Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный". Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану Литературное направление свободы сеятель пустынный

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина . Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

Литературное направление, жанр

«Свободы сеятель пустынный» - позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году , в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель , с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга .

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца , связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре. Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора. Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха. Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.

Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.

«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта, желающего одарить свободой души людей.

Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.

Образы и символы

Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды. Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ — покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя. Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.

  1. Образ лирического героя . Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
  2. Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
  3. Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.

Темы и проблемы

  1. Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
  2. Бунт . Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
  3. Одиночество . Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
  4. Поэт и поэзия . Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию. Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
  5. Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство . Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе. Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.

Основная идея

Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.

Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.

Меню статьи:

В творчестве известного гения русской литературы имеются разные примеры обращения к религиозному аспекту человеческой жизни. Так, в произведении «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Что ж, возможно, интерес к христианской проблематике в этот период жизни писателя – вполне закономерный. Пушкин пишет строки этого стиха в 1823-м, а этот год, как известно, автор провел вдалеке от дома. Ссылка в южные края способствовала обращению писателя к размышлениям о судьбе русского народа. Пушкина, в частности, интересует библейский контекст проблемы бытия россиян. Теперь обратимся детальнее к этому произведению, истории создания стиха, жанровой и композиционной специфике.

Пушкин – у большинства читателей, пожалуй, – ассоциируется с чем-то сказочным и светлым, по-детски наивным и романтичным. Однако углубившись в особенности этого произведения, читатель осознает, насколько трудной и порой далекой от радужности надежд бывает пушкинская мысль.

Ремарка об истории написания произведения

Итак, 1820-е годы, Пушкин находится в ссылке. В это время поэт много времени проводит в философских размышлениях. Конкретно этот стих посвящен теме порабощения народа, а именно – народа русского. Произведение, к сожалению, не увидело свет при жизни автора. Что касается композиции текста, то это монолог, произносимый от имени героя. По смыслу все произведение можно разделить на два содержательных фрагмента. Пушкин – профессионал своего дела, поэтому даже этот пример гражданской лирики снабжен прекрасными оборотами, метафорами и искусными эпитетами.

Стихотворение “Узник” – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию. Но стих с таким же названием встречается и у Михаила Лермонтова.

Пушкин вдохновлялся событиями, которые в то время охватили Западную Европу. Это была революция, крах старого порядка. И эта революция, так чудно́ совпавшая с жизненными трудностями самого автора, заставила Александра Сергеевича всерьез задуматься. И переосмыслить, возможно, коренные ценности и принципы собственной жизни. В 1823 году исполнялось четыре года пушкинской ссылке, и строгий присмотр, надзор жутко угнетал свободолюбивого писателя. Для Пушкина необходимость такой жизни означала унижение достоинства. Кроме того, поэта непрестанно тревожили европейские революционные встряски, борьба европейцев за права. Но ничего подобного даже не назревало в Российской империи, и Пушкина огорчала эта пассивность его соотечественников. Вместо того чтобы бороться за свободу, за права, русский народ предпочел ярмо. Именно об этом, об этих проблемах, пишет автор в стихе, который мы и анализируем в нашей статье. Вопреки остроте поднятых проблем, произведение оставалось лежать в ящике стола еще какое-то время после кончины автора.

В Российской же империи воцаряется реакция, которой – по самой сути этого явления – противны любые проявления свободомыслия. Александру Сергеевичу понятно – как человеку, смотрящему далеко вперед, – что рваться к свободу тщетно на этих странных землях, где люди довольны своим рабским положением. Но может ли так продолжаться вечно?

Отношение Пушкина к переменам и стагнации

Произведено – глубоко философское, потому что здесь автор переосмысляет для себя понятие «родины» и «отечества». Родная земля мыслится Пушкиным без отрыва от собственной роли в истории Российской империи. В тексте слышится открытое осуждение писателя, ведь Александр Сергеевич недоволен пассивностью не только масс, но и своих коллег. Современники Пушкина готовы согласиться на малое, на синицу в руке, на крышу над головой и тарелку еды – как плату за предательство идей и будущего.

