Ребенок не ползает или плохо ползает. Почему так важно ползать? Если ребенок не умеет ползать

Все родители рады, когда их ребенок развивается вовремя и начинают паниковать, если ребенок садится не вовремя, держит голову, встает. Одним с важных этапов в развитии является ползание, с помощью его можно растянуть связки в кисти, запястье, а это очень важно для того, чтобы у ребенка полноценно развивалась мелкая моторика. Российские медицинские нормы установили оптимальный возраст для ползания – это 6 и 7 месяцев, в некоторых случаях все может происходить и позже. В некоторых ситуациях малыши этот интересный этап пропускают из-за родителей, они сразу начинают сажать в ходунки, и не считают ползание чем-то важным.

Основные причины, почему ребенок не ползает?

Родители уверены в том, что так лучше для развития ребенка как физического, так интеллектуального. Лень мамы, некоторые не хотят следить за ребенком, специально убирать, поэтому и не ползает, сразу же . А это неправильно, потому что ребенок должен обязательно пройти этот этап.

Также частой причиной являются ошибки медицинских работником, которые начали заставлять родителей уложить ребенка спать именно на спинку, чтобы избежать синдрома – внезапная детская смерть. Конечно, это действительно поможет обезопасить малышей от этого страшного явления. Но при этом у ребенка начались вовсе другие серьезные проблемы – мамы перестали выкладывать малыша на животик не только, когда ребенок спит, но и когда гуляет, из-за этого моторная двигательность ребенка снижается. Для того чтобы ребенок начал ползать на четвереньках, нужно обязательно, чтобы в этом процессе принимали участие и ноги, и руки, потому что мышцы до конца еще не натренировали. Мышцы не тренируются из-за того, что ребенок постоянно лежит на спине, из-за этого затылок плоский, когда малыша пытаются перевернуть, он начинает сильно , потому что ему неудобно, очень тяжело. Поэтому мама начинает переворачивать его обратно на спину и больше не хочет изменять положение, жалеет свое чадо.

Польза ползания для ребенка

Конечно, насильно малыша переворачивать не нужно, тем более, когда ребенок начинает кричать и возмущаться. Но со временем очень важно малыша приучить к тому, чтобы он периодически лежал на .

Потому что ползание положительно отражается на развитии подкорковой структуры мозга. Если у ребенка после родов была небольшая мозговая дисфункция после , когда ребенок начинает ползать, это проблема может компенсироваться.

С помощью ползания можно укрепить кости и мышцы, оно тренирует запястья, плечи, руки и локти. Поэтому дети, которые ползают намного развитые и сильнее, чем тем, которые не прошли данную стадию. Нужно учитывать, что и тонкая моторика развивается с помощью этого процесса, потому что растягиваются связки на кистях рук, запястьях. Затем детей легко научить правильно держать ложку в руке, карандаш, они лучше пишут и рисуют.

Помните о том, что с помощью ползания развивается двусторонняя координация. Мозг имеет два полушария, которые влияют на деятельность правой и левой стороны тела. Когда ребенок начинает ползать, между полушариями отличное взаимодействие. Таким образом, малыши начинают лучше управлять телом, могут без проблем ориентироваться в пространстве.

Если даже сейчас ребенок нормально развивается, то потом ему тяжело освоить грамоту, делает много ошибок в словах. Старается учиться отлично, но у него никак не выходит. Поэтому так важно вовремя поговорить с нейропсихологами, которые помогут ребенку, будут назначены специальные занятия – интеллектуальные, физические, таким образом можно помочь малышу развить некоторые способности. Очень важно, чтобы родители хорошо настроились, помогали ребенку, поддерживали его, только тогда ребенок сможет быстро решить все проблемы.

Как научить ребенка ползать?

В первых месяцах жизни ребенок активно развивается, потому его нужно уложить на живот. Сначала время должно длиться 10 минут, затем постепенно увеличивать его. Укладывайте ребенка на живот можно себе на колени, пеленальный стол, перед тем как хотите поменять подгузник. Таким образом, малыш будет лучше держать головку, затем начнет хорошо упираться на ручки начнет постепенно подниматься, движения будут более уверенными. Если ребенок не хочет этого делать, попробуйте положить его на грудь перед собой, он начнет осваивать пространство, при этом не будет голову поднимать слишком высоко, ему так будет гораздо легче, а главное не страшно. Часто под ручки, грудь подкладывают скрученное полотенце, также хорошо выкладывать вперед игрушки, чадо будет пытаться доползти до них.

