Задание 2 изучение особенностей клеток одноклеточных организмов. Тема: Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов

Лабораторная работа № 1

«Особенности строения одноклеточных животных»

Цель : изучить внешнее и внутреннее строение простейших.

Задачи :

Расширить знания о многообразии одноклеточных животных.

Познакомиться с особенностями строения одноклеточных животных

Определить основные элементы его строения

Из предыдущего обсуждения ясно, что ядерная транскрипция играет важную роль в образовании колпачка Ацетабулярной. Но учтите, что цитоплазма играет также важную роль в формировании колпачков. Что-то в цитоплазме контролирует, когда сообщение используется. В этом одноклеточном организме «развитие» контролируется как на транскрипционном, так и на трансляционном уровнях.

Одноклеточные простейшие и истоки полового размножения

Сексуальное размножение - еще одно изобретение протистов, оказавшее глубокое влияние на более сложные организмы. Следует отметить, что секс и размножение - это два разных и разделяемых процесса. Воспроизведение связано с созданием новых людей. Секс включает в себя объединение генов двух разных людей в новые механизмы. Воспроизводство при отсутствии пола характерно для организмов, которые размножаются путем деления; нет никакой сортировки генов, когда амеба делит или когда гидра вылетает из клеток, чтобы сформировать новую колонию.

Определить, какие функции выполняют указанные структуры.

Оборудование : готовый микропрепарат, микроскоп, лабораторный практикум

Теоретическая часть

Подцарство Protozoa простейшие .

Тип Sarcomastigophora саркомастигофоры . Тип объединяет более 25 000 видов простейших.

Секс без размножения также распространен среди одноклеточных организмов. Эта передача отделена от воспроизведения. Протесты также могут ресортировать гены без размножения. Когда две парамеции соединяются вместе, они связывают их устные аппараты и образуют цитоплазматическую связь, через которую они могут обмениваться генетическим материалом. Каждый макроядер дегенерирует, в то время как каждый микроядер подвергается мейозу для продуцирования восьми гаплоидных микроядер, из которых все, кроме одного, вырождаются.

Оставшийся микроядер делит еще раз на формирование стационарного микроядра и мигрирующего микроядра. Каждый мигрирующий микроядер пересекает цитоплазматический мост и предохранители со стационарным микроядрами, тем самым создавая новое диплоидное ядро ​​в каждой клетке.

Класс Lobosea – амебоидные формы с лопастевидными псевдоподиями.

Отряд Amoebina – амёбы.

Представитель амёба-протей (Amoeba proteus ) (рис. 1). Для нее характерны многочисленные длинные лопастевидные псевдоподии, или ложноножки. Часто они занимают значительную часть тела амебы. Псевдоподии непрерывно меняют свои размеры и форму, могут исчезать или вытягиваться в направлении движения животного. Таким образом форма тела амебы непостоянна.

Затем это диплоидное ядро ​​делит митотически, создавая новый микроядер и новый макроядер, когда оба партнера разъединяются. Поэтому никакого воспроизведения не произошло, только секс. Объединение этих двух отдельных процессов, пола и размножения, в половое размножение наблюдается у одноклеточных эукариот. Этот организм обычно гаплоид, имеющий только одну копию каждой хромосомы. Однако индивиды каждого вида подразделяются на два типа спаривания: плюс и минус. Когда плюс и минус встречаются, они присоединяются к их цитоплазам, а их ядра сливаются с образованием диплоидной зиготы.

В цитоплазме амебы четко выделяется светлый тонкий наружный однородный (гомогенный) слой – эктоплазма Она же образует тончайшую покровную мембрану – плазмалемму . Внутренний гетерогенный зернистый слой цитоплазмы – эндоплазма – содержит многочисленные органоиды. Постоянные токи цитоплазмы обеспечивают образование и изменение формы псевдоподий. При направленном движении амебы легко наблюдать перетекание цитоплазмы. Таким образом, псевдоподии амеб являются непостоянными органеллами движения. Их число и форма различаются у разных видов амеб и являются важным систематическим признаком (рис. 1).

