой струны соль на скрипке при извлечении его смычком. Мы можем определить следующие характеристики:

  • тихий звук или громкий. Это не что иное, как амплитуда, или сила звука. Более громкому звуку соответствует большая амплитуда колебаний, а тихому звуку - меньшая. Звук, имеющий большую силу, можно услышать на более далеком расстоянии от места возникновения;
  • длительность звука. Это всем понятно, и каждый способен отличить раскаты барабанной дроби от протяженного звучания хоральной органной мелодии;
  • высота звука, или частота звукового колебания. Именно эта основополагающая характеристика и помогает нам отличать «пищащие» звуки от басового регистра. Если бы не было частоты звука, музыка было бы возможна только в виде ритма. Частота измеряется в герцах, а 1 герц равен одному колебанию в секунду;
  • тембр звука. Он зависит от примешивания акустических дополнительных колебаний – формант, но объяснить его простыми словами очень легко: даже с закрытыми глазами мы понимаем, что звучит именно скрипка, а не тромбон, даже если у них будут совершенно одинаковые вышеперечисленные характеристики.

Тембр звука можно сравнить с многочисленными вкусовыми оттенками. Всего у нас есть горький, сладкий, кислый и соленый вкус, но этими четырьмя характеристиками далеко не исчерпываются всевозможные вкусовые ощущения. То же самое происходит и с тембром.

Остановимся подробнее на высоте звука, поскольку именно от этой характеристики и зависит в наибольшей степени острота слуха и диапазон воспринимаемых акустических колебаний. Что же такое диапазон звуковых частот?

Диапазон слуха в идеальных условиях

Частоты, воспринимаемые человеческим ухом в лабораторных, или идеальных условиях, находятся в сравнительно широкой полосе от 16 Герц до 20000 Герц (20 кГц). Всё, что ниже и выше - человеческое ухо слышать не может. Речь идет об инфразвуке и ультразвуке. Что это такое?

Инфразвук

Его слышать нельзя, но тело может ощущать его, как работу большой басовой колонки – сабвуфера. Это -инфразвуковые колебания. Все прекрасно знают, если постоянно ослаблять басовую струну на гитаре, то, несмотря на продолжающиеся вибрации, звук исчезает. Но эти колебания можно по-прежнему ощущать кончиками пальцев, прикоснувшись к струне.

В инфразвуковом диапазоне работают многие внутренние органы человека: происходит сокращение кишечника, расширение и сужение сосудов, многие биохимические реакции. Очень сильный инфразвук может вызвать серьезное болезненное состояние, даже волны панического ужаса, на этом основано действие инфразвукового оружия.

Ультразвук

На противоположном участке спектра находятся очень высокие звуки. Если звук имеет частоту выше 20 килогерц, то он перестает «пищать» и становится неслышным для уха человека в принципе. Он становится ультразвуком. Ультразвук имеет большое применение в народном хозяйстве, на нём основана ультразвуковая диагностика. С помощью ультразвука ориентируются корабли в море, обходя айсберги и избегая мелководья. Благодаря ультразвуку специалисты находят пустоты в цельнометаллических конструкциях, например, в рельсах. Все видели, как по рельсам рабочие катят специальную дефектоскопическую тележку, генерирующую и принимающую высокочастотные акустические колебания. Ультразвуком пользуются летучие мыши, чтобы находить в темноте безошибочно дорогу, не натыкаясь на стенки пещер, киты и дельфины.

Известно, что с возрастом снижается способность к различению именно высоких звуков, и лучше всего слышать их могут дети. Современные исследования показывают, что уже в возрасте 9-10 лет у детей начинает постепенно уменьшаться диапазон слуха, а у пожилых людей слышимость высоких частот значительно хуже.

Чтобы услышать, как пожилые люди воспринимают музыку, нужно просто на многополосном эквалайзере в плеере вашего сотового телефона убавить один или два ряда высоких частот. Получившееся некомфортное «бубнение, как из бочки», и будет прекрасной иллюстрацией того, как вы сами будете слышать в возрасте после 70 лет.

В снижении слуха важную роль играет неправильное питание, употребление алкоголя и курения, откладывание холестериновых бляшек на стенках сосудов. Статистика ЛОР — врачей утверждает, что люди с первой группой крови чаще и быстрее приходят к тугоухости, чем остальные. Приближает тугоухость избыточный вес, эндокринная патология.

Диапазон слуха в обычных условиях

Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.

Диапазон слуха у мужчин и женщин

В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.

Но есть уникальные женщины по «генерации» звуков. Так, диапазон голоса перуанской певицы Имы Сумак (почти в пять октав) простирался от звука «си» большой октавы (123,5 Гц) до «ля» четвертой октавы (3520 Гц). Пример ее уникального вокала можно найти ниже.

При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.

Различные шкалы для указания диапазона слуха

Вначале мы говорили о том, что высота не является единственной характеристикой звука. Поэтому существуют различные шкалы, в соответствии с различными диапазонами. Звук, слышимый человеческим ухом, может быть, например, тихим и громким. Наиболее простая и приемлемая в клинической практике шкала громкости звука - та, которая измеряет звуковое давление, воспринимаемое барабанной перепонкой.

В основу этой шкалы положена наименьшая энергия колебания звука, которая способна трансформироваться в нервный импульс, и вызвать звуковое ощущение. Это - порог слухового восприятия. Чем порог восприятия ниже, чем чувствительность выше, и наоборот. Специалисты различают интенсивность звука, которая является физическим параметром, и громкость, который является субъективной величиной. Известно, что звук строго одной и той же интенсивности здоровый человек, и человек с тугоухостью воспримут как два разных звука, громче и тише.

Всем известно, как в кабинете ЛОР — врача пациент становится в угол, отворачивается, а врач из соседнего угла проверяет восприятие пациентом шепотной речи, произнося отдельные цифры. Это наиболее простой пример первичной диагностики тугоухости.

Известно, что еле уловимое дыхание другого человека составляет 10 децибел (дБ) интенсивности звукового давления, обычный разговор в домашней обстановке соответствует 50 дБ, вой пожарной сирены – 100 дБ, а взлетающий вблизи реактивный самолет, вблизи болевого порога — 120 децибел.

Может вызвать удивление, что вся огромная интенсивность звуковых колебаний укладывается на такой малой шкале, но это впечатление обманчиво. Это — логарифмическая шкала, и каждая последующая ступень в 10 раз интенсивнее, чем предыдущая. По такому же принципу построена шкала оценки интенсивности землетрясений, где всего 12 баллов.