Значение органов чувств жизнедеятельности человека. Анализаторы человека. Основное органы чувств и их функции. Основными функциями уха являются

Для более полного ответа на этот вопрос необходимо выделить различные планы, или уровни «срезов» жизни человека (при этом под словом «человек» понимается общая, глобальная культура «пси» в рамках ее существования на планете Земля, а не отдельно взятая единица биомассы).

При поверхностном подходе к рассмотрению процесса жизни культуры пси картина следующая. Каждому человеку нужно видеть, слышать, чувствовать, чтобы охотиться и добывать пищу, репродуцироваться для продолжения своего рода, то есть, не только поддерживать, но и продолжать цепочку жизней. Это простейший, самый низкий, «приземненный» план исследования данного вопроса. Если на нем остановиться, то картина получится более чем примитивная.

Поэтому нужно учитывать и то, что человеку жизненно необходимо еще и творить, создавать условия для собственного существования и развития, обрабатывать металлы, рожать и воспитывать детей, чтобы получить себе достойных преемников. Это уже «план» второго уровня – в некотором смысле «духовный».

И, наконец, есть третий «план», или «высшая цель», к которой человеку изначально было определено стремиться – это место в Иерархии и взаимодействие человека с его Учителями. Учителя и наша поддержка есть у каждого из вас, и нужно стараться ее услышать и использовать.

И на первом, и на втором «планах» человеку нужны глаза, уши и речь (двусторонее восприятие действительности), чтобы получить и переработать доступную для этих органов чувств информацию.

Важнейшим инструментом для решения подобной задачи выступает личностное сознание, генеративная функция которого позволяет эту информацию объединить для осознания и дальнейшего использования.
Итак, для того чтобы человек мог развиваться, меняя планы своего пребывания в реальности, ему необходим контакт с окружающим миром, который обеспечивается «снимаемой» им информацией.

В этой фразе и содержится ответ на поставленный вопрос.

Примитивный мир давал человеку возможность обходиться простейшей информацией, и обостренного восприятия рецепторов обоняния очень часто оказывалось достаточно для поиска например, зверя на охоте. Подкорковая часть головного мозга, ответственная за память прошлого, не использовалась, а «идеальная» для примитивного восприятия, выстроенная таким образом картина мира ограничивалась удовлетворенностью, полученной от сна и насыщения.

На втором плане пребывания для человека все устроено гораздо сложнее. Развивая себя, человеку требовалось все большее и полнейшее удовлетворение от выполняемой им деятельности, он желал достижения высот карьерного роста и получения от жизни максимальных дивидендов. Его эгоизм выступал генератором для работы сознания на втором «плане». Кстати, на вашей планете в настоящее время подобный план чрезвычайно распространен.


И, наконец, на «третьем плане» привычные органы чувств уже не нужны, они ничего не значат и ничего не дают их обладателю. Если на втором «плане-уровне» они уже использовались слабее, чем раньше, давая больший простор мыслительной деятельности, и мыслительные процессы превалировали над интуитивным восприятием, то на Нашем с вами «уровне» общения и бытия подобное восприятие вообще не играет никакой роли. Это нужно осознать при изучении данного вопроса.

То, что вы называете «шестым чувством» на самом деле таковым и является, а его основным инструментом является ваша мыслительная или ментальная способность. Разум человека - это и есть ваш шестой орган чувств. Почему его изучение и вызывает такой большой интерес у адекватных людей, стремящихся понять его «устройство», особенности и истинное предназначение.

Итак, механизм использования органов чувств в жизни человека постоянно претерпевает трансформацию. Происходит угасание чувственного восприятия действительности получаемых рецепторами «традиционных» или реликтовых органов чувств, и на смену к нему приходит более совершенный процесс получения информации путем ее мысленного восприятия органами «пси» человеческого организма. Рецепторы «ментального глаза» расположены в коре головного мозга и в прилегающей к ней области сознания (ментального тела) человека. Мы уже раньше говорили, что в Метакосмосе нет пустот.

Заметим, что развитие имеет форму нарастающей или прогрессивной спирали. Элементарное интуитивное восприятие человека прошлого является аналогом интуитивно-личностного восприятия человека на настоящем этапе его эволюции. Но это современное восприятие уже совсем иное, гораздо более прогрессивное проявление этого реликтового явления.

