Империя харуна ар-рашида. Харун ар-Рашид: бессмертие в сказках «Тысячи и одной ночи

Год издания: 1965

Страна: Венгрия

Будущий герой сказок был сыном халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди и его рабыни аль-Хайзуран. Она была очень властной женщиной — буквально заставила влюбленного халифа освободить её и официально на ней жениться. Наследником халифа считался его старший сын от другой жены — Муса, но аль-Хайзуран продолжала интриговать. В конце концов, её муж согласился сделать наследником юного Гаруна и отправился в провинцию, которой управлял Муса, чтобы уговорить старшего сына отказаться от престола в пользу брата. В пути халиф скоропостижно скончался — видимо, в его окружении имелись и сторонники Мусы. Старший сын взошел на престол, но процарствовал всего год. Подговоренные аль-Хайзуран рабыни, вызванные потешить молодого халифа, задушили его подушкой. Трон Аббасидского халифата, простиравшегося от Закавказья до Гибралтара, наконец-то достался 21-летнему Гаруну аль-Рашиду.

Нового халифа не очень интересовала власть. От его имени правили мать и воспитатель Яхья ибн Халиб. Сам же Гарун предавался прилагавшимся к титулу удовольствиям. Он проводил время в пирах, оргиях в гаремах и прочих подобных увеселениях. Возможно, он действительно бродил инкогнито по ночному Багдаду в сопровождении неразлучного друга Джафара, сына Яхьи, но только в поисках новых приключений. В 789 году его мать умерла. Траур по ней лишь ненадолго прервал праздник жизни, который затянулся на 17 лет.

Всё неожиданно изменилось в 803 году. Во время ночного пира Джафар, сказавшись нездоровым, удалился в свои покои. Примерно через час Гарун подозвал доверенного евнуха и попросил его принести ему голову Джафара. Разбуженный визирь решил, что произошла ошибка, и вернулся в зал, где шел пир. Гарун удивился: «Я же велел не привести Джафара, а принести его голову». Верного друга обезглавили тут же в углу. Тело его разрубили на 17 частей и положили куски на всех багдадских мостах. Казни и изгнания посыпались на всё семейство Яхьи.

Гарун аль-Рашид решил править сам. Делал он это очень жестоко. Железной рукой халиф подавлял мятежи в далеких провинциях, а затем, устраняя потенциальных конкурентов, казнил военачальников, которые подавляли эти восстания. Репрессии обрушились и на жителей Багдада. Опасаясь бунта в столице, халиф почти в ней не жил, перенеся свою резиденцию в Ракку. Гарун аль-Рашид был фанатичным мусульманином. Он разрушил все христианские храмы в халифате, а также на приграничных территориях, заставил подданных-христиан носить особую одежду. Перепуганная Византия согласилась платить халифу ежегодную дань.

Государство, построенное на страхе, просуществовало недолго. Вскоре после смерти Гаруна аль-Рашида в 809 году его сыновья затеяли междоусобную войну, и Аббасидский халифат рассыпался.

Б лагодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.

Кло Андре

ХАРУН АР-РАШИД И ВРЕМЕНА «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

ГЛАВА I

ВСАДНИКИ АЛЛАХА

Восьмого июня 632 г. (13 рабия 1 г.) в Медине умер Мухаммед, незадолго до того впервые принявший участие в паломничестве в Мекку. Он не оставил после себя наследника мужского пола и не позаботился о том, чтобы назначить преемника. Арабы, незнакомые с идеей наследственной власти, вероятно, не приняли бы его сына, даже если бы он у него был. Началось противостояние между мединскими и мекканскими соратниками пророка. Кризис был преодолен благодаря мудрости Абу Ба-кра и Омара, двух самых близких пророку людей, а также потому, что Али, зятю и двоюродному брату Мухаммеда, в тот момент не удалось навязать себя в качестве преемника. Халифом, халифат ар-расул, «наместником посланника Божия», стал Абу Бакр. Это «избрание», состоявшееся на грани вооруженного столкновения между двумя первыми учениками Мухаммеда, было суровым предупреждением на будущее. Два года спустя Абу Бакр, ощущая приближение конца, сам назначил своим преемником Омара, и тот унаследовал власть, не встретив никакого противодействия.

