Реформы крестьян прибалтики в начале 19 века. Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях. Распространение православия в Эстляндии (1710–1836)

Вопрос 1. В чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815 гг.?

Ответ. Причины:

1) запрет на торговлю с Великобританией нанёс российской экономике больше ущерба, чем британской;

2) военные расходы в 1812 году достигли астрономических сумм;

3) разорение западных губерний и их последующее восстановление требовало больших средств, например жителям пострадавших городов, причём не только Москвы, были выплачены пособия на общую сумму в 15 миллионов рублей;

4) французская разведка завозила в Россию большое число поддерльных бумажных рублей специально чтобы подорвать экономику.

Вопрос 2. Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжелом положении? Какие меры предпринимали помещики для выведения своих хозяйств из кризисного состояния?

Ответ. Сильнее всего пострадало сельское хозяйство, причём тяжелее пришлось крестьянским дворам, которые составляли основу экономики. Их разорение означало бедствие как для их непосредственных хозяев, так для экономики империи в целом.

Вопрос 3. На каких условиях произошло освобождение крестьян в Прибалтике? Почему не состоялось повсеместной отмены крепостного права в России?

Ответ. Прибалтийские крестьяне были освобождены без земли. Соответственно, они должны были наниматься к помещикам, всё равно выполнять по сути прежние повинности, только теперь помещик не обязан был заботиться об их судьбе. Такая реформа по всей России могла бы вызвать небывалые крестьянские волнения: русские крестьяне, в отличии от прибалтов, главной ценностью в то время считали землю, ради владения ею они были даже готовы терпеть неволю. А главное, против таких мер выступили бы консервативные круги самих помещиков, что было бы гораздо опаснее для императора. В Прибалтике сами владельцы имений в подавляющем большинстве немцы выступили с инициативой такой реформы. В остальной России многие дворяне были не готовы пересматривать вековые устои.

Вопрос 4. В чем состоял смысл проекта А. А. Аракчеева?

Ответ. Первый проект А.А. Аракчеева фактически предполагал личную свободу крестьян без земли, но в замаскированной форме и поэтапно. Предлагалось постепенно выкупать земли у помещиков, которые будут на это согласны (в то время многие закладывали свои имения, чтобы расплатиться с долгами). Из полученных земель предлагалось выделять крестьянам наделы настолько небольшие, чтобы они шли наниматься к помещикам, то есть делали бы то же, что и должны были делать в случае воли без земли.

Вопрос 5. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Были ли достигнуты эти цели?

Ответ. Главной задачей было сокращение расходов на содержание армии. Эту задачу удалось выполнить: за период с 1825 по 1850 годы было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

Вопрос 6. Дайте общую характеристику развития российской промышленности и торговли.

Ответ. Промышленность в России в основном выполняла государственные заказы, потому процветала тяжёлая её отрасль. Однако постепенно развивалась и лёгкая промышленность. В производство внедрялись паровые машины, как и во всей континентальной Европе (в Великобритании этот процесс происходил ещё раньше, в конце XVIII века). Однако из-за сохранения крепостного права внедрение новых технологий шло медленно: низкая себестоимость труда крепостных часто делало экономически не выгодным тратить большие суммы на новое оборудование, в последствии экономить удавалось не так много, чтобы покрыть расходы. Положительным было то, что число наёмных работников в промышленности росло, правда, медленно. Развитие промышленности требовало лучших путей сообщения. Потому строились новые каналы, железных дорог в России ещё не было. Основная торговля продолжала вестись на ярмарках. Это показывает, как мало, несмотря на развитие, была развита промышленность, ведь для сбыта её продукции оказывалось достаточно такой формы торговли.

Если в самой Швеции AVII в. крепостное право не сложилось как господствующая система, то в шведских прибалтийских провинциях в этом же столетии царило самое жестокое крепостничество.

Это относится как к Лифляндии (по-латышски Видземе), так и к Эстляндии (Северной Эстонии) и Ингерманландии (Ижорская земля).

Шведский гнет тяжело ложился на плечи местного трудящегося населения, особенно крестьянства.

Повышенные по сравнению с собственно Швецией государственные налоги, постоянные реквизиции сельскохозяйственных продуктов и скота (особенно во время частых войн в районе самих балтийских провинций), разнообразные извозные повинности, а самое главное, увеличение барщины и ухудшение юридического положения крестьянства характеризуют наиболее ярко этот период шведского господства в Прибалтике.

Правительство тщательно сохраняло и поддерживало права и привилегии местного остзейского дворянства, являвшегося здесь господствующим классом.

Шведское законодательство санкционировало развивавшееся крепостничество в прибалтийских провинциях, оформляя его юридически и предоставляя феодалам военно-полицейские средства для подавления крестьянства, боровшегося против растущего закрепощения.

Так, законом от 1 февраля 1632 г. о земских судах санкционировалось крепостное право в Лифляндии и утверждалась полицейская власть помещика с правом «домашнего наказания» непослушных крестьян.

