Панчакарма в домашних условиях. Мой опыт лечения аюрведой в индии. Общие сведения о процедурах

ПАНЧАКАРМУ , как «генеральную уборку» в организме, желательно проводить регулярно даже здоровому человеку, предотвращая таким образом накопление шлаков и токсинов и обеспечивая себе здоровье и молодость на долгие годы. И чем старше человек, тем необходимость в регулярном очищении больше. Если это панчакарма, выполняемая профессионалами в аюрведическом центре, то вполне достаточно проводить ее один раз в год.

Если же у Вас нет возможности ежегодно посещать аюрведический центр, а только через несколько лет, то в эти годы желательно проводить панчакарму в домашних условиях + строго следовать системе по поддержанию конституционного типа в балансе, которой мы обучаем наших пациентов на аюрведической базовой консультации. Для определенных конституционных типов лучше вместо «домашней» панчакармы, проводить другие очистительные мероприятия в домашних условиях, о чем можно узнать также в ходе аюрведической базовой консультации. Тогда Вы сумеете поддержать себя в хорошей форме до следующей профессиональной панчакармы в аюрведическом центре.

«Домашняя» панчакарма, конечно, не настолько глубока и эффективна, как профессиональная панчакарма в аюрведическом центре. Однако даже панчакарма, проведенная в домашних условиях, оказывает явное очистительное воздействие на все органы и системы организма.

Проводить «домашнюю» панчакарму эффективнее всего в периоды смены сезонов (весна, осень) 2 раза в год.

Ниже проводится один из вариантов «домашней» панчакармы .

Первый этап – внутреннее промасливание. В течение 3-х дней следует принимать на голодный желудок утром по 50 г теплого жидкого гхи (сливочного топленого масла), запивая его горячей водой. Представителям конституционного типа Вата - с небольшим количеством (щепотка) каменной соли, Питта – без каких-либо добавок, Капха – с небольшим количеством (щепотка) смеси порошка имбиря, красного перца и черного перца в равных пропорциях. Принимать первую пищу можно не ранее, чем через 30 мин после приема гхи, так как до поступления новой пищи гхи должно полностью усвоиться в желудочно-кишечном тракте. Если Вы решительно не можете выпить разом 50 г жидкого масла, то принимайте по крайней мере по 2 столовые ложки теплого жидкого гхи 3 раза в день за 15 мин до еды или просто на голодный желудок. Посредством гхи осуществляется внутреннее промасливание, что обеспечивает выход амы (шлаков и токсинов) в желудочно-кишечный тракт. (Если Ваш анализ крови показывает повышение холестерина, сахара или триглицеридов, то вместо гхи следует принимать льняное масло, которое содержит жирные кислоты, снижающие показатели холестерина. Льняное масло следует принимать также 3 дня подряд по 2 столовые ложки не менее чем за 15 мин до еды 3 раза в день).

Второй этап – внешнее промасливание. (Если же у Вас недостаточно времени, то разрешается начать внешнее и внутреннее промасливание в один день, тогда время Вашей «домашней» панчакармы сократится от 10 до 7 дней). В течение следующих 7 дней ежедневно не менее чем через 2 часа после еды выполняется самомассаж теплым маслом. В течение 15-20 минут масло тщательно втирается в кожу всех частей тела, начиная от макушки головы и заканчивая пальцами ног. Лучше выполнять эту процедуру вечером перед сном. Для Вата используется кунжутное масло, для Питта – подсолнечное масло, для Капха – горчичное (или кукурузное) масло. Масло должно быть в обязательном порядке нерафинированное. В комнате, где проводится самомассаж должно быть очень тепло, чтобы тело не остывало.


После самомассажа следует принять либо горячий душ, либо горячую ванну. Смывать масло мылом или другим моющим средством не следует. После ванны или душа оботритесь полотенцем. На Вашей коже останется некоторое количество масла, оно необходимо для того, чтобы масло после массажа глубже впитывалось в ткани, обеспечивая эффективное внешнее промасливание.

В течение всех 7 дней перед сном, по крайней мере через 2 часа, а лучше больше, после ужина, следует принимать 1-2 чайные ложки трифала чурны . (Аюрведические препараты можно приобрести через многие существующие сейчас аюрведические интернет-магазины). Вы должны сами подобрать подходящую дозировку в соответствии с реакцией Вашего организма: на следующий день утром стул должен быть размягченным или жидковатым, но не слишком жидким, водянистым. Если стула утром не было, то через час после завтрака нужно принять еще одну порцию трифала чурны . Трифала чурну заливают стаканом или половиной стакана кипятка, перемешивают и оставляют настояться минут 15-20. Потом взбалтывают и выпивают вместе с осадком. Трифала чурна оказывает мягкий слабительный эффект, а также тонизирует и активизирует функции многих органов и систем организма.

Заключительный этап «домашней» панчакармы – очистительные клизмы, которые выполняются после ванны или душа в последние 3 из 7 дней . Для приготовления клизм используется аюрведический сбор дашмула . Для приготовления отвара 1 столовую ложку дашмулы помещают в 0,5 л кипящей воды и кипятят 5 минут. Далее отвар остужают до температуры тела или чуть выше, процеживают и используют для клизмы. В случае Вата-конституции для клизмы отвар дашмулы смешивают с 150 мл теплого кунжутного масла. (Если Вам не удалось найти дашмулу, используйте вместо нее смесь сухого имбиря, фенхеля и аира в равных пропорциях). Отвар следует удерживать в кишечнике как можно дольше, как минимум 20 мин. В некоторых случаях жидкость не выходит или почти не выходит обратно. Это не должно вызывать беспокойства. Так бывает обычно у людей Вата-типа, у которых толстый кишечник может быть очень сухим и обезвоженным.