Абу Бакр первым бросил арабские племена на завоевание северных провинций Аравии. После него Омар, самый энергичный и блестящий из праведных

халифов, с быстротой молнии раздвинул границы территории, на которой шла проповедь ислама. В 634 г. византийцы понесли поражение при Аджнадайне, в Палестине. В следующем году был взят Дамаск, а победа при Ярмуке привела к падению всей Сирии. В 642 г. после битв при Кадисийе, в Месопотамии, и Нехавенде, в Иране, рухнула империя Сасанидов. Завоевана была ее столица Ктесифон, а затем вся Западная и Центральная Персия и Месопотамия. Император Йездигерд III бежал в Хорасан. В 651 г. он был убит в Мерве. В 638 г. Омар завладел Иерусалимом, а через год - Эдессой. Египет продержался не намного дольше. Византийцы, сменившие Сасанидов в 628 г., были разбиты Амром ал-Асом, одним из самых блестящих арабских вождей, сначала при Гелиополисе, а затем при Вавилоне Египетском (вблизи современного Каира). В 646 г. была окончательно завоевана Александрия. Около 650 г. закончилась первая фаза арабских завоеваний. Вскоре они возобновились в восточном и западном направлениях, уже не встречая сопротивления.

Население империи василевса, раздираемой религиозными распрями, относилось к византийцам с ненавистью. Монофизиты, армяне и копты составляли настоящую церковь. Попытка насадить монофизитство вызвала недовольство православных и иноверных, негибких в вопросах вероучения. Евреи, которых указ императора Ираклия обязывал принять крещение, были в ярости, а изгнанные из империи несториане вынуждены были искать прибежище на землях Сасанидов. Подавляющее большинство населения без особых трудностей приняло новых хозяев, тем более что они уменьшили его налоговое бремя. Что касается Сасанидской империи, пребывавшей в состоянии полного хаоса, то она была обескровлена. Завоевательная война, приведшая армии Хосрова II к самым воротам Константинополя и Иерусалима, обернулась катастрофой. Официальная религия - маздакизм или зороастризм, преследовала еретиков, и население, измученное и доведенное до отчаяния, было готово приветствовать первых же «освободителей».

На фоне этих двух распадающихся и обессилевших империй арабы казались олицетворением молодости мира. Они не обладали ни революционной тактикой, ни новым вооружением, но ими двигало воодушевление, порожденное несокрушимой религиозной верой в сочетании со страстным влечением к военным трофеям. Их подвижные войска были приучены к продолжительным лишениям и к самым суровым климатическим условиям. Чаще всего новые завоеватели разбивали свои лагеря за пределами существующих населенных пунктов - так возникли Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте. Они не стремились ни обратить местных жителей в свою веру, ни навязать им новые ограничения. При условии уплаты джизьи, подушной подати, христиане всех конфессий, евреи и приверженцы маздакизма исповедовали свою религию и по-своему организовывали жизнь своих общин. Главы немусульманских общин (дзимми) - в христианских странах епископы, в Иране дикане (сельские старейшины) - собирали налог для вали, глав провинций, созданных мусульманскими властями. Земля оставалась в руках прежних собственников при условии уплаты хараджа, поземельного налога.

ГЛАВА II

МОЛОДОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ПРАВЕДНОГО

Что нам известно о ранних годах восточных правителей? На самом деле очень немного. Многие приходили к власти вследствие раздоров, связанных с наследованием, а до того у летописцев не было причин интересоваться их детством. В результате большую часть подробностей относительно детства халифов или султанов приходилось восстанавливать задним числом, когда они уже занимали свое место на троне. Детство «доброго Харуна» не исключение.

Родившись в Рейе в Хорасане в феврале 776 г., Харун провел первые годы своей жизни в цитадели, контролировавшей этот город. Рейй был защищен рвом и толстой стеной, прорезанной пятью воротами, вода в него поступала из двух рек, и через несколько лет он стал «гордостью мусульманской страны». Харун, как нам сообщают, всегда с удовольствием вспоминал свой родной город, где жены знатных людей отстояли свое священное право кормить детей грудью.

Когда Харуну было три или четыре года, Махди обосновался в Багдаде, во дворце, который он приказал построить на берегу Тигра. Именно там юный принц, как любой отпрыск царского рода, получил образование, точно или почти такое же, какое в то время давали детям из высших слоев общества. Халифы растили своих сыновей с особой заботой, ведь Мухаммед поставил образованных людей «на третье место, после Бога и ангелов». Они поручали их попечению ученых, а также поэтов и музыкантов, которых выбирали лично. Они регулярно следили за их успехами, устраивая им публичные и приватные проверки. Образование молодых принцев начиналось в возрасте пяти лет: «Учить ребенка - значит резать по камню», говорили в то время. Заканчивалось обучение, когда принцам исполнялось около пятнадцати лет, и они получали свое первое задание.