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год. Предлагаем читателям

Никто из пушкинских современников – в глазах поэта – не готов был приносить себя в жертву великим идеям. Сам писатель, в результате своих высказываний, оказался на плохом счету у правительства империи, ведь не скрывал, что настроен против существующей власти, то есть антиправительственно. В какой-то момент Пушкин понял, что пребывает в опале не только у власти, но и у обычных людей, которые критикуют его творчество, ненавидят его самого, презирают и гонят. И за это отношение поэт элегантно лирически упрекнул свою неблагодарную публику.

Жанровое своеобразие текста

«Свободы сеятель пустынный…», по своей жанровой специфике, относится к гражданской лирике. Что же касается направления этого произведения, то это, безусловно, пример позднего романтизма. В этом стихе слышится и надежда, и все же ожидание перемен, но одновременно разочарование, грусть, тоска, безысходность от осознания несбыточности этих самых надежд и желаний. Почему это гражданская лирика? Потому что Пушкин выступает здесь в роли просветителя, поэт старается доносить людям идеи и мысли об общественных преобразованиях, изменениях, пусть это и революционные изменения. Но призывы Пушкина никак не влияют на публику, и массы поэт ассоциирует буквально с христианской паствой. А что такое паства? Это овцы, глупые, безвольные животные. И осознав это, Александр Сергеевич опустил руки и прекратил борьбу за просвещение масс. «Пусть все идет своим чередом», – вероятно, так подумал Пушкин, и прекратил стучаться в сердца людей. Но при этом поэт все же обвиняет русский народ в пассивности, в инертности, в нежелании перемен.

Тематика произведения

Поэт пишет о такой очевидной, но одновременно о такой сложной вещи – о разочаровании в призвании, в миссии писателя. По мнению Пушкина, поэт должен служить глашатаем истины, правды, вещателем идей о свободе. Но при всей горечи у писателя остается тайная надежда: просто, возможно, для революции (не столько в стране, сколько в сознании людей) еще не пришло время.

Вторая часть кажется более пессимистичной, чем первая. Здесь поэт обращается к народу, но уже немного фатально, как бы поняв, что взывать к людям бессмысленно. Однако на самом деле писатель обращается вовсе не к этой толпе неосознанных индивидуумов. Пушкин взывает к индивидуальности, к личности, то есть к людям, осознающим свое историческое признание. Эти личности – Пушкин уверен – однажды откликнутся на клич поэта. Поэтому это произведение создано с одной и единственной целью – пробуждения индивидуальности, прячущейся, спящей в толпе.

Александр Сергеевич снабдил свой текст эпиграфом, взятым из Евангелия от Матфея. В этом эпиграфе вспоминалась притча из Библии. В этом текстах Христос объяснял восприятие Слова Божьего. Однако слушали Иисуса не все присутствующие, и еще меньше людей следовали наставлениям Христа. Образ сеятеля – это напоминание о самом Христе. Пушкин проводит параллели с делом Христа и делом поэта. Так же как Иисус, Александр Сергеевич боролся за свободу и правду. Но Иисус мыслил более позитивно, чем русский гений.

Революционное содержание «Свободы…»

Проблема, связанная с рабством – буквальным и рабством ментальным – всегда интересовала исследователей XIX столетия. В литературе эта тема отразилась с особенно широким резонансом. Конечно, вероятность пропуска произведения с таким содержанием к печати была маловероятна, особенно учитывая агрессивность властей Российской империи в отношении оппозиционно настроенных людей, вроде Пушкина.

