Значение слова рекреация. Рекреационная деятельность

Цель и задачи дисциплины

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель и задачи дисциплины

1.2. Виды рекреации

1.3. Понятие рекреационного комплекса

1.4. Типы рекреационных комплексов

1.5. Свойства рекреационных комплексов

1.6. Методы изучения рекреационных комплексов

Рекреация (лат. recreatio - восстановление , польск. rekreacja – развлечение, отдых ) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Самостоятельной составляющей частью рекреации является туризм (от фр. tourisme – прогулка, поездка ). Это вид подвижного активного отдыха, связанный с путешествием по определённому маршруту с определённой целью продолжительностью более 24 час. (если менее 24 час., то экскурсия ). Туризм может быть рекреационный (лечение или оздоровление), познавательный, спортивный, деловой, религиозный, этнический, экологический, сельский зелёный и т.д.

Комплекс (от лат. complexus – связь) – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое.

Рекреационный комплекс – целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, обеспечивающая рекреацию.

Цельдисциплины – рекреационные комплексы мира

Задачидисциплины заключаются в изучении:

Основных понятий рекреации;

Формирования и функционирования рекреационных комплексов;

Рекреационных ресурсов, потенциала и ёмкости;

Принципов и критериев рекреационного районирования;

Комплексной характеристики рекреационных макрорайонов и отдельных стран.

Предмет изучения – формирование рекреационных комплексов с учётом всех составляющих.

Объект изучения - рекреационные комплексы макрорайонов и отдельных стран мира.

Рекреация (отдых) формируется из потребностей:

· первичных - физиологические (например, сон);

· вторичных - психофизиологических (отдых, профилактика и пр.);

· третичных - духовно-интеллектуальных (свободное время).

Различают следующие виды рекреации:

1). В зависимости от повторяемости:

- суточная (цикл 24 час.) - время для отдыха 8 часов на сон;

- недельная (цикл 7 суток) - отдых 6-8 часов (например, прогулка в парк). Суточная и недельная рекреации связаны с физиологическими особенностями организма. Причина необходимости суточной рекреации - дневная утомляемость, а недельной - утомляемость за рабочую неделю. То есть, это естественная биологическая реакция на утомление, и как следствие, эти два типа рекреации присутствуют везде и существовали всегда. Перемещения между местом утомления и местом рекреации незначительно;


- квартальная (цикл 65 – 90 суток) - время, отводимое для отдыха, составляет примерно 8 часов (однодневные посещения не очень удалённых от основного места проживания привлекательных для отдыха мест) или меняется обычное время препровождение (например, праздник). Квартальная рекреация связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте. Социальное значение квартальной рекреации более значимо, чем суточной и недельной;

- ежегодная (цикл 365 дней) - время для отдыха 10 – 14 суток, обычно с пребыванием в удалённых от основного места проживания местах (ежегодный отпуск). Отличие ежегодного цикла от квартального в его временной продолжительности. Годовая рекреация - явление, которое характерно только для некоторой части населения и не всегда зависит от непосредственных возможностей. Поездки на большие расстояния - определённое состояние души, вызываемое сознанием доступности даже самых удалённых объектов. Годовой рекреационный цикл может быть профессией (геолог). Пространственно-активный ежегодный отдых порождён ещё более высоким уровнем освоения пространства, так как обычно связан с перемещением на более удалённые от основного места жительства расстояния;

- жизненный отдых (цикл 10 – 15 лет) - время на отдых примерно 10 – 30 суток (длительное посещение удалённых от основного места проживания мест, часто приурочена к уникальным событиям жизни, например: бракосочетание. Проявляется в отличие от других типов рекреации не у всех.

2). Рекреация с пространственной точки зрения:

- пассивная - отдых по месту основного местожительства

- активная - перемещение за пределы своего основного местожительства.

3). Рекреация по выполняемой функции :

- лечебная – использование лечебных природных факторов, связанных с лечением – бальнеолечение, грязелечение, климатолечение, комбинированные формы.

