Психологические упражнения для детей инвалидов. Материалы тренинга "международный день инвалида". Упражнения тренинга толерантности

Кристина Пудова
Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет

Тренинг на сплочение в коллектив инвалидов старше 18 лет .

Цель : формировать навык сплочения и группового взаимодействия.

Задачи : развитие групповой сплоченности

Ход занятия

Психолог : на тренингах существуют определенные групповые нормы, и я зачитаю сейчас вам их :

1. Правило конфиденциальности : все что говориться и слышится в группе не выноситься за ее приделы.

2. Говорить максимально искренно.

3. Вы должны быть максимально включенными в групповую работу.

4. В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним называя по имени.

Психолог : И самое первое с чего мы начнем это познакомимся друг с другом.

Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов : «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что.» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например : «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».

Психолог : Хорошо теперь мы с вами познакомились и узнали то чем каждый увлекается. А сейчас мы перейдем с вами к другому упражнению

Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая»

Условия игры следующие. Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент тому, кому он его бросает.

Психолог : молодцы, а для вас есть еще одно небольшое задание. А называется он так.

Упражнение «Возьми и передай»

Игра способствует : развитию воображения; развитию невербальной коммуникации.

Время проведения игры : 5-10 минут.

Описание игры.

Участники садятся в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, один участник обращается к другому : «Саша, передай, пожалуйста, Свете тяжелый чемодан» . Саша еле-еле поднимает его с пола, демонстрируя, какой он тяжелый и передает его Свете. Света обращается к следующему участнику, прося его передать какой-либо другой предмет. Игрок с помощью мимики и жестов передает этот предмет дальше и т. д.

Психолог : вот и подходит к концу наш тренинг . За это время мы с вами поиграли и конечно же устали. Давайте немного с вами отдохнем и по фантазируем. А в этом нам поможет

«Полет высоко в небо» . (релаксационный текст) .

Психолог : Какие ваши ощущение после релаксационного текста «Полет высоко в небо» у кого получилась представить то что я зачитывала? Что именно?

Рефлексия.

«Подарки по кругу»

«Пожелания»

Инструкция : Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы встаете рядом с тем человеком, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому сделали пожелание, продолжает эстафету.

Психолог : Спасибо вам за ваше хорошее настроение которое вы подарили друг другу, что проявили уважение и пришли на тренинг желаю вам крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях. До свидания!.

Публикации по теме:

Тренинг - игра «Сплочение педагогического коллектива» Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных.

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

У многих безработных граждан, после потери работы первоначально возникает ощущение потери собственного достоинства, полная растерянность и состояние шока. Они не принимают сложившуюся ситуацию, задаваясь вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
Жизнь безработного-инвалида меняет привычное русло, появляется много свободного времени и масса мелких забот. Резко сократившееся общение заставляет каждый разговор переживать и передумывать, искать тайный смысл в каждом сказанном слове. Постоянное занятие домашними делами не дает пищи уму и сердцу.
Но, главное, человек перестает верить в собственные силы, сомневается, что он действительно еще на что-то способен и что-то может.
Цель тренинга:
- содействие личностному росту участников тренинга;
- осуществление психологической поддержки в стрессовой ситуации, связанной с потерей работы.
Задачи:
1. Способствовать повышению самооценки участников;
2. Активизировать поиск ресурсных состояний безработных;
3. Настроить участников на позитивное отношение к жизни;
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
5. Повысить адаптационные способности участников к повседневной жизни;
6. Способствовать снижению утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с работой и бытом безработных-инвалидов.
Продолжительность занятия 2 часа.
Методическое оснащение:
- бейджики (по числу участников);
- маркеры, краски, фломастеры, карандаши;
- бумага А4;
- флип-чарт;
- цветная бумага;
- магнитофон;
- диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
1. Правила работы в группе:
- искренность (каждый участник говорит то, что он думает, переживает, а не то, что хотят другие);
- равноценность (все участники равны, их чувства ценны для всех);
- «Я» (говорить от 1-го лица - «Я думаю...», «Я чувствую»);
- «Стоп» (при нежелании участвовать в упражнении или говорить о своих чувствах участник может отказаться, но злоупотреблять этим правилом нельзя!);
- активность (успех встречи зависит от активности каждого);
- доброжелательность (даются только позитивные оценки, желательно обходиться без упреков «Ты...», «Вы...»);
- слушания другого (уважать говорящего, не перебивать);
- конфиденциальность (обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», ничего не выносится за двери о чувствах других).
2. Знакомство.
Визитки:
А) имя, рядом пишется 1-но свое положительное качество; на обороте - 1-но отрицательное качество.
Б) обсудить (в круге по порядку), провести рефрейминг: из отрицательного перевести в положительное качество, вся группа помогает.
3. Упражнение «Закончи фразу: «Мой жизненный девиз...»
(фраза завершается поговоркой, куплетом из песни, цитатой, стихотворением). По очереди в круге.
4. Заполнить бланки:

1. Хочу и Имею 2. Хочу, но не Имею
3. Не Хочу, но Имею 4. Не Хочу и не Имею

Обсуждение:
1- зачитать, подарить аплодисменты читающему;
2- составить (проговорить) план действий для реализации задуманного;
3- продолжить фразу: «Зато у меня...»,
4- чтение пункта со слов: «Я очень рад (а), что...».
5. Упражнение на раздумье, поиск смысла.
Притча «Сорочка счастливого человека»
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они ни спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» - спросили у него. «Я не знаю никого, кто был бы счастливее меня», - ответил со смехом пастух.
«Тогда дай нам свою сорочку!» - воскликнули гонцы. «У меня ее нет», - сказал пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
6. Рисунок «Я в ассоциации» (под музыку).
Обсуждение:
- удалось ли выразить задуманное в рисунке?
- почему вы выбрали именно этот образ?
- какие чувства испытали при рисовании?
7. Дискуссия. Способы саморегуляции.
-медитация
-дыхание
-физическая активность -изменение жизненных позиций.
8. Медитация «Синий домик»
Закройте глаза. Почувствуйте под собой опору.
Обратите внимание на свое дыхание, последите, как вы вдыхаете и выдыхаете.
Позвольте своему воображению увидеть красный насыщенный цвет. Это может быть цветок или предмет.
Представьте оранжевый цвет, яркий оранжевый цвет - это может быть апельсин или еще что-то. Теперь вы представляете желтый цвет, яркий как солнце.
Зеленый цвет - зеленый как молодая зелень.
Голубой цвет - небесно голубой.
Синий цвет.
Вот вы видите синий домик, с синей крышей, синими окнами, синими дверями, вы подходите к синему крыльцу, открываете синюю дверь, входите внутрь и видите, что внутри также все синее. Походите по дому, осмотрите его.
И вот вы подходите к фиолетовой нише, там стоит фиолетовая кровать, лягте на нее и ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Зачем я пришел в этот мир?
Для чего я живу?
Что я даю этому миру или готов дать?
Что мир дает мне?
Услышьте ответ на эти вопросы.
Получив ответы на вопросы, вы встали с кровати и идете дальше. Вы подходите к желтой двери, открываете ее и видите кресло, стоящее посреди комнаты. Вы подходите и садитесь в него, какое оно? Почувствуйте его.
На противоположной стене большое окно, огромное во всю стену, посмотри в него и там ты увидишь «Место покоя».
Какое оно? Какого цвета? Какой формы? Всмотрись в него, почувствуй краски, запахи места покоя, услышь звуки. Побудь там (пауза 1 минута).
Теперь возвращаемся обратно в комнату и на другой стене, вы видите экран, на котором прокручивается фильм. Это фильм о твоей жизни. Посмотри его. Чего ты добился, каких целей достиг?
Впрыгни в фильм. Нравится ли тебе там? Если не нравится, выпрыгни обратно.
Перепиши сценарий, измени его. (Пауза 1 минута).
Теперь возвращайся обратно в комнату. Оторвитесь от вашего фильма, вы сможете смотреть его, когда захотите.
А теперь ты выходишь из комнаты и входишь в другую. В ней есть все, чтобы ты мог побыть скульптором. Побудь здесь, поработай. Вылепи скульптуру себя. Ты начинаешь лепить свой образ. Что это за материал? Какая получилась статуя? Подвижная или нет? Что особенно удалось, а что нет? Посмотри, какое у тебя получилось лицо? Потрогай его. Вот ваша скульптура готова. Насколько это вам удалось? Осветите ее, не беда, если что-то не получилось, вы можете придти и переделать или доделать ее.
Вот вы покидаете и эту комнату. Идете по синему коридору, открываете синюю дверь, видите яркое голубое небо, идете по зеленой траве, светит яркое желтое солнце.
Представьте оранжевый цвет.
Ярко красный цвет.
Вы находитесь здесь и сейчас.
9. Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир».
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование:
Для психолога: две большие рамки из картона, и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания, на другой - оптимистические.
Психолог: (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Я буду показывать вам эти фото на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, н-р, таких (показывает рамку с оптимистическими фразами, и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Вопросы для размышления:
- Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
- Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
9. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня?
- Что будете применять в жизни?
- Какие изменения произошли в ходе занятия?
10. Прощание. Упражнение «Пожелание».
Каждый участник пишет на красивом листочке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Все пожелания перемешиваются, а затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Литература

1. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
2. В помощь безработному. - Йошкар-Ола: Федеральная служба по труду и занятости, 2004.
3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.
4. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы». - Киров: Учебнометодический центр ДФСЗН, 1999.
Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» М. 2000.

Вступление первый день

Психологический тренинг

Что это такое?

Это общение с людьми, находящимися в сходной жизненной ситуации, обмен опытом, переживаниями, достижениями и успехами, опасениями и сомнениями. Это новая информация, новые умения, новый опыт.

Группа оказывается микроскопом, обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир.

Зачем мне это нужно?

Если вы воспитываете ребенка с нарушениями в развитии, значит, вы сильный человек, но помощь бывает, нужна подчас даже сильным людям. Группа помогает взглянуть на свою ситуацию со стороны; другими глазами увидеть своего ребенка, своих близких, разбить сложившиеся стереотипы, мешающие проживать свою жизнь в гармонии с собой и окружающими.

Что ещё получает человек в группе кроме поддержки?

Группа способствует личностному росту участников. В группе человек неизбежно занимается самоисследованием, обращением к своему внутреннему миру и находит ответы на вопросы, которые являются самыми важными в жизни: Кто я? Какой я? Каково мое место в мире? Специальные упражнения дают возможность человеку проследить свой жизненный путь, проанализировать свое прошлое и настоящее, спланировать дальнейшие жизненные шаги.

Как это происходит?

Мы встречаемся 3 раза неделю, встреча длится около двух часов. Каждая встреча посвящена какой-либо теме. Формы работы могут быть разными: обсуждение, психологическая игра, дискуссия, используются элементы музыкотерапии и изобразительной деятельности.
Мы рады видеть вас в нашей группе.

1 «Тренинг общения»

Упражнение 1. «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.

Вводное слово . «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группе, самостоятельно. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).

Расскажите о себе то, что заинтересует окружающих.

Упражнение 2. «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик - круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Упражнение 3. «Ладошки»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Упражнение 4. «Идеальный родитель»

Цель: Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка.