Позднее патентом 1639 г. и особенно (Полицейским уставом» 1671 г. крепостными признавались не только дети крепостных, но также все беглые крепостные и вольные люди, поселившиеся на земле феодала.

Крепостной считался полной собственностью помещика, который мог своих крестьян отчуждать или предоставлять кредитору в счет погашения долгов и процентов по ним. Кредитор по своему усмотрению распоряжался крепостными, требуя от них барщины п оброка.

Попадая в руки ростовщика, крестьяне подвергались усиленней эксплуатации. Аналогичные законы были изданы и для Эстляндии.

В 1638-1639 гг. в Лифляндии действовали карательные отряды, направленные сюда для подавления крестьянских волнений.

Новая волна крестьянских движений относится ко времени русско-шведской войны 50-х годов XVII в. Стихийные крестьянские волнения вспыхнули также в 1668 г.

Положение крестьян в Прибалтике продолжало ухудшаться и далее, по мере того как государственные земли переходили к дворянам в собственность в виде всякого рода подарков и пожалований.

Крестьянские земельные наделы в Прибалтике систематически сокращались, вследствие увеличения барской запашки, вызванного ростом хлебного экспорта. Уже по переписи 1638 г., не менее 22% всех крестьян являлись батраками, оставшимися без земли или имевшими лишь небольшое подсобное хозяйство.

Беднейшее крестьянство, даже если оно и вело свое полевое хозяйство, находилось в весьма тяжелых условиях, прежде всего из-за недостатка рабочего скота. Волы и лошади имелись только у состоятельных крестьян. Крестьянин-бедняк нередко вынужден был сам впрягаться в соху вместе с женой и таким образом обрабатывать свой жалкий участок.

Многие крестьяне не имели коров и вместо них содержали коз. Барщина на помещика считалась «нормированной» определенным количеством дней в году; фактически же помещик мог требовать а дополнительной барщины под видом «помочей» и т. п.

По отношению к крепостным широко применялись телесные наказания. Юридически за крепостными признавалось право судебной защиты, но жаловаться на помещика было делом совершенно безнадежным, так как все суды и административные органы в крае находились целиком в руках дворян.

От тяжкой барщины и растущих государственных налогов крестьяне искали спасения в бегстве, и вопрос о бегстве крестьян и мерах борьбы с ним составлял предмет постоянных забот ландтагов (съезды дворян по губерниям), ландратов (выборные от дворянства), различных земских судов и генерал-губернатора.

Крестьяне спасались бегством в Ригу, Ревель (Таллин) и другие города, а также в Польшу, Литву, Курляндию и Россию. Шведское правительство в ответ на жалобы местных баронов неоднократно предъявляло этим государствам требования о выдаче таких перебежчиков.

В 80-х годах шведское правительство широко проводило и в Прибалтике политику редукции, причем здесь это мероприятие осуществлялось энергичнее, чем в самой Швеции. Интересы значительной группы остзейских баронов были серьезно ущемлены.

Как и в самой Швеции, редукция вела к увеличению числа государственных крестьян. Правовое положение крестьян, превратившихся в государственных, улучшилось. Однако в прибалтийских провинциях, в условиях уже оформившегося крепостного права, крестьяне и на государственных землях не получили личной свободы.

В то же время редукция и связанное с ней составление земельного кадастра и новых вакенбухов увеличили крестьянские повинности и платежи (вакенбух - перечень повинностей с каждого крестьянского двора).

Налоговое обложение крестьян к 90-м годам по сравнению с 70-ми годами возросло в Эстляндии в 2,5 раза, в Лифляндии - даже в 5 раз. Государство, вернув коронные земли в казну, фактически само ими не распоряжалось, а сдавало в аренду дворянам.

Таким образом, арендаторы эксплуатировали и крестьян, живших в государственных имениях. В случае отказа от работы или небрежного ее выполнения арендатор или сам лично, или при помощи местной полиции мог подвергать крестьян телесным наказаниям.

Задавленный налогами, отрываемый от своего хозяйства тяжелой барщиной, прибалтийский крестьянин к концу XVII в. все более нищал и попадал в лапы ростовщика. В то же время помещики, а также арендаторы казенных имений все сильнее стесняли крестьянина в его праве пользоваться общинными угодьями (для рубки леса, выпаса скота, рыбной ловли, охоты и т. п.).

В конце XVII в. гнет шведского дворянского государства и местных остзейских баронов привел крестьянское хозяйство к явной катастрофе.

В 1696-1697 гг. в Лифляндии и Эстляндии, как и в соседних странах, было подряд несколько неурожайных годов. Результатом неурожая в Прибалтике был голод и страшная эпидемия. Только в одной Эстляндии за эти годы погибло 75 тыс. человек.

Многочисленные волнения крестьян в 1698 и 1699 гг., расправа их с некоторыми феодалами и управляющими, захват крестьянами хлеба в помещичьих экономиях, массовое бегство крепостных вызвали со стороны правительства жестокие репрессии.

