Сонное царство. Жил-был царь, и была у него дочка. Сказка Сонное царство книжное или разговорное

Русские спят в среднем 7 часов. Столько же, сколько жители США и Западной Европы. И нам, и гражданам так называемого цивилизованного мира снятся сны примерно с похожими сюжетами и цветопередачей. Однако значение и толкования этих снов могут значительно различаться.

Английский дипломат Джером Горсей, прибывший в Московию в конце XVI, был поражен тем, как много русские спят. Спят днем, после плотного обеда, спят на службе, спят на улицах… Иноземные эмиссары часто жаловались, что на важных деловых встречах, русские дьяки (клерки) могли запросто задремать, а участники встречи вынуждены были говорить тише, дабы не разбудить спящих.

Стереотип европейцев, о том, что русские природно ленивы, появился именно из-за этой нашей особенности. Русский же легко мог парировать эти обвинения с помощью пословиц и поговорок:

    Каково живется (можется), таково и спится

    Сон милее отца и матери. Милая подружка подушка

    Выспишься — помолодеешь.

    Сон лучше всякого лекарства. Сон дорожке лекаря

    Сонный хлеба не просит.

    Хлеб спит в человеке. Вещий сон не обманет. Как сон в руку.

Идиллию Сонного Русского царства нарушил только Петр I. Люди стали меньше спать. И на Земле русской начались проблемы…

Сон правду скажет, да не всякому

На Руси испокон веков ко сну и сновидениям было серьезное отношение. Порой даже более обстоятельное, чем к бодрствованию. Не зря существовала традиция в качестве приданного дарить перины и пуховые подушки.

Бдение воспринимается как рутинное, «человеческое» состояние, которое никаким образом не связано с «Божественным». Сон же – состояние сакральное, где человек может получить Откровение от ангелов.

Русские были значительно более набожным народом, чем более «гуманитарные» европейцы. Из Священного Писания они помнили, какую значимость может иметь сон. Так, из Ветхого завета русские знали, что Авраам при заключении завета с Господом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков. Помнили о снах и мудрых толкованиях сновидений Иосифа и Даниила, о чудесных видениях пророка Иезекииля. И, конечно, как Господь ввел Адама в состояние сна, чтобы извлечь ребро для создания Евы. Из Нового завета русские знали о явлении ангела спящему Иоакиму, который известил его о нежданном зачатии его женой Анной ребёнка - девы Марии.

Все это повлияло на отношение русского народа ко сну. Интересно, что в русской традиции, в отличие от западной, очень мало трактатов, объясняющих сновидения. Те, которые есть, как правило, адаптации западных «черных книг». Трактовать сны по шаблонам считалось бесовским занятием. Иными словами: русские были уверены, если сон от ангела (отсюда «ангельский сон»), то человек и сам все поймет, без чернокнижников. Если от беса, то попытки его объяснить, введут «в прелесть». Кстати, именно поэтому, чтобы не попасть в сети лукавого, на сон грядущий непременно следовало прочитать молитвы.

Во хмелю да во сне человек сам в себе неволен

Известно, что современные психологи связывают сновидения либо с проявления либидо или какими-то психологическими проблемами. Это, конечно, не имеет никакого отношения к «русской традиции сна». Кстати, поведение русского человека в сновидении значительно отличается от других народов. Например, американцы пытаются управлять сюжетом сна, итальянцы в сновидениях ведут себя более беспечно, японцы — внимательны к деталям, поведение немцев и англичан мало отличается от поведения в обычной жизни. Русский же ведет себя в «сонном царстве» как очарованный странник, поскольку сон для него «священное состояние».

Природа сна более естественна для русского человека. Когда вы едете в транспорте, скажем на первой электричке, вы наверняка застанете три четверти вагона спящим. В Европе вы такое никогда не увидите. Европейцы будут стараться выглядеть бодрыми, независимо от того, как бы они не выспались.

Людей, которые не спят ночью, на Руси сторонились и называли «шатунами». Считалось, что «бодряки» вольно или невольно водят дружбу с бесами. Такое же предубеждение было и к излишней активности зимой — времени дремы. Зимой человек спит больше, чем летом. А русский человек, в силу того, что зима у нас более суровая и долгая, спит крепче и дольше. Считалось, что в морозные зимние деньки грань между сном и бодрствованием практически стирается и вырастает опасность впасть в прелесть и стать шатуном. Не случайно, что именно в зимний период совершались русские революции…

Решение об участии в передаче было принято мной (Ольгой). Сподвигло нас то, что мы купили квартиру и мой муж потерял работу, а салон прибыли еще не приносил. Дела становились все хуже, и я понимала, что ремонт мы не сможем сделать еще долго. Ремонт хотелось сделать хороший и только с дизайнерским решением, а такой ремонт требует много вложений.

