Исторический словарь по древней руси. Внешняя политика древней руси

Русь в IX-XII вв.

А

Антинорманнская теория - направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686-1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.

БÓРТНИЧЕСТВО - первоначально сбор меда диких пчел из естественных дупел, затем – разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси являлось одной из важных отраслей хозяйства.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

БОЯРСКАЯ ДУМ А - 1. В Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружин.

2. В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе. 3. В Русском государстве конца 15 – начала 18 вв. постоянный сословно – представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

ВАРЯГИ (от др. сканд. “дающие клятву”) - в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей в 9 – 11 вв. и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”.

Вервь, мир (от слав. «вервь» - веревка; участок земли, отмеренный веревкой) - община в Древней Руси.

Вече - народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Вира - денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

ВÓТЧИНА - 1. Древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в 10 – 11 вв.(княжеская, боярская, монастырская).

ВОЛХВЫ - название в Древней Руси служителей языческих культов, знахарей, считавшихся чародеями и прорицателями.

Глаголица - одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII-IX вв.
ГРИВНА - денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра в ½ фунта (в 12в. от 51 до 204 грамма – в различных городах). В 15 в. вытеснена рублем, с 16 в. – счетно – денежная единица, равная 10 копейкам (гривенник).

ГРИДИ -в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя, жившие в дворцовых помещениях – гридницах.

Дань - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

ДЕТИНЕЦ - название внутреннего укрепления в русском средневековом городе вокруг резиденции князя или епископа. С 14 в. заменяется термином “кремль”.

ДЕТСКИЕ - младшие члены дружины в Древней Руси. “Детским” мог стать только свободный человек. Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

Династический брак - брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

ДРУЖИНА - вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на “старшую” (наиболее близкие к князю лица – “княжьи мужи”) и “молодшую” (“гриди”, “отроки”, “детские”, “мечники”).

ЖИТЬИ ЛЮДИ ”- слой средних землевладельцев в Новгородской республике.

Закуп - феодально зависимый человек, попадающий в зависимость от феодала за выданную ссуду («купу»).

ИЗГÓЙ - в Древней Руси (11 – 12вв.) лица, вышедшие из своей обычной социальной категории. (Крестьяне, ушедшие из общины или выкупившиеся холопы).

Кириллица - одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

КНЯЗЬ -1. Вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства. 2. Почетный дворянский титул, с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия - порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Летописи - погодные записи событий.

Любечский съезд - съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече - вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
МОНАШЕСТВО (греч.) - социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: “уход от мира”, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

Пашенное земледелие - традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия - система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2-3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение - военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников - воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Племенной союз - тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Политическая раздробленность - процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.

Половцы (кипчаки) - тюркоязычный народ, кочевавший в XI - начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани и разбора судебных дел, позже – сама дань определенного размера.

ПОСАДНИК - 1) Наместник князя в землях Древнерусского государства 10 – 11 вв. 2). Высшая государственная должность в Новгороде в 12 – 15 вв. и Пскове в 14 – начале 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

ПОСАД - 1). В русских княжествах 10 – 16 вв. торгово – промышленные населения вне городских стен, ставшие позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни. 2). В Российской империи – небольшие поселки городского типа.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово – промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торг. пошлины, натуральные и отработочные повинности и пр.). В 1775г. разделены на купечество и мещан.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.

Русская Правда - первый письменный свод законов Древней Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".

3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Рядовичи - люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды – свободные крестьяне-общинники в Древней Руси.

Старейшины - родоплеменная знать.

ТИУН (др.-исландск. – слуга) - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством (11-16вв.). Часть тиунов была несвободна. В «Русской Правде» упоминаются тиун-конюх (вира – 80 гривен.), тиун-огнищанин (вира – 80 гривен.) и тиун сельский (вира – 12 гривен.).