Это истинное половое размножение, поскольку хромосомы ресортируются во время мейотических делений, и формируется больше людей. Обратите внимание, что в этом протистском типе полового размножения гаметы морфологически идентичны; различие между спермой и яйцом еще не сделано. При развитии полового размножения необходимо было достичь двух важных достижений. Первым был механизм мейоза, при котором диплоидный комплемент хромосом сводится к гаплоидному состоянию. Второй - это механизм, при котором два разных типа спаривания могут распознавать друг друга.

Питание амеб. Пищей амебам служат одноклеточные водоросли, бактерии, частицы органики. Амеба обтекает пищевую частицу псевдоподиями и включает пузырек с нею в цитоплазму. Окруженная мембраной частица представляют собой пищевую вакуоль. В нее из цитоплазмы поступают ферменты и вакуоль становится пищеварительной . По завершении процесса пищеварения и всасывания питательных веществ непереваренные остатки из вакуоли выводятся наружу. Вакуоли образуются в любом месте клетки. Поэтому рассматриваются как непостоянные пищеварительные органоиды .

Жгутики двух лиц крутятся вокруг друг друга, позволяя объединить отдельные области клеточных мембран. Эти специализированные области содержат сопряженные типы специфических компонентов, которые позволяют цитоплазмам сливаться. После жгутиковой агглютинации плюсовые особи инициируют слияние путем расширения трубки оплодотворения. Эта трубка контактирует и соединяется с определенным участком на минусовой линии. Интересно, что механизм, используемый для расширения этой трубки - полимеризация белкового актина - также используется для расширения процессов яиц и спермы морского ежа.

Наблюдая за амебой можно обнаружить сократительную вакуоль. Она имеет вид небольшого прозрачного пузырька, который то медленно увеличивается, то резко уменьшается. При его сокращении через временную пору в эктоплазме наружу выбрасывается избыточная вода. Вместе с водой из клетки удаляются также растворенный углекислый газ (функция газообмена ) и продукты диссимиляции (выделительная функция ).

В главе 7 мы увидим, что распознавание и слияние спермы и яйца происходит удивительно похожим образом. У одноклеточных эукариот, по-видимому, есть основные элементы процессов развития, которые характеризуют более сложные организмы: синтез белка контролируется таким образом, что определенные белки производятся только в определенное время и в определенных местах; структуры отдельных генов и хромосом - так же, как они будут на протяжении всей эукариотической эволюции; митоз и мейоз были усовершенствованы; и существует половое размножение, включающее сотрудничество между отдельными клетками.

При длительном наблюдении или в период активного массового размножения можно наблюдать процесс бесполого размножения амеб делением (рис. 2).

Рис. 1 . – Голые амебы


Рис. 2 . – Стадии деления амебы

Отряд Arcellinida ( Testacea ) – пресноводные раковинные корненожки.

Такое межклеточное сотрудничество становится еще более важным с эволюцией многоклеточных организмов. Ячейка является основной единицей всей жизни на Земле и является строительным блоком для каждого живого организма. Растения, животные, грибы и одноклеточные организмы содержат различные типы клеток, которые можно дифференцировать, используя несколько ключевых особенностей.

Организмы можно разделить на две категории: прокариоты и эукариот. Прокариоты включают бактерии и некоторые примитивные одноклеточные организмы, в то время как эукариот включают растения, животных, грибы и протисты. В прокариотической клетке генетическая информация находится в области, называемой нуклеодом, и не окружена мембраной.

Представитель Арцелла (Arcella ) (рис. 3). Раковина арцеллы дисковидная, выпуклая сверху и вогнутая с нижней стороны, в центре которой находится круглое устье (рис. 3). Если раковина расположена устьем кверху, оно видно четко; при изучении раковины с противоположной стороны – различимо слабо. У молодых арцелл раковины светлой окраски, поэтому у них достаточно хорошо просматривается цитоплазма с органоидами. Также видно, что цитоплазма не заполняет всего пространства внутри раковины и связана с ее стенками небольшими выростами – эпиподиями .