Передачу «Квартирный вопрос» я всегда любила и всегда смотрела. И вот мне пришло в голову: «А почему бы не написать!?». Это был декабрь 2014 года. Я захожу на сайт «Квартирного вопроса» и начинаю писать. В тот момент, когда я писала, мысли были: «Будь что будет, а вдруг повезет!».

И нам повезло! Месяца через два мне на почту приходит приглашение на кастинг! Восторгу не было предела! В тот момент я почувствовала, что это реально и что у нас все получится! После кастинга нам сказали, что решение о нашем участии нужно ждать два месяца. Два месяца прошло – и ничего. Мы расстроились. Но тут раздался телефонный звонок с хорошей новостью! Ура, мы прошли! К нам едут Роман Удовиченко и Даниил Герасимов.

Встреча прошла очень хорошо . Все было на позитиве! Нас расспросили о пожеланиях, предпочтениях, рассказали про проект и все нюансы. И также сказали, что теперь надо ждать утверждения проекта. Все время с начала подачи заявки было напряжение: да или нет? И опять неизвестность! Мы держали пальчики. И вот опять «Ура!» – проект утвердили! Радости не было предела!

Начались съемки . Перед первой съемкой был мандраж. Была небольшая паника: как это делать, ведь мы не актеры! Но познакомившись со съемочной группой, мы расслабились. Они молодцы: позитивные, веселые! С ними было легко и комфортно. Для нас все прошло легко и непринужденно. Как будто мы просто пригласили в гости друзей, которых давно не видели, и рассказывали им про нашу жизнь. И все остальные съемки также прошли «на ура».

Съемки закончились , и надо было думать, куда съезжать. Сначала думали снять квартиру, так как хотелось остаться в районе из-за школ и работы. Ведь все здесь, рядышком. Но чем ближе к переезду, тем больше мы понимали, что переедем к моей маме в Долгопрудный. Так и произошло.

Даже хорошо , что так случилось. Мы ненадолго вернулись в прошлое. Очень много всплыло воспоминаний: как я там росла, как мы познакомились с Анатолием, как строили нашу совместную жизнь, встретились со старыми друзьями, с которыми немного потерялись из-за нашего переезда. Было немного тяжеловато ютиться в маленькой квартирке и добираться в школы, на работу и обратно, но смотря сейчас назад, понимаешь, что это все ерунда. Ведь благодаря «переезду в прошлое» на два с половиной месяца мы начали больше ценить настоящее. И к тому же мы получили такое удовлетворение от нашей новой комнаты!

Если честно, мыслей о том , какой будет наша комната, особо не было. Мы только были уверенны в том, что это будет что-то особенное, что-то неожиданное. И хотелось, чтобы быстрее прошло это время вдали от дома. И наши ожидания подтвердились!

Самое первое впечатление , когда мы вошли в квартиру, немного нас расстроило, так как мы увидели, что дверь нашу уменьшили.

Но когда мы открыли дверь в комнату, расстройство переросло в восторг. Вау! Такого уж мы точно не ожидали! Это точно эксклюзивно! Это особенно и необычно! Это комната замка!

Я никогда не представляла в интерьере серый цвет, а тут он есть, и совсем неплохо!

Это суперская кровать! Та самая, о которой мы мечтали! И столик для меня – я его обожаю!

А стены привели нас в восторг! Те самые цвета, которые радуют глаз! Комната стала очень уютной, мягкой. В общем, Даниил нас услышал и сделал дизайн, который радует глаз, в котором уютно и хорошо.

Спасибо всем!!!

Семья Мельничук

Почти треть жизни мы проводим во сне. Но жалуемся на недосып, если удается поспать 5–7 часов. Однако животные довольствуются куда менее продолжительным отдыхом - и прекрасно себя чувствуют

Говоря о большинстве представителей животного мира, стоит употреблять термин «сноподобные состояния», а не «сон». Однофазный сон - 1 раз в сутки - фиксируется только у приматов. У остальных животных сон полифазный: краткосрочные серии продолжительностью от нескольких секунд до нескольких часов. Среди млекопитающих маленькие животные с быстрым обменом веществ спят короткими сериями, но чаще и в целом больше. Крупные склонны к более редким сменам состояний сна и бодрствования, но в сумме спят меньше мелких.