ТРЁХПОЛЬЕ - севооборот с ежегодным чередованием полей и культур. Например, два отводились под злаковые культуры, одно – под пар (т.е не засевалось для восстановления плодородия почвы).

ТРИЗНА (славянское) - часть погребального обряда у восточных славян периода язычества (до11 века). Тризна сопровождалась военными играми, плясками, песнями, пиром. После христианизации сохранилась в виде поминальных песен и пира.

ТЫСЯЦКИЙ - военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины 15 века. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. В городах без веча назначался князьями, должность – наследственная.

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА (УДЕЛЫ ) - составная часть крупных великих княжеств, управлялись членами великокняжеской семьи (12-16 века). В трактовке В.О.Ключевского удел - частная собственность князя, предполагающая выбор наследника. Истоки удельной системы относятся к 1097 году, когда на съезде князей в городе Любече был установлен новый принцип наследования: «каждый да владеет вотчиной своего отца».

Уроки - размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Фреска - форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
ХОЛОПЫ (ст. – слав. – раб) -в 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию

Челядь - домашние рабы.

Язычество (от церк.-слав. «языцы» - народы-иноземцы) - обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

Термины и понятия к разделу «Древняя Русь»

Анты – название объединения славянских племен у византийских и готских писателей (VI-начало VII в.)

Варяги- (норманны, викинги) название участников грабительских походов- выходцев из Скандинавии (датчане, норвежцы, шведы)

Дружина – группа постоянных боевых соратников, друзей князя, профессиональные воины и советники князя (вооруженный конный отряд)

Вервь- древнеславянская община

Мир - крестьянская община. Форма социальной организации

Капище – место идолопоклонства, где справляется языческий культ

Идол – изображение божества

Волхвы и кудесники- жрецы, служители языческих культов

Тризна- обрядовые действия и пиршество в память умершего

Вече- народное собрание общинников (мужчин-воинов)

Челядь- прислуга, рабы

События- многолюдные общеплеменные праздники (от -совместно быть)

Полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя

Отрок, чадь – младшая дружина, рядовые воины

Вои – народное ополчение

Рать – войско

Ратник – воин

Заставы – пограничные крепости

Вира - денежный штраф в пользу князя в древнерусском государстве

Вирник- сборщик штрафов

Глаголица, кириллица – славянские азбуки, созданные Кириллом и Мефодием. (первая не

прижилась)

Гриди- княжеские дружинники, телохранители князя, младшая дружина.

Изгои - в Древней Руси XI-XII вв. крестьяне, порвавшие связи с общиной и не

пользовавшиеся ее покровительством, вольноотпущенные или выкупившиеся

холопы и др. лица.

Летописи- исторические произведения, погодные записи важнейших событий.

Посадник - выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике. Глава

исполнительной власти

Посадские люди (посад) - торгово-промышленное население русских городов (горожане)

несшие повинности в пользу князя (в т.ч. военную службу) и платившие ему

Огнищанин, тиун – управитель в хозяйстве князя

Гардарика - так в Скандинавии называли Русь – т.е страна городов.

Погост - место сбора дани, установила княгиня Ольга

Купа - ссуда (зерном, скотом)

Закуп – (крестьянин зависимый от феодала) –работающий на его поле за купу (ссуду)

Люди - крестьяне-общинники (отсюда -простолюдин)

Вотчина – земля, передающаяся по наследству от отца к сыну (феодальное владение)

Тысяцкий - назначаемый князем или выборный глава городского управления и

предводитель ополчения.

Миниатюра - маленький красочный рисунок

Иго - (ярмо)- угнетение, тяжелая неволя, тягости порабощения.

Ярлык- ханская грамота на право владеть княжеством

Улус - удельное владение хана (сыновей и внуков Чингисхана)

Баскаки - сборщики дани

Золотая Орда - государство монголо-татар

Пайцза - знак власти монгольских чиновников (серебряная или золотая платина, на

которых вырезали повеления хана)

Яса - свод законов, созданный Чингисханом

Выход - выплата дани Золотой Орде

Число - перепись населения Руси монголами для сбора дани.