По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». По­скольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему по­ложено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Ра­зыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, потеряв сменную обувь. Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обра­щают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения те­ла, мимику. После окончания упражнения участники диалога отве­чают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Упражнение 5 «Теремок» События в игре разворачиваются так же, как в сказке «Теремок», только участники предлагают пять своих положительных качеств, для того чтобы их пустили в теремок. При этом группа каждый раз на названное качество одобряет участника словами «Ах, какой ты молодец!». Рефлексия. После того как вся группа попадает в теремок, все становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно делятся своими качествами с остальными участниками.

Упражнение 6. «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, положительное завершение тренинга, рефлексия

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.

Упражнение 7. «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

2 Искусство быть счастливым

Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение.

Задачи:

    Поиск внутренних ресурсов.

    Приобретение положительного опыта.

Уважаемые родители, я рада сегодня приветствовать вас!

Наш день будет посвящен вашему ребенку и ребенку, который все еще живет в каждом взрослом. И я хочу задать один вопрос, вы помните свое детство? Каким вы были ребенком? А вы в детстве мечтали о сказочной жизни, полной волшебства и чудес?

Сейчас я сделаю вам предложение, от которого вы просто не сможете отказаться! Я предлагаю вам впустить в свою жизнь СЧАСТЬЕ!!! С этой минуты вы становитесь Творцом, творцом своего счастья. Помощник внутри, только услышьте его

Представьте свою жизнь в виде матрешки. Каждому при жизни выдается заготовка, которую вам предстоит раскрасить. У вас в руках полная палитра цветов. Вы можете сделать вашу матрешку черно-белой, серой или одноцветной. И вы можете использовать и множество разных цветов в самых невообразимых сочетаниях. Это ваша матрешка – ваша жизнь, и вы – Творец!

(матрешки для раскрашивания).

Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку,

Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя - жизнерадостный.

Упражнение «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Арт-терапия

Групповое рисование «Мы вместе - это счастье».

Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. Обсуждение:

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полновод­на. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я станов­люсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спо­койно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сде­лаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать сча­стливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

Удалось ли вам прикоснуться к своему счастью, а возможно даже и потрогать? Оказывается как мало нужно взрослому для счастья, просто позволить своему внутреннему ребенку быть, слышать его и дарить свою любовь. Благодарю Вас за участие!

№3«Тренинг взаимодействия с аутичными детьми »

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения.

Приветствие:

Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…

Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.

Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

Здравствуйте мамы мальчиков, мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте мамы девочек, мамы девочек скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы мальчиков, папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы девочек, папы девочек скажите «Здравствуйте».

Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

Дети - это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

У кого ребёнок родился весной, крикните - «веснушка»

У кого ребёнок родился зимой, крикните - «снежинка»

У кого ребёнок родился осенью, крикните – «дождинка»

У кого ребёнок родился летом, крикните – «радуга»

Кто ответил на все вопросы, похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

Любите и берегите своих детей!!!

Аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Интеллектуальное развитие таких детей протекает по-разному. В формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена нарушению эффективной связи ребёнка с матерью. У ребёнка страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха. Основными клиническими признаками аутизма являются:

    Трудности коммуникации

    Побочные реакции на сенсорные раздражители

    Нарушения развития речи

    Стереотипность поведения

    Социальное взаимодействие

Аутичные дети зачастую бояться всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков

Работа с аутичными детьми требует терпения. На отработку навыка застёгивания пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребёнка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти. Работа с родителей аутичного ребёнка очень специфична, поскольку поведение такого ребёнка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Семейное чтение тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлительное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребёнок с помощью взрослого знакомиться с литературными образами героев, осознаёт логику событий и обстоятельств. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребёнку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребёнка и повышают его уверенность в себе. Родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами всё, что рисуют, терпеливо объясняют ребёнку последовательность рисования, называют каждую деталь. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения, учит его взаимодействовать со взрослым. Многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребёнка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причём желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребёнку пиктограмм в удобном для него месте.

Предлагаю попробовать некоторые методы:

    «Рукавички » Способствует установлению взаимопонимания с партнёром, развитию умения устанавливать контакт с окружающими. Ведущий раздаёт рукавички игрокам. Каждый должен найти свою пару. Затем пара садиться за стол и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает одинаково свои рукавички. (Легко ли было договориться с партнёром?)

    «Охота на динозавриков » Учить взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствовать формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению, что является необходимым при работе с аутичными детьми. Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становиться спиной к группе и считает до 10. В это время участники передают друг другу игрушечного динозаврика. По окончании счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют тот же жест. Задача водящего найти, у кого в руках динозаврик.

Какие чувства испытывали?

Что хотелось сделать?

    «Чудесный мешочек » Развитие кинестетических ощущений, восприятие цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. В волшебный мешочек кладут геометрические фигуры. Ребёнок нащупывает фигуру, называет её, вынимает, рисует на листе бумаги такую же фигуру, сравнивает с оригиналом, раскрашивает её в тот же цвет.

Основные правила воспитания аутичных детей :

    Соблюдение режима дня ребенка . Составьте и напишите распорядок дня ребёнка, повесьте его на видное место.

    Формируйте стереотипы поведения ребёнка в различных ситуациях . Выполняйте в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевания, кормления, приготовление ко сну ит.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причём складывать её надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

    Обучайте ребёнка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

    Старайтесь, чтобы ребёнок получал яркие впечатления от произведений искусства . Организуйте совместное с ребёнком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Психолог: Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровожде­ние: «AveMaria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые дви­жения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслу­шивались и радовались каждому новому толчку. Жен­щина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмыс­ляет окружающее и за себя, и за своего будущего ма­лыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолже­ния в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполня­лись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастли­вы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбни­тесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Пока­чайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРА­НИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

11.12.13г.

ТРЕНИНГ К ДНЮ МАТЕРИ

Для матерей особого ребёнка.

