Правила проведения антропометрии у детей. Техника выполнения антропометрических исследований. Измерение роста новорожденного

При антропометрии определяют рост, массу, длину туловища, окружность головы, грудной клетки, шеи, живота, размеры таза, нижних и верхних конечностей. По этим показателям дается заключение о физическом развитии и имеющихся отклонениях. Запись линейных размеров дают в сантиметрах, результаты взвешивания - в килограммах. Измерения проводят в одно и то же время, обычно в утренние часы, массу тела устанавливают до приема пищи.

Массу тела определяют утром натощак, в легкой одежде. Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планке коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.

Длину тела определяют в вертикальном положении с помощью стандартного деревянного ростомера. Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Пациента ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положений, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой по максимальному периметру головы (сзади - по выступу затылочного бугра, а спереди - по надбровным дугам). Окружность грудной клетки измеряют в положении стоя сантиметровой лентой, проходящей сзади под уголками лопаток, спереди - над сосками. Окружность грудной клетки измеряют на высоте максимального вдоха, предельного выдоха и во время дыхательной паузы.

Оценка пропорциональности телосложения. Установлено, что между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки человека имеются определенные соотношения, которые помогают лучше оценить пропорциональность его телосложения. Наибольшее практическое значение имеют следующие показатели или индексы.

Масса-ростовой показатель , отражающий пропорциональность роста и массы, определяемый по формуле:

МРП = М x 100 : Д ,

где М - масса тела, кг, Д – длина тела, см.

Нормальное соотношение длины тела и массы выражается индексом 37-40. Более низкий показатель свидетельствует о пониженной упитанности больного, более высокий - о повышенной.

Индекс массы тела позволяет определить отклонения по массе тела.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия.. Физиология и гигиена.. Учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Оценка типа телосложения
Физическое развитие (ФР) -является комплексным, динамическим, неравномерным по интенсивности процессом. Его уровень – основной показатель морфофункционал

B M I - индекс массы тела (Body Mass Index)
B M I рассчитывается по формуле: , где m - масса тела человека (в килограммах), а h – длина тела человека (в метрах).

Значение масса-ростового коэффициента у обследуемых мужского пола в разных возрастных группах

Значение масса-ростового коэффициента у обследуемых женского пола в разных возрастных группах
Тип телосложения Возраст(лет)

Протокол эксперимента
Полученные измерения занесите в таблицу, проанализируйте и сравните со стандартами. Показатели Полученные данные Оценка

Анализ рефлекторной дуги. Коленный рефлекс. Глазосердечный рефлекс
Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечи

Порядок работы.
1. Посадите испытуемого на стул и попросите его положить правую ногу на левую ногу в области коленного сустава. Нога должна быть расслаблена.

Протокол эксперимента.
1. Занесите результаты наблюдения в таблицу: № п/п Резкость разгибания Высота разгибания Наличие рефлекса

Протокол эксперимента.
1. Полученные результаты внесите в таблицу: № п/п ЧСС до пробы, уд/мин ЧСС во время пробы, уд/мин ЧСС после пробы, уд/мин

Сенсорные системы
Представление о сенсорных системах было сформулировано И.П.Павловым в учение об анализаторах в 1909 году. При исследовании им высшей нервной деятельности. Понятие «сенсорная система

Строение и функции органа зрения
Зрительная сенсорная система представляет собой совокупность структур, воспринимающих световую энергию в виде электромагнитного излучения с длиной волны 400 - 700нм и дискретных частиц фотонов, или

Определение остроты зрения
Аккомодация, т.е. способность глаза видеть предметы на различном расстояние, связана с тем, что хрусталик меняет сою форму. При рассматривании близких предметов хрусталик стано

Строение и функции органа слуха
Слух - вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Пользуясь слухом, люди могут определять направление звука и по нему - источник звука; без него невоз

Протокол работы
Запишите результаты наблюдений в тетрадь протоколов опытов, объясните, почему звук слышится со стороны короткой трубки, отметьте значение бинаурального слуха. Вопро

Практическая работа № 4
Динамика умственной работоспособности. Гигиена умственного труда. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики или школьной гигиены (гигиена - наука, изучающая влиян

Физическая работоспособность и методы ее определения
Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физически

Определение физической работоспособности при помощи теста PWC 170 методом степ-теста
Наименование теста PWC происходит от первых букв английского термина "физическая работоспособность" (Physical Working Capacity). Он был предложен Шестрандом для определения физической раб

Порядок работы
1. Испытуемый в течение 3 минут совершает подъемы на ступень высотой 35см с частотой 20 подъемов в минуту (частота метронома 80 ударов в мин.). На один удар метронома совершается одно движение. Сра

