Роль социализации в развитии личности. Понятие социализации. Виды социализации. Отличие социализации от адаптации, интернационализации

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, потому что двойственность и постоянная неудовлетворённость «достались» всем. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему. Это определяет уникальность каждого человека. Поэтому для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность – это целостность врождённых (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его индивидуальностью.

Индивид (конкретный человек) может вступать во взаимодействия, в отношения с другими людьми по-разному. Он может их любить, ненавидеть, быть к ним безразличным. Он может соперничать или сотрудничать. Он может построить социальную систему, построенную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человечекая энергия, проводником которой являются «качество» личности. Под «качеством» личности понимается степень освления человеком (индивидом) норм культуры, достигнутых обществом. Культурные модели и социальные институты при этом не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организация и т.п. В данном процессе настолько велика роль социально-экономических и политических структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой он действует.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно. При этом нельзя, чтобы было преимущество у того или иного вида восприятия. Это будет отклонением от нормы При преимуществе репродуктивного восприятия человек видит в основном то, что на ходится на поверхности, не проникая в глубь, в сущность происходящего. Он видит детали, но не видит целого. Он не лишён воображения. Но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих фактов. Такой человек обеднён социально.



При преимуществе созидательного восприятия человек вопринимает не те реальные факторы, которые видны всем. Он строит в своём внутреннем мире собственную реальность, которая является символом и отражением его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, и оживляя, и обогащая её собственной энергией. Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды является не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек. Это подразумевает, что человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться, то есть полностью родиться. Для полного раскрытя сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия, как забота, ответственность, уважение, знания .

Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (социального опыта), осуществляемый в общении и деятельности и позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества называется социализацией. То есть, процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, определяющие его социальное положение, место в социуме. Человек проходит несколько видов социализаций в течение своей жизни.

Этот процесс начитается в семье, где происходит социализация детства или 1)первичная социализация .

Первичная социализация происходит своей семье, к которой ребёнок приспосабливается, и где он обретает социальные качества. Эти качества позволят ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя. Это явялется условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной существуют ещё 2)вторичная и 3)подготовительная и 4)повторная виды социализации.

Вторичная социализация предполагает процесс последующего введения социализированного семьёй индивида в другие сектора общеста (детский сад, школа, професиональная группа, армия и т.п.).

Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которлой он хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент-сиудент, незамужняя-замужняя, неженатый, женатый ит.п.).

Повторная социализация (ресоциализаци я) возможна у взрослых людейв случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах:

1. В форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших, утраченных (сельский житель-городской, житель России-житель другой страны, раблотающий- безработный, здоровый- инвалид)

2. В форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, нлорм, ролей (например, преступления).

Таким образом, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Следовательно, социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических, и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

Эрих Фромм: «Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречие своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой. Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утодении голода, жажды, секса и т.д. являются обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для счастья, но даже и для его душевного здоровья. В этой уникальности положенич человека и заключена Архимедова точка его развития. Осмысление человеческой психики дролжно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности, вытекающие из самой сущности человека:

Приобщённость (в противовес нарциссизму);

Преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

Братство (в противовес кровосмешению);

Тождественность и индивидуальность (в противипроложность стадному конформизму);

Разум (в противовес иррациональному).

Вто время как тедло подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать ему, какие потребности стоит культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – фукции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенна в нём потенциально и нуждается в руководстве со стороны.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.


Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Механизмы социализации

Механизмы - изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно):

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги. Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

В России провели тот же эксперимент: дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные: наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно, не было обнаружено политической социализации.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место. Советские дети выбрали 1- Америку и 2- Японию.

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности -- их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек -- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или -- точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
12. Различные трактовки категорий «социальная общность» и «социальная группа». Их соотношение.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Урок 2. Социализация индивида.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    Понятие социализации.

Обратить внимание на следующие аспекты понятия «социализация»:

    Социализация – процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека;

    Социализация – процесс освоения индивидом различных социальных ролей;

    Социализация индивида возможна только в обществе, в процессе его социальных взаимодействий;

    В социализации индивида участвуют различные социальные институты, социальные группы;

    Успешность социализации определяется как личными качествами индивида, так и особенностями его окружения, социально-экономической и политической ситуацией в обществе;

    Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Основные этапы социализации.

Краткая характеристика

Первичная социализация (адаптация)

Ребёнок от рождения до подросткового периода ( продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков) усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает родителям и другим представителям своего ближайшего окружения.

Индивидуализация (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к принятым нормам социального поведения)

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Интеграция (появляется желание найти своё место в обществе, вписаться в него)

Интеграция проходит благополучно, если индивидуальность человека принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:

    сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с конкретными людьми, группой и обществом в целом;

    реальное изменение себя для того, чтобы «стать как все»;

    конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовой этап социализации

Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности; человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на своё социальное окружение, социальную среду.

Послетрудовой этап социализации

Рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

В ходе социализации человек усваивает социальный опыт предшествующих поколений, без чего полноценная жизнь в обществе трудна. Социальный опыт включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.

    Социальный статус и социальная роль

Каждый человек занимает определённое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, доходов, профессии, политической активности, культурных интересов. Положение человека в обществе связано с его социальным статусом. Социальный статус – место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы имеем право участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).

Социальная роль отражает представления о человеке и требования общества к нему в соответствии с его социальным статусом. Она включает множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. К основным (базовым) социальным ролям относятся роли гражданина, собственника, семьянина, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Данный тезис также целесообразно проанализировать на примерах личного социального опыта обучающихся.

