Карьер старая линза. Затопленный карьер старая линза. © Павел Распопов

· 17.05.2014

Текст статьи обновлён: 29.05.2018

Сегодня решил написать очередной рассказ с советом «куда поехать в окрестностях Екатеринбурга, чтобы посмотреть красивые места». В поселке городского типа Шабровский (местные называют его Шабры) вы можете посмотреть заброшенный карьер «Старая линза» и почувствовать себя персонажем художественного фильма «Я – легенда». Данное кинематографическое произведение – одно из моих любимых. Оно начинается с того, что вы погружаетесь в атмосферу города, внезапно оставленного людьми… Если вы решите доехать в Шабры в поход выходного дня, то на своей шкуре испытаете, что значить попасть в пост-апокалипсис…


В разделе «Походы выходного дня» вы уже могли добраться со мной к таким туристическим достопримечательностям Свердловской области, как:

  • Озеро «Тальков камень» в природном парке «Бажовские места».
  • Пещера «Дружба» в национальном парке «Оленьи ручьи».
  • Озеро «Бездонное» в окрестностях города Нижний Тагил.
  • Гора «Волчиха» рядом с Ревдой.
  • Порог «Ревун» близ г. Каменск-Уральский.

В каждом из отчетов я пытался подробно рассказать и показать, как доехать до того или иного туристического объекта, что можно посмотреть там. Давайте не отходить от такого плана и сегодня.

Как добраться к карьеру «Старая линза» в поселке Шабровский

Если вы решите доехать на машине в поход выходного дня к карьеру «Старая линза», то маршрут вашего передвижения будет зависеть от того, в какой части Екатеринбурга вы начинаете свое путешествие. Если вы попадете сюда с западной части мегаполиса, то проще всего выехать на улицу Селькоровская, переходящую в Полевской тракт. Двигаясь по этой трассе, вы доезжаете до автобусной остановки «Полеводство» и сворачиваете налево в строну «Железнодорожная станция «Сысерть» (не путать с одноименным райцентром) и поселка Шабровский. Как добрались до «станции Сысерть», за переездом, сворачиваете направо в Шабры.

Ну, а те, кто добирается в карьер с восточной части города, могут выехать сначала на Челябинский тракт, доехать до Y-образного перекрестка с большими буквами «ЕКАТЕРИНБУРГ» и на нем (перед буквами) свернуть направо в сторону деревни Сидельниково. Проехав метров 500, увидите еще одну развилку, тоже сворачиваете направо и выезжаете в поле. На перекрестке сворачиваете на «Нефтебазу», направо. Едете по этой живописной, петляющей по березовой роще, дороге до уже упомянутой выше ж.д.станции «Сысерть». На въезде сворачиваем влево в сторону Шабров (дорога прямо, через переезд приведет нас на Полевской тракт).

На въезде в поселок Шабровский видите снова перекресток (ул. 50-й пикет и им. Ленина) и переезд.

1. Заброшенный карьер Старая линза. Как доехать. Рядом с этим переездом находится остановка «Шабры», на которой нужно выйти, если вы решили добраться на автобусе. И пройти пешком прямо. Ну, а на машине, сразу едем прямо… Снято на любительскую зеркалку Nikon D5100 и профессиональный зум-объектив для КРОПнутых камер Nikon 17-55mm f/2.8G.

Если вы будете добираться к карьеру на общественном транспорте, то на остановке «Южная» садитесь на автобус и доезжаете до «Шабры». Вот только с номером маршрута у меня заминка. В прошлые годы сюда ходил маршрут №105, но сейчас ДубльГис утверждает, что №9. Вы выйдете у перекрестка, что показан на фото выше и до талькового комбината придется дойти пешком.

Никуда не сворачиваем. Едем прямо. Метров через четыреста, справа, видим проходную завода ОАО «Шабровский тальковый карьер» и стоянку для автомобилей. Машину можно оставить здесь и пешком пройти метров триста до станции «Тальковая», а можете проехать дальше. Обычно, мы доезжаем непосредственно до здания этой остановки электричек и оставляем свой автомобиль рядом.

2. Карьер Старая линза. Как доехать на автомобиле или на автобусе. Небольшой домик слева — железнодорожная станция «Тальковая». Переходим пути напротив него и по тропинке идем к карьеру.

Переходим железную дорогу напротив остановочного пункта и, по тропинке параллельно старому забору Талькового комбината и перпендикулярно станции, проходим сначала через грунтовую дорогу, а потом через узкоколейку.

