Сколько минут урок в школе: во сколько начинаются и заканчиваются уроки. Почему занятия в школе должны начинаться позже? Во сколько заканчивается первый урок

Американские ученые уверены, что современные дети страдают от хронического недосыпа. Эксперты рассказали «ВМ» о плюсах и минусах второй смены.

Споры о том, во сколько должны начинаться занятия в школе, ведутся уже давно и на разных уровнях: спорят учителя, спорят чиновники, спорят врачи и, в конце концов, спорят сами учащиеся. За последние 30 лет время, в которое звенел звонок на первый урок, в российских школах менялось несколько раз, варьируясь в промежутке от 8 до 9 часов утра. Некоторым «повезло» (а может, и без кавычек) поучиться во вторую смену, когда занятия начинались после полудня.

Как мы уже писали ранее, среди педагогов нет единого мнения по поводу второй смены. Одни считают, что выспавшиеся дети гораздо более продуктивны, лучше усваивают материал, испытывают больший интерес к предметам. С другой стороны, на внеклассные занятия при таком распорядке дня времени практически не остается. Ходить в кружки и секции с утра смысла нет - ведь нужно выспаться, иначе зачем учиться во вторую смену? Вечером нужно делать домашнее задание, да и отдыхать когда-то нужно.

Я сама помню, как мы учились во вторую смену, - рассказывает педагог-психолог Анна Бурмистрова . - Классы поочередно переводили то на первую, то на вторую. И те, кто приходил в школу с утра, завидовали тем, кто приходит чуть ли не к полудню. Но стоило неделю поучиться во вторую смену, как все понимали - ничего хорошего. Сегодняшняя образовательная программа предполагает еще большую нагрузку на детей, и детям сложно даже успеть сделать всю «домашку», не говоря уже о развлечениях и спортивных секциях.

В ходе исследования, проведенного американскими учеными, были изучены две группы школьников. У первой занятия начинались в 07:50, вторые приходили к первому уроку в 8:45. Успеваемость второй группы повысилась на пять процентов.

Однако, даже принимая во внимание биологические особенности людей разных возрастов, психологи предостерегают: тезис о подростках-«совах» сами подростки могут превратить в эффективную «отмазку».

Естественно, уложить подростка спать в 10 вечера нереально, - говорит психолог Дарья Чунина. - При этом родителям нужно быть готовым к манипуляциям. Фразе: «Ложись спать, второй час ночи уже», они могут противопоставлять научный факт: «Я подросток, я „сова“, я не могу засыпать так рано». Нужно во всем знать меру. Детям всегда кажется, что их энергия нескончаема, однако нервное истощение накапливается, и более-менее сильный стресс может стать причиной нервного срыва. В целом ученые сходятся на том, что начало учебного дня - это случай, когда полумеры будут востребованы. Эффективен будет перенос звонка на первый урок на час-два, но не на полдня.

Президент Беларуси предложил рассмотреть в Парламенте вопрос о том, чтобы школьные занятия начинались не в 8 часов утра, а в 9. «Час ребенку утром поспать - это благое дело. Все равно он раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: в 7 утра проснется - раньше ляжет. Вспомните себя: часто вы раньше времени ложились спать?» - сказал белорусский лидер во время выступления в Овальном зале 7 октября.

Как отмечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр Виктор СОЛНЦЕВ , сон - важная составляющая здорового психоэмоционального состояния детей. Кроме того, если первоклассник спит менее 7-8 часов в сутки, его работоспособность снижается на 30%. Поэтому с медицинской точки зрения лишний час сна ребенку пойдет на пользу.

Начало занятий в школе регламентируют санитарные нормы. В них прописано, что занятия не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позже 20.00. При этом во многих учебных заведениях существует негласная рекомендация не назначать контрольные, самостоятельные, лабораторные и другие важные виды работ на первые уроки.

К слову, во многих сельских школах Беларуси занятия уже сейчас начинаются в 9.00. Первый урок в лицеях обычно ставят в 8.30. Это связано с необходимостью учесть интересы детей, которые приезжают на учебу из дальних районов крупного города, а иногда из пригорода.

Не все так просто

Директор одной из минских школ считает, что перенос начала времени занятий в школе может обернуться и неожиданными проблемами. Так, родители, чей рабочий день начинается в 8.00, столкнутся с проблемой: куда девать сына или дочь, учащихся в первом классе, до начала уроков в школе? Опаздывать на работу и приводить ребенка на занятия самому или «подключать» бабушек и дедушек?

Также более позднее начало учебного дня может вызвать проблемы в учебных заведениях, где есть вторая смена. Сдвиг утреннего графика повлияет и на начало занятий учеников второй смены, следовательно, уроки для них будут заканчиваться позже. В некоторых случаях дети будут возвращаться домой ближе к 8 часам вечера. Или урок должен будет длиться не 45 минут, а меньше.

А как у них?

В России и Украине время начала уроков в школе - 8.00. Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может изменяться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта занятия могут начинаться в 8.30 или 9.00. Чаще всего учеба начинается в 8 часов утра в Польше, Литве, Латвии.

В некоторых школах Китая уроки начинаются в 7.30, в Японии - в 8.45, в США - между 8 и 9 часами утра, а в Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.

ПЕДАГОГИ, родители и их чада озабочены грядущим нововведением: с 1 сентября занятия в школах предлагается начинать в девять утра. Вопрос скрупулезно прорабатывается с разных позиций: мониторинг мнений ведет Министерство образования. Стоит ли осторожничать, подступаясь к новации?
Суть вопроса в том, что руководство школ, где обучение ведется в две смены, будет самостоятельно принимать решение о начале занятий - с 8.30 или 9.00. Новация не обойдет стороной и сельских школьников, которые, на минуточку, иногда лишены возможности просто перейти дорогу - и оказаться в школе. Некоторым ребятам нужно добираться на автобусе в соседнюю деревню. Однако, учитывая эти обстоятельства, получается, что им как раз выгодно начинать учиться с девяти утра.

Доказывает это, к примеру, опыт Куренецкой школы, что на Вилейщине. Там занятия начинаются именно в 9.00. К этому времени все ученики (а их 123 человека) собираются в школе. Причем 40 школьников подвозят из близлежащих деревень. Чтобы всех их доставить на занятия, школьный автобус специально делает три рейса, дабы ученики из шести сел - Балаши (это самая отдаленная от школы точка, которая расположена в 35 километрах от Куренца), Речки, Богданово, Хоминцы, Ивонцевичи, Савино - прибыли вовремя.

В Хильчицкой школе Житковичского района тоже есть ученики, которых доставляет на учебу автобус. Из 117 человек здесь таких 65 ребят из деревень Любовичи и Бережцы Житковичского, а также из деревни Лутки Столинского района. Однако занятия в школе начинаются в 8.30. Передвинуть время на девять вполне возможно. И даже нужно, полагает администрация школы. Ведь начало занятий именно в 9.00 зафиксировано в санитарно-эпидемиологических нормах, а те, в свою очередь, подтверждены соответствующими исследованиями.

Некоторые папы и мамы задают вопросы: нам, мол, на работу к 8.00 (преимущественно все дети в деревнях из семей работников сельского хозяйства), а как же ребенок? Как он будет коротать время в школе до занятий? Волноваться не стоит. Если вы приведете ребенка в школу, скажем, к восьми утра, то до первого урока он будет при деле: с ним могут сделать зарядку, поиграть, помочь подготовиться к учебе. Заниматься с ребятами будут обязательно профессиональные педагоги (педагог-организатор, психолог либо учитель-предметник). Учителям же, которые будут присматривать за детьми до начала уроков, если школы перейдут на новый график работы, оплатят эту работу.

В любом случае хорошо, что сейчас Министерство образования, исполняя поручение Президента, данное 12 мая, изучает мнения родителей. Пока ничего вызывающего опасения в том, чтобы начинать первый урок в 9.00, нет. И к графику работы родителей, которые привыкли доставлять в школу ребенка раньше девяти, педагоги готовы подстроиться. Самое главное, что папы и мамы могут и должны быть спокойны, ведь школа - это как раз то самое место, где ребенок всегда находится под присмотром.

Финские школьники садятся за парты в 9 утра. На обучение учителя тратят не больше 4-х часов в день. Неделя пятидневная, но пятница — сокращённый день. Ведь еще одна идея финских школ: меньше учишься - больше знаешь!

США

В Нью-Йорке множество частных школ и во многих существует свой собственный распорядок. В некоторых школах одно занятие может длиться 50 минут.

Учебный день начинается в 8.30, а заканчивается, при минимальном количестве уроков, в 14:30.

Источник фото: wikimedia.org

Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхают часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники.

Канада

В Канадских школах продолжительность урока 75 минут. Занятия начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Интересно, что оценки ученикам ставят в процентах (например, 50-60% - это «тройка», 65-75% - «четверка»).

Индия

Школьники учатся 6 дней, бывает по 6-8 уроков в день, продолжительностью 35 минут.


Источник фото: radikal.ru

Уроки начинаются в 9 утра.

Израиль

Уроки начинаются в 8 утра и заканчиваются в 13:00.

В большинстве школ практикуют сдвоенные уроки, т.е. 1 урок может длиться 90 минут (2 раза по 45). В Израиле шестидневная учебная неделя, но, что необычно, начинается она в воскресенье. Суббота - выходной день.

Образовательная система в Израиле разделена на 3 этапа, где начальная школа - это отдельная единица.

Их много и расположены они по несколько в каждом районе города.

Таким образом, даже в начальную школу, дети 6-7 лет могут добраться самостоятельно. Как правило, от дома до порога школы 5-10 минут пешком (в самом худшем случае 15).

Япония

Уроки в школах начинаются в 8:30 - 8:45 и длятся по 45 минут каждый.

Перемены — 5-10 минут, но в начальной школе бывают и по 20 минут. В 12:30 — обед, после него ученики начальной школы уходят, а старшеклассники занимаются дальше.


Источник фото: pixabay.com

В средней школе 6-7 уроков, заканчиваются они в районе 16 часов. Почему так поздно? Потому что на обед школьникам отводится 50 минут. В Японии "шестидневка", но каждая вторая суббота — выходной. В субботу занятия, как правило, начинаются в 8:30 и заканчиваются в 15:00.

Опыт какой страны может служить примером?