Этот тренинг для тех, кто волею Судьбы имеют у себя в семьях «особого» ребёнка. Такие семьи сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с его развитием, но и семейными взаимоотношениями, а также с общественным мнением. На этом тренинге мы научимся помогать своему ребёнку, справляться с личными трудностями, постараемся обрести спокойствие и гармонию в душе.

  1. Знакомство. (со свечой каждая участница говорит о себе, о том как себя чувствует.)

2 . Тематический опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.

Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

3. Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

4. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас». Психолог:

«Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенсва Вашей техники. Для вас главное -совершенствование ощущений и чувств.

Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»..

6. Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:

2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.


4. Пьяный упорно что-то ищет под уличным фонарем. Подходит полицейский и спрашивает, что он там пытается отыскать, тот отвечает: «Свой ключ». Оба продолжают поиски. Наконец, по истечении некоторого времени полицейский интересуется, уверен ли пострадавший, что ключ потерян именно здесь, на что следует вполне резонный ответ: «Да нет, ясно, что не здесь, а там, дальше, но ведь тут же светлей». Таким образом, делаем вывод: существует лишь одно-единственное возможное, допустимое, разумное и логичное решение, и если оно еще до сих пор не дало желаемого результата, то только потому, что вы недостаточно активно проводили его в жизнь.

5. Никто не станет отрицать очевидный факт: многие наши повседневные и самые банальные занятия так или иначе сопряжены с определенной долей опасности. Главное -- сконцентрировать все отпущенное вам благоразумие и здравый смысл на решении самых мелких и пустячных проблем. Например, известно, что ножом можно порезаться, а дверные ручки просто кишат разными бактериями. Так вот, истинно благоразумный человек никогда не возьмет в руки острого ножа, не дотронется до дверной ручки, не надев перчаток. Одна проживавшая на берегу реки почтенная старая дева пожаловалась в полицию, что группа ребятишек повадилась купаться в чем мать родила прямо под окнами ее дома. Шеф местной полиции тут же направил на место происшествия одного из своих подчиненных, и тот настоятельно порекомендовал детям избрать для своих вольных купаний какое-нибудь другое, более отдаленное от жилища дамы место. Но на другой день в полицейский участок вновь поступила жалоба: дети все еще оставались в зоне видимости блюстительницы нравов. Вновь для переговоров был послан полицейский, и детский пляж передислоцировался дальше вверх по реке. Однако не прошло и трех дней, как возмущенная старая дева вновь появилась в полицейском участке: «Стоит забраться на крышу дома, вооружиться хорошим биноклем - и юные бесстыдники опять видны, как на ладони!».

6. Вы читаете в гороскопе, что сегодня вас ждут серьезные неприятности. Правда, вместе с вами о той же самой неминуемой беде узнает еще триста миллионов ваших собратьев, имевших неосторожность родиться под тем же, что и вы, знаком Зодиака, но это неважно. Главное, что в этот день вы, конечно же, поскользнулись и упали. Ага, значит, все-таки что-то есть в этих гороскопах! Если вы проникнетесь убеждением - плевать, имеет ли оно под собой хоть какое-нибудь основание или просто взято с потолка, - что окружающие все время о чем-то шепчутся за вашей спиной и втайне над вами потешаются, рано или поздно ваши предчувствия непременно сбудутся, и вы сможете с горьким торжеством сказать: «Я так и знал...». Эти пророчества, предчувствия, подозрения, не нуждающиеся во внешних подтверждениях, обладают поистине магической способностью создавать полный эффект «реальности». Так само пророчество вызывает к жизни напророченное событие. Верный способ добиться чуда несложен, достаточно только убедиться самому - или дать убедить себя другим - в неотвратимости некоего события, чье совершение абсолютно неподвластно нашей воле.

Обсуждение в группе предложенных способов обретения несчастья без посторонней помощи.

Люди, имеющие негативное отношение к жизни, ведущее их к неуверенности в себе, часто придерживаются следующих взглядов:

1) Всегда и везде ждите от себя только неприятностей (больших и маленьких).

2) Если на вас неожиданно свалится успех, сделайте все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждайте себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

3) Будьте во всем последовательными и принципиальными. Ни за что никогда не меняйте своих решений и не отступайте от своих принципов.

4) Выберите одно из двух -- или придерживайтесь чужих советов, или действуйте напролом, как придется. Самое главное -- не обращайте внимания на то, что в действительности происходит.

5) Изо всех сил уклоняйтесь от возможности проверить себя, свои способности. Избегайте трудных ситуаций.

6) Со страстью занимайтесь коллекционированием своих бед и неприятностей. Хольте и лелейте каждую, ни об одной не забывайте. Относитесь к каждой из них, как к своему личному достоянию.

7) Побольше занимайтесь самооправданиями. Помните: поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавайте вопрос «Кто виноват?» и никогда - «Что делать?».

8) Относитесь ко всему как можно серьезнее. Не позволяйте себе легкомысленного взгляда на вещи.

9) Рассматривайте каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.

10) Избегайте любви к себе!

Обсуждение в группе предложенных вариантов негативного отношения к жизни.

Обсуждение занятия

Занятие 11. Волшебство наших мыслей

Начало работы

Обсуждение в группе вопросов: сколько раз за день мы ругаем самих себя? Окружающих нас людей? Думаем о чем-то плохом? Как давно это происходит?