Протисты - большая группа одноклеточных организмов. Как эукариоты, они имеют истинное ядро ​​с мембраной. Все они одноклеточные, хотя иногда они могут собираться вместе, чтобы образовать колонии. Протеиновые клетки можно отличить от растительных, животных и грибковых клеток своей способностью двигаться самостоятельно. Они могут перемещаться с использованием одного или нескольких хвостов, крошечных волос на клеточной мембране или длинных плечевых расширений клеточной мембраны. Протитивная клетка является полным организмом и может выжить сама по себе, а клетка более крупного организма не может.

Наблюдая за живыми арцеллами, можно легко заметить образование прозрачных лопастевидных псевдоподий с закругленными концами.

Рис. 3 . – Арцелла

Класс Phytomastigina – растительные жгутиконосцы

Отряд Euglenoidea – эвгленовые.

Представитель Эвглена зеленая (Euglena viridis ). Эвглена зеленая имеет веретеновидное тело, заостренное на конце. Длина клетки достигает 50-60 мкм. Форма тела эвглены может изменяться благодаря эластичности покровного слоя цитоплазмы, образующего оболочку – пелликулу. Эта способность к быстрому изменению формы – метаболирование (рис. 5). Эвглены замедляют или прекращают движение и округляются перед

Первой характеристикой, которую нужно искать в растительной клетке, является наличие твердой стенки, окружающей всю клетку. Эта клеточная стенка в основном состоит из соединения, называемого целлюлозой, и помогает придать растениям их структуру. Клетки растений также содержат крупные тела, называемые хлоропластами. Хлоропласты отвечают за сбор энергии от солнца и создание сахара, процесс, известный как фотосинтез.

Подобно растениям, грибковые клетки окружены клеточной стенкой. Однако состав клеточной стенки отличается. Стены грибковых клеток состоят в основном из хитина, соединения, которое также содержится в твердых оболочках ракообразных. Нет целлюлозы присутствует в грибковых клеточных стенках. Грибы также не имеют хлоропластов, обнаруженных в растительных клетках, поскольку они не подвергаются фотосинтезу.

Рис. 4. – Эвглена зеленая

инцистированием. На переднем конце тела у эвглены располагается один жгутик.

Инцистирование – образование временной плотной оболочки животным, преимущественно при неблагоприятных условиях.

Движение эвглен связано со способностью реагировать на изменение освещения в среде их обитания. Эвглена зеленая отрицательно реагирует как на сильное затемнение, так и на резкий свет. Для восприятия светового раздражения служит светочувствительный глазок, расположенный у основания жгутика, представляет собой скопление мелкозернистого красного пигмента. В цитоплазме эвглены зеленой имеются овальные или слегка удлиненные хроматофоры, содержащие зеленый пигмент – хлорофилл. Благодаря наличию хроматофоров с хлорофиллом эвглена способна к фотосинтезу. Такой способ питания растительных жгутиконосцев называется автотрофным .

Клетки животных можно легко отличить от растительных и грибковых клеток, потому что они полностью не имеют клеточной стенки. Клетки животных окружены только тонкой гибкой клеточной мембраной. Поскольку у них нет клеточной стенки для обеспечения структуры, клетки животных должны поддерживаться каким-то другим способом. Они также не содержат хлоропластов, обнаруженных в растениях, поскольку они не подвергаются фотосинтезу.

Есть много открытий, которые изменили ход науки и мира. Например, открытие Никола Теслы чередующихся течений помогло проложить путь для широкого доступа к электричеству, и открытие Луи Пастера о том, что тепло и дезинфицирующее средство могут убить улучшенную безопасность пищевых продуктов и спасти миллионы жизней. Рассматривая тонкую высушенную часть пробкового дерева с неочищенным световым микроскопом, Гук заметил, что он может ясно видеть, как пробка состоит из крошечных пространств, окруженных стенами, подобно сотам, но пространство было нерегулярным и мелким.