Панчакарма, даже в домашних условиях, требует от организма много сил. Поэтому в эти дни нужно давать телу и уму достаточно отдыха и не допускать физических, эмоциональных и умственных перегрузок. Желательно предусмотреть, чтобы Ваш рабочий график был не слишком перенапряженным. Лучше всего, если Вы на этот период сможете освободиться от работы. После панчакармы приступать к работе тоже нужно постепенно, не допуская перегрузок в первые дни после окончания программы.

Также в течение всей программы рекомендуется соблюдать специальную очистительную вегетарианскую диету, которая состоит и блюда под названием кичри (или кичади) и травяного чая со специями (базилик, или тулси, чабрец, ромашка, мята, корень одуванчика, корень лопуха + имбирь, гвоздика, корица, кардамон, черный перец на Ваш выбор). Можно также употреблять мед, лучше старый засахаренный. В течение дня Вы должны есть столько раз, сколько у Вас возникает голод. Голодать во время программы не рекомендуется. По окончании программы в первый день следует есть только кичри , приготовленное вместе с овощами, а начиная со второго дня переходить к диете, рекомендованной для Вашего конституционного типа.

Рецепт кичри (или кичади) :

Вам потребуются рис (лучше басмати) и маш (бобовый, который обычно можно купить на рынках в палатках, где продают сухофрукты и орехи, т.к. растет он в южных республиках бывшего СССР) в равной пропорции. А также специи – небольшое количество куркумы, кориандра, кумина, имбиря и горчичного семени, или порошка. Можно добавить каменной соли. Маш для улучшения усвоения следует замочить на ночь в холодной воде, утром воду слить и готовить в чистой воде. (Если Вы покупаете лущеный, или желтый, маш, который жители Москвы могут приобрести в магазине «Индийские специи», то его замачивать не надо).

Для приготовления блюда хорошо использовать скороварку (достаточно одного свистка и кичри готово). Можно также варить в обычной кастрюле. Кладем маш, рис, специи, соль в кастрюлю, заливаем водой (чем больше воды, тем более жидким получится блюдо; вы можете выбрать любую консистенцию - от супа до рассыпчатой каши), доводим до кипения, кипятим 5 мин без крышки, периодически помешивая. Уменьшаем огонь, накрываем крышкой, оставляя маленькую щель и варим еще 25-30 мин, пока рис и маш не станут мягкими. Перед подачей на стол в тарелку добавляют 2 столовые ложки гхи (сливочного топленого масла).


Также следует отметить некоторые ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ .

Во-первых, панчакарма даже в облегченном варианте оказывает мощное воздействие на организм. Если Вы ощущаете слабость, истощение, у Вас мало сил, то лучше не использовать этот метод. Этот метод для тех, кто достаточно крепок.

Во-вторых, во время беременности панчакарму, также как и другие виды очищения, проводить нельзя.

В-третьих, одновременно с оттоком токсинов на физическом уровне, могут начать оттекать «психические токсины». В поверхностный слой сознания могут начать подниматься подавленные ранее негативные воспоминания и эмоции, такие как злоба, страх, печаль и др. Это весьма благоприятная часть процесса очищения. Таким образом человек избавляется от вытесненных в подсознание психических блоков, которые во многих случаях становятся глубинными причинами болезней и душевных страданий. Если с Вами начнут происходить такие процессы, то их надо принять как позитивную часть процесса очищения. Рекомендуется пить успокаивающие травяные чаи + использовать любой привычный для Вас метод медитации. Эмоциональный сброс может случиться даже через несколько недель или месяцев после окончания «домашней» панчакармы.

Легче оставаться здоровым, чем лечить болезнь, особенно если она уже достигла поздних стадий. Поэтому в аюрведической медицине постоянно делается акцент на профилактике. В этой статье мы рассмотрим основные методы, рекомендуемые в Аюрведе для поддержания здоровья.

Осознавание

Ключом к сохранению здоровья является осознавание. Если вы знаете свою конституцию и можете оставаться бдительным к тому, как ваши тело, ум и эмоции реагируют на перемены в окружающей среде и во всех аспектах взаимодействия с ней, например в питании, вы сможете адекватно реагировать на них, чтобы оставаться в добром здравии.

Причина является скрытым следствием, а следствие – проявленной причиной, подобно тому как семя содержит в себе потенциал дерева. Если у человека с капха-конституцией в весенний сезон регулярно возникают связанные с капхой проблемы, например сенная лихорадка, простуда, гайморит, застойные явления, увеличение веса и т.д., то ему необходимо обратить внимание на свою диету и исключить из нее пищу, порождающую капху: пшеницу, арбузы, огурцы, йогурт, сыр, конфеты, мороженое и холодные напитки (у людей капха-конституции охлажденная пища склонна вызывать застойные явления) и т.д.

Чтобы сохранять здоровье, достаточно знать причины заболевания, понимать, что «подобное увеличивает подобное», а «противоположности уравновешивают друг друга», и корректировать отклонения в самом их начале с помощью постоянного осознавания своего поведения.

Если я живу осознанно, то, например, смогу заметить, что когда 2 недели назад я съел йогурт, у меня затем были застойные явления и развилась простуда. Потом я поправился и несколько дней чувствовал себя хорошо. Когда мне снова попадется йогурт, разум моего тела напомнит мне: «Когда ты последний раз ел йогурт, ты заболел!» Если я прислушаюсь к своему телу, то услышу: «Я не хочу йогурта!».

Прислушиваться к мудрости тела, к интеллекту тела – значит быть осознающим, и это один из самых эффективных методов предотвращения заболеваний.