После того, как ребенку исполнится пол года, на полу расстилайте одеяло, так малыш будет быстрее познавать мир и осваивать его вокруг себя. Помните о том, если ему нравится ползать, это очень хорошо.

Упражнения для ползания

Немаловажную роль играют специальные упражнения для ползания:

1. Нужно взять малыша под мышки, сначала попробовать на пол опустить одну ножку, затем и вторую, потихоньку опускать ребенка, главное, чтобы он пробовал делать опору на руки. После того, как малыш встает на четвереньки, можно его немного поддержать за грудь, не нужно сразу полностью опускать.

2. Хорошо выполнять упражнения на фитболе, для этого малыша нужно уложить животик, покачать мячик в разные стороны, ножки ребенка должны немного касаться пола.

3. Очень легкие упражнения помогут также быстро освоить ползание, для этого нужно согнуть и разогнуть ножки малыша, сначала по очереди, а затем в одно время.

4. Если ребенок хорошо держит голову на животе, можно брать ребенка за пятки, и сгибать ножки, такое упражнение выполнять до 4-х раз, хорошо щекотать пяточки ребенка.

Таким образом, очень важно вовремя научить малыша ползать. Ни в коем случаи нельзя пропускать этот этап, он является важным в индивидуальном . Но перед этим нужно не забыть пройти и другие стадии развития, укладывать ребенка на живот, выполнять специальный , гимнастику. Не нужно жалеть малыша, потому что это не пойдет ему на пользу, а только навредит в дальнейшей жизни.

Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”

Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.

Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?

Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.

И здесь есть этапы , которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.

Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.

Этапы моторного развития ребёнка:

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

К чему может привести пропуск этапа ползания?

Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?

Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.

Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.

Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.

Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.

Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.

Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.

Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.

(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.

Ребенок не ползает: комплекс гимнастики для освоения ребенком ползания.

Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания

Ребенок не ползает, хотя по возрастным ориентировочным нормам развития, это умение уже должно быть освоено? В чем причина? Как помочь ребенку овладеть этим очень полезным видом движения? Какую гимнастику нужно проводить?

В первых статьях цикла о развитии ползании у малышей первого года жизни мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» , чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда и как появляется и развивается ползание у малышей,

— какие условия способствуют развитию ползания, а какие — препятствуют и почему малыши иногда не ползают, а сразу встают на ножки,

— как проводить с малышом игры и гимнастику для развития ползания,

как стимулировать первые попытки ребенка ползти к игрушке.

В этой же статье — третьей статье цикла о ползании малышей- мы с вами поговорим об особых случаях. Что это за случаи? Это ситуации, когда даже в условиях, когда у ребенка есть все возможности для ползания дома, когда взрослый правильно использует игрушки в стимулировании ползания, проводит систематически гимнастику (то есть делается всё, о чем говорится в предыдущих двух статьях), но ребенок никак не может научиться ползать на четвереньках.

Это те случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь нас — взрослых — в физическом развитии. Очень поможет малышу специальный коррекционный комплекс упражнений, который учит малыша вставать на четвереньки и ползти на четвереньках. Эти упражнения, разумеется, будут полезны и здоровым детям. Но для детей с задержкой в физическом развитии – они как «хлеб насущный».

Одно занятие с коррекционными упражнениями длится примерно 7 минут, максимум 10 минут. В это время взрослый разговаривает с ребенком, называет его по имени ласково, называет движения и части тела, комментирует происходящее.

Коррекционный комплекс гимнастики поможет ребенку научиться вставать на четвереньки, удерживать равновесие, ползти на четвереньках, координируя движения разноименных руки и ноги.

Упражнения коррекционного комплекса для тренировки вставания на четвереньки

Упражнение 1. Встаем на четвереньки. Ребенок лежит на животе. Под живот можно подложить валик, скрученный из байкового одеяла. Поддерживая левой рукой малыша под животом, взрослый сначала сгибает одну ножку ребенка, затем сгибает другую ножку. И помогает ему встать на четвереньки.

Упражнение 2. Мишка косолапый. Ребенок лежит на животе и опирается на вытянутые руки. Взрослый поддерживает ребенка под живот одной рукой, а другой рукой он помогает ему перенести центр тяжести на одну руку и одноименную с ней ногу и согнуть ногу с противоположной стороны. Затем взрослый помогает малышу перенести центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку и согнуть другую ногу.