Если эвглену зеленую поместить в темное место, эвглена утрачивает хлорофилл, становится бесцветной и переходит к питанию гетеротрофному , усваивая готовые органические вещества из окружающей среды.

Практическая часть

Ход работы:

1.Подготовить микроскоп к работе.

2.Рассмотреть на малом увеличении микропрепараты.

В своей знаковой книге «Микрография» Гук назвал эти ячейки «клетками», потому что они напоминали маленькие монахи, в которых жили монахи. То, что образцы Гука не смогли выявить в то время, заключалось в том, что клетки на самом деле пустые. Несмотря на то, что он старался смотреть на свои образцы с различными увеличениями и с различными источниками света и углами, существовали два основных препятствия, которые стояли у Гука по обнаружению субклеточных структур. Во-первых, микроскоп, который он использовал в то время, был все еще слишком низким, чтобы показать, что в стенках клеток содержится много.

Задание 1 . Зарисуйте амебу (рисунок 1А), подпишите (размер рисунка в тетради 5-7 см.).

Задание 2 . Зарисуйте арцеллу (рисунок 2), подпишите его части (размер рисунка в тетради 5-7 см.).

Задание 3. Зарисуйте эвглену зеленую (рисунок 4), подпишите его части (размер рисунка в тетради 5-7 см.).

Задание 4. Дать определение понятиям: эктоплазма, плазмалемма, эндоплазма, диссимиляция, метаболирование, инцистирование.

Антоний ван Левенгук улучшает микроскопию

Второе: у него были пробки, состоящие из долгоживущих клеток, без каких-либо цитозолей или органелл. В последующие годы другие ученые построили работу Гука, в том числе Антони ван Левенгук, торговца тканями в Делфте, Нидерланд. Ван Левенгук не был ученым по формальной подготовке, но он был трудолюбивым и любопытным человеком, который очень радовался наблюдению за окружающим миром.

Рисунок 2: простой микроскоп ван Леувенхука. На латунной пластине установлена ​​маленькая увеличительная линза и острая точка, которая удерживала бы образец. Поверните винты, чтобы отрегулировать положение и фокус. Во время его жизни ван Лиувенхук создал сотни микроскопов и линз вручную, каждый из которых уникален. Именно с этими микроскопами и улучшенными линзами он начал изучать окружающий мир и делиться этими наблюдениями с такими институтами, как английское королевское общество.

Задание 5 . Ответить на вопросы

    Почему амеба не имеет постоянной формы тела?

    Что произойдет с пресноводной амебой, если ее поместить в морскую воду?

    Выделите этапы образования пищеварительной вакуоли.

    * Опишите процесс возникновения раковины на теле раковинной амебы.

    * Какие вещества входят в состав раковины и почему?

    То, что Ван Левенгук видел, мы можем теперь предположить, были одними из самых маленьких форм жизни: простейшие, коловратки, инфузории и фитопланктон. В описаниях одного из первых идентифицируются уникальные черты этих микроскопических организмов, и это стало началом дисциплины, которую мы теперь называем микробиологией - изучением микроскопических организмов.

    Среди них было обнаружение одноклеточных организмов и структур, существующих в стенах изначально мыслящих пустых растительных клеток Гука. Наука не является одиноким делом, и многие важные моменты «Ага!» Были результатом того, что они находятся в нужном месте в нужное время. Так было с развитием теории клеток. Шванн пришел к аналогичному выводу о животных через свои собственные исследования и сразу увидел ценность публичного распространения такой идеи в научном секторе.

Вывод : В ходе работы ___________________________________________.

«В конце каждой главы в цветной рамке приведён перечень основных понятий, необходимых для запоминания. В разделе «Подведём итоги» ...»

Как работать с учебником

Это простое заявление стало еще одним важным поворотным моментом в биологии. Во время публикации книги Шванн работал в лаборатории Йоханнеса Петра Мюллера в Берлинском университете. В истинно симбиотических отношениях Мюллер использовал свои рычаги в качестве председателя Университета отдела анатомии и физиологии для продвижения текста; Шванн продолжал работать в лаборатории и помог укрепить лабораторию Мюллера в качестве исследовательского центра теории клеток.