Развитие осознавания для раннего распознания нарушающих равновесие факторов является первым и необходимым шагом к сохранению здоровья. Второй шаг состоит в принятии корректирующих мер, то есть в совершении определенных действий.

Принятие корректирующих мер

Вы не можете управлять погодой, но можете одеваться так, чтобы холодный ветер, дождь или летняя жара не возбуждали доши. Перемены погоды являются потенциальной причиной нарушения равновесия дош. Ветреная, холодная, сухая погода будет возбуждать вату; жаркая и влажная – питту; холодная, облачная и сырая – капху. Коль скоро вы обладаете знанием и пониманием, пора предпринимать действия – надеть шляпу, шарф, теплое пальто; избегать прямых солнечных лучей и т.д.

Факторы, стремящиеся нарушить равновесие, постоянно воздействуют как изнутри, так и извне. Меняется погода, меняется наше непосредственное окружение, меняются мысли и чувства, приходят и уходят стрессовые ситуации. В ответ на эти перемены мы должны адекватно действовать. Как сказано в Бхагавад-гите : «Умение совершать правильные действия называется Йогой» .

Приходится быть весьма сообразительным, чтобы, зная свою прошлую историю, извлекать из нее уроки. Например, когда я ем горох, у меня обычно расстраивается живот, так что и сейчас мне нежелательно его есть. Однако, если кроме гороха есть больше нечего, мне следует добавить к нему молотого кумина, гхи и немного горчичного семени, и тогда он станет вполне съедобен для меня. Влажное гхи и согревающие специи скорректируют ватогенные свойства гороха.

Существенную часть раздела Аюрведы о приготовлении лекарств составляет искусство приготовления пищи, поскольку пища рассматривается как одно из лекарственных средств. Добавление специй изменяет свойства пищи и способно сделать «запрещенную» пищу, которая провоцирует нарушение равновесия, вполне приемлемой. Например, некоторые люди чувствительны к картофелю. От картофеля у них образуются газы и появляется легкая ломота и боль в мышцах и суставах. Однако, если приготовить картофель с гхи и небольшим количеством куркумы, горчичного семени, молотого кумина и кориандра, это смягчит возбуждающее вату качество картофеля, и организму будет легче переварить его. Таким образом, если принять меры для коррекции причины, то реакция организма будет иной, и данный фактор не будет иметь неблагоприятных следствий.

Этот принцип в равной мере применим и к психическим факторам. Предположим, что просмотр фильмов со сценами насилия выводит вас из душевного равновесия, и в результате вам снятся кошмары. Если вы заметите, что образы насилия нарушают равновесие ваших дош, вызывая тревогу и страх, то в следующий раз, когда вам «подворачивается случай» посмотреть кино со сценами насилия, вы можете осознанно отказаться от этого.

Вышесказанное основывается на той же центральной идее – осознавании, выяснении для себя вопроса: «Что со мной происходит в этой ситуации? Что я знаю? Что я могу сделать?»

Восстановление равновесия

Первый шаг в поддержании здоровья – развитие осознавания потенциальных причин болезни. Второй шаг – принятие мер для их коррекции. Следующий шаг – это восстановление равновесия, если оно все же нарушается. Основным методом, используемым для этой цели, является применение противоположных качеств.

Если вы замерзли, съешьте немного горячего супа или выпейте чего-нибудь теплого. Если вы взволнованны или расстроены (быть может, вопреки своему здравому смыслу вы все же посмотрели фильм со сценами насилия), сядьте и немного позанимайтесь медитацией, чтобы успокоить свои эмоции и ум. Если вашу питту спровоцировали и вас обуревает гнев, поплавайте в прохладной воде или съешьте какой-нибудь сладкий охлаждающий фрукт.

Этот принцип выглядит простым и очевидным, но в повседневной жизни о нем нелегко вспомнить. Однако он является очень мощным и действенным. Применяя его, вы со временем обнаружите, что способны быстро и без особых усилий восстанавливать умственное и физическое равновесие.

Методы очищения

Теперь следует рассмотреть еще один способ исцеления. Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?

Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.

Возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в ядовитую липкую субстанцию, называемую ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т.д., засоряет ткани и вызывает заболевание.

Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.

Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболевания, нужно помочь телу избавиться от ядов.

Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является состоящая из 5-ти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»). Программы панчакармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.

Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого гхи (топленого сливочного масла). Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.

«Внутреннее промасливание» проводится в течение 3-5 дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.

За этим следуют «внешнее промасливание» (снехана ) и пропотевание (сведана ). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, который помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.

После 3-7 дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих 5-ти процедур (карма):

  • Лечебная рвота (вамана ) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
  • Слабительные средства (виречана ), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
  • Лекарственные клизмы (басти ), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
  • Введение лекарств через нос (насья ). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
  • Очищение крови (ракта мокша ), которое традиционно осуществляется 2-мя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в США, например, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.
  • Панчакарма – не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана ), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.

    Важное примечание: панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения.

    Очищение в домашних условиях

    И для периодической профилактики (с целью предотвращения накопления амы), и для лечения нарушений здоровья панчакарма является превосходным средством. Но если у вас нет возможности пройти панчакарму в аюрведической клинике под наблюдением опытного врача, вы можете выполнить упрощенную программу очищения в домашних условиях.

    Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания. 3 дня подряд принимайте с утра по 50 г подогретого жидкого гхи. Если у вас вата-конституция, принимайте гхи с щепоткой каменной соли; при питта-конституции принимайте гхи без добавок. Людям с капха-конституцией следует добавлять к гхи щепотку трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали).

    Гхи обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт.