Упражнение 3. Кач-кач Ребенок стоит на четвереньках, под живот подложен валик из одеяла. Кисти раскрыты, руки прямые (помогите малышу занять правильную позу). Взрослый осторожно покачивает малыша вперед – назад.

Упражнение 4. Неваляшка Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый покачивает малыша в разные направления: вперед, назад, вправо, влево и добивается устойчивого его равновесия.

Упражнение 5. Наблюдаем за игрушкой Малыш стоит на четвереньках без опоры на валик. Перед глазами ребенка размещается яркая игрушка на ниточке. Взрослый за ниточку перемещает игрушку вверх, вниз, вправо, влево, побуждая ребенка поворачивать голову в разные стороны. При этом взрослый поддерживает малыша за живот, помогая ему сохранить правильную позу на четвереньках.

Упражнение 6. Возьми погремушку. Ребенок стоит на четвереньках. Если ребенку нужна опора, то используется валик как и в первых упражнениях этого комплекса. Если малыш устойчиво стоит на четвереньках без опоры – то валик не используется. Взрослый кладет погремушку с удобной для захвата ручкой перед малышом и побуждает его дотянуться до погремушки и взять ее, стимулируя перенос центра тяжести на одну сторону (ведь для этого надо оторвать от опоры руку!) Затем взрослый перемещает погремушку вправо или влево или отодвигает от малыша и вновь предлагает ее достать.

Упражнение 7. Тренируем ножки и чувство равновесия Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый помогает ему удерживать правильную позу. Взрослый берет одну ножку малыша и отводит ее в сторону, вперед, назад. Затем то же движение повторяется другой ногой малыша.

Если Ваш малыш уже овладел позой «на четвереньках», то можно проводить с ним коррекционный комплекс для тренировки ползания на четвереньках.

Упражнения коррекционного комплекса для развития ползания на четвереньках

Упражнение 1. Сгибание ног Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик из одеяла. Взрослый поочередно сгибает его ноги. После нескольких движений упражнение усложняется. Взрослый сгибает поочередно ножки ребенка, перенося центр тяжести ноги на валик (ставя ножку коленом на валик).

Упражнение 2. Достань игрушку. Развиваем равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Сначала для упражнения используется валик. Затем упражнение проводится без валика (когда малыш будет готов). Взрослый предлагает малышу взять игрушку, держа игрушку в своей руке. Другой своей рукой он одновременно сгибает одноименную ногу ребенка. Например, если малыш потянулся к игрушке левой рукой (а соответственно, он оторвал от опоры левую руку и протянул ее вперед), то взрослый сгибает его левую ножку, ставя ее на валик. Центр тяжести в этот момент переносится на другие конечности – правую руку и правую ногу малыша.

Упражнение 3. Учим сохранять равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Повторяем упражнение 2, но по-другому. Когда малыш тянется к игрушке левой рукой, то мы сгибаем его правую ножку. И наоборот.

Упражнение 4. Ползание с поддержкой Возьмите широкое полотенце и подведите его под животик ребенка. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый показывает игрушку ребенку, и малыш начинает к ней ползти. Взрослый поддерживает ребенка полотенцем в позе на четвереньках.

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает держать голову, садиться, вставать. Особым предметом гордости для молодой мамы является развитие малыша с некоторым опережением или вовсе "перепрыгивание" каких-то этапов, к примеру, когда малыш, не ползая, сразу начал ходить. Но так уж ли это хорошо на самом деле? Об этом с нами поделилась руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, к. п. н., доцент кафедры клинической психологии РГМУ Татьяна Германовна Горячева.

Маленький лежебока: когда пора ползти?

Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей

Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического развития ребенка, а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки "виноваты" в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Осваиваем пространство

Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять . Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые "поползновения" могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития

Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Ребенок не ползал. Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением

Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами "наверстывают упущенное", активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не "доползал" в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

Комментировать статью "Нужно ли ребенку ползать? "

Мы вообще против ходунков, ребенок все должен делать в свое время, когда его скелет и мышцы готовы к этому.И у нас стимулом ползти стал пульт, уж очень он нам понравился, лучше игрушек.