В то время как Омейяды, еще недалеко ушедшие от образа жизни бедуинов, уделяли больше внимания оружию и спорту, чем религии и интеллектуальной жизни, при Аббасидах первостепенное значение получили проповедь Корана, философия и право. Юный омейядский принц учился просто читать Коран, молодому Аббасиду приходилось приобщиться к экзегезе и изучению Предания. Высокий интеллектуальный уровень аббасидской цивилизации, передавшей Западу наследие античности, безусловно, объяснялся тем уважением к духовным ценностям, которое с самого раннего возраста прививали молодым принцам династии.

ГЛАВА III

ПЕРВЫЕ ТЕНИ НАД ЦАРСТВОМ БЛАГОДАТИ

Щедрость халифа и принцев, непомерная роскошь женщин и мужчин, райские сады и постройки… Когда императрица усеивает свои туфли драгоценными камнями и наполняет жемчугом рот поэта, откуда у нее берутся головокружительные суммы, необходимые для подобных причуд? Набеги на Византию почти не приносили трофеев (великие завоевания уже закончились), а прибылей от торговли было явно недостаточно, хотя расходы двора и способствовали ее развитию. В империи Аббасидов, как, впрочем, и в любой другой, существовал только один источник, из которого государство черпало без всяких ограничений: кошельки тех, кого мы сегодня недвусмысленно именуем налогоплательщиками.

Система налогов была достаточно простой. Мусульмане платили добровольную милостыню (закат, садака), приравненную к десятине (уtup), - это одна из пяти заповедей ислама. Не-мусульмане платили подушную подать, джизью, а также поземельный налог, харадж (местное население в массовом порядке принимало ислам, чтобы избежать этого налога). Однако впоследствии этот побор распространился на все земли вне зависимости от вероисповедания своих владельцев. Фай, земельная собственность, захваченная во время завоевания, включала общинные угодья, к которым причислялось недвижимое имущество побежденных - государств, церквей, бежавших землевладельцев и пр. Государство могло либо эксплуатировать эти земли напрямую, либо передать их в частные руки на условиях уплаты налога. Таким образом, эта система, называемая катиа, или ик-та, которая была в ходу у византийцев, представляла собой долгосрочную аренду государственного имущества. Позднее, в XI в., появился вакф, своеобразная форма имущества, предназначенная для использования определенным выгодоприобретателям (частным лицам или государственным структурам: мечетям, караван-сараям, больницам). Вакф, или хабу, сохранился до наших дней.

Налог (харадж) полагалось уплачивать либо натурой в размере, который колебался от четверти до половины урожая в зависимости от конкретной культуры, либо деньгами. В этом случае его рассчитывали в зависимости от площади земли, типа культуры, а главное, качества орошения. Первая система применялась, главным образом, в Саваде, области по соседству с Багдадом, а вторая почти повсеместно. В каждом округе налог собирал государственный чиновник или откупщик. В этом случае представитель фиска назначал к выплате сумму, разумеется, ниже фактического размера налога, а разница составляла прибыль откупщика. Эта система, применявшаяся с незапамятных времен и до сих пор не вышедшая из употребления, вероятно, оставляет много места для злоупотреблений. Кроме того, крестьяне - налогоплательщики - были обязаны оплачивать большую часть расходов по сбору налогов и обеспечению жильем тех, кто выполнял эту функцию.

К этим налогам добавлялись другие, открывая простор для новых вымогательств - штрафов, конфискаций «незаконно» приобретенного имущества и земли, пошлин за защиту органов правопорядка. Дионисий Теллмахрский, монофизитский патриарх Верхней Месопотамии, в своей «Сирийской хронике» нарисовал мрачную картину участи простых людей в этом регионе незадолго до прихода Харуна к власти. В других областях империи ситуация, скорее всего, была совершенно такой же. При Харуне жизнь низших сословий нисколько не улучшилась, даже наоборот. Так, Дионисий упоминает об одном сборщике налогов, который самовольно включил в государственные угодья пространство примерно в 20 метров вокруг любого здания, которое можно было считать государственным. Другой взимал налог на любые товары, находившиеся в частных домах и лавках. Поборами облагалось все, говорит Дионисий, «включая пчел, голубей и кур», а размер налога определялся совершенно произвольно.