Слух

Слышать младенцы умеют еще в утробе матери, После рождения звуковое восприятие только совершенствуется, и новорожденный начинает прислушиваться к звукам, ощущает связь между слухом и зрением. Так, уже двухмесячный малыш способен повернуть голову в сторону источника звука. Орган слуха полностью формируй лишь к 10-12 годам. Так, наружный слуховой проход у новорожденных значительно короче, чем детей старшего возраста, меняется и положение барабанной перепонки.

Обоняние

В возрасте от нескольких дней до месяца младенец уже способен отличить голос матери от голосов других женщин и, что еще более удивительно, может даже реагировать на свое имя, если мама отчетливо его произнесет. Таким образом, «на слух» ребенок узнает мать раньше, чем зрительно, и поначалу «любит ушами». Слух у новорожденного достаточно чуткий, а барабанные перепонки хрупкие, так что не стоит при нем громко разговаривать, шуметь. Берегите его слух: разговаривайте с ним негромко, но с разными интонациями, включайте мелодичную, тихую музыку (лучше всего струнные инструменты), позвените ему погремушкой или колокольчиком, меняя расстояние и направление звука. Нос младенца, понятное дело, надо беречь от резких запахов и травм и тщательно следить за состоянием носоглотки. Нарушение носового дыхания и обоняния сказывается практически на всем организме: на сердечнососудистой и дыхательной системах, на работе мозга и других органов. Поэтому младенческий насморк - вещь опасная, и его необходимо лечить при первых же признаках недомогания.

Вкус

Рецепторы вкуса у новорожденного, как и у взрослого человека, находятся в основном в слизистой оболочке полости рта, главным образом на языке. Уже в первый день жизни младенцы обнаруживают вкусовую чувствительность и предпочитают сладкие жидкости тем, что не имеют вкуса (уже не говоря о горьких и кислых). Именно поэтому грудное молоко такое сладкое. Понятно, что кормящая мама должна избегать даже самого легкого алкоголя, острых блюд и приправ - этих привкусов младенец явно не оценит. А может и вовсе отказаться от груди. Поэтому основной совет при грудном вскармливании - не экспериментируйте с собственным меню. Постепенно вкусовые ощущения развиваются, и то, какую именно еду предпочтет ваш малыш, зависит в основном от взрослых. С началом прикорма необходимо развивать эти навыки, приучая не только к сладкому, но и к остальным оттенкам вкуса. И еще один любопытный факт. Оказывается, в том, что касается вкуса, мы значительно уступаем животным. Человек различает лишь десятую часть того, что доступно «братьям нашим меньшим». Количество вкусовых рецепторов у человека - всего 3 000. У коровы их 35 000, а у антилопы 50 000! Но есть на земле существа, которые и вовсе «лишены вкуса» - это, как ни странно, киты. У них вкусовых рецепторов нет вовсе.

Осязание

Кожа - это тоже орган чувств, причем очень важный. Ребенку необходимы прикосновения матери - без них невозможно формирование здоровой нервной системы. С рождения у каждого младенца есть хватательный рефлекс, который день ото дня становится все более целенаправленным - именно с помощью осязания малыш исследует форму, размеры, фактуру и температуру предметов. В 2-3 месяца ребенок уже умеет дотягиваться до предмета и касаться его, например, покачать игрушку, висящую над кроваткой. Это тоже особый этап его эволюции! Месяца в 4 он уже уверенно берет игрушку руками. Поэтому, чтобы его тактильные ощущения были более разнообразными, пусть он имеет дело с самыми разными на ощупь предметами: пушистыми, гладкими, шершавыми, большими и маленькими. Только помните, что осязанием дело не ограничится, игрушку он обязательно проверит и на вкус - так что будьте осторожнее! У новорожденного формирование коры головного мозга пока не завершено, она развивается в процессе активной работы. Младенец изо дня в день только тем и занят, что непрестанно анализирует и суммирует свои сенсорные открытия. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает дополнительные сведения. Именно поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных впечатлениях: слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных, вкусовых. Специалисты считают, что удовлетворение информационной потребности так же необходимо для развития, как пища и сон. Уже года в 3-4 дети с развитым зрительным восприятием начинают рисовать, со слуховым - активнее общаются.

Ощущение

Общее понятие об ощущении

Виды ощущений

Основные свойства ощущений

Общее понятие об ощущении

Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простейшим из которых является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением . В свою; очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.

Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологическая основа ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:



1. рецептор (орган чувств) периферический отдел, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервный процесс. Рецепторы строго специализированы и реагируют только на определенные раздражители. это воспринимающая часть анализатора;

2. проводящие нервные пути передают нервные сигналы в мозг;

3. корковый отдел анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Роль ощущений в жизни человека

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что, некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы -приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода- неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи (или видов энергии): слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебания; зрительные рецепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний, т д

Следует отметить, что ощущения человека - это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных . У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концентрацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощущений. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползущего насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень.