27.02.2013 14:11:15,

во многих странам все эти ходунки-прыгунки запрещены, т.к. приводят к ортопедическим проблемам разной степени тяжести. ИМХО, это игрушки не для малышей, которым они нафик не нужны, а для их тщеславных родителей. Ну что от вас убудет, если ребенок пойдет на месяц позже, но САМ и ПРАВИЛьНО? Соседки/подружки/род-ственники заклюют? Ребенок ведь не одолжение тому дяде делает, а СВОЙ первый шаг.
ИМХО, можно вмешиваться на всех этапах развития чада, научить можно всему, даже алфавиту в год (даже обезьяну можно научить играть на пианино). Понимаю, что невозможно не сравнивать своего ребенка со сверстниками и не пыться "переплюнуть конкурентов", но ведь, постоянно и навязчиво вмешиваясь, можно зарубить на корню самостоятельность и инициативность ребенка, его самодостаточность и жизнерадостность:(

16.12.2009 14:45:58,

Очень полезная статья!
Я переживала, когда мой второй ребенок в первые дни вообще! не мог лежать на спине - скрючивался и плакал -а врачи ведь рекомендуют! Я решила не париться и укладывала дочу спать на животик. Оказалось, поступала правильно. Согласно новейшим медицинским веяниям спать на животе считаетя полезнее для малыша. 5 лет назад (когда родился первый ребенок) - детей чуть не насильно укладывали на спину.
Веяния меняются, а вы с вашими детьми и ненужными переживаниями остаетесь. Хочется поменьше категоричности в рекомендациях педиаторов.

16.12.2009 14:18:16,

Всего 9 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Ребенок 8 месяцев не ползает":

Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Тоже самое и с ползунками на бретельках, они широкие в ножках и тоже ребенок путается((И еще вопрос. Сейчас в комбинезоне уже жарко, соответственно будут...

Ползать на улице?. Сезонные вопросы.. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Пускаете ли вы при такой температуре ребенка ползать по траве? Как ребенок одет? Я сейчас одеваю ребенка в велюровый комбез...

Девочки, когда ваши дети начали ползать на четвереньках? И старшей и младшей в связи с отсутствием ползания на четвереньках в 7 месяцев ставили задержку моторного развития. Во сколько поползла старшая уже точно не помню

Нам 8 месяцев, пока не сидим, не ползаем, но активно крутимся со спины на живот и обратно. Ребёнку через неделю 8 месяцев, а он ещё не сидит без поддержки, не говоря уже о том, чтобы вставать, садиться самостоятельно и ползать...

ребенок на ковре. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Теперь мой абсолютно не ползающий сын лежит где угодно, кроме как на постеленном специально для него матрасе (размер полтора на...

10 месяцев, не ходит, родители вобще к врачам не ходят ни разу. с виду нормальный ребёнок, шустрый, ползает на пузе и залазит везде. подскажите мне пожалуйста. именно такую форму дцп ставят ребенку в доме малютке. сейчас ему 3года 10 месяцев. он пошел в год и 7. ходит...

Нам 8 месяцев. Достижения. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Нам сегодня 8 месяцев и мы решили впервые показаться и отчитаться. Зубами пока похвастаться не можем, зато умеем ползать брасом, лепетать мама...

Нужно ли ребенку ползать? Важность ползания: ползание способствует развитию моторики и двусторонней координации ребенка. Не коммерсантам, а тем, кто "профи"? Не хотите ли Вы участвовать в организации детского центра раннего развития в Жуковском или в другом месте...

Девочки, подскажите, когда у вас детки начали ползать и вставать в кроватке... Вот нам через 1 день будет 8 месяцев, а мы никак не ползаем и не поднимаемся... ребенок очень активный, крутится на животе волчком по кругу, перекатывается, к любой игрушке докатится в любую точку матика, а вот ползти не хочет:(и не поднимается в кроватке... напишите, плиз, как у вас?

Малышу 6 месяцев. Он хорошо держит голову, переворачивается на живот и обратно, ползает по пластунски. Диагноз ставят, т.к. ребенок поджимает пальчики на одной ноге, когда его выставляют на ножки. И еще, он не лепечет - тянет только гласные, а согласных не произносит.

В чем удобно ползать?. Одежда, обувь. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. У кого дети учатся ползать или уже вовсю ползают, подскажите, в чем дома одеваетесь? особенно интересно услышать тех, у кого дома...

Как научить ползать?. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Вы описываете мою ситуацию. мой пацанчик - тоже пловец:) Сегодня исполнилось 8 месяцев. До любой игрушки добирается перекатываясь...