По мере того, как качество и способность увеличения микроскопов продолжали улучшаться, открытия о разнообразии клеток и клеточных структур также увеличивались. Уже давно не было ясно, что существуют два основных типа клеток: те, которые являются самим организмом, и те, которые чаще всего являются частью более крупного тела. Кроме того, в этих двух типах было замечено, что некоторые из них связанное с мембраной ядро, а некоторые - нет. Этим двум основным типам были даны названия прокариоты и эукариот. «Ядро» или «ядро» относится к ядру.

Дорогие друзья!

Учебник биологии для 9 класса поможет вам получить представление о

структуре живой материи, её наиболее общих законах, о многообразии жизни и истории её развития на Земле. При работе вам пригодится ваш жизненный опыт, а также знания по биологии, приобретённые в 5–8 классах.

Ознакомьтесь с оглавлением учебника - вам будет понятно его построение, расположение параграфов по главам.

Читая параграф, внимательно рассматривайте рисунки, фотографии и схемы.

Обращайте внимание на выделение терминов и понятий светлым курсивом - это поможет вам лучше усвоить изучаемый материал. Термины, выделенные полужирным курсивом, надо запомнить.

Таким значком обозначены важные положения и выводы.

Этот значок помещён в конце каждого параграфа рядом с вопросами, предназначенными для проверки усвоенных знаний.

В конце каждой главы в цветной рамке приведён перечень основных понятий, необходимых для запоминания.

В разделе «Подведём итоги» предложены вопросы и задания, которые помогут вам развить творческое мышление, самостоятельность в поиске знаний, применении их на практике, а также оценить, насколько успешно вы усвоили новый материал.

Текст, набранный специальным шрифтом, запоминать необязательно. Этот материал предназначен для тех, кто хочет больше узнать о живой природе.

Для закрепления теоретического материала проводятся лабораторные работы.

В конце учебника приведён словарь терминов, который поможет вам вспомнить их значение и будет полезен при самостоятельной работе.



Рис. 8. Разнообразие форм клеток эукариот - растений и животных: 1 - спирогира;

2 - эвглена зелёная; 3 - клетка нервной ткани многоклеточного организма; 4 - клетка мышечной ткани многоклеточного организма; 5 - сувойка

1. Назовите признаки сходства и различия клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

2. Что лежит в основе деления всех организмов на прокариот и эукариот?

3. Почему клетку называют структурной единицей жизни?

4. Сравните особенности жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки многоклеточного организма.

Лабораторная работа № 1 Тема: Многообразие клеток эукариот.

Сравнение растительных и животных клеток Цель работы: сравнить особенности строения клеток растений и животных (многоклеточных и одноклеточных) Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных тканей (внутреннее строение листа, мышечная и нервная ткани), инфузорий (парамеция-туфелька) и зелёных водорослей (хламидомонада).

Задание 1. Сравнение клеток растительных и животных тканей.

Ход работы

1. Приведите микроскоп в рабочее состояние.

2. Рассмотрите микропрепарат мякоти листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассмотрите отдельные клетки различных тканей.

3. Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности строения клеток этих тканей в связи с их функциями у растения.

4. Рассмотрите препараты клеток животных тканей (нервной и гладкой мышечной). Укажите особенности строения клеток в связи с выполняемыми ими функциями в организме животного.

5. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу.

Особенности Выполняемые Изображение Ткань строения функции клетки ткани Столбчатая Губчатая Покровная Нервная Мышечная

Вывод:

Задание 2. Изучение особенностей клеток одноклеточных организмов.

1. Рассмотрите микропрепараты клеток хламидомонады и парамеции.

Отметьте особенности формы тела организмов, наличие ядра, вакуолей, органоидов передвижения. Сравните внешний вид клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

2. Найдите признаки различия у одноклеточных растительных и животных организмов. На основе наблюдений сделайте вывод.