В деревни были посланы новые карательные отряды. Захваченные руководители крестьянских «беспорядков» подвергались пыткам, колесованию и другим казням.

Весной 1700 г., в связи с началом Северной войны, было издано два королевских указа в интересах прибалтийского дворянства.

В одном из них, учитывая недовольство значительной части остзейского дворянства редукцией, король заявлял о полном прекращении мероприятий, связанных с редукцией, в другом обещал впредь оберегать и даже «приумножать» дворянские вольности и привилегии.

Второй указ - своего рода королевский манифест - был торжественно адресован «рыцарству герцогств Эстляндии, Лифляндии и Ингерманландии».

В обоих указах Карла XII отчетливо выразился дворянско-крепостнический характер шведской политики в Прибалтике.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА В ОСТЗЕЙСКОМ КРАЕ 1804-19 годов, серия реформ, в результате которых было отменено крепостное право, осуществлены аграрные преобразования и введено крестьянское самоуправление в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях Российской империи. Непосредственным поводом для проведения реформы стало восстание крестьян в имении Каугуры Лифляндской губернии (осень 1802), подавленное войсками. Для подготовки проекта реформы в Санкт-Петербурге был учреждён Лифляндский комитет (весна 1803). В его состав входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, О. П. Козодавлев и два представителя лифляндского дворянства (Г. Будденброк и Р. Анреп). Комитет подготовил «Положение о лифляндских крестьянах», утверждённое императором Александром I 20.2(3.3).1804. По нему крестьяне объявлялись прикреплёнными к земле, а не к личности помещика, их запрещалось продавать и покупать без земли. Крестьяне делились на хлебопашцев (дворохозяева и безземельные) и дворовых. Дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, телесным наказаниям их можно было подвергнуть только по суду. Они получили право передавать свои усадьбы по наследству, помещикам запрещалось сгонять их с земли, переводить в другие имения, превращать в дворовых. Свой земельный надел дворохозяин мог потерять только при неисполнении своих обязанностей перед помещиком и только по суду. Повинности дворохозяев устанавливались в соответствии с доходностью надела (её определяли специальные ревизионные комиссии, председателями которых были русские чиновники, а членами - местные дворяне). Размеры и качество крестьянских наделов, их доходность, виды и нормы повинностей заносились в описи (вакенбухи). Барщина составляла 75% общего объёма повинностей, оброк - 25%. Помещикам запрещалось произвольно повышать повинности и расширять свои поля за счёт крестьянских наделов. Положение бобылей, батраков и дворовых осталось прежним. Создавались волостные суды в составе 3 членов: одного назначал помещик, второго избирали дворохозяева, третьего - батраки. Несмотря на это, деятельность волостных судов находилась под контролем помещиков. Суды разбирали споры между крестьянами, обеспечивали исправный платёж дворохозяевами оброка и выполнение барщинных работ, распределяли батраков между дворохозяевами. Второй судебной инстанцией были приходские суды, состоявшие из председателя (помещика) и 3 заседателей, избираемых из числа дворохозяев.

В 1809 году изданы «Дополнительные статьи», по которым помещики получили право самим определять доходность крестьянских наделов, заменять оброк барщиной при 12-часовой продолжительности барщинного дня.

На Эстляндскую губернию «Положение о лифляндских крестьянах» было распространено в 1804 и дополнено «Положением о крестьянских судах Эстляндии» в 1805 году. Описи доходности крестьянских наделов, виды и нормы повинностей составлялись по договорённости между помещиком и крестьянами. Однако крестьяне могли потребовать проведения обмера и оценки земли.

В 1811 дворяне Эстляндской губернии представили императору Александру I проект отмены крепостного права. Последующая разработка проекта была приостановлена Отечественной войной 1812 и заграничными походами российской армии 1813-14. 23.5(4.6).1816 императором Александром I утверждён ряд документов («Учреждение для эстляндских крестьян», «Положение об эстляндских крестьянах» и др.), по которым крестьяне получали личную свободу, но без земли (она оставалась собственностью помещиков). Лично свободный крестьянин (освобождение происходило в течение установленного 14-летнего срока) становился арендатором земли у помещика. По закону крестьяне могли при согласии помещика выкупить свой прежний надел. Также они получили право заключать сделки (в том числе приобретать движимое и недвижимое, за исключением имений, имущество). Однако при этом перемена места жительства и получение паспорта зависели от помещика.

Вводилось крестьянское самоуправление. Крестьяне помещичьего имения составляли волостную общину. Они избирали на три года волостное правление (отвечало за исправный платёж крестьянами государственных податей, рекрутский набор, призрение нетрудоспособных членов общины и т. д.) во главе с волостным старшиной, которого утверждал в должности помещик. За ними же сохранялись полицейская власть в их имениях и надзор за крестьянскими судами.

По настоянию императора Александра I ландтаги курляндского и лифляндского дворянства также согласились на отмену крепостного права в своих губерниях. Были утверждены аналогичные эстляндскому Положения для крестьян Курляндской губернии от 25.8(6.9).1817 и Лифляндской губернии от 26.3(7.4).1819.