Мой ребенок вдруг начал ползать, причем больше назад, чем вперед. То ходил-ходил, а тут вдруг пополз. Это что? Детство вспомнил?))

Девочки!У меня ребенку 6 месяцев назначили Фенибут(плохо спит). на нашем участке (мы лечились не у нее)работает невропатолог которая очень любит прописывать всем грудничкам очень сильные препараты. Целебролизин..Колоть? Нужно ли ребенку ползать?

Имеется ребёнок 8 месяцев, который категорически не ползает. Мы только в 9 месяцев научились ползать! благодаря настойчивости моей подруги, которая несколько дней ставила ребенка на коленки, и по очереди двигала ручку-ножку-другую ручку-другую ножку и так дня 3-4...

Нужно ли ребенку ползать? Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. можно поползти на четвереньках минуя пластунское ползание?

Нужно ли ребенку ползать? Важность ползания: ползание способствует развитию моторики и двусторонней координации ребенка. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже?

Где ребенку ползать?. Ребенок и домашние питомцы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Где ребенку ползать? С какого возраста вы выкладываете ребенка на диван или кровать, не подкладывая пеленку?

Ползает, но неправильно:(. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Андрею 8 ,5, с 7мес. он начал ползать на четвереньках, но при этом он левую ногу ставит нормально, а правую - отставляет вбок и ставит на ступню, чуть согнув в колене.

Учимся ползать. . Ребенок от рождения до года. Врач показала, как надо учиться ползать. Но то ли из-за того, что он крупный ребенок (рост 64 см, вес - 7900), то ли еще из-за чего, он очень не любит это делать, кряхтит-кряхтит, а потом заплачет, уткнувшись носиком в коврик:(Жалко-о!

Когда ребенок начинает ползать? Тогда, когда его организм к этому готов. Это значит, что окрепли мышцы спины, шеи, ног и рук, ребенок хорошо держит голову и спину в вертикальном положении, умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Часто дети начинают ползать сначала по-пластунски, а потом на четвереньках. Иногда ребенок сначала учиться сидеть самостоятельно, а потом ползать, иногда наоборот. Некоторые дети начинают осваивать ползание уже с 4х месяцев, некоторые в 8-9 месяцев, но большинство начинает самостоятельно передвигаться в 6-7 месяцев.

Почему так важно для ребенка научиться ползать?

Ползание - необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным , то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины - к нагрузке прямохождением. Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи . Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела. Кроме того, свободное ползание дает малышу первый опыт самостоятельного передвижения в пространстве, укрепляет его уверенность в собственных силах, питая его любознательность и настойчивость в достижении цели.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга (недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) - когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно , то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Самое главное - предоставить ребенку возможность научиться ползать. Для этого ему нужно пространство, время и ваше неравнодушное участие. Обеспечить это просто – положите ребенка на пол ! Да-да, на пол. Научиться ползать на большой кровати или диване – не получиться, слишком мягко, а вот упасть оттуда проворному грудничку просто, достаточно пару раз резво оттолкнуться ногами. На полу падать некуда , зато вокруг открывается новый, неизведанный и манящий мир.

Выкладывать ребенка на пол можно уже начиная с 2-3х месяцев , когда малыш научится хорошо переворачиваться. Возьмите себе за правило – снимая ребенка с рук или вынимая из слинга, кладем его на пол , а не кроватку, пеленальник или в шезлонг. Сначала кладите его ненадолго на , заодно сочетая это со временем «без подгузника».

Современные легкие. упругие и приятные на ощупь коврики для ползания подходят для детей с первых месяцев жизни. Коврики для ползания, состоящие из нескольких частей, скрепляемых между собой по принципу пазла, можно легко собрать в один большой ковер или длинную дорожку в зависимости от размеров и формы комнаты. Удобнее, когда плитки такого коврика-пазла большие (например, 33см х 33см) и без мелких деталей внутри. Чем крупнее детали коврика, тем меньше стыков у коврика и однороднее поверхность, а значит - легче поддерживать чистоту. Однако большие плитки для коврика сложнее купить, неудобно перевозить и места они занимают больше.

Выбирайте момент, когда малыш сыт, доволен и проявляет активность. Положите его на живот, рядом, на расстоянии его вытянутой руки – новую яркую игрушку (или вещь, которую он давно приметил и тянулся, например, яркую большую ложку для салата, ненужный журнал или что-то подобное). Порадуйтесь вместе с малышом его добыче, когда он сможет до нее дотянуться. Через пару дней расстояние до новой «приманки» можно увеличить.

