Где находится префронтальная кора головного мозга. Префронтальная зона мозга. Нарушения префронтальной коры

ФУНКЦИИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:
  • устойчивость внимания;
  • настойчивость;
  • оценки;
  • управление импульсами;
  • организованность;
  • самоконтроль;
  • решение задач;
  • критическое мышление;
  • способность планировать на будущее, прогнозировать;
  • делать выводы, учиться на опыте;
  • способность ощущать и выражать эмоции;
  • взаимодействие с лимбической системой;
  • эмпатия.

Префронтальная кора (ПК) - наиболее развитая часть головного мозга. Эта область находится в перед­ней трети полушарий, прямо за лобной костью. Часто в префронтальной области выделяют три зоны: дорсолатеральную (внешняя поверхность ПК), кору нижней по­верхности лобных долей и поясную извилину (проходит в средней части лобных долей).

Префронтальная кора


ная кора, вид снаружи.


ная кора, вид снаружи.

Дорсально-латеральная префронталь-
ная область (трехмерное изображение
поверхности, вид сбоку).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение)
Трехмерное изображение - нижняя поверхность.

Префронтальная область
Трехмерное изображение поверхности,
вид сверху.

О поясной извилине, которую часто рассматривают как часть лимбической системы, мы поговорим в отдель­ной главе. Дорсолатеральная и внутренняя глазная из­вилины часто именуются главным управляющим цен­тром мозга. Обе их мы рассмотрим в этой главе. При необходимости я буду уточнять, что именно известно об их функциях.

Вообще ПК - это та часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует ваши действия. Она отвечает за «исполни­тельные функции» - способность управлять временем, суждениями, импульсами, планированием, организацией и критическим мышлением. Способность человека, как вида, думать, планировать будущее, рационально ис­пользовать время и общаться с окружающими в значи­тельной степени зависит от этого отдела мозга. ПК от­вечает за действия, которые помогают вам оставаться нацеленными на достижение определенного результата, социально ответственными и эффективными.

Томас Голтьери, психиатр из штата Северная Каро­лина, лаконично охарактеризовал функции ПК у чело­века как способность формулировать цели, вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать, а также менять курс или импровизировать перед лицом препятствий или неуспеха, причем проделывать это успешно при отсутствии внешнего управления или структуры. Способность отдельного человека ставить перед собой цели и добиваться их считается главной чертой зрелой эффективной личности. Причем эта спо­собность не определяется общественными условностями или культурным багажом. Эта способность заложена в структуру префронтальной коры и ее связей 1 .

1 John Ratey, M.D., ed., The Neuropsychiatry of Personality Disorders (Cambridge, Mass.: Blackwell Science, 1995), p. 153.

Префронтальная кора (в особенности кора нижней поверхности лобных долей) помогает думать, что мы го­ворим или делаем, до того, как мы это говорим или де­лаем. Скажем, если вы ссоритесь со своим мужем (женой) и ПК у вас работает хорошо, скорее всего, вы станете реагировать обдуманно, и ваши ответы смогут исправить ситуацию. Если ваша ПК работает плохо, то, наверное, вы скажете такое, от чего всем станет только хуже. ПК по­могает вам решать проблемы, просчитывать, как станет развиваться ситуация, и, используя опыт, выбирать из нескольких вариантов оптимальный. Хорошая функция ПК необходима в такой игре, как шахматы.

Эта же часть мозга отвечает за то, как вы учитесь на собственных ошибках. Хорошая работа ПК не означает, что вы не совершаете просчетов. Однако она поможет вам не совершать одну и ту же ошибку снова и снова. Вы в состоянии учиться на опыте и использовать уроки прошлого. Скажем, студент с хорошей работой ПК в со­стоянии усвоить, что, приступая к работе по большому проекту как можно раньше, он тем самым обеспечит се­бе больше времени на исследовательскую работу и у не­го будет меньше поводов волноваться, что он не успеет сдать ее вовремя. Между тем студент с пониженной функцией ПК не принимает в расчет прошлые волнения и неудачи и будет постоянно откладывать все на по­следний момент. У тех, кто не способен учиться на про­шлых неудачах, как правило, нарушена функция ПК. Они постоянно совершают одни и те же ошибки. Их действия основаны не на полученном опыте, а на том, что им хочется в данный момент.