У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

4. Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений.

По количеству органов чувств выделяют пять основных видов ощущений:

· обоняние,

· вкус,

· осязание,

· зрение и

· слух.

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений англ. физиолога Ч. Шеррингтона. Все группы ощущений он разделил на три основных типа:

Интероцептивные,

Проприоцептиепые и

Тема: Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека.

Цель урока - познакомить уч-ся с органами чувств человека.

Задачи:

1.Познакомить уч-ся с понятием «органы чувств».

2.Формировать представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни.

3.Показать роль и специфику разных органов чувств.

4.Стимулировать познавательный интерес через исследовательскую деятельность и игровые моменты.

5.Развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий.

6.Развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос.

7.Развивать умение работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого, (т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповой формы работы.

8.Развивать лидерские качества, умение быстро ориентироваться в изменяющихся условиях через игровые приемы.

9.Воспитывать чувство сотрудничества при выполнении групповых заданий.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час

Очень рады видеть вас!

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Проверка д/з:

У: мы изучаем большой раздел «Организм человека» нам встретились слова: легкие, кишечник, желудок, трахея, пищевод, бронхи

Распределите эти слова на 2 группы

1-гр органы дыхания

2-гр органы пищеварения(карточки для проверки д-з)

Что такое система органов? (органы, выполняющие общую работу)

Приведите примеры, какие системы органов вы знаете?(кровеносная, пищеварительная, нервная, дыхательная, опорно-двигательная)

2. Мотивационное начало урока. СЛАЙД №1

(У.): Прочитайте надпись. (“Познай самого себя”). Подумайте, что значит “познать самого себя”?
(Д.):

У: Процесс познания самого себя длится всю жизнь. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия.

У. : - Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи? СЛАЙД №2

Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

3. Постановка учебной задачи.

Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашего урока – Органы чувств.

4. Постановка проблемы

Давайте поставим цель урока

Для чего мы сегодня собрались?

Цель: Можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

Что будет предметом исследования?

Человек

Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

Прежде, чем начать работу зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс.

5. «Открытие» детьми новых знаний

Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?

Отгадайте загадку.

Есть у каждого лица два оконца.

На ночь сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются . (глаза).

Исследование органа зрения. СЛАЙД №3

Возьмите задание на карточке белого цвета.

Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).

2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.

3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.

4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

Задания для групп.

Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов .

3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов .

4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Практическая работа

Цель: изучить строение глаза.

У. : Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз.

Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.)

У.: Закрасьте на схеме радужную оболочку цветом, соответствующим вашим глазам: коричневым (карие), серым, зелёным или голубым.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: спикер группы Сизиков Богдан (это интересно «Глаза»)

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз СЛАЙД №4

Так что глаза нам очень нужны

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Глаза – это орган зрения.

Исследование органа слуха.

Какого помощника мы будем исследовать сейчас вы узнаете, угадав загадку.

Загадка: У одной головы два братца по разные стороны сидят. А ничего не видят и не говорят. (Уши). СЛАЙД №5

Сейчас мы немного поиграем «Угадай голос» (по 1 ч. От команды выходят, угадываем голоса ПРИРОДА)

Что вам помогло услышать, какой орган?

Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?

Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

Как вы понимаете поговорку «Медведь на ухо наступил»?(лишен музыкального слуха)

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Кумаржанова Камилла (ЭТО ИНТЕРЕСНО «Ухо»

Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? слуха. Правильно.

Исследование органа обоняния.

Загадка: Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

У.: Для чего необходим нос?

Д.: У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием. СЛАЙД №6

Практическая работа

Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

Ход работы

Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

У: Какие запахи вы определили?

Запах №1-чеснок Запах №4-лук

Запах №2-кофе Запах №5-эвкалипт

Запах №3-духи Запах №6-зубная паста

У. : Когда вы ощущали запах?

Д. : Когда делали вдох.

У. : Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

Д.: Посовещавшись в группе, дайте мне ответ.

Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?

Как вы понимаете поговорку «Зарубить на носу»

. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Оразбаев Данияр (ЭТО ИНТЕРЕСНО «Нос»)

Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

Руки за спину положим

И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей…

Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку. Подберите научное определение. Нос-это орган чего? орган обоняния.

Исследование органа вкуса .

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

Ход опыта: У вас на парте стоят стаканы.

(Учащимся выдаются три стакана с водой: соленой, сладкой и кислой). Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?

Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

Возьмите пипетки. Опустите в 1 стакан…

У. : Какой вкус почувствовали?

Что помогло вам почувствовать вкус? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)

Фронтально:

Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет). Почему нельзя есть слишком горячую пищу?

Д. : Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

Объясните смысл выражения: проглотить язык (перестать говорить). СЛАЙД №7

(ЭТО ИНТЕРЕСНО) « Язык» Кузнецов Костя

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

Дайте научное определение этому органу . Язык – это орган вкуса.

Исследование органа осязания.

Игра «Узнай, что в корзинке».

2человека. Определи предмет в корзинке!!!

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.

Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет?

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

При помощи чего вы отгадали предметы? (кожи)

Опыт.

Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

Саша, закрой глаза. Я положу тебе на руку один предмет (металлические ножницы). Что ты почувствовал? (холод)

Кожа очень важна для нашего организма.

Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность.

На столах у вас лежат образцы с различными материалами. Потрогайте. Что вы ощущаете????

Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

ЭТО ИНТЕРЕСНО «Кожа» Шпак Влад

Кожа – это орган осязания. СЛАЙД №8

6.Закрепление изученного материала.

Наши исследователи хорошо поработали, мы познакомились с органами чувств человека. А управляет работой всех органов чувств головной мозг человека! И я хочу, чтобы ваш мозг сейчас еще немножко подумал.

Я предлагаю вам такое задание.

Создание кластера

1гр. БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ

2гр. НОС 3гр.УШИ

4гр.ЯЗЫК

9.Итог урока

Вот и закончилось наше исследование.

Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.

Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы этих целей?

РЕФЛЕКСИЯ

Дерево чувств (листочки красный, желтый, зеленый)

Д/З пропись с 17-18

Учеб.с 27-29 чит. Отв на вопросы

Если говорить научным языком, то органы чувств человека – это составляющие анатомо-физиологической системы, которые благодаря множественным рецепторам, позволяют получать и анализировать информацию из внутренней и окружающей среды.

Определенно, недооценивать то, что даровано человеку природой, является наибольшей глупостью. Но что же известно о системе органов чувств, а какие факты до сих пор остаются загадкой для ее обладателей?

О том, сколько органов чувств у человека, люди узнают еще в детском возрасте. Обычно уже в дошкольном учреждении малышей в игровой форме, весело и задорно знакомят с органами чувств. Кроху можно спросить, что у зверушки на макушке, а у человека ниже глаз? И он обязательно, хоть и после раздумий, ответит, что это ушки!

Еще со времен Аристотеля были выделены 5 органов чувств у человека, которые передают головному мозгу потоки информации.

Речь идет о:

Их же принято подразделять на две категории:

  1. Дистанционные органы.
    Их обеспечивают нос, глаза, уши и здесь идет речь о восприятии. То есть, чтобы мозг получил достоверные данные, человеку достаточно контактировать с объектами, находясь на некотором расстоянии от них.
  2. Тактильные органы.
    В эту категорию входят оставшиеся основные органы чувств, которые обеспечивают вкусовые и осязательные ощущения. В этом случае, без непосредственного контакта с предметами не обойтись, иначе аналитическая цепочка прервется, и информация до мозговых рецепторов так и не дойдет.

Человеку важно, чтобы вся система органов чувств работала слаженно и без перебоев, и даже незначительные нарушения способны ухудшить качество его жизни.

Немного о зеркале души – глазах

Еще Гераклит Эфесский обозначил этот орган чувств, как «более точный свидетель происходящего, чем уши». Чем же глаза заслужили такой высокий ранг среди других органов? На самом деле, их функции позволяют человеку получать самое большое количество данных об окружающем мире. Что же касается строения глаза, то оно очень сложное, и зрительный орган состоит из множества частей.

Наружная часть глаза состоит из:

Внутренняя часть:

  • стекловидного тела гиалуроновой кислоты и воды, преломляющих свет;
  • хрусталика – естественной линзы, отвечающей за фокусировку зрения;
  • сетчатки – многослойной оболочки, благодаря которой люди видят при дневном, приглушенном свете и различают силуэты в темноте.

Кроме того, орган зрения включает несколько специальных аппаратов:

  • слезный, включающий железы, канальцы, носослезный проток и мешочек.
  • мышечный – сложно представить, сколько мышц участвует в работе глаз – прямые, косые, круговые, а также обеспечивающие подъем века.

Все органы чувств человека и их функции направлены на лучшее восприятие окружающего мира, и глаза способны на многое. Они позволяют человеку различать цвета и ощущать свет, обладать периферическим, центральным и стереоскопическим зрением. Все изображения, видимые глазами, направляются в головной мозг – главный центр, контролирующий абсолютно все процессы, происходящие в организме.

Два уха – чтобы лучше слушать…

Еще один важный орган, влияние которого на жизнь человека нельзя недооценивать. Недаром в фольклоре и изречениях известных людей очень часто встречаются фразы и афоризмы об ушах и слухе: «Женщины любят ушами», «В тишине можно услышать гармонию», «С детьми нужно держать ухо востро» и др.

Определенно, орган слуха заслуживает особого внимания, а если разобрать его строение, то можно понять, что это удивительная часть тела – сложная и при этом функциональная:

  1. Центральная – включает нервные волокна, оканчивающиеся в височной доле коры мозга.
  2. Периферическая область:
    1. наружное ухо, состоящее из ушной раковины, слухового прохода, барабанной перепонки;
    2. среднее ухо – включающее барабанную полость, евстахиеву трубу, сосцевидный отросток; это две воздухоносные полости, соединенные носоглоткой.
  3. Внутреннее ухо – образование из кости, состоящее из преддверия, полукружных каналов, костной улитки и вестибулярного анализатора.

Уши способны воспринимать звуки, звуковые колебания, проводить их и волны к рецепторам. Звуки могут воздействовать на эмоциональное состояние человека, а уж о положительных свойствах музыки, которую слышит человек, сказано очень много.

Еще Аристотель сказал, что «когда человек воспринимает ухом ритм и мелодию, у него изменяется душевное настроение». Конечно, чтобы это произошло, нужно слушать «правильные» мелодии, которые не вызывают негатива.

Почему нос считают самым любопытным органом?

Рассматривая органы чувств человека, невозможно обойти вниманием нос, который позволяет дышать и обонять ароматы. А что же касается любопытства, то именно его «суют не в свои дела», «оторвали любопытной Варваре», и «задирают», когда зазнаются. Что уж сказать, а в народных афоризмах всегда есть мудрое зерно.

Нос – сложная конструкция, состоящая из хрящевой, костной ткани и кожного покрова, и для его полноценной работы важно, чтобы все части функционировали. Он состоит из: корня, верхушки, спинки, крыльев, перегородки и ноздрей.

Но это наружная часть органа, которую видно невооруженным взглядом, также строение носа предполагает наличие внутренней полости. Она располагается между глазницами, ротовой полостью и передней черепной ямкой.

В состав носовой полости входят следующие отделы:

  • стенки с реснитчатой поверхностью – защита от пыли и мусоринок;
  • обонятельный центр – располагается в верхней области полости;
  • носовые ходы.
  • пазухи, располагающиеся около носа.

Подобное строение органов чувств человека настолько продумано природой, что даже нос влияет на различные системы организма, помимо того, что он дает возможность обонять и дышать:

  • является фильтром для воздуха;
  • увлажняет и согревает эти воздушные массы;
  • защищает от болезнетворных микроорганизмов, содержащихся в воздухе;
  • формирует высоту и тембральные голосовые нотки.

Существует множество исследований, посвященных этому органу, и порой выясняются интереснейшие моменты, например, самые приятные запахи, которые он способен улавливать – аромат скошенной травы, натурального кофе и свежеиспеченных булочек.

Язык – помогает познать вкус жизни

Это орган с множеством рецепторов, способных различать вкусы. Он состоит из корня, тела и верхушки, а вся его поверхность покрыта эпителиальной тканью и большим количеством сосочков:

  • нитевидными;
  • грибовидными;
  • листовидными;
  • желобовидными;
  • слюнными.

Но, чтобы человек ощутил все вкусовое богатство блюда, необходимо, чтобы нервные окончания приняли и донесли их до головного мозга. Такая задача стоит перед языкоглоточным, блуждающим нервами и барабанной струной лицевого нерва.

Язык позволяет людям общаться, защищает организм от вирусных и бактериальных возбудителей, а помимо вкуса, он позволяет чувствовать боль и тепло. Согласно мнению Ханса Георга Гадамера – «Язык является средой, которая объединяет «Я» и остальной мир».

Современные ученые мужи изучают воздействие на органы чувств человека различных внешних факторов – музыки, гаджетов, интернета, а некоторые, считают человека заложником собственных чувств. Но ведь не зря великий Уильям Шекспир изрек: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, жить.»