- оздоровительна я – связана с оздоровлением. Наиболее популярна оздоровительная купально-пляжная рекреация, 70 – 80% туристов предпочитают летний приморский отдых: купание, водные лыжи, прогулки по набережной, солнечные ванны. Оздоровительная рекреация тяготеет к районам с благоприятным климатом.

- спортивная - связана с активными видами туризма; К оздоровительной рекреации можно отнести прогулочную, промыслово-прогулочную, чисто промысловую (рыболовство, охотничий туризм), маршрутный туризм, водный туризм, подводный спортивный туризм, археологический подводный туризм, горно-лыжный, альпинизм;

- познавательная – предполагает получение новой информации, связана с развитием кругозора, предполагает получение новой информации об экскурсионных объектах района или страны. Различают природно-познавательную рекреацию и культурно-познавательную;

Формы реализации различных видов рекреации очень изменчивы, зависят от уровня отдельного человека и всего общества, времени, типа культуры и прочих факторов и условий. Каждый вид рекреации имеет свою интенсивность и свою значимость.

Учеба, работа, быстрый ритм жизни, стрессовые ситуации, нагрузки - все это вызывает переутомление и ведет к снижению здоровья. Расход сил и их восстановление - взаимосвязанные и постоянно чередующиеся процессы. Термином рекреация обозначают восстановление духовных, физических сил человека и развитие личности. С латыни на русский язык рекреация переводится как восстановление, отдых.

Рекреация и ее ресурсы

Итак, рекреация - это процедура и организация отдыха для восстановления сил. Она имеет широкий круг деятельности, как индивидуальный, так и коллективный: санаторно-курортный, туристический, экскурсионный, физические занятия и проч. Осуществляется в свободное от работы время, в специально отведенных местах вне дома.

Рекреационные ресурсы - это природные, климатические, оздоровительные, познавательные объекты, культурные и исторические достопримечательности, города или населенные пункты, которые применяются для предоставления рекреационных услуг. Рекреационные ресурсы имеют несколько направлений, таких как природные, курортные, туристические, спортивные и др.

Как видим, существует немало форм рекреации, сегодня мы рассмотрим небольшую часть из них.

Рекреацию можно разделить на пассивную и активную.

  • Пассивная рекреация - это посещение парков, скверов, театров или музеев и подразумевает отдых недалеко от места проживания. Этот вид не требует особых финансовых затрат или специального планирования.

  • Активная рекреация - это отдых на большом расстоянии от дома и проживание на новом месте (гостиница, кемпинг, палатка и проч.).

Природные рекреационные территории и ресурсы

Часть окружающего нас пространства природной среды, которое отведено для коллективного отдыха людей, называется природной рекреационной территорией. Сюда относятся лечебные, оздоровительные и курортные места, участки земель водного или лесного фонда, зоны природоохранного и исторического назначения, а так же другие рекреационные комплексы, обеспечивающие работу рекреационной деятельности и комфортные условия для отдыхающих.

Природными рекреационными ресурсами именуют природные оздоровительные, лечебные, курортные факторы и ресурсы, используемые с целью оздоровления и восстановления жизненных сил человека. Это могут быть обладающие оздоровительным эффектом полезные ископаемые, органического или минерального происхождения (лечебные грязи, минеральные воды и др.), особые климатические и ландшафтные условия местности природного характера (пляжи, леса, горы, парки и др.).

Рекреационный туризм

Рекреационный туризм - перемещение людей в свободное время для отдыха и восстановления жизненных и душевных сил. Во многих странах мира этот вид туризма очень популярен. Оценку туристической рекреации составляют, исходя из туристических рекреационных ресурсов. К ним можно отнести рельеф региона, водные объекты, растительность, климат, природные лечебные ресурсы и т.д.

Туризм и рекреация способствуют устранению неблагоприятных факторов, которые воздействуют на человека в повседневной жизни. Отдохнуть и оздоровиться участникам такого турпохода позволяют достаточная мышечная активность, которая обеспечивает работу главных функциональных систем человека: дыхательной, сердечнососудистой, опорнодвигательной и т.д. Кроме того, положительно влияет на организм и сама смена обстановки.