Именно по причине своих прогрессистских взглядов поэт оказался в ссылке. Прибегнув к аллегории и метафоре, писатель представил состояние современного ему общества в виде образа зерна. Если семечко попадает в благодатную почву, то произрастает, а если в не благодатную – гибнет. В принципе, Пушкин окажется прав в том, что революционные настроения однажды пробудятся в народе, который пока еще просто спит. О похожих вещах писал, кстати, украинский поэт Тарас Шевченко в произведении под символическим названием «Сон». Ведь вскоре – не пройдет и полувека после создания пушкинского творения – как начнутся разговоры о реформах, об отмене крепостного права, о предоставлении народу свободы. Другой вопрос – а готов ли сам народ к этой свободе, а способен ли русский человек принять свалившийся на голову дар? Однако империя отчетливо понимает: реформы – это необходимое условие собственного выживания.

Пушкинские интерпретации Библии

Итак, мы выяснили, что автор «Свободы…» по-своему трактует Библию. В центре повествования находится герой (сам автор), размышляющий о жизни. Автор выступает тем самым сеятелем (поэт отождествляется с Христом). Почему же «сеятель пустынный»? Это очень многогранный и емкий образ, потому что через это словосочетание Александр Сергеевич намекает читателю: эта земля ранее никогда не засевалась, и он – первый, кто предпринял попытку взрастить в этой пустыне плоды. Но труды оказались напрасными, и герой, разочаровавшись, перестал, как бы мы сейчас сказали, «биться головой о стену».

Композиционные особенности текста

Как мы уже говорили выше, произведение содержательно разделено на два фрагмента (семистишья). В первом фрагменте говорится о притче, то есть здесь и кроются интересующие нас библейские смыслы. Что такое «живительное семя», о котором вспоминает Пушкин? Это идеи, зерна мыслей, в том числе гражданской, политической направленности. Со вторым фрагментом дела обстоят куда интереснее, ведь изначально вторая часть была черновиком другого стиха, называвшегося «Моим беспечным незнанием». Иногда эту вторую часть можно встретить в качестве самостоятельного произведения. Причем эта часть считалась опальной и опасной, и не раз оказывалась в полицейском участке или печальноизвестном Третьем отделении!

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Что же такого страшного произошло в этой второй части? Здесь поэт обращается к «мирным народам». Эти народы писатель сопоставляет с паствой, овцами. Со стадом агнцев Божьих. Если в текстах Евангелий овцы живут достаточно мирно, помогая собою людям, то у Пушкина – овцы являются вечно побиваемыми жертвами.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

О размере и ритмике произведения

Автор – при написании своего шедевра – использует четырехстопный ямб, а также пиррихий. Последний присутствует почти в каждом рядке текста. С одной стороны, стихотворение гладкое и ровное, однако, с другой стороны, специфика ритма произведения делает творение русского гения лестницей с неровными ступенями, о которые читатель постоянно спотыкается – в попытках преодолеть высоты пушкинской мысли. В тексте встречаются как мужская, так и женская рифма. Что касается рифмовки, то здесь есть и кольцевая, и перекрестная ее разновидность.

Характеристика художественных средств стиха

Отдельное внимание следует посвятить образам и символам, встречающимся в пушкинском творении. Во-первых, это образы, почерпнутые из христианства: из евангелий, притч, библейских легенд… Возможно, эта черта делает стих таким возвышенным. А старославянизмы («благой», «бразды» и т. д.). Особенно много таких образов и слов в первой части произведения. Что касается слова «пустынный», то здесь гораздо больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Пожалуй, Пушкин так закодировал образ одиночества – пустыни. Фразы о звездах – это отсылка к Библии, звезда – это символ Христа. Пушкин, таким образом, показывает себя мастером аллегорий.

Среди других средств художественной выразительности значимыми являются эпитеты, а также следует обратить внимание на метафорическую наполненность стиха.

