Государство как политический и социальный институт общества. Государство как важнейший социальный институт общества

Можно выделить основные признаки государства как социального института:

а) наличие публичной власти;

б) взимание налогов с населения;

в) наличие территории, где реализуются полномочия государства;

г) наличие определенных норм права, которые закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

д) государственный суверенитет;

Функции государства: защитная, интеграционная, экономическая, социального контроля и др.

Государство обеспечивает стабильность в обществе и осуществляет управление обществом. Оно имеет различные формы правления:

Монархия

Республика: парламентская, президентская;

Разные формы государственного устройства:

1) федеративное; 2) унитарное; 3) конфедеративное.

Существует 2 типа политической власти: демократические (парламентские), недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

В гражданском обществе взаимодействие между гражданами, а также граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права. Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства. Признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах жизни общества, реальность прав человека, взаимная ответственность государства и личности. Государство – это главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая власть силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

Понятия и теории личности. Типы личности.

Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных качеств. Каждая личность обладает индивидуальностью (это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одну личность от другой).

Социальные качества личности :

1) самосознание; 2) самооценка; 3) интересы; 4) убеждения; 5) направленность (совокупность мотивов ориентирующих деятельность человека); 6) ценностные ориентации; 7) идентичность (способность к самоотождествлению индивида с какой-нибудь группой или общностью).

Социальный тип личности – это набор повторяющихся социально значимых качеств личности, характерных для значительных групп людей. Типы личности можно разделить на модальный (усредненный, преобладающий в данном конкретном обществе тип, к которому относятся люди, ориентирующиеся на культурные образцы разделяемые большинством (типичный белорус, средний европеец и др.))и нормативный или базисный (тип личности в котором воплощены главные особенности культуры, в силу чего он играет в обществе роль эталона (образцовый студент, советский человек и др.).

Социализация личности.

Социализация – это двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта, норм, ценностей за счет их видоизмения. Социализация – это процесс, которые не имеет завершения. В результате социализации у идивида вырабатываются типовые социальные реакции и формы активности, т.е. его поведение становится прогнозируемым. Агенты социализации – это социальные субъекты, связанные с социализацией и ответственные за ее результат. Они бывают :

1) Семья. В современном обществе социальным положением родителей определяется социальный статус ребенка приблизительно на протяжении первых 20 лет жизни. В результате социализации в семье может развиваться индивиантное поведение (отклонение от социальных норм);

2) Группа сверстников. Она оказывает неформальное воздействие, формирует самостоятельность, помогает освоить новые социальные статусы и роли. Уважение сверстников может компенсировать неудачи в учебе и отсутствие внимания у родителей.

3) Школа. Помогает понять значения формальных статусов и ролей, социальные отношения в школе обезличены и авторитарны.

«Государство как социальный институт»

1. Происхождение государства

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Специфические формы возникновения государства

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя - земельная община, коллективная собственность и др.

Афины - классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями - членами пат­рицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

♦теологическую (религиозная, божественная);

♦патриархальную (отеческая);

♦ договорную (естественно-правовая);

♦ органическую;

♦ психологическую;

♦ ирригационную;

♦ насилия (внутреннего и внешнего);

♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

Каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

В результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

~ сделан шаг к созданию гражданского общества;

~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

люди образуют государство, как клетки - живой организм;

государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Насилие как главный фактор возник­новения государствавыдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

*одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

Сбор дани дружинниками;

Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

Иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

Произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

Возник прибавочный продукт;

В результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

Появились частная собственность и публичная власть;

Для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Пути возникновения государства

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

экономическая основа - общественная и государственная собственность;

политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

2. Типология государств

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Можно выделить два подхода к сущности государства:

1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

2) общесоциальный, - здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

Государство - явление исключительно разностороннее, мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различ­ные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Формационная типология

Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения. Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;



· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· защитная;

· интеграционная;

· экономическая;

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развития условно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1. в экономике;

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса, а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность - тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития и обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности.

Определения понятия и характера власти в обществе имеют важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством.

Государство - это устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:

· Социальное назначение государства, его организационную структуру;

· Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

· Характер отношений с обществом, классом, нацией.

Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того, каким типом государство оно является.

Важнейшие характеристики государства - государственное устройство и политический режим. В политической обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Один из его типов - социальное государство.

Выделим следующие признаки государства:

· Наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

· Наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения;

· Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны;

· Суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения;

· Организация власти по определенному территориальному делению;

· Монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.

Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. По мнению Кравченко С.А. государство должно декларировать общенациональные ценности качества жизни, что осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого - либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

Социальный институт при таком рассмотрении - ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство как главный социальный институт общества направляет свои усилия:

· На реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и других сфер;

· На обеспечение материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:

· Разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей;

· Интеграцией других социальных институтов в социально - политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

· Создание материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;

· Созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст.1 Конституции РФ; ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст.3 Конституции РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст.37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Права в сфере защиты детей, материнство, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст.38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст.39. Права на жилище определены в ст.40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст.41, охрану окружающей среды - в ст.42, на образование в ст.43. Права в области культуры раскрыты в ст.44. Этими правами граждане России согласно ст.19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст.4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.

Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство (ст.5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (ст.5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Как отмечает ст.14 Конституции, никак религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  • 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  • 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  • 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
  • 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
  • 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  • 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  • 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  • 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  • 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
  • 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
  • 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
  • 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  • 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
  • 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
  • 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
  • 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
  • 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
  • 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
  • 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
  • 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  • 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
  • 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
  • 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
  • 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
  • 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
  • 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
  • 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
  • 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
  • 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
  • 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
  • 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
  • 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
  • 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
  • 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  • 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  • 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
  • 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
  • 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  • 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
  • 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
  • 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
  • 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
  • 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
  • Алфавитный Указатель Терминов
  • 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.

    Социальная практика общественной жизниесть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида . Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т.д.

    Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

    Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

    Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, что является важнейшим назначением общества вообще.

    Социальная функция общества – это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

    Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т.д.

    Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательныхэтапов :

    1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы , требующей совместных усилий для своего решения.

    2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретическогоконцепта для решения возникшей проблемы.

    3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

    4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы , и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

    5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системногометода решения проблемы, благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

    6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

    7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

    Социальные институты разделяют на основные и не основные . Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

    К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся :

    1. Экономические институты , организующие хозяйственную деятельность.Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования .

    2. Политические институты , организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечиваютпотребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка .

    3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечиваютпотребность в обеспечении воспроизводства населения.

    4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяютпотребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета .

    5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечиваютпотребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

    НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов .

    Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т.д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т.д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т.д.

    ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом, который осуществляет наиважнейшую социальную функцию – создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

    Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциямикак верховный социальный институт .

    Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

    1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

    Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т.д.

    2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

    Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

    Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

    1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

    согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек – существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

    Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений – род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

    Следовательно,

    происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек – существо по своей природе политическое», Аристотель),а также из естественных предпосылок социального развития, а

    сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

    2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

    государство – это власть, а власть – это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

    Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

    Таким образом,

    происхождение государственной власти – это Божий промысел, это забота Бога о человеке,это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни , без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

    сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных .

    3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

    вотчина – это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

    В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т.д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

    Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

    происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

    сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

    4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

    поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

    Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

    Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

    Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

    Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

    происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

    сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

    5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

    аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

    государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

    6. Государство, как аппарат насилия (марксизм ):

    государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

    Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

    сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

    С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

    Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

    Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

    сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

    происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.

    Основные термины

    ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

    ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института.

    ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА – задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

    ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.