Ползать на животе, на четвереньках или…

Все дети разные и развиваются в своем ритме. Кто-то начинает ползать на пузе, а затем быстро учиться вставать на четвереньки и скоро становится мастером перекрестного ползания . Кто-то, освоив ползание по-пластунски, так и ползает. Мы опишем общую последовательность развития навыков , а сроки обучения зависят от конкретного ребенка и его семьи. (Подробнее о стадиях развития ребенка читайте книгу Беверли Стоукс «Удивительные малыши. Необходимое движение ребенка в первый год жизни» )

Новорожденный ребенок, лежащий на животе, учиться поднимать и держать голову. Затем, за пару-тройку месяцев он обучается выше приподнимать верх туловища, опираясь на свои руки. Когда малыш из положения лежа на животе с упором на руки способен приподняться почти до живота, он обнаруживает, что может двигаться назад, отталкиваясь руками . В этот момент важно, чтобы маленькие кулачки начали раскрываться, не зажимая внутри большой палец.

Ползание на животе назад, по сравнению с простым лежанием на месте, привлекательное занятие. Ребенок может ползать так и неделю, и две. Через какое-то время он начнет отталкиваться и ногами, постепенно вставая на четвереньки. В этот период ребенок может довольно долго стоять, раскачиваясь на одном месте и пытаясь согласовать усилия рук, толкающих назад, с ногами, двигающими тело вперед. Часто такие попытки заканчиваются стремительным броском «лбом об пол» и громким плачем. Сохраняйте спокойствие, это безопасно, набив «шишек», ребенок быстро научится быть осторожнее и лучше рассчитывать силы. Подбодрите малыша, он уже на половине пути к полноценному перекрестному ползанию на четвереньках.

Стадия « Я самолетик» или как оторвать живот от пола

Перед тем, как научиться вставать на четвереньки, дети проходят стадию «самолетика». Ребенок лежит на животе и одновременно отрывает от пола и руки и ноги, слегка раскачивая себя. Сдвинуться с места таким образом не удается, поэтому малыш громко кричит и требует внимания к своим опытам.

Вы можете помочь юному испытателю, подложив ему под живот валик, мягкий тряпичный мяч подходящего размера или свернутое одеяло. Сначала валик может быть небольшим , подложите его под грудку ребенка. Затем попробуйте валик побольше, можно слегка покачать ребенка вперед-назад, показав ему, что так он сможет двигаться на четвереньках. Вместо валика подойдет и ваша нога, если вы сядете вместе с ребенком на пол.

Так же в это время будет полезен профессиональный массаж , который поможет закрепить новые умения и даст толчок к постижению новых двигательных возможностей. Некоторые упражнения вы можете выполнять с ребенком сами.

(Подробнее об упражнениях и детском массаже ).

Хочешь поползти? Спроси меня как!

Если, несмотря на все усилия, ребенок не проявляет интереса к ползанию, попробуйте подать хороший пример. Самое эффективное – позвать в гости хорошо ползающего ребенка примерно того же возраста. Устройте веселое ползание всей семьей, это упражнение не только удивит и развлечет кроху, но и поможет отдохнуть «спиной» уставшим маме и папе.

Используйте трек для ползания , невысокую детскую горку или просто широкую доску (дверцу шкафа). Сделайте небольшой наклон, так, чтобы каждое движение малыша помогало продвигаться вперед. Подбадривайте и замечайте каждый успех. Пусть вначале малыш преодолеет десять сантиметров, главное – он поймет, что может. Помните о «приманках», показывайте и расхваливайте недоступную цель , но не давайте ее ребенку, даже если он будет кричать и возмущаться. Зато какая радость самому дотянуться и, наконец, достать желанную игрушку!

Ребенка на пол? Там же…

Холодно ? Если вы не живете в избе с земляным полом, или не ходите дома по голому бетону, то ребенку на полу будет достаточно тепло. Первое время, когда малыш учится двигаться, используйте . Важно, чтобы коврик для ползания не скользил, был достаточно упругим и легко моющимся. Шерстяное одеяло теплое и натуральное, но в качестве коврика для ползания быстро сбивается под напором энергичного начинающего ползуна. Можно использовать и туристическую пенку, но такой коврик для ползания слишком узкий, поэтому одной пенки мало, лучше использовать две или три. Опытные родители советуют использовать коврики размером не меньше квадратного метра, а лучше полтора или два, если помещается в комнате.