    После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию». В течение последующих 5-7 дней наносите на тело 200-250 мл подогретого (но не горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног. Для людей вата-конституции лучше всего подходит тяжелое и согревающее кунжутное масло, людям питта-конституции следует использовать менее согревающее подсолнечное масло, а при капха-конституции наилучшие результаты дает кукурузное масло. Масляный массаж проводится в течение 15-20 минут.

    После этого примите горячую ванну или горячий душ. Затем вымойтесь каким-нибудь аюрведическим травяным мылом. Старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже остается некоторое его количество.

    В классических текстах по Аюрведе, чтобы смыть масло, рекомендуется растирать кожу мукой из нута. Это очень хороший способ, однако имейте в виду, что масло, мука и горячая вода, соединяясь, образуют набухающую массу, которая может засорить канализацию. Чтобы этого избежать, промывайте сливную трубу дополнительным количеством горячей воды сразу после того, как закончите мыться. Вместо нута можно использовать размолотый в кофемолке ячмень, овес, горох и другие крупы, которые не содержат клейковины и которые можно легко вычесать из волос. Главное здесь – удалить избыток масла. Обычное мыло не подходит, так как содержащиеся в нем химикаты, соединяясь с остатками масла, засоряют кожные поры.

    Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте от 1/2 до 1 ч. л. трипхалы. Добавьте к трипхале примерно полчашки кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее. Наряду с многими целебными и питательными свойствами трипхала обладает мягким, но эффективным слабительным действием. Такое ее применение обеспечит очищение, сходное с обычной виречаной, но в более мягкой форме.

    В завершение домашнего очищения последние 3 дня после смывания масла делайте лекарственные клизмы (басти). Для клизмы используйте отвар дашамула (если у вас нет возможности достать состав дашамула, используйте для очищения обычную чистую воду). Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 ст. л. травяной смеси дашамула в 0,5 л. воды в течение 5 минут. Полученный отвар остудите, процедите и используйте для клизмы. Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно принадлежащих к вата-типу, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.

    Описанные здесь снехана («внутреннее и внешнее промасливание»), сведана (пропотевание в ванне или душе) и виречана (очистка) с использованием трипхалы, за которыми следует басти (клизмы) из отвара дашамула, составляют упрощенную разновидность панчакармы, которую вы можете проводить самостоятельно в домашних условиях.

    В течение всего этого времени важно достаточно отдыхать и соблюдать легкую диету. С четвертого по восьмой день от начала программы очищения ешьте только кичади (рис басмати и лущеный маш, взятые в равных количествах и приготовленные с кумином, горчичным семенем и кориандром, с добавлением примерно 2 ст. л. гхи). Кичади – это питательная и сбалансированная пища с хорошим сочетанием белков. Она легко переваривается, полезна для всех трех дош и оказывает очищающее действие. Проводить очищение лучше во время смены сезонов. Регулярно проводя очищение, вы начнете испытывать огромную перемену в своих мыслях и чувствах и все больше будете любить свою жизнь. Примите на себя ответственность за собственное здоровье.

    Следует ли вам использовать гхи?
    Применение гхи душ «внутреннего промасливания» рекомендуется большинству людей. Однако тем, у кого повышено содержание холестерина, триглицеридов и сахара в крови, не следует использовать гхи. Поэтому, прежде чем начинать домашнее лечение, обратитесь к врачу для проведения биохимического анализа крови с тем, чтобы определить значение этих показателей.

    Если эти показатели у вас в пределах нормы, то вы можете использовать гхи. Если же они выше нормы, используйте вместо гхи льняное масло. Оно содержит жирные кислоты, снижающие уровень холестерина.

    Льняное масло следует принимать по 2 ст. л. 3 раза в день за 15 минут до еды в течение 3-х дней.

    3 предостережения относительно проведения панчакармы в домашних условиях
    Панчакарма даже в упрощенном виде оказывает мощное действие, и ее следует проводить лишь тем, кто имеет достаточно сил. Если у вас малокровие, если вы чувствуете себя слабым и истощенным, то даже этот упрощенный метод очищения – не для вас.

    Нельзя проводить панчакарму при беременности.

    Одним из результатов панчакармы, даже в мягком домашнем варианте, является то, что глубокие соединительные ткани могут наряду с амой и избыточными дошами начать высвобождать не нашедшие выхода прошлые эмоции, такие как скорбь, печаль, страх или гнев. Если такое произойдет, приготовьте себе немного «чая безмятежности» и помедитируйте, используя или любой другой знакомый вам метод. Имейте в виду, что высвобождение эмоций может произойти спустя несколько недель или даже месяцев после того, как вы завершили домашнюю панчакарму.

    Расписание домашней панчакармы

    Омоложение и перестройка

    Цель панчакармы – не просто оздоровление, а такое очищение и укрепление тела, чтобы предотвратить развитие болезней в будущем и прожить долгую жизнь. В этом отношении панчакарму можно рассматривать как предварительную подготовку к омоложению. Панчакарму можно образно сравнить со стиркой, а омоложение – с крашением. Если вы захотели покрасить рубашку, вы не сможете сделать это качественно, пока она грязная. Сначала вы стираете ее, а потом уже красите.

    Аюрведические омолаживающие средства – расаяны – приносят обновление и долголетие клеткам тела, а когда клетки живут дольше, то и человек живет дольше. Расаяны дают силу, жизненность и долголетие, повышают тонус, увеличивают энергию и укрепляют иммунитет. Все виды агни в организме становятся более сильными и здоровыми, и потому здоровье в целом улучшается.