ПК (в особенности дорсолатеральная зона) также участвует в сохранении устойчивости внимания. Она по­могает сосредоточиваться на важной информации и от­фильтровывать менее значимые мысли и ощущения. Устой­чивое внимание играет важную роль для кратковремен­ной памяти и обучения. При помощи многочисленных связей с другими областями мозга ПК позволяет вам длительное время заниматься одним проектом и не от­влекаться от него вплоть до его окончания. ПК посыла­ет успокаивающие сигналы в лимбическую и сенсорную системы мозга, когда вам надо сосредоточиться, и сни­жает отвлекающие импульсы, поступающие из других областей мозга. Когда функция ПК снижена, человек начинает легче отвлекаться от основного занятия (синдром дефицита внимания).

ПК, и в особенности дорсолатеральная зона, позво­ляют нам переживать и выражать эмоции; чувствовать себя счастливыми, грустными, ощущать радость и лю­бовь. То, как это происходит в ПК, отличается от более примитивной лимбической системы. Несмотря на то, что лимбическая система управляет настроением и половым влечением, ПК может переводить процессы в лимбиче­ской системе в узнаваемые чувства, эмоции и слова, та­кие, как любовь, страсть или ненависть. Сниженная ак­тивность или травма в этой области мозга часто приво­дят к снижению способности выражать мысли и чувства.

ПК оказывает серьезное воздействие на способность размышлять и контролировать импульсивное поведение. Способность продумывать последствия своих действий (выбор партнера, работа с клиентами, общение с труд­ными детьми, трата денег, вождение по шоссе) имеет ре­шающее значение для полноценной жизни, практически в каждом из ее аспектов. Без нормальной работы ПК сложно действовать продуманно и последовательно, и тогда в нашем поведении решающую роль начинает иг­рать импульсивность.

ПК связана многими связями с лимбической систе-

мой. Она посылает запрещающие сигналы, которые по­могают ей держать лимбическую систему под контро­лем. Она дает возможность «думать головой, а не толь­ко эмоциями». Когда в этой области мозга, особенно в ее левой части, отмечается снижение активности или повреждение, ПК уже не в состоянии должным образом влиять на лимбическую систему, а это может вызвать повышенную предрасположенность к депрессии - в том случае, если лимбическая система начинает работать слишком активно. Классической иллюстрацией тому мо­гут стать пациенты, перенесшие кровоизлияние в левую лобную долю мозга. У шестидесяти процентов таких больных в течение первого года после инсульта развива­ется тяжелая депрессия.

При сканировании ПК такими методами, как, на­пример, SPECT, ученые часто проводят два исследова­ния: одно - на мозге в состоянии покоя и другое - во время упражнения на концентрацию. Оценивая функ­цию мозга, им важно видеть картину активного мозга. Когда нормальному мозгу предлагают задание, требую­щее концентрации, - математическую задачу или сорти­ровку карточек - активность ПК возрастает. При неко­торых мозговых нарушениях, таких, как шизофрения или синдром дефицита внимания, при необходимости решить интеллектуальную задачу активность ПК сни­жается.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:

  • короткий период концентрации внимания;
  • отвлекаемость;
  • недостаток настойчивости;
  • трудности с контролированием импульсивного поведе­ния;
  • гиперактивность;
  • постоянные опоздания, неумение управлять временем;
  • неорганизованность;
  • медлительность;
  • низкая эмоциональность;
  • ошибочные предположения;
  • неверные оценки;
  • неспособность учиться на собственном опыте;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • социальная фобия и страх перед испытанием.

Проблемы в дорсолатеральной префронтальной коре часто приводят к снижению способности удерживать внимание, отвлекаемости, нарушениям кратковременной памяти, снижению скорости мышления, апатии и сниже­нию способности к вербализации мыслей.

Проблемы в коре нижней поверхности лобных долей часто влекут за собой плохое управление импульсивно­стью, трудности в управлении настроением (из-за тес­ных связей с лимбической системой), снижение способ­ности к общению и контролю над поведением».

Префронтальная кора - участок головного мозга, который отвечает за колоссальное количество функций. От степени ее активности зависят и умственные способности человека, и его поведение, и эмоциональность.

Расположение

Префронтальная кора мозга располагается непосредственно за лобной костью, в передней части полушарий, и снабжается кровью через переднюю и среднюю артерию. То есть фактически она является частью лобной доли мозга, которую можно подразделить на три отдела:

  • дорсолатеральный;
  • медиальный;
  • орбитофронтальный.

