Электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок» презентация, доклад. Иллюстраторы сказок Иллюстраторы русских народных сказок презентация

Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

УРОК НА ТЕМУ:

«ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК»


Цели:

1) показать учащимся связь литературы с живописью, ознакомить с творчеством художников - иллюстраторов;

2) развивать навыки связной речи при описании иллюстраций, умение подбирать к ним текст из произведений;

3) воспитывать художественный вкус; вызвать интерес к иллюстрации как особому виду изобразительного искусства.


Что такое иллюстрация?

  • Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение).

1) объяснение с помощью наглядных примеров.

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.


Самые известные художники-иллюстраторы

В.Васнецов

Т.Маврина

И.Билибин

С.Малютин

М.Врубель


Билибин

Иван Яковлевич

1876– 1942 г.г.


Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.


Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.



«Василиса Премудрая пляшет»

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, в Москве.


Михаил Александрович Врубель

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду

М. А. Врубель


«Царевна-лебедь», 1900 г.

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.


Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера

В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881).

Виктор Михайлович Васнецов

«Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!»


«Иван-царевич на сером волке»

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.


«Снегурочка» , 1899

  • В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

Сказка о летающем ковре

Это самая первая сказочная картина Васнецова, он выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив, выразив давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.



«Три царевны подземного царства», 1879-1881 г.г.

В 1880-1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки - на ней изображена царевна каменного угля. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит.

В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах .


«Витязь на распутье»

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В последней версии стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.


«После побоища Игоря Святославича с половцами»,1880 г.

Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Соответствует "Слову" и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.


«Богатыри»

Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение Васнецова к народным истокам. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Он написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876) в парижской мастерской Поленова, выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову. В 1898 году картина была закончена.


«Аленушка»

В картине Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".


Сплетем из слов чудеснейший венок,

В него вплетем и боль свою, и радость.

И пригласим друзей услышать нежный слог,

Испить из родника народного живительную сладость.


Творческая работа

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута. (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.


Проверь себя:

Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как

бы стараются успокоить ее.


Домашнее задание:

Проиллюстрировать эпизод любимой сказки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа Демидовского района Смоленской области

Художники-иллюстраторы русских народных сказок

Коллективный проект

учащихся 5 класса

2016-2017 уч. год

Цель проекта:

    расширить знания о работе художников - иллюстраторов.

Задачи:

    познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;

    увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;

    проявлять положительные эмоции к художественному слову

    развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников

    сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.

Основополагающий вопрос:

    Почему художники - иллюстраторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Проблемные вопросы:

    Что такое иллюстрация?

    Кто такие художники – иллюстраторы?

Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.

Во время работы над проектом мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.

Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа.

Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь".

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать "типы", изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице".

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

«Царевна-лягушка»

Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».

Сказка «Василиса Прекрасная» (1900г)

«Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и о Сером волке», (1899г)

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997г)

Евгений Михайлович Рачев заслуженный деятель искусств РСФСР, замечательный советский художник-анималист.

Известен многочисленными работами в книжной графике, а основная деятельность - иллюстрации к русским сказкам.

Родился известный художник в 1906 году в городе Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. С 1930 года начал карьеру художника-иллюстратора.

Картины Рачева к русским сказкам и басням стали его призванием. Особенно близки художнику такие произведения,

где единственными персонажами выступают животные.

Рачев исследовал повадки животных, умел тонко показать их качества. Его иллюстрации к русским сказкам изобилуют животными с чертами характеров, присущих людям.

Звери Рачева одеты в костюмы, их окружают предметы повседневного обихода и обстановки.

Книги Рачева издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – "Золотой ключик".

Маврина Татьяна Алексеевна (1900-1996)

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век.

За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть – «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.

Семенкова Д.И. ученицы 4 «А» класса ОСОШ №12

Слайд 2: Билибин Иван Яковлевич

Иван Билибин родился в 1876 г. в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическая гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил в Санкт-Петербурге. В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии « билибинским » стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Кстати! Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Сестрица Аленушка и братец Иванушка И.Я. Билибин

Слайд 3: Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова.Учился в духовном училище (1858-1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). Кстати! Виктор Васнецов является автором марки добровольного сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Московским городским общественным управлением. Иван-Царевич на сером волке В.М. Васнецов

Слайд 4: Дехтерёв Борис Александрович

Дехтерёв родился в 1908 году в Калуге. В 1925-1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926-1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве «Детская литература» (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. Можно сказать, «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Кстати! Б. А. Дехтерёв был одним из первых графиков, обратившихся к иллюстрированию книг о современной жизни. Он иллюстрировал и оформлял книги Горького, Тургенева,. Лермонтова,.Гайдара,. Шекспира, сказки А. С. Пушкина Создал также серию рисунков на темы истории КПСС и рисунки к книгам, посвящённым жизни советских вождей.