Неважно, как давно наш образ мыслей стал негативным: начать изменения никогда не поздно. От наших сегодняшних, сиюминутных мыслей зависит то, какими будут наше завтра, послезавтра, следующая неделя, месяц, год. Если мы хотим жить радостно, то наши мысли тоже должны быть радостными: что бы ни исходило от нас в форме мыслей или слов, оно к нам возвращается в том же виде. Как все хорошее, так и все плохое в нашей жизни - это следствие нашего образа мышления, влияющего на то, что с нами происходит. Мы сами вызываем ту или иную ситуацию в жизни, а потом тратим силы, ругая другого человека за свои тревоги и неудачи. Мы сами являемся источником собственных переживаний. Все, что происходит в нашей жизни с нами, - это отражение наших собственных мыслей.

Когда мы любим себя, одобряем свои поступки и остаемся самими собой, наша жизнь становится прекрасной. Такая любовь к себе начинается с осознания следующего факта: никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Чем больше у нас отрицательных мыслей, тем больше отрицательного мы создаем у себя в жизнь. Для того чтобы избавиться от внутренней самокритики было немного легче, существует следующее упражнение.

Упражнение «Я одобряю себя»

Цель. Осознание собственной ценности, развитие позитивного отношения к себе.

В течение ближайшей недели участникам предлагается говорить себе как можно чаще фразу: «Я одобряю себя». Желательно отмечать все свои мысли и ощущения, возникающие при выполнении данного упражнения.

Восемь способов научиться любви к себе:

1. Самый важный момент - это отказ от самокритики. Когда мы говорим себе, что ничего страшного не происходит, то, независимо от обстоятельств, все можно легко изменить и исправить.

А когда мы считаем, что все плохо, трудности встречаются на каждом шагу. Мы все без исключения меняемся. Каждый день - это новый день. И сегодня мы уже поступаем немного не так, как вчера. Задумайтесь на мгновение: какие слова вы употребляете, ругая себя? Чувствуя себя недостаточно хорошими, мы постоянно находим причину быть несчастными, откладываем то, что могло бы принести нам пользу. Вместо всего этого мы можем открыть свои индивидуальные черты характера, научиться уважать себя за те качества, которые отличают нас от других. Ведь у каждого из нас собственная задача, своя роль на Земле.

2. Мы должны перестать пугать себя. Многие из нас терроризируют себя мрачными мыслями, тем самым только ухудшая положение вещей. Из мухи вырастает слон. Нельзя жить в вечном ожидании чего-то плохого. Мы зачастую отправляемся спать, мысленно нарисовав картину самого неудачного разрешения своей проблемы. Не удивительно, что мы при этом не можем заснуть. Дурные мысли могут испортить взаимоотношения между людьми. Вам не позвонили - из этого немедленно делается вывод, что вас разлюбили и теперь вы приговорены к пожизненному одиночеству. Вы чувствуете себя отверженными и одинокими. Таким образом, вы создаете и укрепляете в собственном сознании парализующие мысли. Если вы ловите себя на отрицательной мысли, подыщите какой-нибудь образ, который вам было бы приятно видеть на ее месте. Может быть, это будет прекрасный вид, закат солнца, цветок и т. Д. Используйте этот образ в качестве переключателя всякий раз, когда обнаруживаете, что сами себя пытаетесь запугать. Скажите себе: «Я не буду больше об этом думать. Буду думать о закате, о водопаде и т. д.». Если это упражнение делать регулярно, то постепенно вы избавитесь от своей прежней привычки.

3. Следующий способ - это быть мягким, терпимым и добрым с самим собой. Существует такая шутка: «Господь Бог! Я молюсь о терпении. И я хочу получить его прямо сейчас!». Слишком часто нам не хватает терпения ждать, слишком часто мы своим нетерпением отравляем жизнь другим людям. Мы желаем сию же минуту получить ответы на все вопросы, а заодно и все хорошее, что есть в жизни.

4. Мы должны научиться быть добрыми к нашему разуму. Давайте не будем ненавидеть себя за отрицательные мысли. Мы не должны винить себя за неудачно сложившиеся обстоятельства. Быть добрым по отношению к себе - значит положить конец любым обвинениям и оскорблениям в свой адрес, равно как и наказаниям.

5. Следующий шаг состоит в том, чтобы научиться хвалить себя. Если критика разрушает внутренний стержень, то похвала его формирует. Позвольте себе принимать в жизни хорошее, не думая о том, заслужили вы его или нет. Убеждение в том, что мы всего недостойны, не пускает счастье в нашу жизнь.

6. Любить самого себя - значит обрести опору. Если вы не можете справиться со своей проблемой - обращайтесь за помощью к близким вам людям. Просьба оказать помощь в трудную минуту - это проявление силы, а не слабости. Лучше обратиться за помощью, чем пытаться выкарабкаться самостоятельно, а затем злиться на себя за собственное бессилие. Иногда ситуация полностью меняется, даже если мы чуть-чуть переставляем акценты в своих мыслях.

7. Любить свои беды и недостатки. Каждый из нас когда-то ошибается и делает неправильный выбор. Однако если мы постоянно наказываем себя за свои ошибки, то такая модель поведения постепенно входит в привычку и от нее довольно трудно отказаться. Если мы без устали повторяем: «Я все ненавижу», то вряд ли стоит рассчитывать на счастливую жизнь.

8. Любите себя сейчас. Не ждите, пока у вас все начнет получаться. Вечная неудовлетворенность собой - это всего лишь привычка. Научившись любить себя, вы сможете любить и принимать других. Мы не можем изменить других людей, поэтому лучше оставить их в покое. Стараясь кого-то изменить, мы тратим массу энергии. Если бы мы потратили хотя бы половину ее на себя, то были бы уже совершенно иными. Мы не можем научить кого-либо жить. Каждый должен сам пройти собственный путь. Главное для каждого - познать самого себя. А любовь к себе - первый шаг в этом направлении.

Обсуждение в группе предложенных способов развития любви к себе.

Обсуждение занятия

Участники делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, что им понравилось, что нет, что было для них самым важным, какие выводы они для себя сделали.

Занятие 12. Быть счастливым - легко

Активизация процесса рефлексии;

Развитие навыков саморегуляции;

Развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру.

Начало работы

Часто мы ловим себя на мысли, что не можем остановить поток негативных мыслей и эмоций, уносящий нас к болезням и несчастьям. Часто мы чувствует себя бессильными перед своими страхами и обидами.

Подумайте о том, сколько лет вы поддавались печальным мыслям. Посмотрите на свою жизнь со стороны: то, что она собой представляет, - это то, что вы сами сотворили своими мыслями. Мы сами творим свою жизнь, свою счастье и несчастье своими мыслями. Наша жизнь - это воплощение наших собственных мыслей. Если в нашей жизни что-то не в порядке, можно уверенно заявить: что-то не в порядке в наших мыслях. Долгие годы мы можем разрушать себя сами мрачными мыслями, обидами, жалостью к себе - и даже не догадываться о том, что сами создаем причины своих несчастий.

Несколько советов о том, как же стать счастливым человеком:

Наш организм всегда реагирует на то, что мы думаем. Научитесь постоянно следить за своими мыслями. Многие замечают, что у них в голове словно живет какой-то неприятный внутренний голос, который постоянно пытается внушить им что-то негативное: жизнь тяжелая, ты нехороший, не умеешь решать свои проблемы. Этот вредный внутренний голос нужно научиться замечать и отключать. Как только вы заметите, что вы сами себе говорите негативные фразы, переключайтесь на какое-нибудь положительное утверждение.

Каждый день начинайте с положительного утверждения относительно себя: « Я здоров и полон энергии», «Сегодня у меня все получится» и т. д.

Каждый день в течение 10 минут, закрыв глаза, внушайте себе положительные конструктивные мысли. Если верить в эти слова и произносить их искренне, то результат не заставит себя ждать. Каковы наши слова и мысли - таковы и мы сами. Существует закон здоровья: «Я себя чувствую так, как я о себе думаю».

Учитесь все, что вы делаете, делать с удовольствием. Помните: полезно лишь то, что делается с удовольствием. Все остальное вредно.

Почаще думайте о том, чем можно порадовать себя. Но опасайтесь ложных радостей. Иногда человек думает, что, объедаясь, он таким образом радует себя. Но это самообман. Ведь после такой «радости» обычно становится совсем не радостно и очень плохо и телу, и душе. Помните: истинная радость - это та радость, которая и, проходя, оставляет о себе приятное воспоминание и доброе радостное самочувствие. Придерживайтесь таких радостей и выбирайте для себя только те удовольствия, которые не оборачиваются потом плохой стороной.

Научитесь видеть вокруг себя людей, которым еще хуже, чем вам сейчас. Научитесь сочувствовать им и внушать им веру и оптимизм. Но не унижайте их жалостью. Жалея человека, вы лишь укрепляете его в его бедственном положении. Лучше поверьте в него, в то, что у него хватит сил выбраться из своих несчастий и болезней. Научитесь помогать таким людям по мере своих сил, но не в ущерб себе и своим интересам. Когда вы помогаете другим, не ущемляя при этом себя, вы тем самым помогаете и себе самому.

Научитесь вести себя так, как будто у вас все благополучно - независимо от того, как у вас обстоят дела на самом деле. Что мы думаем о себе, тем мы и становимся. Но не превращайте свое поведение в показное, когда вы хотите другим людям продемонстрировать, что у вас будто бы все хорошо. Делайте это не для других, а для себя, даже наедине с собой. Когда мы держим голову высоко и говорим себе, что у нас все хорошо, мы своими положительными мыслями притягиваем в нашу жизнь благополучие.

Никогда не говорите себе: «Я не могу» - чего бы это ни касалось. Лучше скажите: «Я не хочу». Говоря «я не могу», мы очень сильно ограничиваем свои возможности. И очень часто за этими словами скрываем не собственную неспособность это сделать, а только лишь собственное нежелание и неуверенность в себе. Если вам кажется, что какое-то дело вам не по силам, постарайтесь не размышлять над тем, можете ли вы это сделать или нет, а лучше попробуйте без размышлений начать это делать. Начиная делать без размышлений «могу - не могу», мы становимся сильнее, так как расширяем свои возможности, что заставляет верить в себя и относиться к себе с уважением.

Как вода изменяет свою форму в соответствии с формой сосуда, в который она попадает, так и все молекулы, из которых созданы клетки нашего организма, меняют свое состояние согласно нашим мыслям, нашим поступкам и нашей вере. Если мысли, поступки наполнены оптимизмом и верой, то клетки меняют свое состояние в сторону здоровья, гармонии и начинают работать в полную силу.

Обсуждение занятия

Участники делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, что им понравилось, что нет, что было для них самым важным, какие выводы они для себя сделали.

Занятие 13. Семь шагов ко сну

Активизация процесса рефлексии;

Развитие навыков саморегуляции;

Развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру.

Начало работы

Обсуждение эмоционального состояния участников, впечатлений от предыдущего занятия.

Вопросы для обсуждения в группе: Как часто вам удается хорошо поспать? Что обычно мешает вам это сделать? Что вы делаете для того, чтобы выспаться?

Многие люди совершенно не уделяют внимания тому месту, где они спят, а зря! Медики давно заметили, что свежий воздух, тишина, приглушенный свет и удобная постель способствуют быстрому засыпанию и крепкому сну. Поэтому перед тем как лечь спать, нужно проветрить комнату, уменьшить звук передающих устройств (телевизора, музыкального центра, говорящих в соседней комнате домочадцев) и включить ночник (полная темнота может порождать бессознательное чувство тревоги). Необходимо также позаботиться и о постели. Лучше, чтобы матрас был в меру жестким, постельное белье - чистым и плотным, подушечка - небольшого размера, так, чтобы можно было обхватить ее руками, одеяло - легкое и теплое. А самое главное - вам все это должно нравиться. Даже цвет и рисунок на постельном белье влияет на то, как вы заснете.

Что же нужно для того, чтобы хорошо спалось?

1. Расслабить тело и успокоить эмоции. Для того чтобы быстрее уснуть, необходимо расслабиться и успокоиться. Для этого существует множество различных способов, таких как теплая ванна, травяные чаи и молоко с медом, медленная приятная музыка.

2. Почувствовать, как вместе с телом успокаиваются эмоции. С каждым вдохом мы вбираем в себя гармонию окружающего мира и с каждым выдохом посылаем любовь этому прекрасному окружению, и наш внутренний мир становится более ровным и гармоничным.

3. Осмыслить результаты действий за прожитый день. Часто причиной бессонницы является хаотично и непродуктивно прожитый день. Поэтому важно научиться его завершать. Планирование и грамотное распределение сил поможет встретить ночь с ощущением удовлетворения от законченных дел.

Полезно задать себе на ночь следующие вопросы:

* Выполнил ли я все, что хотел, и к какой цели я пришел?

* Что я потратил и что приобрел?

* Что воплотил в жизнь, что организовал, какие возможности для этого использовал?

* В чем смог помочь другим людям?

* Какой жизненный урок получил?

Чем больше позитивных ответов вы сможете найти, тем крепче будет ваш сон.

4. Найти свое место покоя. Еще один враг сна - это внутреннее напряжение, связанное с неумением доверять людям или ситуации. Даже когда мы ложимся спать, то остаемся в состоянии защиты от всех и вся. А это не способствует хорошему и крепкому сну.

Ответьте себе на вопрос: почему мы так любим спать? И вы поймете, что именно во сне наступает состояние истинного покоя. Отступают неприятности, все становится легко, естественно и просто, как в детстве.

У каждого человека обязательно есть такое место, где ему хорошо, безопасно и приятно. Там все его любят, а значит, никогда не обидят, не нападут, не будут ругать. Там он может расслабиться и снять все свои защиты. Там он хороший! Для всех и для себя в том числе. Вспомните такое место. Это может быть ваша детская комната, или место во дворе, или уголок парка, леса, берега реки. А может, это волшебное место из какой-нибудь сказки или вашей фантазии. Если вы побудете там какое-то время, то это будет способствовать не только успокоению и расслаблению, но и хорошему сну.

5. Вспомнить людей, с которыми вам было хорошо. Воспоминания о прошедших и предстоящих позитивных встречах и контактах внесут покой и радость в вашу жизнь. Они наполнят вас ощущением доверия, безопасности и счастья. Это всегда положительно влияет на состояние сна. Если рядом с вами нет сейчас ваших близких и любимых, родных, друзей, и вам не удалось пожелать им спокойной ночи, то это вполне можно сделать мысленно.

6. Послать благодарность высшему. Не секрет, что когда человек спит, то становится совершенно беззащитным. Верующие люди говорят, что, прежде чем отправляться ко сну, необходимо обезопасить себя. Прочитать молитву Богу с благодарностью за прожитый день и день грядущий, с просьбой защитить от злых сил во время сна и послать хорошие сновидения.

Молитву можно произносить и своему ангелу-хранителю.

Можно поблагодарить жизнь и судьбу за прошлое, настоящее и будущее своими словами, идущими от души.

7. Найти смысл. Для того чтобы уснуть с чувством выполненного долга, необходимо почувствовать себя спокойно и уверенно. А для этого нужно найти смысл в наших поступках, делах и жизни в целом. Чаще всего смысл жизни кроется в малом - в ощущении, что вы кому-то нужны: своим родителям, друзьям, этому миру, окружающему вас. И вам кто-то нужен. Главное - понять это и увидеть. Обсуждение в группе предложенных способов хорошего сна.

Обсуждение занятия

Участники делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, что им понравилось, что нет, что было для них самым важным, какие выводы они для себя сделали.

Занятие 14. Полюбить себя

Активизация процесса рефлексии;

Развитие навыков саморегуляции;

Развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру.

Начало работы

Обсуждение эмоционального состояния участников, впечатлений от предыдущего занятия.

Упражнение «Пожелание»

Цель. Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.

Начнем нашу встречу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, длиной буквально в одно слово. Вы передаете эту игрушку тому, кому хотите, и одновременно произносите свое пожелание. Получивший ее, в свою очередь, передает игрушку следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы она побывала у всех, и постараемся никого не пропустить.

С помощью мыслей мы задаем себе жизненную программу. В зависимости от того, какова она, наша жизнь становится жизнью либо победителя, либо проигравшего.

Мысли, которые ведут нас к проигрышу, звучат примерно так: «Не делай этого. Все будут смеяться», «Все равно ничего не получится, зачем же пытаться», «Я ничего не стою», «Я никогда не справлюсь с этим» и т. д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Понятно, что такие мысли отравляют сознание и мешают жить их обладателю.

Для того чтобы перестроить и изменить свое мышление и свою жизнь, необходимо много работать над собой. Важно научиться слышать мысли, порожденные страхами или сомнениями, и заменять их другими - рождающими веру в себя и свои силы.

Если у вас есть «навязчивые» мысли, постарайтесь понять, насколько они постоянны (может оказаться, что они связаны с переутомлением), обратите внимание, тревожат ли они вас или вы к ним равнодушны. А затем используйте любой из следующих приемов работы с негативными мыслями:

* Не гоните беспокоящую вас мысль и не боритесь с ней. Определитесь, может быть, она для чего-то нужна. Если вы твердо убеждены, что нет, скажите ей: «Спасибо, что пришла, и - до свидания». Многим этот прием помогает.

* Представьте, что вы регулируете громкость приемника. Дайте этой мысли прозвучать громко и отчетливо два раза, а затем постепенно уменьшайте громкость. Каждый раз она будет звучать все тише и тише, пока не умолкнет сама собой.

* Особо вредные и надоедливые мысли можно «записать» на веселую и достаточно простую мелодию: как только они возникнут, следует сразу же мысленно включать выбранную вами музыкальную композицию.

Если же вы решите, что постоянно возникающая мысль вам нужна, то сперва определите для чего, а затем переформулируйте ее таким образом, чтобы она звучала позитивно и служила той же цели. Чем больше вы беспокоитесь, пугая себя возможными неприятностями, тем больше сил и энергии уходит на это пустое занятие, и тем меньше их остается на настоящие дела. Уходите от негатива, сознательно перестраивая свою речь. Если вы себя плохо чувствуете, лучше сказать: «Мое самочувствие сегодня не идеально». В случае недомогания или болезни не говорите «Я болен», а лучше «Я поправляюсь» или «С каждым днем мое здоровье улучшается».

Обсуждение в группе предложенных приемов работы с негативными мыслями.

Важно уметь изменять свое отношение к возникшей проблеме. Тогда и мир начнет меняться в лучшую сторону. Ведь не сами по себе отдельные мысли, а наше отношение к ним влияют на нашу жизнь и восприятие себя.

Упражнение «Цветение розы»

Цель. Осознание внутреннего «Я», стимулирование внутренней энергии, жизненной силы.

Сядьте удобно. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.

Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.

Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец, перед вашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем.

Теперь представьте себе, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение.

Теперь вообразите, что вы стали этой розой или вобрали этот цветок в себя. Удостоверьтесь, что роза находится внутри вас. В символическом смысле вы и есть эта роза. Та же самая сила, которая оживотворяет Вселенную и создает розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее «Я» и проявить все, что оно излучает.

Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.

Вообразите, что вы - другие розовые кусты, растения и деревья. Вы - все, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени. Затем откройте глаза и вернитесь сюда.

Упражнение «В лучах солнца»

Цель. Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

На отдельном листе каждый из участников рисует солнце так, как его рисуют дети: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке каждый пишет свое имя. Около каждого луча каждый участник пишет что-нибудь хорошее о себе.

В этот листочек можно время от времени добавлять лучи. А если станет грустно, его можно достать, посмотреть на солнце и вспомнить, почему было написано то или иное качество.

Обсуждение в группе впечатлений от выполненного упражнения.

Любить себя - значит понимать свои слабости и недостатки и даже негативные черты, для того, чтобы иметь силы и возможности их изменять и становиться лучше, сильнее, независимее. Почаще улыбайтесь и говорите себе: «Я люблю себя и принимаю таким, какой я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Моя любовь дает мне возможность развиваться, радоваться жизни и приносить радость в жизни других»

«Развитие»

Легко ли нежным лепесткам розы раскрыть упругую чашечку бутона и расцвести?

Легко. Если она следует своему развитию.

Легко ли слабому птенцу разбить клювом твердую скорлупу яйца и выйти из нее?

Легко. Если он следует своему развитию. Легко ли малышу стать на ноги и пойти самостоятельно?

Легко, если он следует своему развитию.

А если бы они сомневались, сдерживали свои желания или боролись с собой? Если бы слушали других, советующих « Тебе рано это делать№ или «тебе это не нужно»?

Их лучшие начинания были бы разрушены, а место радостного развития заняли бы раздражение, скука и страдание.

Поэтому, если вы созрели как роза, окрепли как птенец, и выросли, как малыш, - дерзайте!

И верьте в себя.

Ваше время уже наступило.

Обсуждение занятия.

Участники делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, что им понравилось, что нет, что было для них самым важным, какие выводы они для себя сделали.

Список литературы

Зверева Н. Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. - СПб.: Речь, 2008

Подобные документы

    Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах. Самооценка психических состояний по Айзенку. Исследование тревожности по методике Спилбергера и Ханина. Эффективность программы тренинга уверенного поведения на экзаменах.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах. Организация и методы исследования уровня тревожности, депрессии и фрустрации у студентов. Анализ результатов первичной диагностики, оценка эффективности программы тренинга.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2013

    Цель психологических тренингов. Осознание и вербализация проблемы. Правила работы в группе. Построение занятий, предлагаемые упражнения по развитию адекватного представления о себе, обучению навыкам уверенного поведения, работе с "внутренним ребенком".

    методичка , добавлен 23.10.2009

    Сущность, классификация, специфические черты и парадигмы тренинга как разновидности практической психологической работы. Рассмотрение понятия и способов формирования уверенного поведения личности. Разработка программы развития ассертивности у подростков.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Тренинг общения с целью развития коммуникативной компетенции. Цель данного тренинга: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.

    творческая работа , добавлен 20.01.2009

    Особенности потребительского поведения в условиях рыночной экономики. Психология покупательского поведения. Становление клиент-центрированного подхода. Теория организации человеческих потребностей А. Маслоу. Тренинг как область практической психологии.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Социальная дезадаптация как психологический феномен. Особенности социальной дезадаптации у подростков. Сущность понятия "тренинг". Констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Положительное влияние тренинга на снижение социальной дезадаптации.

    дипломная работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие саморегуляции, развитие способностей регуляции эмоционального состояния. Освоение способов саморегуляции. Условия проведения тренинга. Самооценка и позитивное отношение к себе и своим возможностям. Формирование навыков произвольного контроля.

    практическая работа , добавлен 12.12.2009

    Образ человека, его структура и формирование. Механизмы восприятия людьми друг друга. Индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком.

    реферат , добавлен 24.05.2015

    Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.