Большую часть функций несет в себе дорсолатеральная префронтальная кора, так как она руководит эмоциями и когнитивными функциями. Ее называют «грифельной доской» сознания, на которую мы можем поместить образ или информацию, нужные нам в данный момент времени.

Но для того чтобы понять значение этого отдела мозга, необходимо рассмотреть все аспекты его работы, а также функции, за которые он отвечает.

Эмпатия

Эмпатия - термин, который зачастую ошибочно трактуется как способность сочувствовать и сопереживать, но на самом деле это чувство имеет более важное значение. Оно позволяет видеть и чувствовать, как к тебе относятся окружающие.

В современном цивилизованном мире эмпатия имеет лишь социокультурный аспект, но для первобытного человека умение быстро распознать врага или друга являлось залогом сохранения его жизни. Поэтому можно смело утверждать, что префронтальная кора головного мозга несет в себе охранную функцию.

Эмоциональность

Человеку свойственно испытывать эмоции - от сильной радости до глубокой печали или злости. Но от того, насколько уместно он выражает свои чувства, зависит восприятие его окружающими как психически здорового человека.

Дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга отвечает как за возможность человека испытывать эмоции, так и за возможность оценивать ситуацию перед тем, как выражать их невербальным образом. Непосредственно сама эмоция формируется лимбической системой, потом по нейронным связям попадает в префронтальную кору, которая оценивает, стоит ли выражать эмоцию и как именно. То есть таким образом работает некая предохранительная функция мозга, способная снижать градус накала человеческих эмоций.

Однако важно понимать, что способности префронтальной коры не столь сильны, какими кажутся: если лимбическая система перевозбуждена чрезмерно, кора не сможет подавить эмоцию, и, вероятнее всего, она вырвется наружу. Например, если человек умеренно рассержен, он может взять себя в руки и выразить обиду молчанием, но если степень его злости сильна, он вполне может накричать на обидчика, расплакаться или даже применить физическую силу.

И это не будет свидетельствовать в пользу того, что в префронтальной коре головного мозга есть функциональные нарушения или органические поражения: просто физиологически она способна справляться только с умеренными эмоциями.

Планирование

Для того чтобы строить планы, человек должен не только представлять себе гипотетическую картину будущего со своими возможностями, трудностями, нюансами, но и обращаться к своему опыту, сравнивать ситуации. Таким образом, префронтальная кора позволяет заниматься эффективным прогнозированием, которое необходимо в любой сфере жизни дееспособного человека.

Реализация плана

Для того чтобы получить конкретный результат, человеку мало просто оценивать исходные данные и видеть образ того, что он хочет получить. Ему нужно иметь план достижения цели, пошаговую инструкцию, составленную для него мозгом. При этом речь необязательно идет о решении важных и сложных задач.

Например, испытав чувство голода, человек может осознать, что тарелка с горячим супом - хорошее решение возникшей проблемы. Но если он не способен составить для себя алгоритм действий: пойти на кухню, открыть холодильник, приготовить еду, то его способность знать, что ему необходимо, абсолютно бесполезна.

Критичность

Один из важнейших диагностических факторов, которыми пользуются психиатры, - это способность человека к критичности. При этом важно оценивать с адекватным уровнем критичности как происходящие вокруг события, действия других людей, так и свои собственные поступки.

Как правило, люди, которые имеют психические заболевания либо у которых нарушено развитие префронтальной коры, не способны к самокритике, оценивают свое поведение как соответствующее норме даже при

Когнитивные функции

Важнейшими свойствами головного мозга являются восприятие информации, ее обработка, запоминание и восстановление из памяти в случае необходимости. Префронтальная кора головного мозга отвечает за все эти процессы. То есть способность к обучению, запоминанию, анализу зависит от того, насколько правильно функционирует передний отдел лобных долей головного мозга.

Самоконтроль

Понятие самоконтроля очень тесно связано с эмоциями, уровнем критичности и планированием поступков. Например, если человеку внезапно захотелось громко спеть песню посреди улицы, его префронтальная кора, вероятнее всего, не даст ему это сделать, притормозив порыв, который воспринимался бы окружающими как поступок не контролирующего себя индивида.

Но когда у человека есть аддикция, то есть сильная зависимость от какой либо привычки, контроль префронтальной коры может ослабевать. Например, заядлый курильщик может прикурить сигарету в помещении, несмотря на запрет, потому что ядро головного мозга требует получить свою дозу наслаждения.