Слайд 5: Устинов Николай Александрович

Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник. Работал в журнале Мурзилка. Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, и др.

Слайд 6: Владимирский Леонид Викторович

Родился в Москве 21 сентября 1920 года. С началом войны в 1941 был призван в армию, в инженерные войска, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного институт. После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов на отделении мультипликации. Его дипломной работой стал первый в истории диафильм, создание которого дало Владимирскому «путевку в жизнь»: его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им было создано 10 лент. Кстати! В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке - образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 млн.

Слайд 7: Чижиков Виктор Александрович

Родился в семье служащих в Москве.В 1953 окончил московскую среднюю школу № 103.В 1952 Начал работать в газете «Жилищный работник», где получил первый опыт работы карикатуриста.В 1953-1958 учёба в Московском полиграфическом институте на художественном отделении.С 1955 - Работает в журнале «Крокодил».С 1956- Работает в журнале «Весёлые картинки».С 1958- Работает в журнале «Мурзилка».С 1959 - Работает в журнале «Вокруг света». Художник-постановщик (совместно с С.Гвиниашвили) мультипликационного фильма режессёра.С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Кстати! Чижиков автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Слайд 8: Радлов Николай Эрнестович

Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) - русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

Слайд 9: Лаптев Алексей Михайлович

Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей. Кстати! Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг Лаптева была переиздана в 2010.

10

Слайд 10: Савченко Анатолий Михайлович

Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями. Кстати! С 17 лет принимал участие в Великой Отечественной войне в пехотных войсках, в боях на Северном Кавказе был ранен в ногу. Был награждён орденом «Отечественной войны» и рядом медалей.

11

Слайд 11: Васильев Олег Владимирович

Васильев (1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Э. В. Булатовым. Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова. Кстати! Васильев живёт и работает в Нью-Йорке.

13

Слайд 13: Ответь на вопросы

11.В чём принимал участие Савченко? 12.Расскажи биографию Васильева. 13.Где Васильев живёт и работает? 14.Какая любимая техника у Диодорова? 15.В каких странах выходили в свет картины Диодорова? 16. Каких ещё иллюстраторов ты знаешь? 1.Как Билибин рисовал свои рисунки? 2.Какие ещё картины Васнецова ты знаешь? 3.Расскажи биографию Дехтерёва. 4.В каких странах издавались книги с иллюстрациями Устинова? 5.Что создал Владимирский? 6.К каким ещё книгам создал иллюстрации Чижиков? 7. Автором чего является Виктор Александрович? 8.Какие книги выпустил Радлов? 9.Что ещё делал Лаптев? 10.Какие самые известные мульт-работы создал А.М. Савченко? страница Тёти Совушки.

14

Последний слайд презентации: художники-иллюстраторы авторских сказок: Список литературы:

www. mamainfo. ru yandex. ru wikipedia. or Презентация для 4 «А» класса в 2 частях. Часть 1. Презентация предназначена для общего показа, для работы в классе. На обложке использована иллюстрация И.Я. Билибина «Остров Буян». Дизайн обложки Семенкова Д.И. Редактор Семенкова О.Е. Подписано 11.01.2013 года. Масштаб 104%. Не распечатано. Экз. №1. От 13.01.2013г. Первый показ 14.01.2013г. Незапланированный показ неизвестен. ОСОШ №12 г. Одинцово, ул.Молодежная,д.16в. Напечатано: г.Одинцово, ул.Молодежная,д.1 б. Электронный сайт неизвестен. По вопросам размножения статьи обращайтесь к нам или по телефону: 8 498 698 82 35. Создание идеи: Кац Э.Э. учебник «Литературное чтение. 4 класс, 2 часть. Стр.36. Показ слайдов: клавиша F5. Отдельное спасибо Кац Э.Э., Шолоховой Т.А. Одинцово. 2013

Чтобы представить героя, воссоздать его образ в воображении, требуются иллюстрации, помогающие нам увидеть героя и его действия.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин.