Окончательную свободу эстляндское крестьянство получило фактически к 1831 году, курляндское и лифляндское - к 1832, когда им было дано право свободного передвижения, но только в пределах собственной губернии и с запретом селиться в городах.

Лит.: Рихтер А. Е. История крестьянского сословия в присоединенных к России прибалтийских губерниях. Рига, 1860; Тобин А. Э. Лифляндское аграрное законодательство в 19 столетии. Рига, 1900. Т. 1; Кахк Ю. Ю. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в Эстонии в конце 18 и в первой четверти 19 в. Тал., 1962; он же. «Остзейский путь» перехода от феодализма к капитализму. Крестьяне и помещики Эстляндии и Лифляндии в 18 - первой половине 19 в. Тал., 1988.

19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, отменив таким образом крепостное право. Гусиное перо, которым царь-освободитель подписал манифест, хранилось до 1917 года в Историческом музее в Москве. После перо было уничтожено, а крестьяне снова попали в зависимость. В период коллективизации долгое время колхозники, в отличие от остальных граждан, не имели паспортов и потому не могли покидать место жительства.

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и (известная также как отмена крепостного права) — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков конца XIX — начала XX вв. называл эту реформу «крепостнической» и утверждал, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.
На бо́льшей части территории Российской Империи крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трехдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель).

Согласно данным историков, специально изучавших этот вопрос, процентное отношение помещичьих крепостных крестьян ко всему взрослому мужскому населению империи достигло своего максимума к концу царствования Петра I (55 %), в течение последующего периода XVIII в. составляло около 50 % и опять выросло к началу XIX в., достигнув 57-58 % в 1811—1817 гг. Впервые существенное сокращение этой пропорции произошло при Николае I, к концу царствования которого она, по разным оценкам сократилась до 35-45 %. Так, к 10-й ревизии (1858) доля крепостных во всем населении империи упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх остзейских губерниях (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия), в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля помещичьих крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область, в которой вместо крепостных были феодально-зависимые царане) до 69,07 % (Смоленская губерния).

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного периода произошла существенная трансформация данного института (см. статью Николай I) и резко сократилась численность крепостных, что облегчало задачу окончательной ликвидации крепостного права. К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда она могла произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков. Кроме того, в 1850-е годы усилились восстания крестьян. Поэтому новое правительство, сформированное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса. Как сказал сам царь в 1856 г. на приеме у предводителя московского дворянства: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу».

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474 Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа.

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Местные положения

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».
[править] Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Основная статья: Выкупная операция

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам». К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.

Анализ реформы

Историки, жившие в эпоху Александра II и изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Н. Покровский, вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении абсолютно ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. «Быть от царя объявленным свободным человеком, — писал историк, — и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. „Обязанные“ крестьяне твёрдо верили, что эта воля — не настоящая…». Такого же мнения придерживался, например, историк Н. А. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе.

Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 г., означавшие юридическую отмену крепостного права (в юридических терминах второй половины XIX в.) не являлись его отменой как социально-экономического института (хотя и создали условия для того, чтобы это случилось в течение последующих десятилетий). Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII вв. как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин (крепостное право) появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств (Смута 1598—1613 гг., экономический кризис, разруха и т. д.). Лишь в течение первой половины XVII в. (окончательно — в Уложении 1649 г.) крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения (конец XVI — начало XVII вв.). Соответственно, и после реформы 1861 г., вплоть до 1906 г., несмотря на юридическую отмену крепостного права, сохранялся фактический запрет на уход «обязанных» и «выкупных» крестьян со своего участка земли, что указывает на сохранение крепостного права как социально-экономического института. Ранее в истории исчезновение данного института также не происходило в один день, например, в Западной Европе оно растянулось на 2-3 столетия (XI—XIV вв.).

Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н.Рожкова и Д.Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5-6 раз. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 г., включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договоренности с последним. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.

Соответственно, по условиям реформы крестьяне не могли отказаться от выкупа земли, которую М. Н. Покровский называет «принудительной собственностью». А «чтобы собственник от неё не убежал, — пишет историк, — чего, по обстоятельствам дела, вполне можно было ожидать, — пришлось поставить „освобождаемого“ в такие юридические условия, которые очень напоминают состояние если не арестанта, то малолетнего или слабоумного, находящегося под опекой».

Ещё одним результатам реформы 1861 г. стало появление т. н. отрезков — части земель, составлявших в среднем около 20 %, которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежащих выкупу. Как указывал Н. А. Рожков, раздел земли был специально проведен помещиками таким образом, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землей от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов… [в результате] они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях». «Отрезав у крестьян, по Положению 19 февраля, земли, для тех абсолютно необходимые, — писал М. Н. Покровский, — луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определённое количество десятин». В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, указывал историк, эта практика отрезков описывалась как повсеместная — практически не было помещичьих хозяйств, где бы не существовало отрезков. В одном примере помещик «хвастался, что его отрезки охватывают, как кольцом, 18 деревень, которые все у него в кабале; едва приехавший арендатор-немец в качестве одного из первых русских слов запомнил atreski и, арендуя имение, прежде всего справлялся, есть ли в нем эта драгоценность».