Двигательная рекреация

Двигательная рекреация - это любая активная деятельность с применением физических занятий и комплексов спортивных упражнений (подвижные игры, спортивные занятия, физические упражнения), другими словами, - активный отдых. С развитием технического прогресса, большинство из нас ведет сидячий образ жизни, мало двигается, не соблюдает режим дня и т.д. От этого появляются болезни, ухудшается самочувствие, появляется постоянная усталость, бессонница, нервозность. Поэтому двигательная рекреация, ее еще называют физическая рекреация, должна быть частью жизни современных людей. Недавно наше общество стало уделять большое внимание этой идее.

Рекреационный период

Выделяют 5 наиболее повторяемых рекреационных периодов (циклов):

  1. Суточный - повторяется каждые 24 часа. Отдых продолжительностью от 4 до 6 часов, рядом с местом проживания, с активными или пассивными действиями. С развитием транспорта появилась возможность перемещаться на более дальние расстояния.
  2. Недельный отдых, или weekend, - периодичность 7 суток. Пребывание (в среднем от 6 до 8 часов) на близких к дому территориях, таких как парки, скверы и проч.
  3. Квартальный - повторяемость от 65 до 90 суток. Посещения, продолжительностью около 8 часов, в один день не очень отдаленных рекреационных мест (экскурсии, поездки к родственникам, друзьям и проч.).
  4. Ежегодный отдых - цикл длительностью 1 год. Посещаются места, отдаленные от дома. С развитием современного транспорта перемещение имеет неограниченное расстояние. Средняя продолжительность отдыха от 10 до 14 дней.
  5. Жизненный - период от 10 до 15 лет. Обычно это связано с каким-то грандиозным событием, например свадебное путешествие. Расстояние не имеет значения. Длительность отдыха от 10 до 30 дней.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что каждый последующий период имеет нарастающее расстояние.

Рекреация и отдых имеют большое значение для уставшего, вымотанного человека. Восстановив свои силы, у людей повышается работоспособность, и они меньше подвержены заболеваниям.

- (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большая советская энциклопедия

  • рекреация - РЕКРЕАЦИЯ франц. отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы. Рекреационная зала. Толковый словарь Даля
  • рекреация - сущ., кол-во синонимов: 6 восстановление 50 отдых 34 перемена 43 перерыв 44 развлечение 27 успокоение 26 Словарь синонимов русского языка
  • рекреация - РЕКРЕАЦИЯ -и; ж. [от лат. recreatio - восстановление, отдых] 1. Зал в школе, расположенный с обоих концов коридора и служащий для отдыха учащихся во время перемены. Войти в рекреацию. Прогуливаться парами по рекреации. 2. Спец. Толковый словарь Кузнецова
  • РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) ,1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение). 2) Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой энциклопедический словарь
  • рекреация - орф. рекреация, -и Орфографический словарь Лопатина
  • РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (от лат. recreatio - восстановление) - англ. recreation; нем. Rekreation/Erholung. 1. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия (спорт, хобби и т. п.). Социологический словарь
  • рекреация - -и, ж. 1. устар. Перерыв между уроками в школе, перемена. Как только звонок возвещал рекреацию, оба спешили в зал. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. || Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. Малый академический словарь
  • рекреация - РЕКРЕ’АЦИЯ, рекреации, ·жен. (·лат. recreatio, ·букв. восстановление) (·школ. ·устар.). Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же что перемена в 5 ·знач. Толковый словарь Ушакова
  • рекреация - РЕКРЕАЦИЯ, и, ж. 1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.). 2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). | прил. рекреационный, ая, ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении; устар.). Толковый словарь Ожегова
  • рекреация - рекреа́ция "отдых". Через польск. rеkrеасjа – то же от лат. recreātiō: rесrеārе "подкреплять". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • рекреация - Рекреация, рекреации, рекреации, рекреаций, рекреации, рекреациям, рекреацию, рекреации, рекреацией, рекреациею, рекреациями, рекреации, рекреациях Грамматический словарь Зализняка
  • Рекреация - Восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников. Экологические термины и определения
  • РЕКРЕАЦИЯ - (от лат. recreatio - восстановление) восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени. Экономический словарь терминов
  • Рекреация - Помещение в учебном здании, предназначенное для отдыха учащихся в перерыве между занятиями. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  • рекреация - Рекреации, ж. [латин. recreatio, букв. восстановление]. 1. Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же, что перемена. 2. Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой словарь иностранных слов
  • рекреация - рекреация ж. 1. Восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; оздоровление, отдых. 2. Помещение для отдыха в школьном здании. 3. устар. Временной период, свободный от занятий; каникулы. 4. устар. Перерыв между уроками в школе; перемена. Толковый словарь Ефремовой
  • © С.Ю. Махов, 2013