3. Переходите дорогу и направляетесь по тропинке к карьеру Старая линза. Фото снято прямо напротив ж.д. станции «Тальковая» (она слева за кадром)

Перед тальковым рудником вас встречают признаки Апокалипсиса. Например, вот старая телега, похожая на ту, в которой герои фильма «Кин-цза-цза» пели песню «Мама, мама, что я буду делать?..»

5. Когда будете добираться до карьера «Старая линза» увидите такой вот внеземной транспорт…

За грунтовой дорогой вы увидите одноэтажный ангар, а за узкоколейкой – сам карьер «Старая линза».

6. Вид на заброшенный тальковый карьер «Старая линза»

Координаты GPS для навигатора:

На сегодняшний день у каждого второго туриста есть навигатор на смартфоне. Чтобы было проще добраться на машине, привожу координаты GPS стоянки машин перед главными воротами ОАО «Шабровский тальковый комбинат», где обычно оставляют машину: 56.632668, 60.604423.

Мы, как я уже писал, решили доехать до здания железнодорожной станции «Тальковая». Вот ее координаты GPS: 56.629264, 60.608977. Отсюда переходим железнодорожные пути и по тропинке, вдоль старого забора добираемся до карьера.

Отчет о нашем походе выходного дня в карьер «Старая линза»

Все туристические достопримечательности, описанные мною в разделе «Походы выходного дня из Екатеринбурга», мы посещали по нескольку раз. И в карьер «Старая линза» мы приехали уже на четвертую экскурсию за последние несколько лет. Мне нравится здесь: чистый воздух, старые и ржавые артефакты. Настоящий музей Урала под открытым небом!

Тальк (минерал, используемый в резинотехническом производстве, при изготовлении пластмасс и керамических изделий) является огнеупором. Из него делали кирпичи для металлургических заводов, коих в 18-м веке на Урале были десятки и сотни.

В Шабрах самовольная добыча началась в 1880-х годах, а с 1931-го года здесь открылся комбинат по добыче и переработке минерала. Сначала использовался только ручной труд, затем стали применять специальные механические пилы.

Карьер «Старая линза» вытянулся в длину на 300, в ширину – на сотни, а в глубину – на 80 метров. Чтобы спуститься на дно этой техногенной ямы, нужно пройти немного по серпантину (сторона, параллельная узкоколейной железной дороге).

8. По такому «серпантину» спускаемся в карьер Линза

Здесь вы уже начнете «ахать» от вида «пирамид индейцев Майя с полуострова Юкатан в Мексике». Если почитаете в разделе «Самостоятельные путешествия» мой отчет о поездке на машине в Ушмаль, можете сами убедиться в сходстве этих двух типов техногенных объектов.

10. Наверное, в карьер «Старая линза» добрались тоже индейцы Майя из Мексики…

Потом спуститесь по деревянным лестницам ниже (они довольно крутые, будьте осторожны, если приехали в поход выходного дня вместе с детьми).

Пройдете по «тропинке над пропастью».

12. Шабры. Заброшенный тальковый карье «Старая линза». Слева — обрыв

И начнете материться от восторга! Жаль, что пространство здесь ограничено и фотографировать «Старую линзу» всегда приходится на широком угле, из-за чего трудно передать масштабность этой ямы. Наверное, в следующий раз попробую снять панораму из нескольких кадров, снятых на большем фокусном расстоянии, тогда объемы рудника не потеряются на двумерной плоскости снимка.

Чтобы увидеть подобный пейзаж, сотворенный индейцами Майя, мы отправились в 15-тичасовый полет над Атлантикой в Мексику. А вы можете сэкономить полторы сотни тысяч рублей, если решите доехать к красоте в черте Екатеринбурга…

Раньше я думал, что тальк пилили огромной пилой из фильма ужасов, которую можно увидеть в каждом отчете туристов, побывавших на «Старой линзе». Совсем недавно узнал, что я ошибался: тальковые кирпичи нарезали с применением установки А.М. Столярова, состоящей из 2-х машин с несколькими дисковыми пилами, делающими горизонтальные и вертикальные надрезы. А «бензопилой» прорезали траншеи на дне карьера для отвода грунтовых вод (называется она, к слову, баровым грунторезом, и по запросу в Интернет можно увидеть фотки подобного устройства, используемого в виде прицепного приспособления для трактора).

Вот как выглядит само орудие производства и пыток самостоятельных туристов.

16. Кадр из фильма ужасов «Пила»… Старая линза. Екатеринбург

17. Вот она какая «Дружба»!.. В карьере Линза будет поинтереснее даже, чем у озера Тальков камень в парке Бажовские места

Если вы не боитесь замочить ноги (а раз уж вы решили добраться к карьеру «Старая линза», то почему бы и не пойти на жертвы), то сможете сфотографировать вот такой вот водопад. .