3. Сделайте общий вывод о строении растительных и животных клеток.

4. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу.

–  –  –

Организм - живое существо. Любой организм - это отдельное живое существо (особь), реализующее жизнь на нашей планете. Поэтому организмы называют элементарными структурными единицами жизни.

Все живые организмы независимо от их формы и размеров (от нескольких микрон у некоторых бактерий до десятков метров у растений) служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого. Они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещеКак осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках бактерий, не имеющих ядра?

2. Какие типы обмена веществ свойственны бактериям?

3. Какую роль в жизни бактерий выполняют споры?

4. В чём состоит главное отличие вируса от бактерии?

–  –  –

Отличительные особенности растительных организмов. Растения - очень разнообразная и многочисленная группа организмов, представляющая особое царство органического мира - царство Растения. Среди растений есть одноклеточные и многоклеточные формы. Они населяют водную, наземно-воздушную и почвенную среды, куда проникают лучи солнечного света.

Вторая особенность растений состоит в том, что они, в отличие от других живых существ, способны обогащать воздух кислородом. Кислород, выделяемый растениями, является продуктом процесса фотосинтеза. Во внешнем слое атмосферы кислород превращается в озон. Слой озона является надёжным экраном, защищающим всё живое население нашей планеты от губительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Третья особенность растений - их неспособность к активному передвижению по земной поверхности. Лишь одноклеточные растения (например, хламидомонада, эвглена) с помощью жгутиков или ресничек активно передвигаются в воде. Подобное существование - прикреплённый образ жизни - сочетается у растения со способностью к росту в течение всей жизни, к увеличению числа и размеров слагающих его тело органов. Благодаря этому увеличивается поверхность организма, через которую в растение поступают питательные вещества. Растениям свойственны ро- Цветок стовые движения - поворачивание листьев и цветков в сторону света, Лист раскрывание и закрывание цветка, движение лиановидного стебля во- 1 Стебель круг опоры, движение кончика корня в сторону питательных веществ и пр. Ростовые движения, как и неограниченный, постоянно идущий рост побегов и корней, компенсируют неподвижность растений. Почка Особенности строения растительных организмов. Растения весьма разнообразны по строению 2 и образу жизни. Существуют растения, тело которых не расчленено на органы, отличается довольно простым внутренним строением и не имеет специализированных тканей.

Рис. 26. Главные органы растения - Его называют слоевищем (талло- побег (1) и корень (2) мом). К таким растениям (их условно называют «низшие») относят водоросли. Они обитают главным образом в воде, хотя встречаются и на суше, но обычно во влажных местах.

К высшим растениям принадлежат те, тело которых расчленено на органы. Сюда входят споровые (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные), а также голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

У растений различают вегетативные и генеративные органы. Основными вегетативными органами высших растений являются корень (за исключением моховидных) и побег, состоящий из стебля, листьев и почек (рис. 26). Вегетативные органы обеспечивают процессы минерального питания, фотосинтеза, дыхания, а также вегетативное размножение растений.

Генеративные органы (спороносные колоски, стробилы или шишки, цветки, плоды, семена) выполняют функции, связанные с половым и бесполым размножением растений, обеспечивают их воспроизводство и расселение по земной поверхности.

Для высших споровых и семенных растений характерно наличие различных тканей: покровной, основной, проводящей и механической.

Процессы жизнедеятельности растительных организмов. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным - дыхание. Дыхание происходит во всех живых клетках растения днём и ночью. Растение, как и человек, дышит кислороРазнообразие животных Вспомните какие группы животных вы уже изучали;

zz какие организмы входят в группу простейших.

zz Царство Животные традиционно подразделяют на два подцарства - Простейшие и Многоклеточные.

Простейшие. Это одноклеточные животные, клетка которых представляет собой целостный эукариотический организм. Они обитают в самых разных условиях на Земле - в пресной и солёной воде, в горячих источниках и на дне океанов, в почве, в организмах растений, грибов, животных.

Важным свойством (и отличием от бактерий) многих простейших является их способность к фагоцитозу. Фагоцитоз - активный захват и поглощение клеткой микроскопически малых живых и неживых объектов с помощью специальных «впячиваний» её плазматической мембраны (рис. 38).

Фагоцитоз встречается не только у простейших, но и у некоторых клеток многоклеточных организмов (например, лейкоцитов крови).

–  –  –

Сходство человека и животных. Современные люди принадлежат к виду Человек разумный (Homo sapiens), роду Человек, семейству Гоминиды, отряду Приматы, классу Млекопитающие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые. Ближайшими сородичами человека являются человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан). Общий предок человека и шимпанзе жил в Африке около 6 млн лет назад, а затем их эволюционные пути разошлись.

Вследствие того, что человек относится к позвоночным млекопитающим, он обладает многими признаками, свойственными животным. Его внутренний костный скелет, включающий череп, позвоночник, рёбра, грудину, конечности и пояса конечностей, состоит из таких же костей, что и у других позвоночных (рис. 42).

Рис. 42. Скелет человека (1) и собаки (2) Подведём итоги Что вы узнали из материалов главы 4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»?

Проверьте себя самостоятельно

1. В каких условиях возникла жизнь на Земле?

2. Какие условия внешней среды стали причиной выхода организмов на сушу?

3. Какова роль кислорода в эволюции жизни?

4. Назовите основные закономерности эволюции.

5. В чём сходство микроэволюции и макроэволюции?

6. Почему популяцию называют формой существования вида?

7. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?

8. Охарактеризуйте основные направления эволюции.

9. Раскройте значение видообразования в жизни природы.

10. Охарактеризуйте этапы антропогенеза.

11. В каких районах Земли произошло формирование рода Человек?

12. Когда и как естественный отбор действовал в эволюции человека?

13. Почему человека называют жителем биосферы?

14. Почему вид называют качественным этапом в системе организмов?

15. Какова роль популяции в эволюционном процессе?

16. В чём заключается главное различие между ароморфозом и идиоадаптацией?

Выполните задания А. Сформулируйте правильный ответ.

1. Впервые гипотезу о происхождении жизни на Земле высказал

а) Дж. Холдейн

б) А.И. Опарин

в) Ч. Дарвин

г) В.И. Вернадский

2. Образование новых видов в природе происходит путём

а) микроэволюции

б) макроэволюции

в) ароморфоза

г) естественного отбора

3. Материал для эволюции поставляет

а) борьба за существование

б) мутационный процесс

в) естественный отбор

г) модификационная изменчивость

4. К движущим силам эволюции относят

а) многообразие видов

б) борьбу за существование

в) видообразование

г) приспособленность Б. Уберите лишний термин.

zz Эволюция, микроэволюция, ароморфоз, макроэволюция.

zz Естественный отбор, искусственный отбор, селекция, приспособленность.

zz Архей, коацерваты, прокариоты, «первичный бульон».

zz Популяция, вид, микроэволюция, естественный отбор.

В. Исправьте ошибку в утверждении.

zz Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле были примитивные эукариоты.

zz Человек появился на нашей планете в мезозойскую эру.

zz Популяция - это группировка видов, участвующих в эволюци

–  –  –

Обсудите проблему в классе

1. Как объяснить господство древних папоротниковидных растений в палеозое и их почти полное исчезновение в той же эре?

2. Какие идеи эволюционного учения нашли отражение в мировоззрении человеческого общества?

3. Какие явления лежат в основе необратимости эволюции?

4. В чём заключается различие действия естественного отбора при видообразовании и расообразовании?

–  –  –

мов, естественным отбором? Если организмы погибли при землетрясении, означает ли это, что они подверглись естественному отбору?

zz На каких уровнях организации жизни проявляется биологиче

–  –  –

В процессе антропогенеза предки Homo sapiens преодолевали различные сложные ситуации, обусловленные воздействием окружающей среды. Сможет ли современное человечество справиться с проблемами, негативно воздействующими на живую природу?