    Для вата-индивидов прекрасный омолаживающий тоник – растение ашваганда. Принимайте 1 ч. л. ашваганды в чашке горячего молока 2 раза в день утром и вечером. Для питта-индивидов отличное омолаживающее средство – шатавари. Принимайте его по 1 ч. л. 2 раза в день в чашке теплого молока. Люди капха-типа могут использовать боэргавию по 1 ч. л. в чашке теплой воды 2 раза в день.

    Вы также можете использовать препараты из трав, обладающих тонизирующим действием, например чаванпраш.

    Чтобы сделать процесс омоложения более эффективным, уделите какое-то время для укрепления своих сил. Независимо от того, имеются ли в вашем распоряжении выходные дни, неделя, месяц или даже больше, целенаправленно используйте это время для отдыха, расслабления и перенастройки тела, ума и духа. Вот несколько советов:

  • побольше отдыхайте;
  • воздержитесь от секса, чтобы не растрачивать свою жизненную энергию;
  • питайтесь осмотрительно, особенно тщательно придерживаясь рекомендаций для вашей конституции;
  • регулярно медитируйте и занимайтесь Йогой.
  • Самоуважение

    Самоуважение играет большую роль в исцелении. Поскольку ум и тело связаны друг с другом, наше чувство собственного достоинства – это чувство собственного достоинства наших клеток. Согласно Аюрведе, каждая клетка представляет собой центр разума и осознавания. Каждая клетка имеет самоощущение и стремится к выживанию. Именно самоощущение клетки обеспечивает поддержание ее формы и размера. Чувства собственного достоинства, уверенности в себе и самоуважения укрепляют клеточный разум, который необходим для правильного функционирования клетки и сильного иммунитета.

    Хотя современная наука только теперь начинает признавать важность связи между умом и телом, это знание было составной частью Аюрведы на протяжении пяти тысячелетий. Такие феномены, как самоощущение, отношение к окружающему, суждения и чувства, осуществляются как в психической сфере, так и в теле и имеют свои следствия. Самоуважение оказывает укрепляющее действие на клетки и на все аспекты нашего тела. Недостаток самоуважения и любви к себе может быть пагубным.

    Рак – один из примеров этого недостатка. Раковые клетки теряют связь с разумом тела и растут отдельно от него. Они неправильные, сильные и обладают изолированным эгоистичным самоощущением, которое вступает в противоречие с жизнью нормальных, здоровых клеток. Когда случается рак, происходит как бы война между раковыми и нормальными клетками. Если здоровые клетки проявляют достаточно уважения к себе и своей среде обитания, они способны побеждать и убивать раковые клетки. Но если у нас не хватает самоуважения, то раковые клетки будут побеждать и покорять здоровые клетки.

    Таким образом, самоуважение необходимо для иммунитета. Если вы полюбите себя таким, какой вы есть, у вас появятся силы противостоять болезни.

    Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания. Три дня подряд принимайте с утра по 50 г подогретого жидкого гхи (топленого сливочного масла). Если у вас вата-конституция, принимайте ги с щепоткой каменной соли; при питта-конституции принимайте ги без добавок. Людям с капха-конституцией следует добавлять к гхи щепотку трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали).

    Гхи обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт.

    После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию» . В течение последующих пяти-семи дней наносите на тело 200 — 250 мл подогретого (но не горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног. Для людей вата-конституции лучше всего подходит тяжелое и согревающее кунжутное масло, людям питта-конституции следует использовать менее согревающее подсолнечное масло, а при капха-конституции наилучшие результаты дает кукурузное масло. Масляный массаж проводится в течение пятнадцати-двадцати минут.

    После этого примите горячую ванну или горячий душ. Старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже остается некоторое его количество.

    В классических текстах по Аюрведе, чтобы смыть масло, рекомендуется растирать кожу мукой из нута или овсяной мукой . Это очень хороший способ, однако имейте в виду, что масло, мука и горячая вода, соединяясь, образуют набухающую массу, которая может засорить канализацию. Чтобы этого избежать, промывайте сливную трубу дополнительным количеством горячей воды сразу после того, как закончите мыться.

    Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте по 1 чайной ложки трипхалы (средство, состоящее из трех трав, издревле используемых в аюрведе: амалаки, бибхитаки и харитаки). Добавьте к трипхале примерно полчашки кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее. Наряду с многими целебными и пита-тельными свойствами трипхала обладает мягким, но эффективным слабительным действием. Такое ее применение обеспечит очищение, сходное с обычной виречаной, но в более мягкой форме.

    В завершение домашнего очищения последние три дня после смывания масла делайте лекарственные клизмы (басти) . Для клизмы используйте отвар дашамула (это классический Аюрведический состав десяти корней. Эти корни растений объединены в один Аюрведический препарат не случайно. Каждый корень направлен на нормализацию функции определенного эндокринного органа. Совместно эти десять корней, благодаря богатому содержанию в них ситостеринов и глюкозидов, нормализуют состояние всей нейроэндокринной системы.).

    Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 столовую ложку травяной смеси дашамула в 0,5 л воды в течение 5 минут. Полученный отвар остудите, процедите, добавьте 200 мл кунжутного масла, все перемешайте и используйте этот состав для клизмы. Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно принадлежащих к вата-типу, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.
    Вместо 1 столовой ложки дашамулы можно взять в равной пропорции: 1/4 столовой ложки- семена фенхеля; корень аира, солодка; порошок имбиря, плюс 1 чайная ложка соли (варить также как и дашамулу)

    Описанные здесь снехана («внутреннее и внешнее промасливание»), сведана (пропотевание в ванне или душе) и виреча
    разновидность панчакармы, которую вы можете проводить самостоятельно в домашних условиях.