Иван Яковлевич Билибин, как и многие
художники, рисовать начал рано. И первые же
зарисовки пейзажа, огромные лапы старых
елей, красные мухоморы, деревянная резьба
на крестьянских избах привели художника к
мысли иллюстрировать русские сказки.
Ранние работы художника были
подражательными, но Иван Яковлевич много
работал, постепенно совершенствовался в
мастерстве. Освобождаясь от сторонних
влияний. Художник сумел выработать свой
собственный, отличающий его от всех других
«билибинский» стиль.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Мар

Наиболее известными и самыми удачными являются его
иллюстрации к русским народным сказкам «Царевналягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Хочется подчеркнуть особенности «билибинского» стиля.

Художник создавал не
отдельные иллюстрации, он
стремился к ансамблю: рисовал
обложку, иллюстрации,
орнаментальные украшения,
шрифт – все стилизовал под
старинную рукопись.
И еще одна особенность, которую
надо подчеркнуть – это передача
тонкого юмора, острой иронии
русских сказок.

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным худо

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана
Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его
выдающимся национальным художником.

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и миро

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали
прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими
русское и мировое искусство.
Михаи́ л Алекса́ндрович
Вру́бель - русский
художник рубежа XIX-XХ
веков, прославивший своё
имя практически во всех
видах и жанрах
изобразительного искусства:
живописи, графике,
декоративной скульптуре и
театральном искусстве. Он
был известен как автор
живописных полотен,
декоративных панно, фресок
и книжных иллюстраций.

Картину «Царевна-лебедь» к
«Сказке о царе Салтане»
Пушкина, Михаил Врубель
писал, вдохновленный
музыкой Римского-Корсакова.
Он пытался средствами
живописи передать
услышанный им сказочный
образ.

«Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух.»- говорил Виктор Михайлович Васнецов.

Действительно, мало кто из
русских художников сумел так
понять и передать этот русский
дух, как Васнецов. Виктор
Михайлович хотел, чтобы все,
как и он сам, прониклись дивной
красотой древней Руси, узнали,
приняли сердцем ее историю,
поверия, предания, сказки. И это
не было прихотью художника.
Васнецов свято верил, что в
«сказке, песне, былине
сказывается весь цельный облик
народа».

Картину «Иван-царевич на сером
волке» Виктор Михайлович
Васнецов написал быстро, легко,
на одном дыхании – так она
увлекла его.
Сюжетом картины является
сказочная тема позаимствованная
из народных русских сказок, Иван
царевич и Прекрасная Елена
спасаются от настигающей их
погони на сером волке. Что бы
раскрыть в картине сказочное
олицетворение, Васнецов
постарался как бы уйти от
настоящих реалий, стараясь
передать таинственный дух сказки,
окрасить в красках мир народной
фантазии.

Картина Васнецова
«Аленушка», навеяна
лирически сказочным
образом, по всем известной
русской сказке «Сестрица
Алёнушка и братец
Иванушка», хотя прототипом к
написанию этой картины была
действительно реальная
девушка.

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрите

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного
творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая
зрителю о мировом волшебстве.

Тема русской сказки занимала важное
место в творчестве русских художников. По
мотивам русских сказок созданы многие
известные картины. В качестве материала
для создания своих произведений русские
художники использовали не только русские
народные сказки, сказания и былины, но и
произведения великих авторов. В
творчестве известных русских
художников Билибина, Васнецова и
Врубеля сказка являлась одной из
центральных тем.

В заключение хочется рассказать ещё об одном иллюстраторе детских книг.

С самого раннего детства,
рассматривая книжки с
русскими песнями,
потешками, прибаутками,
мы знакомились с
иллюстрациями Юрия
Алексеевича Васнецова.
Юрий Васнецов состоял в
отдалённом родстве с
Виктором Михайловичем
Васнецовым.

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем б

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила
Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы
представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи, народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на творчес

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи,
народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на
творчество иллюстратора.

Рассказать в одной презентации обо всех достойных иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания для детей – это настоящий цветни

Рассказать в одной презентации обо всех достойных
иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания
для детей – это настоящий цветник, пестрящий чудесными
картинами. Они будят наше воображение и запоминаются на
всю жизнь. Каждому знакомо это трепетное чувство, когда,
увидев вдруг иллюстрации из своего детства, чувствуешь, как
сердце радостно сжимается от новой встречи.