Основные термины и понятия (16-17 век.)

Аршин – мера длины равная 16 вершкам -71,12 см.

Белые слободы - название поселений, население которых временно освобождались от государственных повинностей.

Вершок – мера длины равная 4,4 см.

Верста - русская путевая мера равная 1066,7 м.

Голова – название военных и административных должностей в России XVI- XVII вв.

Голытьба- нищие бедняки. Бежали на юг к казакам и образовывали голутвенное (пришлое) казачество.

Голутвенное казачество - (голутва –вырубка, расчищенное для обработки поле) – не входило в реестровое казачье войско, не получало никаких доходов, занималось сельским хозяйством.

Городовой приказчик - комендант укрепленного города, начальник гарнизона, позже городничий.

Губа - территориальный округ в России в XVI-XVII вв. во главе с губным старостой.

Губная реформа - проведена в 30-50-е гг. XVI в. по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждениям- органам местного управления в губе. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем вопросами текущего управления.

Гулящие люди – общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей. Жили работой по найму и грабежом.

Драгуны - вид кавалерии, предназначенной для действий в конном и пешем строю.

Думные бояре - участники Боярской Думы, ее первый чин. Кроме них в нее входили окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

Ересь - течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование.

Запорожская Сечь - организация украинских казаков. Располагалась за порогами Днепра в виде вольницы - казачьей республики с сечевой радой во главе с кошевым атаманом.

Засека - оборонительная линия от внешнего врага.

Земщина - основная часть территории России, не включенная в опричнину.

Казачество - вольные люди, служившие в пограничных районах. Создавали самоуправляющие общины- казацкие вольницы с выборным старшиной.

Каперство (голл.- морской разбой)- легальная форма пиратства, нападение вооруженных торговых судов воюющего государства на чужие суда, перевозящие грузы для неприятеля. Использовано Иваном Грозным в Ливонской войне.

Конюший -придворная должность, высший думный чин. Возглавлял Конюшенный приказ.

Копейка - русская разменная монета, введенная в обращение в 1534г., составляла 1/100 рубля.

Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

Мануфактура - крупное предприятие с ручным трудом, разделенным на специальности.

Мелкотоварное производство - труд кустарей, изготовляющих изделия на рынок в своих мастерских, в основном без использования наемной силы.

Московка – московская денга, русская серебряная монета (0,34 г.)

Наймиты - общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и др., нанимавшихся на работу и попадавших в личную зависимость от нанимателя.

Немецкая слобода - место поселения иностранцев в русских городах.

Однодворцы - государственные крестьяне из бывших служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.) до 1840г. имели право владеть крепостными.

Опричь - согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего».

Опричнина - происходит от древнерусского «опричь» , что означает «особый» , «кроме» . 1. Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове. 2. Личный удел Ивана Грозного, где был установлен террористический режим, проводимый опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов.

Парсуна - (от слова персона)- портретная живопись, использовавшая приемы иконописи в написании портретов.

Писцовые книги - сводные описания хозяйства для податного земельного обложения- сошного письма (взыскание налогов с сохи)

Подсуседники - крестьяне и посадские люди, лишившиеся хозяйства. Жили во дворах тяглых людей, помогали им в работе.

Подъячий - служащий в приказах и местных учреждениях (помощник дьяка).

Половники - феодально-зависимые крестьяне, работавшие на феодала, отдавая ему обычно половину урожая.

Полушка – разменная серебряная монета, чеканившаяся с XV в.. Самая мелкая монета Московского государства, равнялась 1/4 копейки, составляла 0,17 г серебра

Поместный приказ – централизованное государственное учреждение. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения земельной собственности, проводил опись земель и перепись населения, сыск беглых крестьян. Центральная судебная инстанция по земельным вопросам.