    В течение всего этого времени важно достаточно отдыхать и соблюдать легкую диету . С четвертого по восьмой день от начала программы очищения ешьте только кичари (рис басмати и лущеный маш, взятые в равных количествах и приготовленные с кумином, горчичным семенем и кориандром, с добавлением примерно двух столовых ложек ги). Кичари — это питательная и сбалансированная пища с хорошим сочетанием белков. Она легко переваривается, полезна для всех трех дош и оказывает очищающее действие. Проводить очищение лучше во время смены сезонов. Регулярно проводя очищение, вы начнете испытывать огромную перемену в своих мыслях и чувствах и все больше будете любить свою жизнь. Примите на себя ответственность за собственное здоровье.

    Следует ли вам использовать гхи?

    Применение гхи для «внутреннего промасливания» рекомендуется большинству людей. Однако тем, у кого повышено содержание холестерина, триглицеридов и сахара в крови, не следует использовать ги. Поэтому, прежде чем начинать домашнее лечение, обратитесь к врачу для проведения биохимического анализа крови с тем, чтобы определить значение этих показателей.

    Если эти показатели у вас в пределах нормы, то вы можете использовать ги. Если же они выше нормы, используйте вместо ги льняное масло . Оно содержит жирные кислоты, снижающие уровень холестерина. Льняное масло следует принимать по 2 столовые ложки три раза в день за 15 минут до еды в течение трех дней.

    Три предостережения относительно проведения панчакармы в домашних условиях :

    Панчакарма даже в упрощенном виде оказывает мощное действие, и ее следует проводить лишь тем, кто имеет достаточно сил. Если у вас малокровие, если вы чувствуете себя слабым и истощенным, то даже этот упрощенный метод очищения — не для вас.

    Нельзя проводить панчакарму при беременности.

    Одним из результатов панчакармы, даже в мягком домашнем варианте, является то, что глубокие соединительные ткани могут наряду с амой и избыточными дошами начать высвобождать не нашедшие выхода прошлые эмоции, такие как скорбь, печаль, страх или гнев.

    Здравствуйте. Обращаюсь к людям, которым надоело портить свой организм голодными диетами и разрушать свою нервную систему постоянными срывами. Давайте попробуем вместе со мной провести очистительный курс. Заключантся он в следующем:
    Панчакарма хороша как для периодической профилактики (с целью предотвращения накопления амы), так и для лечения нарушений здоровья. Лучше всего проходить панчакарму в аюрведическом центре под наблюдением опытного специалиста. Но если у вас нет такой возможности, вы можете выполнить упрощенную программу очищения в домашних условиях.
    Проводить очищение лучше по время смены сезонов (весна, осень) 2 раза, или по крайней мере 1 раз, в год.
    Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания. 3 дня подряд принимайте с утра на голодный желудок по 50 г подогретого жидкого ги (топленого масла). Вата-конституция – с щепоткой каменной соли, питта-конституция – без добавок, капха-конституция – с щепоткой трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали). Если у Вас двудошевый или трехдошевый конституционный тип, то смешайте соответствующие добавки. (Если такое количество масло Вам очень трудно принять за один раз, то принимайте по две столовые ложки масла три раза в день в промежутках между едой). Принимайте первую пищу по меньшей мере через 30 мин после принятия ги. Ги обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт. (Если у вас повышено содержание холестерина, триглицеридов и сахара в крови, используйте вместо ги льняное масло. Онo содержит жирные кислоты, снижающие уровень холестерина. Льняное масло принимайте по 2 столовые ложки 3 раза в день за 15 мин до еды в течение 3 дней.)
    После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию». (Однако если вы ограничены во времени, то можно начинать внутреннее и внешнее промасливание одновременно в один и тот же день. Это будет немного тяжелее для организма, но, в то же время, более эффективно. В случае, если вы начали внутреннее промасливание раньше, вся программа займет 10 дней. Если вы начали внутреннее и внешнее промасливание одновременно, вся программа займет 7 дней.) В течение последующих 7 дней лучше вечером, но, в любом случае, по меньшей мере через 2 часа после еды, наносите на тело 200-250 мл подогретого (но не очень горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног. Для вата-конституции – кунжутное масло, для питта-конституции – подсолнечное масло, для капха конституции – горчичное (или кукурузное) масло. Если у Вас двудошевый или трехдошевый конституционный тип, то смешайте соответствующие масла в нужной пропорции. Если у Вас одна из дош находится в дисбалансе, то нужно брать больше масла для данной доши. Масляный массаж проводится в течение 15-20 минут.
    После этого примите горячую ванну или горячий душ. Если после ванны/душа на коже осталось очень много масла, вымойтесь каким-либо вегетарианским травяным мылом. Лучше всего просто промокнуться полотенцем, оставив на коже больше масла. В любом случае старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже останется некоторое его количество.
    Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте 0,5 - 2 чайные ложки трипхалы. Отрегулируйте дозировку в соответствии с вашей индивидуальной реакцией: ваш стул утром следующего дня должен быть очень мягким или жидковатым, но не очень жидким, как вода. Если у вас нет стула на следующее утро, примите через час после первой еды еще одну порцию трипхалы. Процедура приготовленя трипхалы следующая. Добавьте к трипхале стакан кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее вместе с осадком. Наряду со многими целебными и питательными свойствами, трипхала обладает мягким, но эффективным слабительным действием.
    В завершение домашнего очищения последние 3 из 7 дней после ванны/душа делайте лекарственные клизмы. Для клизмы используйте отвар дашмула. (Дашмула – лучший вариант. Если Вы не можете приобрести дашмулу, можно использовать смесь аира, фенхеля и имбиря). Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 столовую ложку дашмулы в 0,5 л воды в течение 5 мин. Полученный отвар остудите, процедите и используйте для клизмы. Для вата-конституции или для любой конституции в случае запора добавьте в отвар чайную ложку каменной соли и 150 мл теплого кунжутного масла. Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно вата-конституции, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.
    ВАЖНО в течение всей очистительной программы достаточно отдыхать и не допускать физических, психических и умственных перенапряжений. Лучше проводить программу в период, когда вы свободны от работы. После окончания программы вступайте в трудовую жизнь постепенно, не допуская чрезмерной нагрузки в первые дни после программы.
    Также очень важно в течение всей программы соблюдать легкую диету. С 4-го по 9-ый день (или с 1-го по 7-ой, если вы начали внешнее и внутреннее промасливание одновременно) ешьте только кичри и пейте согревающий травяной чай (типа чаев, рекомендованных при простудных заболеваниях). Если вы чувствуете необходимость в сладком вкусе, добавляйте в чай очень немного меда. Вы ни в коем случае не должны голодать во время программы, поэтому ешьте кичри до сытости столько раз в день, сколько вы привыкли есть. В первый день после окончания программы ешьте только кичри с приготовленными на пару овощами и пейте тот же чай. На второй день можете постепенно переходить к диете, обычной для вашей конституции.
    Рецепт кичри:
    Возьмите в равных количествах рис (лучше басмати) и маш (желтый или зеленый) + небольшое количество кумина, горчичного семени, кориандра, куркумы и имбиря. Можно также добавить чуть-чуть соли, если вы не можете без нее обойтись. (Если у вас нет маша, его можно заменить шлифованным целым горохом, в котором сохранен зародыш. Замочите горох на ночь или больше, пока он не начнет прорастать, затем тщательно промойте.) Несколько раз промойте рис и бобовые в большом количестве воды. Если у вас есть время, замочите бобовые на несколько часов, это улучшит их усвояемость.
    Положите рис, бобовые и специи (а также соль) в кастрюлю, залейте горячей водой, доведите до кипения и кипятите 5 мин без крышки, время от времени помешивая.
    Уменьшите огонь, накройте кастрюлю крышкой, оставив небольшую щель, и варите еще примерно 25-30 мин до мягкости. Блюдо по консистенции должно быть как густая каша. Перед употреблением положите в тарелку 2 столовые ложки ги.
    Для приготовления кичри также можно использовать скороварку.
    ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
    Панчакарма даже в упрощенном виде оказывает мощное действие, и ее следует проводить лишь тем, кто имеет достаточно сил. Если у вас малокровие, если вы чувствуете себя слабым и истощенным, то даже этот упрощенный метод очищения не для вас.
    Нельзя проводить панчакарму при беременности.
    Одним из результатов панчакармы является то, что глубокие соединительные ткани могут наряду с амой и избыточными дошами начать высвобождать не нашедшие выхода прошлые эмоции, такие как скорбь, печаль, страх или гнев. Это хорошие симптомы, так как таким образом вы избавляетесь от подавленных эмоций, забитых в подсознание, которые зачастую становятся причинами различных заболеваний и душевного дискомфорта. Если такое произойдет, пейте успокаивающие травяные чаи и/или медитируйте, используя любой известный вам метод медитации. Высвобождение эмоций может произойти спустя несколько недель или даже месяцев после завершения домашней панчакармы

    После новогодних праздников мой вес достиг критической отметки, сведя на нет все усилия конца года: курс гомеопатии, обертывания, фитнес и кефирную диету. Я много слышала о чудесах, которые происходят с организмом после новой индийской программы очищения. А мне, судя по всему, помочь могло только чудо.

    Панчакарма - это древнейшая индийская техника очищения и омоложения тела, души и ума. На санскрите «панча» означает «пять», а «карма» - «действие». Как следует из названия, при панчакарме поэтапно применяется пять основных аюрведических методик.

    Индийские врачи рекомендуют на время панчакармы отрешиться от мирской суеты, но для меня это было нереально. Тем более что специалисты центра восстановительной медицины, йоги и аюрведы «Керала» разработали свой вариант программы для таких шальных горожанок, как я. Но вместо двух недель, которые обычно занимает панчакарма в Индии, моя программа очищения была растянута на без малого четыре.

    Подготовка к панчакарме

    Доктор Мохаммед Али оказался очень обходительным, улыбчивым и прекрасно говорил по-русски. Он долго вслушивался в мой пульс, вглядывался в глаза, мял живот, постукивал по костям и совершал еще массу одному ему понятных манипуляций.

    После чего сказал, что панчакарма мне просто необходима, и предложил начать прямо на следующий день. Доктор объяснил, что пять дней по утрам ко мне домой будет приезжать медсестра и готовить масляный препарат (под названием «спан») с травами, прописанными им.

    Пить спан нужно натощак. Доза будет ежедневно расти. В обед разрешается плошка риса на воде, на ужин - некрахмалистые овощи. Затем два дня массаж и распаривание, а после - день приема слабительных средств. Каждый день я должна созваниваться с доктором для контроля. Я вышла из центра немного ошарашенная. Но отступать было некуда.

    Первые этапы программы

    Утром ко мне приехала милейшая медсестра. Долго колдовала на кухне. Попросила приготовить теплую воду, нарезать лимон. Выбрала самую темную из моих кружек (масло не любит свет). Налила в нее препарат. Попросила открыть окно, провести лимоном по губам, вдохнуть...

    Я так и не поняла, к чему были такие сложные манипуляции: масло было вполне нормальным на вкус. Тем более что его можно было запить водой. Напоминало топленое молоко, пахло травами. «Это только первый день панчакармы, завтра доза будет больше», - предупредила меня медсестра. До полудня я пила лишь теплую воду. Затем съела жидкую рисовую кашу, а в шесть вечера - плошку вареных кабачков.