Нарушения префронтальной коры

Проблемы с деятельностью префронтальной коры можно легко распознать по признакам, указанным ниже. Но важно понимать, что эти признаки не являются специфическими, то есть могут быть вызваны пороками префронтальной коры или другими заболеваниями.

  1. Проблемы с вниманием - человек не может сосредоточиться на проблеме, задаче, разговоре, ему трудно концентрироваться на любом предмете долгое время, даже если речь идет о просмотре кинофильма.
  2. Ошибки интерпретации происходящих вокруг событий, то есть человек может неправильно воспринимать отношение других людей к нему, не понимать опасности близкого контакта с ними либо, напротив, таить обиду, подозревая, что за каждым словом или поступком другого человека стоит намерение навредить ему.
  3. Повторение одних и тех же ошибок - возможность человека учиться на своем опыте является одним из важнейших инструментов эволюции. Сунув руку в костер и поняв, что это больно и опасно, человек заносит эту информацию в свое сознание и в дальнейшем остерегается допускать прямого контакта пламени с кожей. При патологиях префронтальной коры человек может повторять одни и те же ошибки снова и снова, причиняя себе физический или эмоциональный вред.
  4. Дезорганизованность - речь может идти о невозможности распланировать свой день, вовремя выполнить все дела. Популярный психологический термин «прокрастинация», которая обозначает патологическое стремление откладывать все дела на потом, тоже может быть следствием нарушения деятельности префронтальной коры.
  5. Импульсивность, а точнее говоря, неспособность подавлять свои импульсы. Это может выражаться в неспособности контролировать свои эмоции или в невозможности отказать себе в удовольствии: съесть запрещенную по медицинским показаниям пищу, употреблять алкоголь и так далее.

Восстановление функций

Слабость префронтальной коры может возникнуть по разным причинам. В частности, она появляется с возрастом, под воздействием сильного стресса и по другим причинам. Если человек, сравнивая признаки нарушения работы префронтальной коры, отметил у себя некоторые признаки, ему могут помочь рекомендации, указанные ниже:

  1. Необходимо избегать любых спонтанных решений, особенно в сложной эмоциональной обстановке. В случае конфликта следует мягко выйти из разговора и тщательно обдумать происходящее. Для того чтобы выйти из конфликта было проще, можно заранее придумать причину, которой можно воспользоваться при необходимости.
  2. Для эффективной организации нужно составлять планы и писать списки. Простой ежедневник может сделать жизнь человека с ослабленной префронтальной корой намного удобнее и проще.
  3. Для того чтобы развивать когнитивные функции, нужно искать новые способы усваивания информации. Например, проговаривать вслух, рисовать схему, писать на бумаге - один из способов непременно окажется эффективным, и человек сможет воспринимать и запоминать информацию намного проще.
  4. Важно научиться рефлексии - анализировать свои поступки, четко понимать, почему был предпринят именно такой шаг в данной ситуации, к чему он привел и следует ли поступать так в дальнейшем. Таким образом человек самостоятельно вырабатывает привычку применять накопленный опыт для решения любых задач, если из-за органических нарушений мозг не прибегает к такому алгоритму самостоятельно.

Итак, префронтальная кора головного мозга, развитие которой обеспечило возможность избегать совершения необдуманных поступков, может быть развита человеком при условии наличия воли и способности контролировать свою лимбическую систему и эмоции.

Любому поступку или действию человека, предшествует мыслительная деятельность, при которой происходит выбор одного единственного решения из множества вариантов.

За данный процесс в мозгу отвечает префронтальная кора (ПК), которая на основе накопленного жизненного опыта, определяет реакцию на ту или иную ситуацию.

Именно данная область является основой построения личности, поэтому ее развитие и сохранение в нормальном состоянии важно для каждого человека.

Общие сведения

Префронтальная кора – одна из частей лобных долей , при помощи которой управляется, контролируется и фокусируется любое действие совершённое человеком. Кроме того данная область позволяет личности эффективно распределять свое время, а также влияет на социальную поведенческую линию в обществе.

ПК включает в себя 6 (9, 10, 11, 12, 46, 47) полей по Бродмону. Расположена она непосредственно за лобной костью и является передней третью коры больших полушарий.