–  –  –

Внимательно рассмотрите рисунки 86 и 87. По рисунку 86 проанализируйте эволюционные изменения в строении, размерах и форме руки у человека в процессе его происхождения. По рисунку 87 определите, как шло эволюционное изменение нижней челюсти в процессе становления современного человека. Сделайте общий вывод о характере эволюционных изменений в процессе антропогенеза.

–  –  –

Используя информационный ресурс, создайте презентацию к доzz кладу на тему «Древние предки Человека разумного».

zz Постройте сравнительную таблицу, показывающую сходство и различие основных положений в эволюционных теориях Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

Темы проектов для выполнения в группе Выполнение демонстрационной модели «Идиоадаптация» на приzz мере различных способов добывания пищи (или постройки гнёзд) у птиц или распространения семян у цветковых растений.

zz Создание проекта-презентации доклада с рисунками и объяснительным текстом на тему «Развитие систем органов у позвоночных животных в процессе эволюции». Для проекта можно использовать материалы о системе кровообращения или о системе органов дыхания у животных.

zz Создание иллюстрированного атласа о животных с текстом на тему «Приспособленность организмов к среде обитания».

Растения избегают биологической изоляции благодаря переносу zz на большие расстояния их пыльцы, спор, семян ветром, водой или животными. Животные в силу своей подвижности нередко преодолевают географические барьеры. Характерно, что многие животные в период между сезонами размножения (перелёты птиц, сезонные миграции Словарь терминов Автотрофы (греч. autos - «сам» и trophe - «питание») - организмы, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света в процессе фотосинтеза или энергии, образующейся в результате окисления различных неорганических соединений: зелёные растения, фото- и хемосинтезирующие бактерии.

Агробиоценоз (агроэкосистема) (греч. agros - «поле», bios - «жизнь»

и koinos - «общий») - искусственный биогеоценоз (экосистема), основные функции которого поддерживаются системой агрономических мероприятий (вспашка, внесение удобрений, снятие урожая, обработка ядохимикатами и т. д.). От естественных биогеоценозов отличается простотой структуры и, как правило, доминированием культурных растений поля, огорода, сада, парка и др. Без поддержки человека агробиоценоз быстро распадается, возвращаясь к естественному природному состоянию.

Адаптация (лат. adaptatio - «прилаживаю», «приспособление») - процесс и результат приспособления организма к условиям обитания.

Аллель (греч. allelon - «взаимно») - один или нескольких вариантов состояний гена (доминантное и рецессивное), которые могут находиться в данном участке хромосомы.

Анаболизм (греч. anabole - «подъём») - то же, что ассимиляция.

Анафаза - третья стадия митоза или мейоза, во время которой хроматиды расходятся к противоположным полюсам митотического веретена.

Анаэробы (греч. an - частица отрицания, aer - «воздух» и bios - «жизнь») - организмы, способные жить в бескислородной среде.

Антропогенез (греч. anthropos - «человек» и genesis - «происхождение») - наука о происхождении человека, становлении его как вида в процессе эволюции.

Ароморфоз (греч. airo - «поднимаю» и morphosis - «образец», «форма») - одно из основных направлений эволюции, характеризующее эволюционное изменение, в результате которого живое поднимается на новую, более прогрессивную ступень развития.

Ассимиляция (лат. assimilatio - «уподобление», «слияние», «усвоение») - эндотермический процесс уподобления соединений, поступающих в клетки организма. Это созидательная часть метаболизма.

АТФ - аденозинтрифосфат, нуклеотид, состоящий из аденозина и трёх фосфатных групп; в качестве переносчика энергии принимает участие во многих биохимических реакциях клетки.

–  –  –

Похожие работы:

« происхождения жизни и становления биосферы" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприя...» вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Петропавловск-Камчатский. 683006; e-mail:[email protected] Аннотация Предлагается геоэкологическая...» МЕТОДЫ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ШЕЛЬФА Показано, что видовой состав и численность доминирующих групп микроорганизмов зависят о...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.