Скоро малыш научится сползать с теплого места. Если вам кажется, что на полу все-таки холодно, для большего комфорта ребенка и вашего спокойствия наденьте ему шерстяное боди (термобелье ) или штанишки из шерсти мериноса . Шерсть овец-мериносов теплая, мягкая и не колется, поэтому подходит для малышей. Шерстяные штанишки и боди - лучшая экипировка начинающего ползать ребенка. Такая одежда достаточно теплая, чтобы не дать малышу переохладиться, и достаточно тонкая и мягкая, чтобы не мешать ему двигаться. Чем меньше на ребенке одежды, тем проще научиться ползать. Шерстяные штанишки из мериносовой пряжи свяжите сами, если умеете, или купите готовые, из систем естественного пеленания и тд.

Грязно ? Упростите уборку, сняв на время дорогие ковровые покрытия. (Помним, что скоро придет время освоения горшка). Протереть деревянный пол или ламинат можно быстро. В прихожей и других быстро загрязняющихся местах выручат коврики, которые можно стирать в стиральной машине. Если времени на ежедневную уборку не хватает, приобретайте робот-пылесос, который справится и с ковролином.

Если, начиная с 2-3х месяцев жизни ребенка, родители «перейдут жить на пол » вместе с ребенком, это поможет постепенно, еще до начала активного ползания, решить вопросы с пылью, сквозняками и т.п. Это поможет уберечь ребенка от травм (на полу падать некуда).

Микробы ? Для нормального формирования иммунитета ребенку нужно жить в реальном, а не стерильном мире. Понятно, что облизывать уличную обувь не полезно для здоровья, но встреча с « домашними » микробами неизбежна . Не стоит мыть пол агрессивными химическими средствами, они еще менее полезны для здоровья. Для дезинфекции при уборке можно использовать аромамасла, обладающие антимикробными свойствами (масло чайного дерева, можжевеловое и тп).

До того, как малыш научился полноценно ползать на четвереньках, родителям нужно самим буквально проползать весь дом на коленях. Во-первых, вы подадите ребенку замечательный пример, а во-вторых, сможете проинспектировать свое жилище, чтобы заранее обнаружить все опасные для малыша предметы, заглянуть в укромные уголки и поднять повыше ценные и дорогие сердцу вещи. Сделайте дом максимально безопасным для ребенка.

Спрячьте мусорное ведро и уберите как можно выше и дальше всю бытовую химию, стиральные порошки, удобрения, корм для животных, горшки с комнатными растениями и т.п. Обратите внимание на низко расположенные электрические провода (ребенок может попробовать их на зубок) и розетки, свисающие края скатерти и другие опасные или мелкие предметы. Учтите, что ребенок обязательно захочет попробовать на вкус , все, что найдет.

Создайте в каждой комнате небольшой уголок с интересными и безопасными для малыша вещичками. Это может быть полка внизу шкафа или маленькая коробка, но такой маячок стоит сделать в каждом помещении квартиры, даже в коридоре или ванной комнате, если она не закрывается на замок. Добравшись до нового места, ребенок увлечется «местными достопримечательностями», и, если повезет, не успеет без вашего присмотра залезть куда-то еще.

Помните, что от начала ползания до 2,5 лет – период закрепления любви к порядку . Самое время для родителей познакомиться с системой М. Монтессори , чтобы ввести в домашний обиход удобные для жизни принципы.

Самые привлекательные для начинающего ползунка игрушки – это небольшой тряпичный мячик со звенелкой внутри и неваляшка. А также все небольшие шумящие предметы, которые удобно схватить маленькой рукой и легко бросить, чтобы полетело-покатилось, а потом самому догнать. В период, когда малыш только начинает передвигаться и больше раскачивается и перекатывается на одном месте, будьте внимательны к игрушкам, которые находятся на полу вместе с ребенком. Выбирайте безопасные и мягкие игрушки, которые не поранят ребенка, если он на них наткнется или упадет.

Ходунки, прыгунки и прочие «полезности»

По данным врачей остеопатов, ранее (до начала ползания) обучение стоянию и ходьбе плохо сказывается на развитии всей опорно-двигательной системы ребенка. Для нормального формирования скелетно-мышечного каркаса, необходимого для начала самостоятельного хождения, ребенку нужно проползать два - три месяца . После начала ползания ребенок учится самостоятельно садиться, вставать на колени, затем стоять у опоры. Все эти этапы малыш должен проходить последовательно и самостоятельно, не нужно форсировать события и преждевременно обучать ребенка ходить. Не стоит водить за обе ручки ребенка, который еще не научился ползать и самостоятельно без опоры стоять.