Определение физической выносливости человека с помощью кардиореспираторного индекса
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению или способность к длительной двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Критерием выносл

Порядок работы
1.Определите в покое следующие показатели: а) АД систолическое; АД диастолическое; б) Максимальное давление выдоха (МДВ в мм.рт.ст.). Для этого испытуемый делает максимальный выдо

Протокол эксперимента
1.Внесите величины КРИС в покое и его изменения после физической нагрузки. Сравните с данными таблицы. КРИС в покое КР

Пульсовая диагностика
Различные варианты методик, связанных с анализом сердцебиений и пульсовой волны, широко используются в современной физиологии. При этом развиваются как «традиционные» методики, похожие на применявш

Пальпация
При большим разнообразии методов исследования сердечной деятельности пальпация отличается скоростью и простотой, так как не требуется длительной специальной подготовки перед процедурой. В человечес

Изменение частоты пульса с возрастом (А.Г. Хрипкова с соавт. 1990 г.)
Возраст (лет) Новорожденные

Ритмичность
Ритмичность http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F

Наполнение
Наполнение http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F3

Напряжение
Напряжение http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F3

Определите наличие или отсутствие дефицита пульса
1) Данное исследование проведите вдвоем. Один экспериментатор методом пальпации определит частоту http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%

Определение артериального давления
Переменное давление, под которым кровь находится в кровеносном сосуде, называют кровяным давлением. Кровяное давление необходимо для продвижения крови по всему сосудистому р

Оценка уровня артериального давления
Артериальное давление - один из важнейших показателей функционирования организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск разв

Возрастные величины систолического и диастолического давления
(в мм. рт. ст) Возраст (лет) Систолическое давление Диастолическое давление

Метод Короткова
Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с гр

Осциллометрический метод
Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.

Общие рекомендации по измерению артериального давления
Уровень артериального давления не является постоянной величиной - он непрерывно колеблется в зависимости от воздействия различных факторов. Колебания артериального давления у больных артериальной г

Порядок работы
1. Ознакомьтесь с устройством тонометра 2. Освойте методику определения артериального давления с помощью метода Короткова а) Усадите испытуемого боком к столу и положите на стол е

Средние показатели ударного и минутного объемов крови у детей 7 - 15 лет
Возраст (лет) Девочки Мальчики УОК (мл) МОК (л/мин) УОК (мл) МОК (л/мин)

Определение УОК МОК расчетным методом Старра
В связи с невозможностью широко использовать лабораторные методы определения УОК и МОК была выведена формула Старра для косвенного определения этих показателей с использованием величин артериальног

Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы
При определении состояния здоровья на первом месте стоит исследование и оценка состояния сердечно-сосудистой системы, так как она является основным звеном, определяющим и лимитирующим доставку кисл

Протокол эксперимента
1. Запишите полученные результаты в таблицу № 1: Таблица № 1 До нагрузки После нагрузки СД

Оценка вегетативного статуса сердечно-сосудистой системы
· Индекс Кердо – позволяет выявить степень влияния вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему; · Глазо-сердечная проба - ис

Методы определения функциональных показателей дыхательной системы. Спирометрия. Функциональные пробы дыхания
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделения угле

Средняя величина жизненной емкости легких (в мл)
Пол Возраст в годах мальч

Порядок работы
1. Мундштук спирометра протрите ватой, смоченной спиртом. Установите стрелку спирометра на «0», затем максимально глубоко вдохнуть воздух и, зажав нос пальцами (или специальным носовым зажимом), сд

Функциональные пробы дыхания
Функциональными пробами, характеризующими устойчивость организма к гипоксии, являются проба Штанге (время максимальной задержки дыхания на вдохе) и проба Генчи

Оценка результатов функциональных проб Штанге и Генчи (сек.)
Проба Штанге Проба Генчи Время задержки дыхания на вдохе Устойчивость к гипоксии Время задержки дыхания на в

Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Определение основного обмена
Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е. образования

Порядок работы
1. У испытуемого определить суточную величину основного обмена по формуле Дрейера. 2. У испытуемого трижды с промежутками в 2 минуты определяем частоту сердечных сокращений методом пульсом

Порядок работ
1.Определите температуру воздуха помещения у внутренней стены, наружной стены и в центре класса на высоте 10 см., 1м., 1,5м. 2. Используя статический психрометр (психрометра Августа) опред

Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).

Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.

Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.

Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.

Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.

Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.

Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.

Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.

Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.

Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

  • В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  • Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  • Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  • На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  • Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  • Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнения измерения

  • Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  • Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  • Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  • По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  • Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  • По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  • Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  • Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

  • Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  • В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  • Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  • Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончания процедуры

  • Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  • С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  • Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Антропометрические исследования: измерение роста,

Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

17.