Еще одно мое заблуждение: думал, что добытый минерал, поднимали в небольших вагонетках по такой вот мини-рельсовой дороге (слева на фотографии). Но в других источниках утверждают, что тальк поднимали с помощью кабель-кранов (на подходе к «Старой линзе» мы видели вышку с тележкой, повисшей на тросах), а эти «рельсы» установили для спуска в карьер насосов и труб для откачки воды, когда в 1974 году было принято решение о консервации рудника.

Хотя я и боюсь до чёртиков высоты, все же, не удержался от того, чтобы по ступенькам не забраться на одну из «пирамидальных» стен карьера. В принципе, в сухую погоду особой опасности тут нет, а вот весной и в дождливую погоду, следует проявлять максимальную осторожность, чтобы ваш поход выходного дня не закончился в травмпункте.

20. Если решите забраться на стены карьера Старая линза в поселке Шабры, будьте осторожны, пожалуйста…

Отсюда открывается вид на еще один, самый крупный водопад… Весной, во время таяния снега и подъема грунтовых вод он особенно полноводный.

И на главную достопримечательность Старой линзы – старинный, брутальный, ржавый экскаватор. Но фотографий его вы не увидите, так как меня в этот момент отвлекли царевны… О них, о лягушках-царевнах, можно прочитать в следующей части рассказа. Обратите внимание, что есть еще 2-я часть рассказа — внизу статьи ссылка!!!

Информация о фототехнике, используемой во время похода выходного дня в заброшенный карьер по добыче талька «Старая линза»

Все фотографии в первой главе данного отчета о походе выходного дня в окрестностях Екатеринбурга сняты на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с репортажным объективом 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom. Фото, сфотографированные на солнце, получились такими насыщенными, так как, кроме всего прочего, применялся поляризационный фильтр Pro1 Digital CIRCULAR PL. Его я взял в аренду у друга перед второй самостоятельной поездкой в Китай и Таиланд в этом году и полярик очень помог улучшить качество фотографий при ярком солнце. Вообще, если когда-нибудь дойдут руки писать отчет о нашем путешествии, я отдельно остановлюсь на описании данного полярика, так как наснимал тестовые фотки и видео… Но дату, когда мой отчет появится, сейчас трудно назвать…

Примеры изображений со сравнением действия китайского поляризационного фильтра Kenko и китовым объективом Nikkor 18-55 можно посмотреть в статье и в . Не смотря на разницу в цене в 8 раз, каких-то проблем с падением качества у него я не обнаружил.

Кстати, вот как выглядел карьер «Старая линза» и автор этого блога примерно 22 года назад. Тогда мы еще не знали что такое Интернет, и об этой достопримечательности в Свердловской области знали немногие туристы — было тихо и довольно жутко.

22. Как выглядел карьер «Старая линза» в 1992 году. Ну и автор блога был другим…

Если вы ищите информацию, где еще можно посмотреть красивые места в окрестностях Екатеринбурга, рекомендую посетить упомянутые выше достопримечательности:

Внимание! На новогодние праздники у нас стояли сильные морозы. В карьере разморозило трубы, по которым откачивали воду. Теперь достопримечательность довольно быстро уходит под воду.

Привет дорогие, друзья! Сегодня в статье ждёт прогулка по заброшенному карьеру Старая Линза (Старая — уже не используется, а Линза, потому что имеет линзовидную форму залежей талька)

Давно не виделись, а если быть точным, то с написания статьи о . Спешу исправиться, долго не мог собраться и о чём-нибудь написать, ох уж эта прокрастинация…

Читатели, кто давно со мной уже видели статью в блоге об этом месте. Но она была неинтересная и скучная, поэтому решил переписать и добавить новые фотографии. Тем более представился случай, в новостях прочитал, что карьер затопило водой. Обо всём по порядку читайте ниже!

Почему затапливает?

Возможно, вскоре Старая линза станет затопленным карьером, так как уже упомянул выше, что уходит под воду. А случилось это по причине полного отсутствия электроэнергии в посёлке Шабровский, что позволило насосу откачивающему воду из карьера застыть и сломаться. А теперь, как и вовсе затопило вместе с домом рабочего, который обслуживал и вовсе до лета ничего не сделать. Поэтому многие любители индустриального и просто туризма хлынули сюда чтобы запомнить это место таким, какое оно было.

Ходят слухи, что местная компания УГМК возьмётся за восстановление этого места, поживём, увидим! =)

Первое, на чём бы хотелось остановиться, это на том, как сюда добраться. Для тех, у кого нет автотранспорта, можно добраться на 9 автобусе до посёлка Шабровский. Автобусы ходят аналогично, точно так же как и городские, с интервалом в 15-20 минут. Кстати, недавно город закупил новые зелёные автобусы! =)

Дорога в среднем занимает около 30-40 минут. Доезжаем до конечной остановки, за ней будут железнодорожные пути, они то нам как раз и нужны. Заходим за остановку и идём по путям дальше.

Хоть путь и чистят зимой от снега, но я ни разу не видел, чтобы по путям ездили поезда. Но всё равно не стоит ходить по путям в наушниках, это очень вредно для вашего здоровья! =)

По дороге вы должны пройти этот двухэтажный дом. Если его прошли, значит, вы уже почти близко. Автолюбители могут здесь оставить свой автомобиль и дальше прогуляться пешком.

Ниже представлена карта, как доехать до посёлка Шабровский для автолюбителей. Карту можно приблизить и подробно посмотреть весь путь.

Более подробная карта, имея которую заблудиться у вас точно не получится! Будут вопросы, задавайте в комментариях.

Спуск в карьер лежит по серпантину, где переходы между уровнями соединяются лестницами. Зимой их никто не чистит, на них образуется наледь, поэтому будьте осторожны!

По пути вниз среди деревьев открывается вид на карьер. И своими глазами видно, что в новостях не обманули, и вода действительно начинает затапливать карьер. К счастью, это происходит медленно и вода быстро застывает. Что позволяет спокойно гулять по ещё не затопленному карьеру. Провалиться можно только у краёв, там лёд очень слабый.

Продолжаем спуск вниз. Края тропинки слева у обрыва преграждает небольшое ограждение.

Спустившись на самый низ увидел, что нижний пролёт лестницы буквально вырвало льдом от опор. В этой части карьера вода поднялась примерно на метра полтора.

Первым делом на дне карьера я отправился посмотреть, что случилось с домиком, где жил работник обслуживающий насос, который выкачивает воду. Его затопило почти по самую крышу. Несмотря на такое печальное событие, фотография получилась достаточно интересной.

Решил вернуться, к знаменитой пиле, благодаря которой этот карьер так знаменит, но увы, её уже скрыло. Поэтому публикую вид на юго-восточную часть карьера. В той части встретил пару, мужчина отправился по краю карьера набрать воды из ручья, а женщина ожидала его у вещей.

Она мне рассказала, что её муж чуть не провалился, но успел забраться выше и по краю отправиться до ручья. Как я вам и говорил, лёд у края очень тонкий. Я не стал рисковать, так как приехал сюда один, а с собой у меня был телефон и фотоаппарат с объективами, которые я не хотел потерять.

Пойдём теперь обратно в сторону водопада. Смотрю на этот вид и не понимаю, вода вроде поднялась в этой части на метр, а по деревьям и траве этого не скажешь. Единственное то мне приходит на ум, что вода заливается под лёд и поднимает его. А что вы думаете?

Водопад. По нему видно, что высота льда в этой части достигает уже два-три, если не четыре метра со дна картера. Пока водопад сам себя не затопил, он в окружении камней и льда просто прекрасен!

Ниже на фотографии мы видим небольшую часть экскаватора которая ещё не ушла под лёд. Здесь меня тоже терзали смутные сомнения, что не разобрали ли его под шумок на металлолом? Ведь некоторые металлические детали, которые валяются по всему карьеру остались незатопленными. И моё предыдущее объяснение про то, что вода затекает под лёд и поднимает его более разумное объяснение этому. Детали намного легче экскаватора и они поднимаются не оставаясь на дне, что не скажешь про экскаватор.

На дне карьера пообщался с людьми. Попались как интересные собеседники, так и не очень. Один мужчина учитель, и приехал сюда перед тем как привезти сюда детей в поход. Опасался что не успеет. Парень с девчонкой (назовём их первой парой) отреагировали на меня с видом «что ты до нас докопался», но при этом продолжая мне о чём-то рассказывать. Я постарался поскорей от них отвязаться, но чуть поздней я расскажу вам о них историю, поэтому не переключайтесь.

Ещё молодая пара (вторая пара) оказались очень общительным, что даже предложили мне помочь сфотографироваться на лестнице, которую оторвало льдом от опоры. Правда, я не очень фотогеничен, что решил эту фотографию не выкладывать. 😀 Но, с ними было очень интересно пообщаться.

Что-то я отвлёкся от своего основного рассказа. Так как карьер был не единственным, что хотел посетить в этот день, я решил долго там не задерживаться, по пути наверх сделал ещё пару кадров, чтобы запомнить карьер таким как он был, если всё-таки его затопит полностью.

В северо-западной части карьера лёд слабый и не занесённый снегом. Сверху, он выглядит голубым, что выглядит очень красиво, как море в южных странах. Пожалуй, обойду карьер ещё с одной стороны и пойду по другим делам.

Экскаватор, такой же или почти такой же, как в , где мне удалось побывать внутри. Парень из первой пары, несмотря на то что этот экземпляр полностью заварен, решил поползать по нему. Когда мы проходили мимо с ребятами из второй пары, он как раз забрался на него. Как вдруг мы услышали крики разъярённого охранника, будка которого была недалеко. Мат был настолько отборный, что цитировать его в блоге не буду! 😀

Ещё один живописный вид, который открывается с одного и склонов карьера старая линза. отсюда отрывается просто восхитительная панорама на весь карьер. Как жаль, что с собой не было или хотя бы , можно было разглядывать людей внизу. Кстати, вторая пара вскарабкалась по этому склону до самого верха, отважные ребята! Я дождался их и мы отправились обратно к выходу.

Для пущей наглядности оставлю несколько фотографий, которые были сделаны в 2013 году до затопления карьера. Здесь и хардкорная пила, лестница, дом работника, экскаватор. Отличное сочетание камня, мха и снега придаёт карьеру особую атмосферу ради которой я и посетил это место осенью, как выпал снег.

Широко известный среди туристов заброшенный тальковый карьер в Шабрах «Старая линза» в этом году оказался затоплен.

Если еще неделю назад новым водоемом можно было любоваться с лавочки второго яруса, то уже сейчас там вода. В среднем сейчас вода прибывает по 10 сантиметров в неделю. Уже совсем скоро будет нельзя спуститься, поэтому успевайте делать последние фотографии карьера.

Заброшенный тальковый карьер «Старая линза» был вырыт в монолитной глыбе и представлял собой огромное углубление, напоминающее по форме линзу (отсюда и название).

В декабре 2016 года появилась первая информация о том, что карьер стало подтапливать.
К первому июня 2017 года затоплено примерно 40 метров из 80.

Месторождение талькового камня было известно еще в 80-е годы XIX века. Добывался он исключительно в небольших объемах и кустарным способом.

К 40-м годам ХХ века тальк научились добывать непосредственно из забоя. Благодаря этому «выпилу» сформировались необычные стены карьера, которые сравнивают с Мексиканскими пирамидами.

Время шло, технологии совершенствовались, и в 70-е годы тальк стали добывать более простым способом в соседнем карьере, а «Старую линзу» законсервировали.

Несколько десятилетий руководство Шабровского комбината следило за карьером, работали насосы и сочившиеся подземные воды вовремя откачивали.

Но полгода назад вода начала заполнять известную уральскую достопримечательность.

По дороге на «Старую линзу» мы встретили охранника, который рассказал, что насосы были отключены, а не сломаны, как утверждалось ранее в некоторых источниках. То есть карьер был затоплен не случайно, а запланированно. Неподалеку ведутся новые разработки добычи талька. Откачивать воду из карьера в ближайшее время не планируется.

Мы попробовали связаться с руководством комбината, но там от комментариев отказались, сославшись на то, что это частная собственность и отвечать на наши вопросы они не обязаны.

В администрации поселка Шабры, также не смогли дать внятный комментарий.

А тем временем, удивительный урбанистический памятник Свердловской области превращается в озеро с невероятно-красивой лазурной водой.

На дне озера осталась техника, оказался затопленным домик сторожа, сейчас мы можем видеть лишь крышу, которая поднялась над водой. Возможно, со временем, сюда придут дайверы, и тогда у затопленного карьера в Шабрах появится второй шанс на еще одну туристическую жизнь.

Как добраться

Координаты: Старая Линза

Как доехать:

Едем по трассе Екатеринбург-Полевской. Сворачиваем направо перед указателем пос. Шабры. Далее сразу после железнодорожного переезда еще раз направо. Далее через поселок едем прямо в сторону Шабровского комбината. С правой стороны немного в глубине будет виднеться металлический забор. Это и будет комбинат, на территории которого находится заброшенный карьер «Старая Линза».

Машину можно оставить прямо у ворот. По территории комбината следует пройти около 1,5 км.

Расстояние от центра Екатеринбурга 25 км.