    © Академия безопасности и выживания, 2013

    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    Введение

    В деле развития сферы туризма и рекреации велика роль рекреационных ресурсов. Поэтому, чтобы определить возможности использования какой-либо территории в рекреационных целях, необходимо изучить и оценить те рекреационно-туристические ресурсы, которыми обладает территория.

    Рекреационные ресурсы – природные культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг.

    Важнейшие характеристики рекреационных ресурсов:

    – объем запасов (дебит минеральных вод; площадь рекреационных территорий; экскурсионный потенциал (в часах) туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости территориально-рекреационных комплексов, уровня освоенности, оптимизация нагрузок;

    – площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;

    – период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

    – территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обуславливающая тяготение рекреационной инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;

    – сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

    – возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

    Оценка рекреационных ресурсов должна проводиться с учетом комплекса показателей и четким указанием объекта оценки (тип ресурсов, объектов, территорий) и ее субъекта (вид туризма, цикл рекреационных занятий, категория отдыхающих).

    Глава 1. Понятие о рекреации и отдыхе

    1.1. Рекреация как социокультурный феномен современности

    Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

    Исследованием рекреации как явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.

    В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Среди отдельных наиболее выдающихся специалистов отметим деятельность И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.С. Преображенского, Т.В. и многих других.

    В отечественных и зарубежных источниках до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа сделана попытка провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью и выяснить, что же такое рекреация. Для этого необходимо проанализировать и сопоставить все основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.

    Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин.

    Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.

    Во-вторых, в нашей стране нет единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот».

    В-третьих, в силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

    Начнем свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, – это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

    В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию. Рекреация – это:

    – расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

    – любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

    – наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

    – перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

    – цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

    Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

    Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:

    – «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;

    – «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;

    – «след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.

    1.2. Сущность, понятия и основные функции рекреации

    Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.

    Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

    Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

    Рекреационная деятельность отдыхающих – деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.

    Туристская деятельность организаторов отдыха – деятельность, направленная на формирование оптимальных условий отдыха населения, системы предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.

    Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.

    Рекреационное время – часть социального времени, используемого для рекреационной деятельности.

    Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.

    Рекреационная система (PC) – социальная демоэкологическая система (т. е. система, в центре которой помещен человек, население), состоящая из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала, органа управления и обладающая функциональной целостностью; целевой функцией системы является удовлетворение рекреационных потребностей.

    Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших основ туризма.

    Рекреационная система представляет собой совокупность социальных, демографических, медико-биологических, экономических и других характеристик региона, территории. Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на три основные группы:

    Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

    Социально-культурная функция – это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

    Экономическая функция – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

    Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

    На основе этих характеристик при решении проблем природопользования в целях курортно-рекреационного освоения первоочередной задачей является оценка рекреационного потенциала местности, определяемого как взаимодействие биоклиматических, территориальных, природных и гидроминеральных ресурсов изучаемой территории. Оценка рекреационного потенциала территории основана на последовательном анализе характеристик всех ее элементов. Эти характеристики сгруппированы в три основных блока:

    – медико-биологический;

    – психо-эстетический;

    – функционально-хозяйственный.

    Каждый блок включает такие показатели, как деятельность, загрязнение тяжелыми металлами, количество дней с осадками, энергообеспеченность и т. д. Рекреационный потенциал может быть различным, выделяют три его уровня:

    1. Достаточный потенциал (благоприятные климатические и природные условия, наличие памятников истории и культуры).

    2. Умеренный потенциал (менее благоприятные климатические условия).