Ходунки и прыгунки – это предметы, которые не должны появляться в доме у заботливых родителей. Если использование манежа – это просто ограничение ребенка в свободе, своеобразная тюрьма , мешающая малышу развиваться физически, психически и интеллектуально, то ходунки и прыгунки за счет ранней вертикальной нагрузки наносят неокрепшим мышцам и связкам весьма ощутимый вред. Вертикальная поза вместе с весом ребенка создает на межпозвоночные диски чрезмерную нагрузку , к которой они еще не готовы. Происходит их сминание (компрессия), что в будущем грозит проблемами с позвоночником в любом возрасте. Большую преждевременную нагрузку в ходунках испытывает и формирующаяся стопа.
Можно понять желание уставших родителей немного передохнуть и заняться своими делами, пока чадо самостоятельно развлекает себя прыжками. Но научившись ползать, ребенок будет исследовать окружающий мир , развивая себя и укрепляя свое здоровье. Дети, привыкшие к ходункам и прыгункам, значительно позже начинают ползать , чаще и вовсе пропуская этот важный этап своего развития. Стоят ли этого полчаса вашего спокойствия?

Если ребенок не ползает…

Иногда можно слышать, как родители с гордостью говорят: « А мой не ползал, сразу пошел . Наверное, они не знают, что если ребенок не ползал в положенное ему время, это может отозваться в будущем неправильной осанкой, болями в спине и искривлением позвоночника. Такие проблемы зачастую возникают на фоне плохой наследственности (у родителей ребенка и их родителей наблюдались какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом), больших нагрузок, например, в школе, и во время скачков роста ребенка.

По данным врачей-остеопатов, современным детям, которые не ползали, а сразу пошли, противопоказаны повышенные нагрузки , связанные с ранним интенсивным занятием спортом (участие в соревнованиях, профессиональный спорт). Стоит исключить катание на роликах и скейтбордах. Во время обучения в школе нужно обязательно заниматься лечебной физкультурой , плаванием и регулярно наблюдаться у врачей-ортопедов, чтобы вовремя выявить нарушения осанки или другие заболевания позвоночника (например, преждевременное старение межпозвоночных дисков).

Всех этих проблем легче избежать , чем вылечить. Если ваш ребенок еще не ползает, но уже начинает вставать, стоит обратить на это особое внимание. Ваши вовремя приложенные усилия помогут ребенку научиться ползать, сохранив позвоночник здоровым, и сделав его развитие более гармоничным.

Еще не пополз. Когда нужно начинать волноваться?

Все дети развиваются в своем темпе. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами. Для того чтобы не пропустить состояния, требующие коррекции, регулярно показывайте ребенка врачам-специалистам, которым вы доверяете . Обращайте внимание сами и рассказывайте вашему педиатру об особенностях и темпах развития ребенка в соответствии с его возрастом.

Если здоровый ребенок в 8 месяцев еще не делает никаких попыток к самостоятельному ползанию,пора обратить на это особенное внимание. Посоветуйтесь с педиатром, покажите ребенка ортопеду, сделайте массаж, посетите врача-остеопата. Убедитесь, что ребенок здоров и у него есть все возможности, чтобы начать ползать : свободная одежда, много времени на полу и ваша поддержка. Можно использовать трек для ползания. А время пребывания в манеже или кроватке стоит максимально сократить. Если малыш уже научился стоять у опоры, но почти не ползает, отвлекайте его и всячески поощряйте попытки передвигаться на четвереньках.

Теперь не догонишь!

С началом ползания ребенка в жизни семьи наступает новая эра . Теперь ваш малыш это уже не тот милый карапуз, размахивающий ручками-ножками в своей кроватке или важно восседающий на материнских руках. Родители осознают, что рядом с ними теперь живет еще одна личность, со своим характером и интересами, скоростью и любовью к свободе.

Разделите с ребенком радость первооткрывателя и насладитесь этими замечательными моментами. Ведь совсем скоро ваш малыш научиться ходить, бегать, лазить и разговаривать. Подготовьтесь к этому времени вместе, не торопите его, пусть ползет !