В последующем ликвидация отрезков стала одним из главных требований не только крестьян, а также революционеров последней трети XIX в. (народники, народовольцы и т. д.), но и большинства революционных и демократических партий в начале XX в., вплоть до 1917 года. Так, аграрная программа большевиков вплоть до декабря 1905 г. в качестве главного и по существу единственного пункта включала ликвидацию помещичьих отрезков; это же требование являлось главным пунктом аграрной программы I и II Государственной Думы (1905—1907 гг.), принятой подавляющим большинством ее членов (включая депутатов от партий меньшевиков, эсеров, кадетов и «трудовиков»), но отвергнутой Николаем II и Столыпиным. Ранее устранение подобных форм эксплуатации крестьян помещиками — т. н. баналитетов — было одним из главных требований населения во время Великой французской революции (см. статью Старый порядок).

По словам Н.Рожкова, «крепостническая» реформа 19 февраля 1861 г. стала «исходным пунктом всего процесса происхождения революции» в России.
Осуществление реформы

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандиевское восстания.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так, М. А. Бакунин был в 1861—1862 гг. убежден, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведет к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась». «Несомненно, что крестьянская революция в России 60-х годов была не плодом испуганного воображения, а совершенно реальной возможностью…», — писал Н. А. Рожков, сравнивая возможные ее последствия с Великой французской революцией.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

А. И. Корзухин. Сбор недоимок (Уводят последнюю корову). Картина 1868 г.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420 % от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500 %. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15 % помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6 % оброка). В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.
Нищие. Картина С. А. Виноградова

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен — как указывает Д.Блюм, выкупные платежи за десятину в среднем были в 2-2,5 раза ниже, чем для крепостных крестьян, следовательно, в целом соответствовали рыночным ценам на землю. Однако ранее, при подготовке этого закона, министр государственных имуществ, крупный помещик М.Муравьев вынашивал план отобрать у государственных крестьян часть их земель и ухудшить условия выкупа, подобно тому, что было сделано в отношении крепостных крестьян. Возможно, его отставка в 1862 г. и отказ от ухудшения условий выкупа для государственных крестьян были связаны с начавшейся в 1861—1862 гг. «крестьянской революцией».

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в ещё большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30 %), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками — явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Собор Александра Невского в Москве

Идея строительства храма в честь отмены крепостного права в Российской империи появилась в обществе сразу по опубликовании Манифеста. В числе инициаторов этого проекта был известный русский историк, член Российской академии М. Н. Погодин.
Результатом этого движения стало строительство Александро-Невского собора на Миусской площади в Москве. Храм был заложен в 1911 году, к 50-летию реформы и завершен в 1917 году. Впоследствии в годы Советской власти был уничтожен.

В нумизматике отмена крепостного права была отмечена дважды:

* Третьего сентября 1991 года Госбанк СССР выпустил палладиевую монету достоинством 25 рублей в честь 130-летия события.:
* В 2011 году Банк России выпустил памятную монету, посвящённую 150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»

Монета СССР — 500-летие единого русского государства: Отмена крепостного права, 1861 г. Палладий 999 пробы, 25 рублей.

Монета Банка России — Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. Золото 999 пробы, 1000 рублей.

Существование крепостного права является одним из самых позорных явлений в истории России. В настоящее время все чаще можно услышать высказывания о том, что крепостным крестьянам жилось очень даже неплохо или о том, что существование крепостничества благоприятно сказывалось на развитии экономики. Чему бы в угоду не звучали эти мнения, они, мягко говоря, не отражают истиной сути явления - абсолютного бесправия. Кто-то возразит, что законодательством за крепостными крестьянами было закреплено достаточно прав. Но на деле они не исполнялись. Помещик свободно распоряжался жизнью принадлежавших ему людей. Этих крестьян продавали, дарили, проигрывали в карты, разлучая близких. Ребенка могли оторвать от матери, мужа от жены. Существовали в Российской империи такие регионы, где крепостным приходилось особенно туго. К таким регионам можно отнести Прибалтику. Отмена крепостного права в Прибалтике произошла в царствование императора Александра I. Как все происходило, вы узнаете в процессе прочтения статьи. Годом отмены крепостного права в Прибалтике стал 1819-й. Но мы начнем с самого начала.

Развитие Прибалтийского региона

Никакой Латвии, Литвы и Эстонии на прибалтийских землях в начале XX века не существовало. Располагались там Курляндская, Эстляндская и Лифляндская губернии. Эстляндия и Лифляндия были захвачены войсками Петра I в ходе Северной войны, а Курляндию России удалось получить в 1795 г., после очередного раздела Польши.

Включение этих областей в имело для них массу положительных последствий в плане развития экономики. Прежде всего для местных поставщиков открылся широкий российский рынок сбыта. От присоединения этих земель выиграла и Россия. Наличие портовых городов позволило быстро наладить сбыт продукции российских купцов.

Местные помещики тоже не отставали от российских в экспорте. Так, первое место по продаже товаров за рубеж занимал Санкт-Петербург, а второе - Рига. Основной акцент прибалтийские помещики сделали на сбыт зерна. Это была очень выгодная статья дохода. Как следствие, желание эти доходы увеличить приводило к расширению, используемых под запашку земель и увеличению времени, отводимого на барщину.

Городские поселения в здешних местах до середины XIX в. почти не развивались. Местным помещикам они были ни к чему. Вернее будет сказать, что развивались они однобоко. Сугубо как торговые центры. А вот развитие промышленности отставало значительно. Происходило это по причине очень медленного прироста городского населения. Это и понятно. Ну кто же из крепостников согласится отпустить дармовую рабочую силу. Поэтому общее число местных горожан не превышало 10 % от всей численности населения.

Мануфактурное производство помещики создавали сами в своих владениях. Торговые дела они тоже вели самостоятельно. Т. е. классы промышленников и купцов в Прибалтике не развивались, а это сказывалось на общем движении экономики вперед.

Сословной особенностью прибалтийских территорий было то, что составлявшие всего 1 % населения дворяне были немцами, равно как духовенство и немногочисленные буржуа. Коренное население (латыши и эсты), презрительно именовавшееся «не немцы», было почти полностью бесправно. Даже проживая в городах, люди могли рассчитывать лишь на работу в качестве прислуги и чернорабочих.

Поэтому можно сказать, что местному крестьянству не повезло вдвойне. Им приходилось, наряду с крепостничеством, испытывать на себе и национальный гнет.

Особенности местной барщины. Усиление гнета

Барщина в местных землях традиционно была поделена на ординарную и экстраординарную. При ординарной крестьянину надлежало отработать на землях помещика со своим инвентарем и лошадью установленное количество дней. Явиться работник должен был к определенному сроку. А если промежуток между этими сроками был небольшой, то крестьянину приходилось оставаться в помещичьих землях весь этот временной промежуток. А все потому что, традиционные крестьянские дворы в Прибалтике - это хутора, и расстояния между ними очень приличные. Так что крестьянину было бы просто не успеть обернуться туда и обратно. А в то время пока он находился в господских землях, его пашни стояли необработанными. Плюс при таком виде барщины с каждого хутора положено было отправлять на срок с конца апреля и по конец сентября еще одного работника дополнительно, уже без лошади.

Наибольшее развитие в Прибалтике получила экстраординарная барщина. Крестьяне при такой повинности обязаны были работать на хозяйских полях во время проведения сезонных сельхозработ. Такой вид тоже делился на вспомогательную барщину и общий сгон. При втором варианте помещик был обязан кормить крестьян на протяжении всего времени, пока они работали у него на полях. И при этом имел право согнать на работы все трудоспособное население. Стоит ли говорить о том, что в большинстве своем помещики закон не соблюдали и никого не кормили.

Экстраординарная барщина была особо губительна для крестьянских хозяйств. Ведь в то время, когда было необходимо спешно пахать, сеять и собирать урожай, на хуторах попросту никого не оставалось. Кроме работы на полях, крестьяне были обязаны на своих телегах перевозить хозяйские товары в отдаленные районы на продажу и с каждого двора поставлять женщин для ухода за господским скотом.

Начало XIX в. характеризуется для аграрного развития Прибалтики развитием батрачества. Батраки - безземельные крестьяне, появившиеся вследствие захвата помещиками крестьянских земель. Оставшись без своего хозяйства, они вынуждены были работать на более зажиточных крестьян. Обе эти прослойки относились друг к другу с определенной долей враждебности. Но их объединяла общая ненависть к помещикам.

Классовые волнения в Прибалтике

Начало XIX века Прибалтика встретила в условиях обострившихся классовых противоречий. Массовые крестьянские восстания, побеги крепостных стали частым явлением. Необходимость перемен становилась все более очевидной. Идеи отмены крепостного права с последующим переходом к вольнонаемному труду все чаще стали звучать из уст представителей буржуазной интеллигенции. Многим становилось очевидным, что усиление крепостнического гнета неминуемо приведет к широкомасштабному крестьянскому восстанию.

Опасаясь повторения революционных событий во Франции и в Польше, царское правительство решило, наконец, обратить свой взор на положение в Прибалтике. Под его давлением дворянское собрание в Лифляндии вынуждено было поднять и законодательно закрепить за крестьянами право распоряжаться собственным движимым имуществом. Ни о каких других уступках прибалтийские помещики и слушать не желали.

Недовольство крестьян росло. Их активно стали поддерживать в притязаниях городские низы. В 1802 г. вышел указ, по которому крестьянам было разрешено не отправлять натуральные продукты при фуражных поставках. Сделано это было из-за начавшегося в регионе голода как следствия неурожая предыдущих двух лет. Крестьяне, которым был зачитан указ, решили, что добрый русский царь теперь полностью освобождает их от работ на барщине и оброка, а местные власти просто скрывают от них полный текст указа. Местные же помещики, решив компенсировать убытки, решили увеличить отрабатываемую барщину.

Вольмарское восстание

Началу отмены крепостного права в Прибалтике (1804 год) поспособствовали некоторые события. В сентябре 1802 г. крестьянские волнения охватили крестьянские хозяйства в районе города Валмиера (Вольмар). Сперва взбунтовались батраки, отказавшиеся выходить на барщину. Власти попытались подавить бунт силами местной воинской части. Но это не удалось. Крестьяне, заслышав о восстании, спешили со всех отдаленных мест, чтобы принять в нем участие. Количество восставших увеличивалось с каждым днем. Во главе восстания встал Горхард Иохансон, который, несмотря на крестьянское происхождение, был неплохо знаком с работами немецких правозащитников и просветителей.

7 октября были арестованы несколько зачинщиков восстания. Тогда остальные решили освободить их с применением оружия. Восставшие в количестве 3 тыс. человек сконцентрировали в имении Каугури. Из вооружения у них был сельскохозяйственный инвентарь (косы, вилы), немного охотничьих ружей и дубинки.

10 октября к Каугури подошло крупное войсковое подразделение. По восставшим открыли огонь из артиллерии. Крестьяне были рассеяны, а оставшиеся в живых арестованы. Руководителей сослали в Сибирь, хотя первоначально собирались их казнить. А все потому, что в ходе следствия вскрылось, что местные помещики умудрились исказить текст указа об отмене подати. Отмена крепостного права в прибалтике при Александре I имела свои особенности. Об этом пойдет речь далее.

Император Александр I

Российский престол в эти годы занимал Александр I - человек, который всю свою жизнь провел в метаниях между идеями либерализма и абсолютизма. Воспитатель его Лагарп - швейцарский политик - внушал с детства Александру негативное отношение к крепостничеству. Поэтому идея реформирования российского общества занимала ум молодого императора, когда в возрасте 24 лет в 1801 г. он взошел на престол. В 1803 г. он подписал указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещик мог за выкуп отпустить крепостного на свободу, наделив его землей. Так началась отмена крепостного права в прибалтике при Александре 1.

При этом Александр заигрывал перед знатью, боясь ущемить ее права. Очень уж сильны в нем были воспоминания о том, как высокопоставленные аристократы-заговорщики расправились с его неугодным отцом Павлом I. К прибалтийским помещикам это также относилось в полной мере. Однако после восстания 1802 г. и последовавших за ним волнений в 1803 г. императору пришлось обратить пристальное внимание на Прибалтику.

Последствия волнений. Указ Александра I

После французской революции российские правящие круги очень опасались войны с Францией. Опасения усугубились, когда к власти пришел Наполеон. Понятно, что в условиях войны никому не захочется иметь масштабный очаг сопротивления внутри страны. А учитывая, что прибалтийские губернии были приграничными, то у российского правительства появились двойные опасения.

В 1803 г. по распоряжению императора учреждается комиссия, которой надлежало разработать план улучшения жизни остзейских крестьян. Результатом их работы стало Положение «О лифляндских крестьянах», принятое Александром в 1804 г. Тогда же оно было распространено и на Эстляндию.

Что предусматривала отмена крепостного права в Прибалтике при Александре 1 (год 1804-й)? Отныне по закону местные крестьяне прикреплялись к земле, а не как раньше, к помещику. Те крестьяне, которые владели земельными наделами, становились их собственниками с правом наследования. Повсеместно создавались в составе которых заседало по три члена. Один назначался помещиком, один выбирался крестьянами-землевладельцами и еще один - батраками. Суд следил за исправностью отбывания барщины и платы оброка крестьянами, а также без его решения помещик больше не имел права телесно наказывать крестьян. На этом хорошее заканчивалось, т. к. Положение увеличивало размер барщины.

Последствия аграрных преобразований

По сути, Положение о так называемой отмене крепостного права в Прибалтике (дата - 1804 г.) принесло разочарование всем слоям общества. Помещики посчитали его посягательством на свои исконные права, батраки, которым никаких выгод от документа не перепало, готовы были продолжать свою борьбу. 1805 г. ознаменовался для Эстляндии новыми крестьянскими выступлениями. Правительству опять пришлось прибегать к войскам с артиллерией. Но если с крестьянами удавалось разобраться с помощью армии, то недовольство помещиков пресечь император не мог.

Чтобы задобрить и тех и других, правительством в 1809 г. были разработаны «Дополнительные статьи» к Положению. Теперь помещики сами могли устанавливать размер барщины. А еще им даровали право выселять любого домохозяина с его двора и отбирать крестьянские земельные участки. Основанием для этого могло служить утверждение, что бывший хозяин нерадиво относится к ведению хозяйства или просто была личная необходимость для помещика.

А для предотвращения последующих выступлений батраков им снизили время работы на барщине до 12 часов в сутки и установили размер оплаты за проделанную работу. Привлекать батраков к работе в ночное время без веской причины стало нельзя, а если такое происходило, то каждый час ночной работы расценивался как полтора часа дневной.

Послевоенные изменения в Прибалтике

Еще накануне войны с Наполеоном в среде эстляндских помещиков все чаще стала звучать идея о допустимости освобождения крестьян от крепостной зависимости. Правда, свободу крестьяне должны были приобрести, а вот землю всю оставить помещику. Идея эта пришлась императору очень по душе. Он поручил местным дворянским собраниям разработать ее. Но в дело вмешалась Отечественная война.

Когда боевые действия были закончены, эстляндское дворянское собрание возобновило работы над новым законопроектом. К следующему году проект закона был закончен. Согласно этому документу крестьянам предоставлялась свобода. Совершенно безвозмездно. Но вся земля переходила в собственность помещика. К тому же за последним закреплялось право осуществлять полицейские функции в его землях, т.е. он мог запросто арестовывать своих бывших крестьян и подвергать их телесным наказаниям.

Как происходила отмена крепостного права в Прибалтике (1816-1819)? Кратко об этом вы узнаете далее. В 1816 г. законопроект подали на подпись царю, и монаршая резолюция была получена. Закон вступил в силу в 1817 г. на землях Эстляндской губернии. На следующий год подобный законопроект начали обсуждать дворяне Лифляндии. В 1819 г. новый закон был одобрен императором. И в 1820 г. он начал действовать в Лифляндской губернии.

Год и дата отмены крепостного права в Прибалтике теперь вам известны. Но какие это поначалу принесло результаты? Внедрение закона на местах проходило с большими трудностями. Ну кто же из крестьян будет радоваться, когда его лишают земли. Боясь массовых крестьянских выступлений, помещики освобождали крепостных по частям, а не всех сразу. Осуществление законопроекта растянулось вплоть до 1832 г. Опасаясь, что безземельные освобожденные крестьяне начнут массово покидать насиженные места в поисках лучшей доли, им ограничили возможность передвижения. Первые три года после обретения свободы крестьяне могли передвигаться лишь в границах своего прихода, затем - уезда. И только в 1832 г. им позволили ездить по территории всей губернии, а выезжать за ее пределы так и не было разрешено.

Основные положения законопроектов об освобождении крестьян

Когда произошла отмена крепостного права в Прибалтике, крепостные крестьяне перестали считаться собственностью, и объявлялись свободными людьми. Все права на землю крестьяне теряли. Теперь вся земля объявлялась собственностью помещиков. В принципе, за крестьянами признавалось право выкупать землю и недвижимое имущество. Для реализации этого права уже при Николае I был учрежден Крестьянский банк, в котором можно было взять ссуду для покупки земли. Однако воспользоваться этим правом удавалось небольшому проценту освобожденных.

Когда отменили крепостное право в Прибалтике, взамен утраченной земли крестьяне получали право ее арендовать. Но и здесь все было отдано на откуп помещикам. Условия земельной аренды законодательно никак не регламентировались. Большинство землевладельцев делали их просто кабальными. И крестьянам ничего не оставалось делать, как соглашаться на такую аренду. По сути, получилось, что зависимость крестьян от помещиков осталась на прежнем уровне.

К тому же первоначально не оговаривались никакие сроки аренды. Выходило, что через год хозяин земли мог запросто заключить договор на участок уже с другим крестьянином. Этот факт стал очень тормозить развитие земледелия в регионе. Никто особо на арендованной земле не старался, зная, что завтра ее можно лишиться.

Крестьяне автоматически становились членами волостных общин. Общины были полностью подконтрольны местному помещику. Законом закреплялось право организации крестьянского суда. Но опять же действовать он мог только под руководством дворянского собрания. За помещиком сохранялось право наказывать провинившихся, по его мнению, крестьян.

Последствия «освобождения» прибалтийских крестьян

Теперь вам известно, в каком году отменили крепостное право в Прибалтике. Но ко всему вышесказанному стоит добавить, что от осуществления закона об освобождении выиграли только прибалтийские помещики. И то только на время. Казалось бы, законом создавались предпосылки для последующего развития капитализма: появилось множество свободных людей, лишенных прав на средства производства. Однако личная свобода оказалась простой фикцией.

Когда отменили крепостное право в Прибалтике, п ереселиться в город крестьяне могли только с разрешения помещиков. Те, в свою очередь, подобные разрешения давали очень редко. Ни о каком вольнонаемном труде не шло и речи. Крестьяне вынуждены были отрабатывать ту же самую барщину по договору. А если к этому добавить краткосрочность арендных договоров, то становится понятен упадок крестьянских хозяйств Прибалтики к середине XIX в.