Приказы- органы центрального управления

Протекционизм - (лат.- защита) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, введения высоких таможенных пошлин и ряда др. мер.

Разбойный приказ – центральное гос. учреждение, занимавшееся сыском и судом по крупным уголовным делам, выступлением крестьян и горожан, контролем губных учреждений.

Разряды - назначение на службу с учетом местничества и с записью в разрядных книгах, которые велись Разрядным приказом, ведавшим делами служилых людей, жалованьем дворян, военным управлением, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.

Раскол - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших реформы Никона. Сторонники раскола - раскольники (старообрядцы) во главе которых выступил протопоп Аввакум.

Рейтары - (нем.- всадники) – тяжелая кавалерия в русской армии в основном из иностранных наемников.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

«Слово и дело государево» - система политического сыска конца XV-XVIII вв.: каждый под страхом смерти обязан донести об известных умыслах против царя, о государственной измене. Доноситель произносил фразу «Слово и дело» и излагал факт. Допросу и пыткам подвергались доноситель и оговоренный.

Соха – единица податного обложения, измерялась количеством рабочей силы, в XV в. – новгородская соха равнялась 3 обжам (обжасошная оглобля, мера земли, вспаханная в день одной лошадью) С середины XVI в. большая соха состояла из нескольких четвертей (400-600га земли).

Стан - административно-территориальная единица. 2-3 стана составляли уезд.

Стрельцы - служилые люди, пехотинцы с огнестрельным оружием, составляли постоянное войско. Набирались из свободного населения, могли заниматься торговлей, ремеслами. Служба стала пожизненной и наследственной с денежным и хлебным жалованьем.

Тамга - государственная пошлина, взимавшаяся за провоз товаров, на который накладывалось особое клеймо- тамга. От этого слова произошло понятие – таможня, учреждение, контролирующее провоз груза через границу и устанавливающее таможенные пошлины.

Удельные земли – доля члена княжеского рода в родовом владении, составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи - удельное княжество: земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797г. из дворцовых земель.

Финифть - вид перегородчатой эмали (в ювелирном искусстве).

Целовальник - должностное лицо, избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Давал клятву (целовал крест)

Четверть - старинная мера земли, равная 40 саженям в длину и 30 в ширину. Сажень 2,134 м.

Особенности общества Древней Руси

В Древней Руси с начала развития государства шло сложение раннефеодального общества. Основную массу населения государства составляли свободные общинники. В Древнерусском государстве земледельческая община была социально-экономической основой общества. Община отвечала перед государством за порядок на свой территории, платила виру за своих членов, распоряжалась землей. Называлась община «вервью», возможно, это слово связано с веревкой, которую использовали для разграничения земельных участков. Общинники платили князю дань за владение землей, с течением времени князь стал восприниматься как владелец всей земли.

Военная добыча оставалась для князя и дружины основным источником доходов, несмотря на то, что они собирали дань с населения. Примечательно при этом, что уже в конце $X$ века стали появляться населенные пункты, занимавшиеся промыслами (пушниной, бортничеством и т.д.) и коневодством. Вероятно, это были целиком княжеские села, потому что промысловые продукты использовались для торговли в Византии, а кони, разумеется, для походов.

Рисунок 1.

Замечание 1

Определенно можно сказать, что специальные поселения для обеспечения княжеского рода и дружины стали появляться с разрастание династии Рюриковичей и, соответствующим ему, увеличением дружин. Боярские владения поначалу появлялись в качестве награды за службу. И все же, свободные общины преобладали приблизительно до $XII$ века.поэтому раннефеодальный характер общества может рассматриваться только как вектор развития.

Разновидности зависимого населения

В селах князей и бояр трудились зависимые люди, холопы, пополнявшиеся военнопленными или разорившимися соплеменниками. Тем не менее, обращение в рабство за долги на том этапе было запрещено. Подневольный труд использовался очень широко, от сельхоз работ до административных должностей – тиунов и огнищан.

В $XII$ веке появилась еще одна категория зависимых – закупы, это люди, продавшие себя в рабство за ссуду. Закуп отрабатывал свой долг, но при этом не терял хозяйство. Положение закупа защищалось законом, его нельзя было обратить в полного холопа. Выплатив долг, закуп мог быть свободным.

Вообще, для общества Древней Руси характерно обилие сложных форм свободы и зависимости, при общем преобладании свободного населения. Это говорит о переходном характере общества.

Политическая организация Древней Руси

Исследователи в большинстве своем характеризуют Древнюю Русь как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял великий князь, являвшийся защитником земли, а также управителем и законодателем.

Особенностью этой формы государственного строя является сохранение некоторых элементов догосударственного периода общества. Эти элементы идут из «военной демократии» и несколько ограничивают власть князя. К числу таких моментов относится вече, особенно сильно укрепившееся в Новгородской земле, а также дружина князя. Дружинники были скорее советниками князя, чем подданными. С ними он обсуждал многие вопросы и не мог не считаться. Наиболее влиятельные дружинники входили в постоянный совет и назывались боярами. Рядовые дружинники назывались «отроками».

Сохранялось вооружение свободных общинников, их участие в военных походах передают летописи. Вообще возможность иметь оружие свободному человеку весьма укрепляла вече.

Власть в Древней Руси передавалась по наследству, но не обязательно от отца к сыну. В сознании всего населения той эпохи Древнерусское государство было владением династии Рюриковичей. Это владение обеспечивалось «лествичной» системой наследования, что означает передачу власти по старшинству. Основой государственной системы Древнерусского государства, таким образом, стал династический сюзеренитет.

Замечание 2

Однако с принятием христианства растет сакральное восприятие личности князя. Это позволяет укрепляться предпосылкам единоличной власти. Политическая форма государства изменялась вместе с событиями истории самой страны. Единство династии позволяло некоторое время сохранять единство государства. На практике это означало, что выделяемые князю земли после его смерти возвращались роду. Но со смерти Ярослава Мудрого единство государства начало рушиться, начинаются раздоры внутри сильно разросшегося рода Рюриковичей.

Для сохранения единства государства и под влиянием внешних факторов с подачи Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече в $1097$ году. На этом съезде были закреплены решения, которые разрушили родовой сюзеренитет. Князья стали владеть каждый своей землей, то есть родовое владение заменилось семейным. Старшинство в роду заменилось политическим единовластием. Стали формироваться микродинастии Рюриковичей. Новые условия вели к становлению вассальных поземельных отношений и, в результате, к окончательной раздробленности государства.

Элементы народной борьбы в Древнерусском государстве

В советской историографии народные движения трактовались только в духе классовой борьбы антифеодального характера. На современном этапе наука признает неоднозначность этих выступлений.

В $1024$ году в Суздальской земле произошло восстание в результате голода. Предводителями восставших смердов были языческие волхвы. Если советские ученые трактовали это восстание как классовый бунт против местной знати, то сейчас некоторые исследователи считают, что нельзя отбрасывать языческий фактор. Согласно языческим традициям племенная знать обеспечивала урожай, потому что обладала определенными сверхъестественными силами. Поэтому волхвы считали, что эта знать просто задерживала урожай. Поэтому убийство здесь уже не акт классовой ненависти, а ритуал.

В $1068$ году произошло восстание в Киеве. Оно было вызвано поражением сыновей Ярослава Мудрого от половцев в ходе битвы на Альте, кроме того, великий князь Изяслав не соглашался вооружать киевлян для защиты. В советской науке это восстание считалось одним из грандиозных городских движений. Фроянов И.Я. считает, что восстание было направлено исключительно против Изяслава, не выполнившего свою прямую обязанность по защите государства. Изгнав Изяслава, киевляне разграбили его имущество, поскольку по племенным представлениям оно было общим добром и в распоряжении князя находилось только на время. Вернувшемуся с помощью польских родичей в $1069$ году Изяславу теперь приходилось учитывать городские настроения.

В следующий раз восстание в Киеве произошло в $1113$ году. Его причиной был экономический и социальный кризис – засилье ростовщиков, ухудшение материального положения населения, а также продолжение усобиц и не пользовавшаяся симпатией политика Святополка. Владимиру Мономаху, сменившему Святополка после его смерти, пришлось принять Устав, регламентирующий деятельность ростовщиков и в некотором смысле защищавший простое население от порабощения.

Замечание 3

Таким образом, можно резюмировать, что народные движения в $XI-XII$ веках были многоплановыми и сочетали в себе языческие, политические и социальные элементы. Это подтверждает тот факт, что русское общество находилось на переходном этапе. При этом необходимо учитывать, что в волнениях усиливался социальный вопрос, то есть они были как бы зеркалом, отражавшим рост неравенства и увеличения количества зависимых людей. Любопытно, что в ходе решения социальных вопросов население сразу же возвращалось к догосударственным методам, используя общинные и языческие обычаи.

Древнерусское государство развивалось с точки зрения культуры, экономики и политики. Феодальные отношения начинали зарождаться. Но в целом общество было еще довольно примитивным. Свободные земледельцы преобладали как с экономической, так и с социальной позиции. Власть князя существовала в рамках вечевого строя, но все же прослеживалась тенденция к усилению единоличного правления. Единоличная власть князя позволяла удержать единство государства. В этом помогало принятие христианства, поскольку в этой религии личность князя становилась сакральной.

Внешнеполитический курс Древнерусского государства, охватывающий период от правления первых русских князей (середина IХ века) до установления монголо-татарского ига в середине XIII века.

Внешняя политика середины IX -середины Х века

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на Византию. Большую известность получил договор между ней и Русью, заключенный князем Олегом (879-911) в 911 году в результате его похода на Константинополь. Он был написан на русском и греческом языках, давал право русским купцам месяц жить за счет греков в византийской столице (однако они должны были ходить по городу без оружия и иметь при себе письменные документы, а также заранее сообщать о своем визите). Договор обеспечил возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на византийских рынках.

В княжение Игоря (912-945) в 944 году договор был вновь подтвержден, но на менее выгодных условиях. Его жена Ольга, правившая после гибели мужа (945-964), поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году она совершила дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство, что, однако, не повлекло за собой массового крещения населения Руси.

Походы Святослава

Перед князем Святославом (964-972) стояла задача защиты Руси от набегов кочевников (печенегов) и прокладывания торгового пути в другие страны. С этими задачами он успешно справился. В своих многочисленных походах Святослав нанес поражение Волжской Булгарии (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме), разгромил давнего врага восточных славян - Хазарский каганат, взял его города Итиль и Саркел. Князь успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, покорив племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов), овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав старался приблизить границы Руси к Византии и включился в 967 году в болгаро-византийский конфликт на стороне Константинополя, однако затем повел борьбу уже против императора Никифора Фоки за Балканский полуостров. Во время этого конфликта князь даже хотел перенести столицу своего государства на Дунай в город Переяславец, куда свозились бы, как он предполагал, блага из разных стран: Византии, Руси, Венгрии, Чехии. Но борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен 100-тысячным греческим войском. С трудом он смог уйти на Русь, заключив с империей договор о ненападении и вернув дунайские земли. По дороге же домой Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан сделал из его черепа чашу, из которой пил на пирах, считая, что так к нему перейдет слава убитого.

Внешняя политика Руси в конце Х-первой половине XII века

При князе Владимире I (980-1015) была решена важнейшая задача: была обеспечена защита русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, с которыми постоянно приходилось сталкиваться. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне на границе со степью был сооружен ряд крепостей.

В 985 году Владимир совершил поход на Хазарию, обложив ее данью, и Булгарию, с которой заключил договор на выгодных условиях.

Главным актом всей политики Владимира стало крещение Руси в 988 году по восточному, греческому обряду. Перед этим он осадил Херсон - центр византийских владений в Крыму. После длительной осады город сдался, князь договорился с императором Василием II о крещении и женитьбе на его сестре Анне. Крестившись сам, князь затем крестил и весь свой народ. Это имело большое международное значение. Русь, отвергнув язычество, стала на равных с другими христианскими странами, укрепила свои связи с Византией.

В 989 и 1000 годах Владимир участвовал в византийских походах против дунайской Болгарии. Во время его правления были заключены договоры с Венгрией, Польшей, Чехией.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Древняя Русь достигла наивысшего могущества. В 1020-е годы Ярослав выступал против польского короля Мешко II. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал у Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1038 году князь совершил поход на ятвягов, в 1040, 1044 годах - на литву. Ярослав, как и Владимир, занимался защитой страны от печенежских набегов. В 1036 году он разбил печенегов, навсегда освободив от них страну.

При Ярославе Русь получила широкое международное признание. С его семьей стремились породниться крупнейшие королевские дома Европы. Сам князь в 1019 году женился на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Дочери Ярослава вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а германский император на его внучке. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, отсюда прозвище сына Всеволода - Владимир Мономах.

В правление последнего (1113-1125) тенденции, ведущие страну к распаду на отдельные княжества, стали необратимы. Однако Владимиру Мономаху еще удавалось удерживать Русь под своей властью. Он успешно боролся с половцами, начавшими свои набеги во времена правления Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. В 1116 году Владимир после очередного похода вынудил их откочевать от русских границ.

В 1110-е годы Мономах поддержал претендента на византийский престол - самозванца Лжедиогена и даже выступил против императора. Он смог завладеть дунайскими землями, которые Византия все же вернула себе. В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались успехом и были закреплены династическим браком: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора.

Сын Мономаха Мстислав Великий (1125-1132) совершил несколько походов на Полоцкое княжество (1127, 1129). Он выслал всех полоцких князей в Византию, посадив туда своего сына Изяслава.

Мстислав ходил и в Прибалтику. В 1130 году он обложил данью чудь, но через год потерпел поражение у Юрьева. Был удачен поход на Литву в 1132 году, однако на обратном пути киевляне были разбиты.

После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества-государства. Начался период феодальной раздробленности.

Борьба с внешней опасностью в XIII веке

XIII стал временем изменения политической карты Европы. В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, была образована Латинская империя. Рыцарские ордена начали экспансию в Прибалтике, угрожая русским границам. Сильнейшую опасность для раздробленной и ослабленной Руси представляло образовавшееся тогда же Монгольское государство.

Монголо-татарское нашествие

В 1206 году правителем монголов стал Чингисхан (1206-1227), объединив их в единое государство. Оно отличалось силой и монолитностью. Монгольская знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских набегов на соседние землевладельческие народы. Монгольское войско было отлично организовано, оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тьмы (тумены), то есть десять тысяч. Основной ударной силой была конница. Также у монголов была хорошо поставлена разведка. Способствовал их завоеваниям и принцип веротерпимости к покоренным народам.

В 1215 году монголы заняли Китай, в 1218 году - Корею, в 1219 начали завоевание Средней Азии, дойдя затем и до Северного Кавказа, где нанесли поражение половцам. Те же обратились за помощью к русским князьям. В 1223 году монголы разбили русских и половцев на р. Калке. Они дошли до Днепра, но в пределы Руси не вступили. Возвращаясь в степь, кочевники предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Булгарию. Они поняли, что вести походы на Русь и ее соседей можно путем организации общемонгольского похода. Его возглавил внук Чингисхана Батый (1227-1255), получивший в наследство территорию, которую сможет завоевать на Западе. В 1236 году монголы подчинили себе Булгарию, в 1237 - кочевников степи. Осенью 1237 года они подошли к русским территориям, перейдя Волгу.

Русь знала об опасности, но страдала от раздробленности. У нее не было единого командования. Укрепления городов не годились для отпора кочевникам. Батый обладал и численным и техническим превосходством.

Первой подверглась атаке монголов Рязань. На шестой день осады она была взята, жители и княжеская семья перебиты. В начале 1238 года кочевники двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. У Коломны они разбили русское войско. Пять дней сопротивлялась Москва, но была сожжена. В феврале был осажден Владимир, захваченный на четвертый день осады. После этого войско Батыя разделилось на отряды, которые подвергли разгрому Северо-Восточную Русь. Полки князя Юрия Всеволодвича сразились с монголами на р. Сити, но безуспешно. Кочевники двинулись на Северо-Запад. Здесь две недели оборонялся Торжок, спасший северо-западную Русь от разграбления. Монголы отступили на юг, чтобы восстановить силы. По дороге они уничтожали города. Семь недель сопротивлялся захватчикам Козельск, прозванный ими «злым городом».

Весной 1239 года Батый разгромил Переяславль Южный, осенью - Черниговское княжество. В 1240 году после длительной осады был взят Киев, в 1241 году - Галицко-Волынское княжество. На территории Руси установилось монголо-татарское иго, просуществовавшее более двухсот лет (1240-1480).

После разгрома Руси Батый двинулся в Европу, разорив Польшу, Венгрию, Чехию, Балканы. Однако в 1242 году монголов постриг ряд неудач, они решили завершить тяжелый поход и вернуться на восток. Русь, в которой завоеватели потратили большую часть сил, по сути, спасла европейские страны от ига.

Борьба с крестоносцами

В начале XIII века прибалтийские народы были язычниками. Сильное влияние на них оказывали соседние русские земли. В согласии с доктриной немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (Натиск на Восток) началось вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси. Его санкционировали римский папа и германский император Фридрих. В крестовом походе приняли участие рыцари северных стран Европы.

Для завоевания земель латышей и эстов был создан Орден меченосцев. Он вел захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 году рыцари высадились в устье Западной Двины и основали в качестве опорного пункта Ригу. В 1219 году датские рыцари захватили часть прибалтийского побережья и основали Ревель (Таллин). В 1224 году крестоносцы взяли Юрьев. Для завоевания Литвы и русских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, в 1236 - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы. В 1237 году из тевтонов и меченосцев был образован Ливонский орден.

Русь, ослабленная борьбой с монголами, была вынуждена воевать и с рыцарями. В 1240 году ситуацией воспользовались шведские феодалы, чей флот высадился у слияния Невы и Ижоры. Шведы рассчитывали захватить Старую Ладогу и Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич со своим войском скрыто подошел к шведскому лагерю, а затем ударил по нему, отрезав шведам путь к отступлению. Победа была полной. Сражение со шведами получила название Невской битвы, сам же Александр получил прозвище Невский. Шведская агрессия была остановлена, Русь сохранила за собой Балтику.

Летом 1240 года ливонцы вместе с датскими и немецкими рыцарями захватили Изборск. В 1241 году ими был взят Псков. Из-за конфликта новгородских бояр и Александра Невского, изгнанного из города, крестоносцы смогли подойти совсем близко к Новгороду. Но вскоре князь возвратился в него. Он освободил захваченные города, а затем перекрыл путь рыцарям, расположив войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года здесь состоялось Ледовое побоище, закончившееся разгромом крестоносцев. В результате этой победы военная мощь Ливонского ордена была ослаблена, а попытка навязать Руси католицизм сорвана. Однако в конце XIII рыцари смогли захватить значительную часть Прибалтики.

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к , так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли , на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - , составленная во времена княжения на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и (1113-1125).