Вторая часть в плане художественных средств более минималистична. Здесь важна фраза о «мирных народах». Это очень емкий эпитет, хотя и одинокий среди волн других слов. В тексте встречаются также умолчания, риторические вопросы, призывы… А кроме прочего, Пушкин использовал почти все своеобразие знаков препинаний! Давайте посмотрим на примеры тропов и фигур, которые использует в своем тексте

  • среди метафор мы бы выделили следующие: «свободы сеятель пустынный» (центральный образ), «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич»;
  • отдельный акцент следует сделать на образах сеятеля, семян, а также стада овец (все эти образы встречаются в Евангелиях);
  • конечно, писатель использует множество традиционных средств, например, эпитетов (эти тропы, в частности, завершают мысли автора, делают текст целостным): «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы»;
  • также – в интонационном ключе – важна аллитерация (касательно звуков «с», «ч», «з»);
  • в тексте встречаются антитезы, инверсии, а также разнообразные синтаксические приемы.

Сам стих очень эмоциональный, чувственный, Пушкин придает огромное значение интонации. Конечно, поэт переживает за состояние общества, тревожится – однако не только за людей, народ, но и за себя. Почему? Потому что если массы похожи на овец, то и творчество поэта таким людям не нужно. А значит, не нужен и сам Пушкин. Учитывая, что почти каждое произведение писателя наделено отпечатком автобиографичности, нетрудно предположить, в каком тяжелом состоянии духа пребывал в тот период автор.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя --

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

пушкин стихотворение сеятель

Перед нами стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Свободы сеятель пустынный», которое раскрывает читателю отношение поэта к политическому строю в России, а так же к бездействию народа в своём положении.

Сюжетом стихотворение Пушкина является евангельская притча: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и ыросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод торичный».* И хотя в евангельской притче некоторые семена дали всходы, то вывод пушкинского лирического героя менее утешителен.

Как известно данное стихотворение написано в 1823 году, в это время Пушкин уже находился третий год в южной ссылке, куда был отправлен за эпиграммы и вольные стихи быстро распространившиеся в Петербурге 1820 года в связи с активной деятельностью декабристов, за которых ратовал и Александр Сергеевич.

Первая строчка стихотворения «Свободы сеятель пустынный», является и названием всего произведения, можно заметить, что Пушкин как бы дважды делает акцент на то, что он несёт зарождение мысли о свободе в массы. Он называет мысль о воле «живительным семенем», эпитет «живительный», как нельзя лучше подходит, как бы сравнивая данное семя с живительной влагой, без которой человек не может прожить, Пушкин даёт весомость и желанность данной свободе которую он, как поэт, своими строками продвигает в массы. Это же и подтверждает лексема с корнем «свобод» единственная повторяющаяся 2 раза, тем самым акцентируемая автором вдвойне.

Александр Сергеевич даёт думе о свободе благоговейную важность, это можно и заметить по композиционному строению стихотворения. Рассматривая её мы замечаем что строфичность присутствует, но мы не можем назвать её постоянной, так как строфы делятся на разное количество стихов в строфе. В первой их 7, во второй 6. Таким образом автор делит это стихотворение на две части, каждая из которых имеет свой особенный ценный смысл.

Первые 7 строк стихотворения наделены возвышенностью, в них говорится о великой цели сеятеля, где он выходит «до звезды», является первым начавшим сеять свободу в «порабощенные бразды». Этими словами Александр Сергеевич проводит и параллель с собой, так как тоже является сеятелем мысли о свободе через слова и свои произведения, но картина дополняется эпитетом «пустынный», так как в то время поэт был одинок в своей ссылке и не мог помогать своим друзьям.

Так же в первой части стихотворения читателю даётся противоположная оценка благим действиям сеятеля, когда сам разочарованный лирический герой Пушкина говорит что в своих желаниях помочь народу «потерял я только время, благие мысли и труды...», лирический герой Пушкина уже испытывает лирические переживания в правильности совершённого собою действия.

Во второй части «сеятель» продолжает говорить о том, что все его действия были напрасны, так как людей порабощённых данным политическим строем «не разбудит чести клич». И в гневных порывах, о чём говорит наличие восклицательного знака, он сравнивает народы со стадами, которые не живут а «пасутся мирно» не обращая внимания на окружающий мир. В порыве разочарования, он задаёт риторический вопрос сам себе «К чему стадам дары свободы?» и сам же отвечает на него, что удел стада быть стриженым. Александр Сергеевич приводит мысль о крестьянах замкнутых в крепостном праве, нуждающихся в свободе, но в тоже время он понимает, что нужна ли им эта свобода, если они довольны своим наследством «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Рассмотрим построение данного стихотворения со стороны системы стихосложения на отрывке стихотворения:

Ударные слоги Тоническая система

К чему стадам дары свободы? 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Их должно резать или стричь. 2 4 6 8 1"1"1"1"

Наследство их из рода в роды 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Ярмо с гремушками да бич. 2 4 6 8 1"1"1"1"

По данной схеме мы можем видеть, что Александр Сергеевич использует для написания своего стихотворения такой стихотворный размер как ямб, потому что ударения падают только на чётные слоги. В тонической системе поэт придерживается дольника, так как безударные слоги между ударными колеблются в интервале от 0 до 2.

В окончаниях данного произведения присутствуют как мужские, так и женские, но женские идут с перевесом 8/5, что придаёт произведению более мелодичную структуру. Так же в стихотворении присутствует мужская рифма с окончанием на последний ударный слог и женская рифма с ударением на предпоследний слог в отношении 6 мужских и 7 женских, это ещё раз говорит о мелодичности стихотворения, по схеме выглядят так ЖМЖМЖЖМЖМЖМЖМ.

Рассматривая систему рифмовки можно заметить, что Пушкин использует интересный подход, один стих является рифмой к двум системам рифмовки. Рассмотрим схематически ан последних словах стихов:

1 строфа 2 строфа

пустынный народы

звёзды клич

безвинной свободы

бразды стричь

семя роды

время бич

Так можно заметить, что первые 4 строки в 1 строфе объединены перекрёстной рифмой со схемой ABAB, и тут же последняя B является частью кольцевой рифмовки BAAB. Во второй строфе мы видим перекрёстную рифмовку со схемой ABABAB. Можно отметить и то, что рифма является точной, так как по фонеме совпадает более одного звука.

В данном произведение можно заметить изобилующее число эпитетов на первую строфу: пустынный, чистой, безвинной, мирные, живительное, благие, порабощенные, все они относятся к высокому стилю речи, что говорит о красоте слога Пушкина и привносит в сознание читателя некую возвышенность и чувство прекрасного. Так же Александр Сергеевич пользуется сравнениями «живительное семя» - как свобода которую он может подарить крестьянам и «порабощенные бразды» - как крепостничество, царящее в России.

Мы видим так же очень разнообразный пунктуационный ряд:

, ; -- , ... ! . ? . .

который говорит нам о разном эмоциональном состоянии лирического героя. Можем заметить что его мыслительный процесс движется от задумчивости показанной многоточием, к эмоциональному всплеску (восклицательный знак) и далее к главному вопросу, на который следует ответ. По пунктуационному ряду моно заметить что лирический герой не равнодушен к теме о которой он говорит, так же не равнодушен и Пушкин говорящий через своего лирического героя.

В конце хотелось бы сказать, что Пушкин как нельзя правильно затронул вопрос свободы в своём произведении со стороны позиции «А нужна ли крестьянам свобода?», заставив читателя задуматься над данным вопросом, и согласится или не согласится с мнением автора.

Литература

  • 1 Новый завет WWP Минск, Беларусь 2007
  • 2 Справочник ид «ВЕСЬ» Санкт-Петербург 2003
  • 3 http://www.ref.by/refs/44/9252/1.html
  • 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%FB
  • 5. http://www.stihi.ru/uchebnik/rifma3.html
  • 6 В.Е.Хализев «Теория литературы» Москва «Высшая школа» 1999 г.