    3. Низкий потенциал (районы с достаточно высокими уровнями загрязнения).

    Рекреация как сфера деятельности обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности и является одной из ведущих в жизни человека. Значимость отдыха определяется не только выбором форм рекреации, но и набором предлагаемых рекреационных услуг. Рекреационная индустрия предлагает широкие возможности для предоставления услуг:

    – туризм познавательный, спортивный, оздоровительный, в т. ч. санаторно-курортное лечение;

    – гостиничное обслуживание и пребывание;

    – организация питания;

    – досуговая культура.

    В развитых странах рекреация как отрасль экономики стала одной из важнейших прибыльных отраслей. В отдельных государствах эта прибыль составляет до 70 % национального бюджета. В связи с этим разрабатываются весьма емкие рекреационные программы, создаются условия для повышения качества отдыха граждан. Что же касается России, где имеется достаточно высокий ресурсный потенциал, его использование пока малоэффективно, хотя попытки развития данной отрасли предпринимались постоянно.

    Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования – деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.

    Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.

    Понятие «рекреационная деятельность » означает деятельность человека и групп населения, с ним связаны понятия «рекреационные занятия» и «циклы занятий». Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Как и многие другие виды, рекреационная деятельность – это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур (Ю. Веденин).

    Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально – бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы – одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий (И. Зорин, А. Зорин, 1999).

    Элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ) – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности. ЭРЗ – основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тысяч ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы – типы рекреационных действий (ТРД). Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим. Например, в негрибной период можно предложить туристам компенсировать этот недостаток сбором ягод, трав, орехов и т. п.

    В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные «буквы», из которых туроператор может составить «слова» – циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения – программу отдыха. При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами ТРД выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации – циклы рекреационной деятельности.

    Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД, возникающее на базе ведущего ТРД. ЦРД представляет собой как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.

    В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего, таким образом, самостоятельно организованная деятельность не может удовлетворить двум фундаментальным требованиям эффективности: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью можно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

    1.3. Политическая сущность рекреации

    Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая – с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат. Это взаимодействие носит исторический характер. Иначе говоря, изменения в сфере производственной объективно приводят к необходимости изменений в сфере бытовой. Взаимодействие, естественно, имеет и обратную связь.

    Сфера быта охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности; материальную и культурную среду, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Глобальная функция сферы быта – рекреация – имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов.

    Рекреация характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на восстановление. Строго говоря, величина этого времени зависит от производительности общественного труда, а величина рабочего времени находится в зависимости от «производительности» рекреационной деятельности, от эффективности использования нерабочего времени, т. е. от того, насколько полно реализуется глобальная функция сферы быта. Однако сфера быта из-за структурной сложности и множества определяющих ее факторов не всегда и не в полной мере выполняет рекреационную функцию; в результате не все нерабочее время, покрывающее эту сферу, можно считать рекреационным. Доля рекреационного времени в нерабочем времени на текущий момент составляет не более половины. По функции в процессе воспроизводства живых сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил).

    В реальной жизни выделяют четыре формы рекреации:

    – в течение рабочего дня (I), инклюзивная, т. е. включенная в рабочее время;

    – в конце рабочего дня (II), ежедневная;

    – в конце недели (III), еженедельная;

    – в конце рабочего года (IV), отпускная.

    Функции этих четырех форм воспроизводства живых сил человека различны:

    I – компенсаторная, II – компенсаторно – расширенная, III – расширенно-компенсаторная, IV – расширенная.

    Взаимосвязь четырех форм рекреации очевидна: они составляют единое целое – жизненный цикл рекреационной деятельности, для реализации которого необходимы соответствующие каждой форме массивы рекреационного времени (минуты, часы, дни, недели) и особым образом организованная среда.

    Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить нерабочее время, с другой, – требует его увеличения, ибо в рамках этого времени и происходит восстановление и умножение производительных сил человека.

    Поскольку существует общественно необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время на восстановление затраченных сил, т. е. рекреационное время. Под общественно необходимым рекреационным временем мы понимаем время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т. е. при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое для расширенного воспроизводства, обеспечивающего дальнейший рост производительности труда.

    Очевидно, что на каждом этапе развития общества рекреационное время, так или иначе, должно достигать общественно необходимой величины. В противном случае прогресс в развитии производительных сил общества не может быть обеспечен. Человечество никогда бы не смогло достигнуть нынешнего уровня развития, если бы не увеличивалась доля рекреационного времени, в рамках которого происходит умножение производительных сил человека – главной движущей силы прогресса.

    Поскольку затраты сил и их восстановление находятся в диалектическом единстве, то изменение характера затрат должно вести к изменению характера восстановления.

    Научно-техническая революция резко повысила энерговооруженность человека не только в сфере производства, но и в быту, чем резко изменила характер затрат, т. е. сократила физические нагрузки. Сто лет назад 94–99 % всей механической работы выполнялось за счет мышечных усилий человека, ныне 99 % механического труда осуществляется с помощью машин и только 1 % – за счет физических усилий человека. Энергетический баланс, который в прошлом уравновешивался главным образом трудовыми затратами в рабочее время, требует теперь активной физической деятельности в рекреационное время. Если это требование не выполняется, человеку грозят патологические изменения, приводящие к необходимости врачебного вмешательства.

    Одновременно с резким падением доли физических нагрузок резко возрастает доля интеллектуальных и эмоциональных. Углубляющаяся специализация, конвейеризация, поточное производство с разделением производственных операций на малые элементы приводят к монотонности, вызывающей довольно быстрое психологическое утомление, снять которое гораздо сложнее, чем утомление, вызванное физическими усилиями.

    На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, и поэтому он не мог не «научиться» быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30 % от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75 % от собственного веса – суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Нервное напряжение не снимается так же быстро, как физическое, и обладает большой накопительной способностью.

    Интеллектуализация труда и повышение психоэмоциональных нагрузок в рабочее время диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую «надежность», «устойчивость» человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной «спячкой», а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых по-прежнему у абсолютного большинства населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т. е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Нерациональный расход нервных ресурсов – это неоправданные психические напряжения, эмоциональные «бури» по пустякам длительное переживание уже минувших событий, перенос служебных забот в семью, и наоборот, неумение освободиться от семейно-бытовых дел во время работы. Нарушения душевного равновесия людей обусловливаются, в частности, несовершенством обслуживающих отраслей (опоздания транспорта, нечеткая работа магазинов, мастерских и т. п.), общением, основанным на неблагожелательности, подозрительности, когда «ранит слово». Можно назвать еще десятки других причин «непроизводительной» траты нервных сил.

    Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. Это неизбежно. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Для этого надо провести, прежде всего, целенаправленные мероприятия в сфере быта, которая, по оценке специалистов, является самым крупным источником нерациональных нервных напряжений и, скорее, областью приложения сил человека, чем их восстановления. Именно это обстоятельство приводит многих социологов к мысли, что в структуре нерабочего времени должно сокращаться время «непреложных занятий» и за счет этого возрастать свободное время, т. е. чистое время отдыха и развития человека.

    Однако резкого сокращения времени на непреложные занятия произойти не может. Причины этого заключаются в следующем.

    Время, затрачиваемое на дорогу к месту работы и обратно, не может заметно уменьшаться, более того, в некоторых случаях оно будет увеличиваться, так как процесс специализации в общественном производстве будет расширяться и углубляться, а это неизбежно приведет к дальнейшей территориальной дифференциации. Темп совершенствования организации городского транспорта, рост скоростей городских транспортных средств едва ли будут способны поспевать за темпом территориальной специализации (Г. Гольц, 1983).

    Затраты времени на уборку и содержание жилищ, скорее всего, будут расти, а не сокращаться. Причина – увеличение полезной площади, приходящейся на одного человека; «мир вещей» человека расширяется и требует возрастающих затрат времени на «управление» им. Затраты времени на покупки не могут ощутимо сократиться, более того, свобода выбора товара (отсутствие очередей, широкий ассортимент) не сокращает времени «торговой акции», а увеличивает его. Абсурдно ставить задачу сокращения затрат времени на личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, на сон, питание. Таким образом, время непреложных занятий в ближайшей перспективе не есть резерв заметного, качественно ощутимого увеличения рекреационного времени. Очевидно, что наряду с непродуктивными или малоэффективными затратами рабочего времени существуют и непродуктивные или малоэффективные затраты рекреационного времени.

    Поэтому главную ставку нужно делать на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всякой деятельности. Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени.

    Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности. Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

      биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)– потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства. Пример: Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

      социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу. Пример: Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

      духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития. Пример: Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.

    Особенности человеческих потребностей:

    1. все потребности человека взаимосвязаны.

    Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

    2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.

    3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

    Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

    Мнимые (неразумные, ложные) потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

    4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.

      Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания. Требования по обеспечению безопасности туристов .

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человекa в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД, в общей области знаний - экологии техносферы. Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

    Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания». Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации.

    Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

    Состояния взаимодействия «человек - среда обитания»:

    Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

    Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

    Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

    Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

    Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

    Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов изложены в ГОСТе Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», действующем с 1.07.1994 г. и являющимся основным документом при обязательной сертификации туристских услуг. Факторы риска в туризме могут быть классифицированы следующим образом:

    – травмоопасность;

    – воздействие окружающей среды;

    – пожароопасность;

    – биологические воздействия;

    – опасность излучений;

    – химические воздействия;

    – повышенная запыленность и загазованность;

    – специфические факторы риска.

    Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, перемещения горных пород (камнепадов, селей, равнин), использования туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь – потертости кожных покровов у туристов и т.п.).

    Снижение травмоопасности обеспечивается:

    – защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов;

    – использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, головных шлемов, ледорубов, крючьев) и др.

    Воздействие окружающей среды обусловлено повышенной или пониженной температурой окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов.

    Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:

    – выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;

    – рациональным проектированием трассы туристского маршрута;

    – учетом погодных особенностей района и др.

    Пожаробезопасность объектов обслуживания обеспечивается строгим соблюдением требований утвержденных нормативных документов (Правил пожарной безопасности).

    Биологические факторы (микроорганизмы, ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).

    Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:

    – соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;

    – применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов и др.

    Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения.

    Повышенная запыленность и загазованность. Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных нормативно-технической документацией, санитарными нормами и правилами.

    Специфические факторы риска в туризме обусловлены:

    – возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций;

    – техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы;

    – уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и пр.) и др.

    3. Рекреационный сервис. Социально-экономическая сущность и функции рекреации. Виды рекреационных ресурсов. Цели рекреационного проектирования.

    Рекреация относится к избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира.

    Функций рекреации можно разделить на 3 основные группы:

    МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ – это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

    Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

    Важно также определить общие тенденции развития рекреации в современный период. Данные направления развития, несомненно, будут определять соотношение всех определенных выше функций рекреации. С наибольшей условностью и поправкой на авторское восприятие можно выделить следующие тенденции:

      Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса.

      Формирование систем кратковременного отдыха горожан.

      Организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе.

      Создание новых форм и видов отдыха.

      Сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т. е. стремление к круглогодичному действию.

    Важнейшей особенностью рекреации является ее привязка к определенной территории, пространству, которое может быть локальным (читальный зал, пляж) или охватывать целые географические регионы (для туристских путевок и поездок). На этой особенности рекреации основано рекреационное зонирование, то есть выделение определенных зон для различных видов отдыха. Деятельность отдыхающих людей (рекреантов) сказывается на природной среде, ландшафтах, социальных образованиях.

    Рекреационные ресурсы - совокупность природных и культурно-исторических комплексов, используемых для организации отдыха, лечения, экскурсий. К основным видам рекреационных ресурсов относятся: 1) побережья теплых морей; 2) берега рек, озер и водохранилищ; 3) лесные и луговые массивы; 4) предгорья и горные страны; 5) города - столицы и исторические центры; 6) города-курорты или курортные местности; 7) религиозно-культовые комплексы и отдельные сооружения, расположенные в пределах и за пределами населенных пунктов; древние города, фортификационные вооружения (пещерные города, крепости и т. п.), катакомбы.