ГЛАВА IV

ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Годы, которые протекли с момента восшествия Харуна на трон, не были свободны ни от волнений, ни от кризисов. Ничего слишком серьезного, ничего такого, что могло бы поставить империю под угрозу. Однако, когда халиф оставил Багдад, чтобы перебраться в Ракку, все указывало на то, что царству благодати пришел конец. Намеревался ли он отделаться от Бармакидов? Наверное, еще нет, хотя усталость от их присутствия, которую он выказывал, поражала многих в его окружении, тем более на фоне восходящей звезды их злейшего врага Фадла ибн Раби.

Помимо приготовлений к войне с Византией (его отношения с Карлом Великим были частью его планов против василевса) Харун озаботился вопросом престолонаследия. Он постоянно думал об этом, советуясь со своими доверенными лицами. В конце концов, он оставил эту проблему, ничего по-настоящему не решив.

Таким образом, период Ракки, самый долгий за правление Праведного, стал также и самым активным, потому что именно теперь, после своеобразной разминки, продолжавшейся первые десять лет, все проблемы предстали в своем истинном, несколько трагическом свете. В этот период разложение империи, признаки которого были уже давно заметны то тут, то там, усилилось. В итоге этот процесс привел некоторые провинции к фактической независимости.

В конце VIII в. аббасидская империя достигла своей вершины. Экономическое процветание, какого эта часть света никогда не знала, сильнейшая армия своего времени, утонченная цивилизация: все содействовало тому, чтобы повелитель правоверных стал самым могущественным монархом своей эпохи. Его владения простирались от Атлантики до Тянь-Шаня и устья Инда, от Тавра до Баб-эль-Мандеба и голубого Нила. Его враги были ослаблены внутренними раздорами. Византийская империя мучительно преодолевала свои кризисы, последний из которых, связанный с иконоборчеством и еще не закончившийся, серьезно подорвал ее силы. Что касается Карла Великого, которому предстояло отправиться в Рим за имперской короной, то соперничать, а тем более враждовать с халифом ему было далеко не по силам. К тому же он был так далеко! Никто в тогдашнем мире не мог сравниться с повелителем миллионов верующих - арабов, африканцев, египтян, тюрков и берберов, - которые пять раз в день произносили одни и те же молитвы, кланялись в землю в направлении одного и того же святилища и, к тому же, были объединены общим для всех языком Корана, арабским, быстро превратившимся в язык администрации и культуры на всем пространстве империи.

ГЛАВА V

ХАРУН И ЕГО ЭПОХА

В центре того мира, с которым арабы поддерживали отношения и который был ближе всего к их собственному миру, лежало Средиземное море. Их внешняя политика - в той мере, в какой она у них существовала, - была обращена к странам, омываемым этим морем. Повелитель правоверных был настолько могущественен, его владения простирались так далеко во всех направлениях, и он с таким презрением относился ко всему, что не принадлежало к дар ал-ислам, территории ислама, что иностранные правители в его глазах были не более чем вассалами, от чьих послов он при особых обстоятельствах соизволит принимать почести.

В первую очередь, речь идет о Византии. Арабы отторгли от нее все восточные и североафриканские владения, и Средиземное море перестало быть «византийским морем». Пришло к концу и господство василевса над Италией. С севера надвигалась славянская волна, которая давно перекатилась через Дунай, уже почти что билась в стены Константинополя. В течение долгих веков участь Византии зависела от неспособности ее врагов объединиться, ее технического превосходства (греческий огонь), выдающихся личностей, которые появлялись, когда казалось, что все пропало, чтобы в очередной раз спасти наследие Константина и Юстиниана.

Восьмой век не был исключением. Один за другим были провозглашены и свергнуты семь императоров. Два министра Юстиниана II были заживо сожжены. Бедствия следовали одно за другим. Повсюду вспыхивали восстания и беспорядки. Империя ждала спасителя. Им стал анатолийский стратиг Лев Исавр. Он восстал против императора, и вскоре сенат, армия и народ провозгласили его новым василевсом.

Первейшая задача нового императора заключалась в том, чтобы сдержать арабский натиск. Лев III осуществил ловкую интригу с военачальником Масламой, направленным омейядским халифом против Византии во главе крупной армии. Осада Константинополя была снята, но через несколько лет нападения возобновились. Арабы добрались даже до Никеи, находившейся на небольшом расстоянии от столицы, как будто для того, чтобы продемонстрировать желание ислама завоевать этот хранимый Богом город.