БЕЛАЯ АКУЛА

Carcharodon carcharias

Спит эпизодами по 9–10 минут, не переставая плавать. В момент сна скорость акулы может достигать 23 км/ч. Дело в том, что челюстные мышцы акулы не способны самостоятельно прокачивать воду через жабры. Хищница вынуждена делать это в движении. Если она остановится надолго, то задохнется.

10 минут *

* В сутки способна засыпать несколько раз, но точное количество указать невозможно.


БЕЛЫЙ АИСТ

Ciconia ciconia

В сутки спит 1–2 часа. Во время длинных перелетов отдыхает прямо в небе. Аисты по очереди занимают место в центре стаи и продолжают лететь на «автопилоте»: слышат щелчки - сигналы, которые подают сородичи спереди и сзади. Звук помогает спящим держать высоту, соблюдать направление и делать необходимое количество взмахов крыльями. Отдых продолжается минут 10–15, после чего аист уступает «спальное место» следующей птице.

1–2 часа


ЖИРАФ

Giraffa

Спать часа на два в сутки не укладывается, а усаживается - подбирает под себя передние ноги и одну заднюю, вторая остается вытянутой, чтобы в случае опасности быстрее встать. Шея поднята. Только во время фазы глубокого сна, который длится до 20 минут, жираф расслабляется: подгибает все ноги и сворачивает шею дугой назад. Днем дремлет 6–8 часов с открытыми глазами, не переставая жевать. Чтобы разгрузить шею, кладет голову между веток дерева либо стоит, прижавшись к соседу.

2 часа


ЛОШАДЬ

Equus caballus

Спит ночью до трех часов - вопреки поговорке, не стоя, а лежа на боку. Но находиться в таком положении лошадь долго не может из-за большой массы тела (если она будет лежать более шести часов, получит отек легких). Днем дремлет стоя - особый «механизм», блокирующий коленные суставы, позволяет животному часами стоять на месте, не испытывая напряжения.

2–3 часа


СЛОН АФРИКАНСКИЙ

Loxodonta

Короткая продолжительность сна обусловлена тем, что слоны усваивают пищу лишь на 35–40%. Так что 15–18 часов в сутки им приходится тратить на еду. Спят слоны три часа с небольшим, стоя или лежа. Любят ложиться рядом с какой-то опорой - без нее им сложно быстро встать на ноги.

3 часа 20 минут


ЧЕЛОВЕК

Homo sapiens

Новорожденные спят до 17 часов в день, взрослые - семь-восемь, а пожилым людям достаточно пяти-шести часов. Зафиксированный рекорд без сна - 264 часа. Через сутки непрерывного бодрствования начинаются химические процессы в мозге, которые приводят к подавлению психики.

7–8 часов


ДЕЛЬФИН-АФАЛИНА

Tursiops truncatus

Спит сеансами в среднем по 1,5 часа, «отключает» попеременно то одно, то другое полушарие мозга. Дышащему легкими дельфину необходимо подниматься к поверхности воды 2–3 раза в минуту, чтобы сделать вдох (максимум без кислорода - 20 минут), поэтому полностью погрузиться в сон он не может, но в общей сложности отдыхает до десяти часов в сутки.

до 10 часов


ДОМАШНЯЯ КОШКА

Felis catus

Почти две трети суток кошки спят. Сон периодичный, по 50–110 минут. Общее ежесуточное время отдыха, так же как у львов, может достигать 20 часов. Фаза медленного сна сменяется фазой быстрого, во время которой сон кошки особенно глубок, так как крупные мышцы ее тела максимально расслаблены.

13 часов

Фото: Nature PL (x2), Dreamsfoto / Legion-media, Diomedia, iStock (x4)

В представлениях наших предков сон был неразделим со временем ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям.
И Сон, и Смерть были признаваемы славянами за живые мифические существа, родственные друг другу.
В славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят: «Ах, как же я долго спал!» - «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь!» - отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон уподобляется смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмиранием, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей. Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.

Заходящее вечером солнце представляется не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром - восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замерзших реках и озерах выражаются, что они заснули.
Умерших называют усопшими; в Смоленской губернии мертвецы в старину назывались жмурики (от глагола «жмурить» - закрывать глаза); в Архангельской губернии существовало поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, кто из них засыпал прежде - тому и умереть суждено раньше.
Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.


Спящий мальчик (Портрет Тыранова) Крылов

Слово «стемнеть» употребляется в народном говоре в значении «ослепнуть» и «умереть»; не потому ли упырей (мертвецов, являющихся по смерти) большею частью представляют слепыми.
Как сон сближается со смертью, так, наоборот, бодрствование уподобляется жизни; поэтому «живой» означает неспящего, например: «Мы приехали на живых», то есть мы приехали, когда еще никто не спал; глагол «жить», употребляется в некоторых местах в смысле бодрствовать, не спать.

Эти братство сна и смерти, и верование, что душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение. Для живой и впечатлительной фантазии наших предков виденное во сне не могло не иметь прямого отношения к действительности, среди которой так много было для них непонятного, таинственного, исполненного высшей, священной силы. Они признавали в сновидениях то же участие божества, какое признавали в гаданиях и оракулах; сновидения являлись, будто быстролетные посланники богов, вещатели их решений. Вера в пророческий смысл снов неискоренима и по сей день.

Эта тема часто встречается в сказаниях, преданиях нашего народа. Например, в «Слове о полку Игореве» есть рассказ о вещем сне князя Святослава:

В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, -
Молвил князь, поникнув головою, -
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».

Весь этот сон состоит из мрачных предзнаменований: черный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг - слезы, горькое вино напоминает выражение «упиться горем». Сон Святослава пророчески оправдался - русское войско потерпело поражение. Чудилось, кто-то нашептал Святославу черную весть, - а наши предки в самом деле верили, что спящий человек находится в сношениях с невидимым миром и получает оттуда загадочные вести.

СОННОЕ ЦАРСТВО

Жил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Много женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да еще бога благодарили, что живыми ушли. Царевна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

За того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца. Самые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог ее переплясать. Некоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим. К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

Царь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена: ты, и царевна, и стольный град твой, и все царство - вы отдохнете наконец. Вы уснете непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья. Как он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули - и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные. Скоро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

И вот молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь. Ехал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом - прекрасная девушка, царевна. Лишь только поглядев на нее, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал ее целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

Ее разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Царевич обернулся и увидел грозного Карачуна.

Будем биться на мечах или драться на кулачках? - спросил храбрый юноша.

Вот еще! - усмехнулся Карачун. - Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина - да такие огромные, что в каждой можно было утонуть. Юноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять свое хитростью. Он занес ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

Что это ты делаешь, смертный? - удивился Карачун.

Да неохота мне пить через край, - усмехнулся юноша. - Бочка-то тяжелая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

И я хочу попробовать, - обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул ее, да для надежности забил покрепче.

УХ, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

Выпусти меня, и я исполню любое твое желание, - закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

Разбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, - потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Царевич открыл крышку - и в тот же миг Сонное царство пробудилось. А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

Вот только плясать она, пока спала, совсем разучилась. Но об том никто особенно не горевал!

***

Славянская мифология

Русские сказания

Сонное Царство. Жил-был царь, и была у него дочка. Сказка!!

....

Ж ил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

М ного женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да ещё бога благодарили, что живыми ушли.

Ц аревна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

- З а того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца.

С амые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог её переплясать.

Н екоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим.

К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

- Ц арь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена. Ты, и царевна, и стольный град твой, и всё царство, все вы отдохнёте наконец. Вы уснёте непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья.

К ак он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули − и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные.

С коро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

В от как-то молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь.

Е хал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом − прекрасная девушка, царевна.

Л ишь только поглядев на неё, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал её целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

В друг позади раздался голос:

- Е ё разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Ц аревич обернулся и увидел грозного Карачуна.

- Б удем биться на мечах или драться на кулачках? − Спросил храбрый юноша.

- В от ещё! − Усмехнулся Карачун. − Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина − да такие огромные, что в каждой можно было утонуть.

Ю ноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять своё хитростью.

О н занёс ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

- Ч то это ты делаешь, смертный? − Удивился Карачун.

- Д а неохота мне пить через край, − усмехнулся юноша. − Бочка-то тяжёлая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

- И я хочу попробовать, − обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул её, да для надёжности забил покрепче.

У х, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

- В ыпусти меня, и я исполню любое твоё желание, − закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

- Р азбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, − потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Ц аревич открыл крышку − и в тот же миг Сонное царство пробудилось.

А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

В от только плясать она, пока спала, совсем разучилась.

Н о об том никто особенно не горевал!

+++++++++++++++++++++++++++++++++