Евнухи: чем отличались оскопленные, их внешность и образ жизни. Процедура кастрации мужчин: что это такое

Евнухи, чье оскопление было совершено человеком, называли «спадо», а термин «натура спадонес» обозначал тех, кто появился на свет с недоразвитыми репродуктивными органами и в результате этого оказался среди кастратов.

Вид кастрации зависел от будущей деятельности евнуха и его природных данных. Историки придерживаются мнения, что почитатели священных культов и служители в опочивальнях женщин должны были пройти процедуру «полной кастрации», при этом те, которые служили мужчинам, оскоплялись «частично».

Османская империя в качестве евнухов использовала исключительно рабов, то есть иностранцев, потому что оскоплять «верующих» (мусульман) запрещалось законом. Там процедуру кастрирования проходили выходцы с Кавказа и Балкан, преимущественно христиане и верующие из других конфессий.


Белые и чёрные евнухи

Фактически термины «черный» и «белый» появились в XVI веке в Османской империи, где кастрированные слуги разделялись на два вида в зависимости от деятельности. Служащие эндеруна (покои султана) определялись как ак-хадым, т.е. «белые», а служители гарема кара-хадым, т.е «черные» евнухи.

Арабский ученый Хиляль аль-Саби в научных трудах отмечал, что в период правления знаменитого халифа аль-Муктадира в резиденции несли службу около 11 000 тысяч евнухов. Из них насчитывалось 6 000«черных» кхадим и около 4 000 «белых», в основном славянского происхождения, которые считались свободными. Эти данные свидетельствуют о том, что разделение происходило не только за счет вида оскопления, но и расовой принадлежности.

Евнух османского султана (70-е годы 19 века)

Чем занимались евнухи
Существует ошибочное заблуждение, что евнухи несли службу исключительно в гаремах, где содержались наложницы султана. Но они также принимали активное участие в государственной деятельности, выполняли административные, дипломатические и отчасти военные обязанности.

При царском дворе аль-Муктадира евнухи пользовались большим уважением, нередко становились доверенными лицами и наместниками завоеванных территорий. Евнухи принимали участие в важных государственных приемах и официальных церемониях, выполняли обязанности надзирателей, посланников и советчиков, при этом выступали в качестве разведчиков и шпионов, если это входило в интересы правящей элиты. Для них был открыт доступ к важнейшим государственным инстанциям. Эти привилегии получали только те, кто своим бескорыстным служением смог заполучить доверие правителя.

В мусульманских странах ко многим евнухам относились с уважением из-за снисходительного отношения самого султана. Их запрещалось оскорблять, а за нарушение данного закона назначалось наказание.
Виды кастрации
Арабский писатель аль-Субкичетко определил разновидности кастрации следующим образом:

Мамсух полностью лишался половых органов;

Маджбуб - исключительно полового члена, при этом яички оставались;

Кхаси (представители европейской расы) - удаляли яички, а половой член оставляли.

Сунниты и ученые сходятся во мнении, что мамсухам позволялось видеть женщин и близко с ними общаться, соответственно, прислуживать в гареме, поскольку они не имели половых органов, и похотливые мысли их не посещали, так как мужские гормоны в организме не вырабатывались.

Остальные же не имели права прислуживать женщинам и даже близко приближаться, потому что представляли опасность в качестве мужчины. Они занимались делами государственной важности и контактировали с представителями сильного пола. В своих работах Заин аль-Дахья утверждал, что наиболее близкими слугами султана становились «белые» евнухи (частично оскопленные), но даже при большом доверии они не должны были контактировать с гаремом, так как теоретически могли иметь интимные отношения с женщинами.

Мамсух и кхаси
Полностью оскопляли только черных рабов из-за их выносливости и низкой смертности по причине данной "операции".

Белые рабы лишались лишь той части половых органов, которая отвечала за выработку тестостерона в организм мужчины, яичек. Эта процедура получила свое распространение еще в Древней Греции, когда половые органы просто сдавливали, после чего яички деформировались и отсыхали. Такие евнухи предназначались для работы в покоях султана и принцев, где постоянно требовались слуги. Кхаси не могли иметь детей, были стерильны, но в интимные отношения вступать могли.

Нетрадиционные отношения с евнухами

Процедуру кастрации старались проводить до пубертатного периода с целью сохранить красоту юноши, который еще не успел возмужать. В результате мужчины после кастрации становились женоподобными, округлялись, у них не росли волосы по мужскому типу, был высокий рост и нежный голос.

В арабских источниках большое внимание уделяется красоте евнухов. Это важный момент, потому что кастрацию часто связывают с гомосексуальными течениями. Благодаря эстетически приятной внешности евнухов, их часто использовали в качестве любовников влиятельные мужчины. Это было актуально как в Древней Греции, где не стеснялись своих предпочтений, так и в мусульманском мире, где институт евнухов стал единственной возможностью удовлетворять нетрадиционные сексуальные потребности.

Споры о том, почему мужчины живут меньше, чем женщины не утихают давно. Одной из наиболее вероятных причин этого явления считается активность мужского полового гормона - тестостерона . Эта гипотеза имеет свои подтверждения.

Исследования на животных показали, что кастрированные самцы действительно живут дольше. Что касается людей, то о прямом эксперименте мечтать не приходится и остаётся полагаться только на статистические данные. И их предостаточно, однако они свидетельствуют как за, так и против.

Так, существуют данные, о том, что в середине XX века в психиатрической клинике штата Канзас провели кастрацию части пациентов. В итоге средняя продолжительность их жизни увеличилась на 13 лет по сравнению с остальными. С другой стороны, анализ биографий итальянских певцов-кастратов не подтвердил удлинения их жизни вследствие операции.

Объектом нового исследования для специалистов из университета Инха (Inha University), корейского университета и Национального института корейской истории (National Institute of Korean History) стали кастрированные мужчины эпохи династии Чосон , правившей в Корее с 1392 по 1897 год.

Южнокорейские учёные: Кён-Чжин Мин (Kyung-Jin Min) и Чхоль-Ку Ли (Cheol-Koo Lee) работали с генеалогическими записями благородных членов императорского двора. Они обнаружили данные о 81 евнухе .

Кастрированные мальчики либо теряли свои половые органы в результате несчастного случая (например, укуса собаки), либо они подвергались операции целенаправленно, чтобы стать евнухами и получить почётную должность в гареме. Интересно, что евнухи могли жениться и усыновлять детей, в том числе и кастрированных мальчиков.

Что для нормального мужика является самым ценным в его земной юдоли, сверхценностью его филистерского жития? Впрочем, глупый вопрос. Ясно же, что причиндалы, срамные части, стыд, хозяйство.

Он у нас, мужиков, просто здоровенный. Сумасшедших размеров, если сравнивать с человекообразными обезьянами. Рядом с двухметровой гориллой даже чувак на самом большом внедорожнике будет казаться себе супергигантом. Пенис взрослого самца гориллы достигает 3-х (!!!) сантиметров. Пенис орангутана, смешно говорить, достигает 5-ти сантиметров. У шимпанзе, полового монстра среди обезьян, – 8 сантиметров.

Пенис Homo sapiens имеет среднестатистическую длину 12 сантиметров. Но самое интересное не его выдающиеся среди приматов размеры, а то, что матушка-природа прифигачила его на самое видное место. Некоторые биологи полагают, что мы стали прямоходящими, чтобы хвастаться им.

Так для чего эволюция наделила самца Homo sapiens столь выдающимся половым органом? «Теорией пениса», самой впечатляющей теорией после «Теории большого взрыва», я отвечу на этот вопрос.

С точки зрения практичности, выдающийся человеческий пенис абсолютно бесполезен. Вы когда-нибудь слышали, чтобы охотник поразил косулю своим пенисом? Я тоже нет. У остальных приматов пенис надежно скрыт. Их крошечные причиндалы надежно запрятаны, как ценные украшения. Гениталии всегда помещены в задней части животного, ближе к спине, где их трудно отбить при драке.

Но пенис прямоходящего Homo sapiens до неприличия заметен: пучок волос, окружающий его, привлекает внимание, да и расположен он на уровне зубов гиены. Кажется, что он просто кричит: «Эй, эй, укуси меня здесь!» Почему же самый чувствительный и важный для воспроизводства орган самца Homo sapiens развевается по ветру? Почему, поколение за поколением, естественный отбор делает раз за разом ставку на экземплярах с более крупным пенисом?

Ответ прост. Потому что женщины любят его. Именно выбор женщины сформировал мужской пенис наподобие того, как выбор павы определил вид павлиньего хвоста.

Чрезмерно большие члены с точки зрения естественного отбора не имеют смысла. Когда вы видите на самце животного что-то бессмысленное, можете держать пари, что это выбор самок. Пенисы, как и все черты, возникшие в результате сексуального отбора, предназначены для того, чтобы хвастаться тем, как много энергии они могут растратить.

Как и павлиньи хвосты, пенисы вызывают у самок сильную реакцию, будь то отвращение, возбуждение или губительное равнодушие. Все это говорит о том, что человеческий пенис создан выбором женщин.

Именно поэтому мужчины всегда старались приукрасить свое хозяйство. Одним из самых модных аксессуаров средневекового мужчины был гульфик - часть мужских панталон, пристегиваемая спереди к поясу и прикрывающая гениталии (или часто преувеличенно подчеркивающая их). Чтобы защитить гениталии и придать их обладателю значимость, гульфики набивали опилками или кусками материи. Нередко гульфики изготовляли в увеличенном размере, отчего пенис в нем выглядел эрегированным.

Еще один символ мужественности в средневековой моде - пулены, длинные башмаки с острым носом, который как бы намекал на размер мужского достоинства: чем длиннее носок башмаков, тем мужественнее мужчина.

И сегодня мужчины некоторых племен в Новой Гвинее носят котеки - своеобразные футляры для пениса, которые зрительно добавляют им размер.

У всех остальных приматов в членах есть косточки. Когда самец шимпанзе чует самку, его тонкий, как карандаш, пенис взлетает вверх, как на картинке из Penthouse. Почти всем движущимся частям вашего тела требуются кости. Даже такая тонкая вещь, как ухо, нуждается в твердом хряще, чтобы не обвиснуть.

Благодаря же выбору женщин самцы Homo sapiens в членах костей не имеют. Человеческий пенис - надувной кровяной шар. Чтобы поднять кусок плоти без кости и удерживать его поднятым, требуется серьезная гидравлика. Ничего так не пугает мужчин, как выход из строя этой гидравлики. Мужчины не уверены в своих пенисах, потому что инстинктивно понимают, что, как и павлиньи хвосты, эрекция - самый честный индикатор нашего здоровья. Какая-то мелочь не заладится - и прощай, эрекция! Не буду вдаваться в подробности, потому что боюсь себя сглазить.

Малейшая проблема, и женщины сразу замечают это на «первичном индикаторе пригодности». «Смотрите, - кричит пенис-хвастун. - Я встану даже без кости, подняв вес в десять раз больше моего и забрав половину крови у мозга!» Нормально функционирующий пенис – знак самке, что вот он я, здоровый самец, готовый для размножения и для добычи пропитания для нее.

Поэтому самки раз за разом и выбирают гены самцов с более выдающимся пенисом. Еще миллион лет, и самец Homo sapiens превратится в один большой член с небольшими конечностями.

Для многих они, срамные части, ценны настолько, что любой изъян в их конфигурации немедленно компенсируется обретением большущих дорогих транспортных средств. Сантиметры несовершенства субкомпенсируются кубическими метрами поршней, колец и втулок цилиндров. Удивительно, не правда ли? Ни один человеческий орган более не вызывает подобных мотиваций.

Урон стыда, ущерб хозяйства, утрата срамных частей. Да, да, иногда мужики теряют самое дорогое. Банкротство и ценность, дефолт и богатство, увы, идут рука об руку. Почему это происходит? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Откуда они брались, берутся и будут браться: евнухи и кастраты, скопцы и каженики?

Понятие «евнух» взято из греческого языка и обозначает человека, стерегущего ложе. Полная кастрация включала удаление полового члена и яичек, чаще практиковалась кастрация яичек. Самоискалечивание (самокастрация) в некоторых культурах происходило в момент религиозного экстаза. Это явление было распространено среди жрецов богини Кибелы, которые в состоянии экстаза отрезали себе с помощью каменного ножа половой член и носили его во время процессий. Со II в. участились случаи самокастрации и в христианстве. Мотивом кастрации были буквально понятые слова Христа об отрезании телесного органа, являющегося источником греха. Так как модель аскезы имела тогда антисексуальную направленность, то отрезался именно половой орган. Никейский собор в IV в. решил положить этому конец. После собора появились указания, что священником может быть только полноценный мужчина. Насколько известно, это предписание соблюдается и по сей день.

Случались кастрации и не по религиозным мотивам, например у гомосексуалистов, транссексуалов, некоторых сексуальных преступников, психически больных. Однако чаще всего встречалась насильственная кастрация. Известна трагическая история Спора, которого Нерон приказал искалечить. Влюбленный в него до умопомрачения. Нерон хотел сделать из него женщину. Другая история - это история Абеляра и Элоизы. Известный философ из парижской Сорбонны, популярная фигура в тогдашнем интеллектуальном мире, одаренный любовью мудрой Элоизы, был кастрирован ее мстительным опекуном. Случай этот стал известен в Европе, история же любви Абеляра и Элоизы вошла в историю культуры. Сохранились прекрасные письма влюбленных.

В Европе кастрировались крестьяне в целях обучения их певческому искусству. И лишь в 1878 г. папа Лев XIII запретил кастрацию. В течение нескольких веков большинство хоров составляли кастраты, очаровывающие слушателей неповторимыми голосами. Кастрация была известна в Китае, где половые органы удалялись серповидным предметом. Евнухи направлялись к императорскому дворцу, их «производством» занимался город Хо-шьен-фу. Это продолжалось несколько веков вплоть до XX в.

Наиболее распространенной кастрация стала в культуре ислама. В Стамбуле в начале XX в. было 2000 кастратов. В некоторых гаремах содержалось по нескольку сотен кастратов. Многие кастраты достигали высокого положения в обществе и были богатыми людьми. Кастрация встречалась и во многих так называемых примитивных культурах. Кастрировался враг, а отрезанные органы служили в качестве трофея.

В странах, где был распространен ислам, кастраты служили в гаремах стражниками, так как они были лишены вожделения, способности к сексуальному сожительству, «безопасны» для владельца гарема. Если подобная операция совершалась в молодом возрасте, она действительно вела к импотенции, исключения были крайне редки. Если же кастрация производилась в зрелом возрасте, то способность к сожительству сохранялась и многие кастраты были весьма довольны своим положением в гаремах.

Надеюсь, вас не прельщает подобная хрень, друзья мои? Лучше жить с хозяйством средь дурнушек, чем без причиндалов средь красавиц ©. Согласны? Берегите свое богатство, дорогие мои френды.

И немного юродства на тему Малышевой и кастрации

Когда речь заходит о евнухах, воображение тут же рисует слуг-блюстителей порядка в гаремах султанов. Считается, что кастрировать мужчин стали при дворе персидского царя Кира, однако в Китае подобная практика существовала задолго до этого. Более того, некоторые родители добровольно отдавали мальчиков на эту болезненную процедуру, надеясь, что тех ждет блестящее будущее.



Историки считают, что обычай кастрации мужчин присутствовал в Персии с незапамятных времен. Мужского достоинства сначала лишали пленников. Согласно историческим хроникам Ксенофонта, Кир II заметил, что кастраты становятся равнодушными к женщинам, а от этого не имеют желания заводить семьи и привязываются к своим хозяевам. Персидские правители, желавшие сохранить «в чистоте» царскую родословную, делали евнухов охранниками своих гаремов.


Мальчиков или мужчин кастрировали разными способам. В первом случае отрезали половой член, оставляя только яички, а во втором – удаляли все. В XIX веке англичанин Картер Стент подробно описал процедуру кастрации, которую он увидел в Китае: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение.

Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают.

Пациента, поддерживаемого двумя помощниками, заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет - он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет» .


Как полагал царь Кир II, если из буйного жеребца сделать мерина, то он становится гораздо покладистее, но силы и работоспособности от этого не теряет и не убегает от своего хозяина. Так происходит и с людьми. Евнухов часто презирали и насмехались над ними. От этого их могли защитить только хозяева, поэтому кастраты служили им верно.


Как ни странно, но многие мужчины становились евнухами добровольно, особенно в Китае. Некоторых сыновей родители отдавали к императорскому двору, мечтая, что те смогут устроить свою жизнь. Те, кто был поумнее, успешно поднимались по карьерной лестнице. Так, кастрат Тайцзиян разработал систему орошения земель в Китае, а Лю Чин взял в свои руки бразды правления при юном императоре Ви-Цу в период с 1505 по 1510 гг.

Когда евнухам удавалось достичь высоких чинов в военном деле или при административном аппарате, они объединялись в своеобразные кланы, заставляя других с ними считаться. Несмотря на то, что, получая власть, евнухи тешили свое честолюбие, все же уязвленное самолюбие и причисление к людям «второго сорта» делало их крайне жестокими.


Евнух Гао Лиши при императоре Сюань Цзуне дослужился до должности его личного телохранителя и советника по делам безопасности государства. Как-то раз правитель приказал своему верному слуге расправиться с буддийскими монахами. То, что с ними сделал кастрат, выглядело очень жутко. Он приказал отрезать гениталии монахов, сварить их и заставить монахинь (бхикшуни) съесть их. А у женщин отрезали грудь, сварили в котлах и отдали мужчинам.


Другой евнух того же императора Ван Фейен создал «Дворец желанных чудовищ». В нем были собраны женщины с различными изъянами: карлицы, горбатые, безрукие, кривые. На их фоне евнух уже не считал себя таким ущербным.

О гаремах также сложилось немало мифов. Вопреки устоявшемуся мнению, в гаремах находились не только пленницы, порой

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.

— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.

Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.