    Агенты (институты) социализации

Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, обеспечивающие передачу новым поколениям культурных ценностей и усвоение индивидами социальных ролей.

Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается система образования, средства массовой информации (СМИ) и др.

Схема «Институты социализации»

Схема «Социализация (этапы, агенты)»

Работа со схемами:

По каждому из приведённых агентов, институтов социализации определяем с опорой на личный социальный опыт обучающихся его роль в социализации индивида.

Опорные вопросы:

    Какие социальные роли позволяет освоить данный агент, институт социализации?

    Какие социальные качества формируются у индивида при взаимодействии с данным агентом, институтом социализации?

    Какие нормы поведения устанавливаются данным агентом, институтом социализации?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ответьте на вопросы:

    Какой процесс называют социализацией?

    Что такое социальный статус?

    Какие виды социальных статусов бывают?

    Каков смысл понятия «социальная роль»?

    Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?

    Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? каких агентов социализации вы знаете?

    Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

1. Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

Конформизм (от лат. – принять надлежащую форму )

Приспособленчество; пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Концептуальный

имеющий серьезную самостоятельную концепцию

Концепция

1) Система связанных между собою и один из другого взглядов на те или иные явления.
2) Общий
, основная мысль чего-л.

Социализация (от лат. общественный )

Процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм.

Социальная роль

Выполняемая человеком социальная функция и соответствующие ей образцы поведения. Социальная роль ориентирована на социальный статус.

Социальный статус личности (от лат. положение, состояние )

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др. Различают прирождённый (пол, национальность, раса) и достигаемый (полученный благодаря собственным усилиям) социальный статус личности.

Тест на тему социализация личности

I. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1. Стадии развития личности в процессе социализации

адаптация

индивидуализация

социальное развитие

интеграция

2. Что из перечисленного не относится к механизмам социализации:

Подражание, имитация

Полоролевая идентификация

Индивидуализация

Конформность

3. Основные признаки социальной группы

Наличие интегральных психологических характеристик
Сплоченность группы

Существование основных параметров группы как единого целого
Способность индивидов к согласованным действиям.
Действие группового давления

4. По общественному статусу социальные группы делятся:

на формальные,

неформальные,

позитивные

негативные

5. По значимости социальные группы делятся:
на референтные
большие

группы членства

малые

6. По непосредственности взаимосвязей социальные группы делятся:

на реальные

неорганизованные

номинальные

7. По отношению к социуму группы бывают:

слабо организованные
позитивные
негативные

8. Социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития

индивид

личность

индивидуальность

9. Социальная функция, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в ожиданиях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте конкретного человека

социальная роль

социальное развитие

социальный контроль

10. По способу усвоения социальные роли делятся на:

предписанные и приобретенные

латентные и активные

межличностные и социальные

11. Совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых человек усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноценного члена общества – это:

адаптация

интеграция

социализация

12. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации:

две

три

четыре

13. Способоы сознательного и бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта:

адаптация

механизмы социализации

социальное развитие

14. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения человека

объекты социализации

институты социализации

механизмы социализации

15. Процесс и результат социального развития человека:

пофессионализм

социализация

интеграция

16. Область знаний, в которой изучаются не только реальные, но и потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации

социальная виктимология

психология массовой коммуникации

психология семейных отношений

17. Что из перечисленного относится к объективным факторам, способствующим превращению человека в жертву неблагоприятных условий социализации

материальное положение

производственный коллектив

группа сверстников

18. Формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

социальное развитие личности

адаптация личности

индивидуализация личности

19. Процесс, при котором на определенной стадии нормальной социализации личности под влияние отрицательной микросреды происходит ее некоторая деформация

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

20. Психологический возраст личности определяется

по степени развитости основных физиологических систем организма

по мере овладения индивидом культурой данного общества

по степени сформированности основных структур психики

21. По степени проявления выделяют:

негативные социальные роли

латентные социальные роли

активные социальные роли

22. По значимости социальные группы делятся

на большие группы, малые группы и микрогруппы
на референтные и группы членства

на позитивные и негативные

23. Относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей

эмоции

эмоциональные состояния

чувства

24. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений:

социометрическая структура группы

способность индивидов к согласованным действиям

композиция группы

25. Какой стиль лидерства выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы?

демократический

попустительский

26. Укажите материнские дисциплины социальной психологии

социология

психология

педагогика

27. Специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре, которые позволяют человеку ориентироваться в любой социальной ситуации – это

эмпатия

профессионализм

28. Влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека – это:

социально-психологическая компетентность

социальный контроль

интеграция с обществом

29.Социальная роль – это:

Фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений

Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию

Социальная функция личности, соответствующая принятым представлением людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.

II. ДОПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ

30. Обычаи, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение, определяются менталитетом народа – это ……… (традиции)

31. Особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе – это ………. (мораль)

32. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта – это …. (механизмы социализации)

33. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятия ……( индивид)

34. Неповторимым сочетанием психологических особенностей человека является его ……. (индивидуальность)

35. Основные методы социальной психологии:

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

……….. (тестирование)

36. Совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы) это омпозиция)

37. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения индивида называются …. (институты социализации)

III. ОТМЕТЬТЕ ЛИШНЕЕ.

38. Социально-психологическая компетенция делится на:

житейскую

профессиональную

приобретенную

39. Социальная психология изучает:

личность в группе, социуме, обществе

социальные группы в обществе

социальную психику или массовые явления психики

индивидуальные особенности личности

40 . Процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей:

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

Список литературы.

    Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.

    Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении (1)

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. (2)

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.