Психиатр Томас Голтьери характеризовал эту зону, как инструмент, который позволяет человеку ставить цель, разрабатывать план по ее реализации и достигать ее даже при наличии препятствий, путем внесения своевременных изменений в выработанную линию поведения. Он считал, что именно наличие хорошо развитой и нормально работающей ПК является основным фактором эффективности личности.

Строение ПК

Структура базируется на трех областях лобной доли – дорсолатеральной, медиальной и орбитофронтальной.

Дорсолатеральная область управляет выражением эмоций на конкретную ситуацию, за счет связи с лимбической системой. Кроме того, данный участок головной коры влияет на внимание человека.

Медиальная область отвечает за запись информации в кратковременную память и позволяет сопоставлять данные полученные органами чувств и хранящимися в мозгу. Также этот участок коры позволяет переносить информацию из кратковременной памяти в постоянное место ее хранения.

Орбитофронтальная область помогает использовать накопленный опыт при принятии решений.

Функции

ПК один из наиболее развитых участков головного мозга, который выполняет большое количество функций. Основными из них являются:

  1. Концентрация внимания, позволяющая человеку сосредотачиваться на вычленении только нужной информации, игнорируя посторонние ощущения и мысли. Это происходит благодаря возможности посылать импульсы в сенсорную и лимбическую области мозга, которые снижают отвлекающие сигналы. Концентрация очень важна при обучении и необходимости работать длительное время над одним и тем же проектом.
  2. Настойчивость в выполнении поставленных целей и задач, что позволяет продолжать стремиться к намеченному результату, невзирая на трудности и форс-мажорные обстоятельства.
  3. Оценка сложившейся ситуации. При этом учитывается все факторы, влияющие на происходящее событие, а не только ограниченный набор. Эта функция ПК позволяет человеку всесторонне рассматривать проблемы, что существенно облегчает поиск их решений.
  4. Критическое мышление, которое позволяет вырабатывать необходимый комплекс действий для нахождения достоверной и проверенной информации. Другими словами человек обязан убедиться в правильности данных, прежде чем их использовать.
  5. Планирование позволяет выработать конкретные меры и действия для достижения намеченной цели. Данная функция ПК существенно сокращает количество неопределенных факторов и форс-мажорных обстоятельств при выполнении поставленной задачи.
  6. Прогнозирование событий, что позволяет при планировании учитывать даже те факторы и обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем.
  7. Использование накопленного опыта. Благодаря данной функции, человек будет учитывать совершенные в прошлом ошибки и при возникновении схожих ситуаций, он будет выбирать тот вариант, который исключит повторения неблагоприятного исхода.

Отдельное внимание при рассмотрении функций необходимо уделить управлению ею эмоциями человека. В ПК происходит восприятие и перевод процессов протекающих в более простой лимбической системе в определенные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, горе, желание и др.).

Также префронтальная кора отвечает за эмпатию, которая позволяет определять чувства и настроение другого человека по выражаемым им эмоциям.

Кроме того, ПК постоянно контролирует лимбическую систему на сильные эмоциональные всплески и гасит их, при занимании ими главенствующей роли. Это помогает человеку реагировать на происходящие вокруг события не импульсивно, а только после тщательного анализа и выбора наилучшего решения, который будет учитывать возможные будущие последствия.

Симптомы нарушения функций

Нарушение в работе данной области сопровождаются следующими симптомами:

  1. Рассеянностью, при которой человек не может сконцентрироваться на получении необходимой информации. Происходит это из-за того, что приходящие данные не сохраняются в кратковременной памяти из-за их затирании вновь поступившими.
  2. Ошибочность или не полнота оценки ситуации. В этом случае информация либо искажается, либо получается в неполном объеме, так как одновременно приходят множественные сигналы с сенсорной области, которые накладываться друг на друга, вследствие ПК либо воспринимает самые сильные данные, либо они все пропускаются.
  3. Импульсивность, при которой человек делает поступки без предварительного обдумывания и анализа их последствий.
  4. Отсутствие критического мышления. Данный симптом проявляется тем, что человек воспринимает на веру любую информацию и не перепроверяет ее.
  5. Выполнение любых действий без планирования. В этом случае человек идет к намеченной цели с большим количеством неожиданных трудностей, которые можно было избежать.
  6. Совершение одних и тех же ошибок, когда решение принимается без обращения к накопленному опыту, а только на желаниях.
  7. Полное или частичное отсутствие эмоциональности, вследствие того, что префронтальная кора неспособна обработать и отобразить получаемые сигналы лимбической системы.
  8. Гиперактивность, которая проявляется в невозможности сконцентрироваться на определённом деле и бурном выражении эмоций.

При проявлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов, человеку необходимо обратиться к врачу для обследования головного мозга. Работа коры проверяется при помощи методики SPECT, которая основана на сравнении активности данной зоны мозга в состоянии покой и стимуляции. При патологиях в стимулированном режиме активность либо будет оставаться на месте, либо пойдёт на спад.

Одними из основных причин появления патологий в являются кровоизлияние в мозг, вследствие получения травмы головы или обширного инсульта и интоксикация организма вредными веществами (алкоголь, яды, токсины и др.). Также нередки случаи отклонения ПК из-за генетических и вирусных заболеваний, которые поражают центральную нервную систему (ЦНС). Кроме того на выполнение функций ПК могут влиять продолжительный стресс и недостаток сна.

Не стоит забывать и тот факт, что кора перестает выполнять свои функции частично или полностью при старении человека. Это обуславливается серьезным сокращением нейронов в этой области мозга.

Профилактика возникновения проблем

Существует целый ряд мер, позволяющий не только предотвратить нарушения префронтальной коры, но и активизировать ее работоспособность. Для этого применяют специализированные лекарственные препараты активизирующие работу ЦНС и головного мозга (глицин, ундевит, аминалон, билобил, Brain Rush и др.).

Кроме того положительно на работу этой зоны влияет хорошее состояние организма в целом. Для его поддержания необходимо: ограничить или полностью отказаться от приема алкогольных напитков, соблюдать фруктовую и овощную диеты, а также ежедневно заниматься физической культурой. Также рекомендуется применение медитативных практик, которые способствуют расслаблению ЦНС и помогают активизировать работу префронтальной коры.

Если причиной проблем становятся стресс, возраст или сон, то может назначаться посещение психологов с целью прохождения специализированных тренингов, которые нацелены на развитие функций выполняемых префронтальной корой.

Примером могут служить упражнения, которые помогаю грамотно спланировать день, поставить и пошагово выполнить жизненные цели, контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях.

Продуктивность — это не столько умение правильно распоряжаться своим временем, сколько умение правильно распоряжаться рабочими инструментами. А наш главный рабочий инструмент — это мозг.

Знание того, какая часть головного мозга за что отвечает, поможет работать с наивысшим КПД.

И самым главным двигателем является префронтальная кора.

Для начала краткий урок биологии.

Префронтальная кора головного мозга — совокупность нескольких областей лобных долей, непосредственно связанных с отделами лимбической системы.

Она отвечает за сложные когнитивные и поведенческие функции, эмоции, исполнительные функции (особенно страдают при шизофрении), оценка обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление.

То есть мы используем эту часть головного мозга для того, чтобы логически мыслить, расставлять приоритеты и планировать. И именно она отличает нас от животных. Работа префронтальной коры довольна энергозатратна и когда она устает, страдает наша производительность и тогда включаются другие части головного мозга.

Антиподом префронтальной коры является амигдала , которая также является частью лимбической системы и отвечает за наши эмоции, как отрицательные (страх), так и положительные. То есть когда мы видим медведя, умом мы еще не соображаем, что происходит, а амигдала уже дала команду нашему сердцу начать ускоренно работать и нашим ногам нестись прочь — «борись или беги»!

Любите свою префронталную кору и боритесь с вашей амигдалой

Когда речь заходит об успешности в бизнесе, ваша префронтальная кора — ваш лучший друг и помощник, а амигдала только все портит.

  • В то время как амигдала будет бегать в панике пытаясь «потушить пожары», префронтальная кора будет думать о том, как избежать подобных ситуаций в будущем.
  • Амигдала будет орать на вашего коллегу из-за допущенной ошибки. Префронтальная кора будет стараться улучшить процесс, который вызвал ошибку.
  • Ваша амигдала будет сосредоточена на 0,1% изменения коэффициента конверсии, которое связано с изменением цвета кнопки. Ваша префронтальная кора будет будет придумывать новое предложение, которое увеличит количество переходов в 10 раз.

Используйте ее тогда, когда она находится в лучшей форме

Лучший вариант использования своей префронтальной коры на полную мощность без большой потери энергии — это использование в тот момент, когда она находится на пике своей продуктивности. То есть по понедельникам!

Если мы все делали правильно и хорошо отдыхали на выходных, в понедельник как раз и наступает этот правильный момент.

Если вы хотите свою работу на неделю вперед, увидеть общую картину развития бизнеса и принять кучу важных и правильных решений — выберите для этого понедельник. Понедельник — день для исполнительного типа мышления.

Исполнительный тип мышления и Стив Джобс

В бизнесе руководители берут на себя ответственность за развитие компании, поэтому «исполнительное мышление» для них очень и очень важно. Если вы руководитель, то это не значит, что вы должны устраивать «префронтальные понедельники» только для себя. Вы можете объединить усилия своей префронтальной коры с префронтальными участками своих коллег. Именно это и делал каждый понедельник — по утрам в понедельник он устраивал встречи и мозговые штурмы со своей командой.

Ключевым моментом для проведения свободных дискурсов исполнительной команды было утро понедельника. Он начинался в 9 утра и продолжался 3-4 часа. Внимание всегда было сфокусировано на будущем - на развитии каждого продукта, на том, что с ним будет происходить дальше, какие новые продукты будут разработаны.

Джобс использовал эти собрания для усиления чувства общей миссии в компании Apple. Это привело к централизованному управлению, которое сделало компанию похожей на ее хороший продукт — тесно интегрированной, и помогло избежать внутренней борьбы между подразделениями, которая могла привести к развалу.

Так же, как ваша префронтальная кора служит чем-то вроде «центра управления полетами» для вашего мозга, так и встречи по понедельникам, которые устраивал Джобс, помогали компании сохранять целостность и контролировать все процессы.

Почему понедельник?

Как уже упоминалось в начале статьи, если вы живете правильно, то именно в понедельник ваша префронтальная кора будет на пике своей продуктивности. Мы ведь пришли на работу хорошо отдохнувшими после , правда?

Несмотря на то, что у нас принято не любить понедельник, утро этого дня является идеальным временем для того, чтобы, не отвлекаясь на детали, взяться за что-то действительно важное и масштабное, набросать основные цели на рабочую неделю и подумать о своем будущем.

Возможно, если вы не работаете по стандартному графику, принятому в офисах (с пн-пт или с пн-пн), тогда вы можете выбрать другой день. Главное — почувствовать себя хорошо отдохнувшим и готовым свернуть горы.

Ответ партнёра TheQuestion

МРТ исследования, которые выполнялись в течение нескольких лет на одних и тех же людях, подтвердили,что мозг перестраивается до 24 лет, особенно активно перестройки идут в префронтальной коре - области лобных долей мозга. Непосредственно перед половым созреванием отмечается активный рост нейронов, который приводит к утолщению серого вещества мозга. До 24 лет перестройки мозга проходят на уровне изменений в белом веществе (отростков нейронов) - например, за счет миелинизации, которая увеличивает скорость проведения импульса по отростку нейрона. Однако в данном случае важно не "натренировать", а предохранить от влияния вредных воздействий, поскольку в этот период структуры очень уязвимы. Так, последние исследования на обезьянах показали, что хроническое употребление алкоголя существенно замедляет скорость увеличения объема мозга (в основном белого вещества и такой структуры, как таламус).

Arain et al. (2013). Maturation of the adolescent brain. Neuropsychiatric disease and treatment, 9, 449-61.

Есть такое устаревшее направление в рамках нейропсихологии и психофизиологии называется узкий локализационизм. Основная идея этого направления заключалась в том, что проводилась однозначная связь между каким-то участком головного мозга и определенной психической функцией (эмоциями, мотивацией, вниманием, волей и т.п.). Это направление ушло в прошлое, потому что все оказалось не так просто.

Классик нейропсихологии Александр Романович Лурия (работы которого известны и у нас, и зарубежом) показал, что психические функции локализованы системно. Т.е. за каждую функцию отвечает сразу несколько участков головного мозга. И более того, при поражении каких-то зон головного мозга их функции на себя могут взять другие участки головного мозга. На этом во многом построена нейропсихологическая реабилитация.

Когда мы говорим о силе воле, мы говорим о высшей психической функции. Она не является исключением и также локализована системно. Так, что отвечая на вопрос: нет, неправда.

После долгих поисков ответа на этот вопрос, я нашел некоторую подтверждающую информацию.

Управляющие функции префронтальной коры проявляются в разделении противоречивых мыслей и мотивов и выборе между ними, дифференциации и интеграции объектов и понятий, прогнозировании последствий настоящей активности и её корректировке в соответствии с желаемым результатом, эмоциональной регуляции, волевом контроле , концентрации внимания на необходимых объектах.

Подробности о префронтальной коре лучше найти в других источниках. Здесь следует указать, что эволюция этой части мозга завершилась позже всего и в процессе взросления человека самой последней подвергается миелинизации (образованию слоя миелина вокруг аксонов для повышения эффективности нейронных связей).

Фактически процесс миелинизации продолжается в префронтальной коре примерно до возраста 25 лет. Это означает, что многие из навыков, за которые отвечает префронтальная кора, развиваются в полной мере только к возрасту старше 20 лет. В числе этих навыков – способность удерживать внимание и принимать сложные решения. К сожалению, у многих взрослых эти навыки так и не развиваются полностью или утрачиваются из-за недостаточного использования. Повреждение этой области приводит к проблемам с вниманием и оперативной памяти. Но по уверениям Джона Ардена в книге "Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга" утраченные навыки можно натренировать с помощью специальной техники КУРСа (к онцентрации, у силия, р асслабленности и с тремления).

Мозг человека развивается и после 25 лет, а схемы обработки информации заметно меняются. До формирования префронтальной коры у человека происходят изменения самооценки, суждений, а также эмоциональной зрелости. Кроме того, в возрасте 20 лет в организме наблюдаются и гормональные перемены. Некоторые специалисты считают, что позднее взросление связано с распространением культуры инфантилизма.

Здесь может быть сразу как минимум три упрощения, которые удаляют вас от верного ответа:

1. Префронтальная кора отвечает за силу воли, значит, это только её функция, а еще тренировка силы воли разовьет префронтальную кору и наоборот.

2. Она формируется до 25 лет, значит, потом уже поздно. Я даже специально не проверяю эти факты, просто иду по наиболее очевидной цепочке.

3. Как результат, получается, если до 25 лет не тренировать силу воли, потом будет поздно. Это то, что скорее всего получится в качестве вывода у тех, кто читает вопрос.

На самом деле, как всегда, все гораздо сложнее. Не будем называть цифры - 25, не 25 - этого я не знаю, честно, но важно другое. То, что 1) до окончательного гистологического и анатомического развития любой функциональной зоны мозга ее функцию может выполнять или частично замещать другая, часто близко к ней расположенная. Это чуть ли не первое, что пишется в любом учебнике по нейрофизиологии. Если мы говорим о 25 годах, то сила воли к тому времени уже в любом случае будет у человека хоть в каком-то количестве, если бы ее можно было измерить; и 2) что миелинизация, которая, очевидно, имеется в виду под развитием, не означает полные функциональные возможности. В основном миелин способствует ускорению проведения импульса по нервному волокну. Да, это хорошо, но не определяет всё. По сути то же, что и пункт 1): нет крайностей, нейрон не может перепрыгнуть из состояния 0% миелинизации к 100%. Более того, взрослые, по крайней мере взрослые, не находятся на отметке 100% никогда. Если такую отметку вообще можно выставить. Но это все лирика. Общеизвестно, что дети учатся ходить\есть\говорить к N годам, и что это связано с развитием нервной системы. Это чистая правда. Но суть там не только в миелинизации, а скорее в формировании ассоциативных связей между нейронами. Миелинизация вторична.

Процесс миелинизации совершенно определенно корректируется и контролируется генными влияниями, но также совершенно очевидно, что есть и обратная связь. Человек - не машина, не программа в одно действие. Если что-то идет немного не так, сроки откладываются, работа налаживается. На какое-то время, какое - я вам не скажу. Если в 60 - наверное, будет сложно учиться чему-то новому. Сложно - не значит невозможно. Дегенерация к тому времени уже будет системная, не только нервной ткани. Если вам 26 - не беспокойтесь.

Да, и еще. Тренируя силу воли, можно развить зоны мозга, которые за нее отвечают (хотя слово "отвечают" какое-то канцелярское, скорее, которые в ней задействованы). Но у больших областей - большой набор функций. Тренируя другие функции какого-то образования, можно параллельно (не так эффективно, конечно) задействовать и другие. А если вместе их тренировать, то вообще шикарно.

Ответить