    Вечером голод был нешуточным , но я гасила его чаем из вербены, благодаря которому легко уснула. На следующий день медсестра приехала вновь и привезла двойную порцию масла. На вдохе и с теплой водой проскочило.

    В середине дня заболела голова, потом шея и спина. Появилась слабость и дикая жалость к себе. Месяц жить без нормальной пищи. Не ездить в гости, терпеть голод и при этом готовить еду мужу и детям... Я была готова сдаться. Остановил лишь стыд перед доктором, а также чувство долга.

    В итоге все-таки решила немного отклониться от классической схемы панчакармы. Нет, не в питании. Я поехала на массаж (обычно его не рекомендуют), благодаря которому убила двух зайцев: смогла спять боль в спине и вернуться домой так поздно, что на кухне уже не было никаких соблазнов.

    Просветление наступило на четвертый день. Во-первых, пропало чувство голода. Во-вторых, весы показывали минус 3,5 кг. В-третьих, откуда-то взялись энергия и бодрость. Я за день переделала массу дел и не устала. Правда, утром после очередной возросшей дозы масла меня подташнивало. Но сама виновата: врачи рекомендуют вести себя спокойно пару часов, а я вздумала победокурить с младшей дочерью. Правда, после стакана воды тошнота отступила.

    Очищение организма в ходе панчакармы

    На шестой и седьмой день я уже масла не пила, а ездила в «Кералу», где мне делали часовой массаж в четыре руки и парили в специальной капсуле (этот ритуал называется «свед»).

    На восьмой день полагалось очищать кишечник слабительным порошком, который доктор предписал развести утром водой. В итоге утром девятого дня я встала на весы и чуть не сломала их, подпрыгнув от неожиданности: минус шесть килограммов! Привычная одежда была велика, а в дородовую я пока влезала с трудом. Весомый стимул продолжать панчакарму.

    Неделю я «отдыхала» на вегетарианской диете, а затем перешла ко второму этапу . Каждое утро натощак приезжала в «Кералу» на массаж. Он заслуживает отдельных слов. Дело в том, что главная роль в панчакарме отводится маслу. Оно выводит токсины, лечит, восстанавливает.

    На первом этапе масло принимается внутрь, а на втором его втирают в голову, тело, лицо. А затем «умасливают» кишечник (проще говоря, делают масляную клизму). Второй этап, как ни странно, оказался очень приятным: щедрые индийские мастерицы буквально купали меня в масле.

    Массаж был плавный, размашистый, направленный на гармонизацию энергетических потоков. Отрешает мгновенно. Но и не усыпляет: ты словно паришь над миром. А неприятные мысли просто не при ходят в голову.

    Очищение кишечника маслом дискомфорта не вызывает: препарата вводится совсем немного. А вот три «воднотравяных» клизмы стали, конечно, не самым приятным моментом. Но девушки так заботливо готовили меня (разогревали живот теплыми полотенцами, разминали поясницу, давили на какие-то активные точки), что процесс был вполне терпимым. Им бы мастер-класс в наших медучилищах провести.

    Другие процедуры панчакармы

    Я стала ловить себя на мысли, что не хочу завершать панчакарму. Как я буду жить без этих ритуалов, массажа, индийских ароматов, вкусного постного плова, которым меня исправнo потчевали повара «Кералы»? Но главное, без удивительного ощущения легкости и счастья, которыми я наслаждалась, несмотря на обилие работы.

    Есть не хотелось совсем. Предстоял очередной перерыв. И первая за это время командировка. Я заранее предупредила принимающую сторону, что не ем животных белков, заказала вегетарианское меню в «Аэрофлоте» и дала себе слово не срываться. Но организм сам контролировал ситуацию. Так, от двух глотков вина я просто уснула за столом, а съев кусочек пирожного, почувствовала тошноту. Больше не рисковала. И к третьему этапу подошла без потерь, а вес при этом уменьшился на восемь килограммов.

    «Насья» - именно так называется комплекс очищения носа и его пазух . Не буду лукавить - это самый неприятный и неэстетичный этап. Хотя лицо перед этим по-особому разминают с акцентом на переносицу, лоб и скулы, чтобы облегчить страдания. Но все равно капли, которые заливают в нос, сильно щиплют и горчат.

    Потом нужно долго сморкаться, издавая самые страшные звуки, потом снова капли и т.д. Зато это излечивает ото всех проблем с носом, шеей, устраняет головные боли. В какой-то момент девушки раскурили своеобразную «сигару» из скрученных листьев, и я вдыхала едкий дым через специальную воронку. А потом снова чистила нос. Вспоминаю с содроганием. Но надо признать, что с тех пор у меня ни разу не болела ни голова, ни шея.

    Результаты программы

    Прошло уже почти три недели, как я завершила свою панчакарму. Многие знатоки этого процесса удивлялись и говорили, что это не совсем то, чем они занимались в Индии. Но ведь главное не процесс, а результат. И он впечатляет.

    Я не только стала стройнее, но и изменила свой образ жизни. Мясо ем редко: не хочется. Кофе тоже почти не пью. Зачем? Энергии и так через край. Много занимаюсь спортом. Худо-бедно пытаюсь освоить йогу, которую до этого вообще не признавала. И хотя есть еще над чем работать (например, вернуть тонус коже, который снизился из-за быстрой потери веса), я теперь точно знаю: кто хочет, ищет способ, а кто нет - причину. Постараюсь, чтобы панчакарма стала моим ежегодным ритуалом.

    //Мария Тараненко