Однако еще более важным, даже по сравнению с борьбой против арабов, событием правления Льва III и его сына Константина стал затеянный ими спор об иконах. Были ли его причины религиозными или политическими? Было ли это желание положить конец росту земельных владений монастырей и сократить число монахов?

Харун ар-Рашид

Харун ар-Рашид /763, Рей – 809, Тус/ – пятый халиф Аббасидского халифата в 786-809 гг. Время его правления были временем экономического расцвета и победных походов против христианской Византии.

Отец – халиф аль-Махди (правил в 775-785 гг.), мать – аль-Хайзуран. Воспитателем ар-Рашида был Йахья ибн Халид из иранской династии Бармакидов. Бармакиды – знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визири аббассидских халифов, – играли в политической и культурной жизни Халифата заметную роль.

Еще юношей Харун возглавил две военные экспедиции против Византии. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был взят город-крепость Самала, а во время второго похода в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода он назначается правителем Ифрикии (совр. Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана.

В 786 году ар-Рашид становится халифом и сразу же назначает своего воспитателя Йахью ибн Халида аль-Бармаки своим визирем. Вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джафаром Йахья оставался у власти около 17 лет.

Известно, что халиф Харун ар-Рашид внес большой вклад в исламизацию провинций Дайлам и Табаристан. Также он усматривал свой главный религиозный долг в войнах с Византией. Арабо-византийские войны происходили при нем почти ежегодно, и во многих военных экспедициях он лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко вглубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802 гг.), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии своего сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкары. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражений от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Харун ар-Рашид был первым среди правителей-аббасидов, который обратил внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал хадж и жестоко преследовал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 году. Еженедельно, по пятницам, халиф произносил проповеди в столичной мечети в качестве главы мусульманской общины.

Халиф хотел сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но главным очагом культурной жизни. Его бармакидские министры, при одобрении халифа, покровительствовали деятельности переводчиков, знакомивших мусульманское общество с трудами индийских, иранских и греческих авторов.

Во время его правления расцвела торговля. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, сделало его имя знаменитым во всем мире. В Европе даже сложилась легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме. Двор халифа был центром традиционных арабских искусств.

О личности Харуна ар-Рашида подробно написано в средневековых арабских источниках (труды ат-Табари, аль-Масуди и др.). Сказочный образ Халифа представлен в сказках «Тысячи и одной ночи».

Гарун аль-Рашид, халиф из сказок «Тысячи и одной ночи

1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем Абассидского халифата стал Харун ар-Рашид (Гарун аль-Рашид), или Справедливый (766-809), - пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар-Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как «золотой век» Багдадского халифата.

В результате фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок «Тысячи и одной ночи», где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в Северной Африке, Дейлеме, Сирии, Средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.

Из истории Арабского халифата

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На западе Аравии была расположена Мекка - важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.

Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал - илах). Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, - в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии - ислама (от слова «покорность»).

В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда). Здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.

В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.

После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как Антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов - эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.

Историю Арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1) Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; 3) Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. Аббас - дядя пророка Мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.

Арабский халифат в правление Харуна

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785). Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф являлся большим любителем поэзии и музыки. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам «Тысячи и одной ночи».

В 785 году трон занял Муса аль-Хади - сын халифа аль-Махди, старший брат халифа Харуна ар-Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать - Хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар-Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар-Рашида Хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род Бармакидов.

Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар-Рашида Яхья (Йахья) Бармакид, которого халиф называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786-803) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джафара. Однако после смерти Хайзуран род Бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.

Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. дирхемов.

Общая же ситуация в халифате постепенно ухудшалась. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.

Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция Арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию (современный Тунис). Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване в 794-795 гг. Но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу Омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода Бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.

На востоке империи ситуация также была нестабильной. Причём постоянные волнения на востоке Арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно-религиозных традиций местного населения (в основном - персов-иранцев). Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в Табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.

Иногда местные жители выступали за династию Алидов. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно-политической концепции шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как «божественная благодать». В силу «божественного предписания» право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.

Иногда это были восстания хариджитов - религиозно-политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в Северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.

Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 году захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане. Его вождь Хамза аш-Шари в 795 году захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Хорасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.

При этом Харун проводил жесткую религиозную политику. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика Харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.

Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, Арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами Византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабам

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов . В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов , хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I (802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи , где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин