Алалия как вылечить. Алалия что это такое — симптомы у детей, причины и лечение. Принцип лечения сенсорной алалии

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Причины алалии

Причин данного нарушения может быть множество:

  • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
  • Генетическая предрасположенность
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
  • Травмы головы
  • Отравления токсичными веществами

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», « », «дисфазия», «афазия развития», « » и «конституциональная задержка», « », «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+
МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования:
Отоскопия
Аудиометрия
Исследование функции слухового анализатора

  • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом

Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы:
    Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник
    Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
    Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
    Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек
    Логопед просит малыша надуть щеки.
    Надуй щеки как сердитый медвежонок.
    Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка
    Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
    Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла
    Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике
    Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки
    Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко
    Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки
    Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы
    Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки
    Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик
    В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц
    Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает
    Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:

  • Сенсорную.
  • Смешанную.

Сенсорная

Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.

То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.

Сенсорная алалия выражается также в:

  • Расторможенности речи. Ребёнка сложно заставить помолчать.
  • Смешении сходных по произношению звуков.
  • Эхолалии.

У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания - патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.

Для данного вида характерны:

  • Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
  • Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Малый словарный запас.
  • Расстройство внимания.
  • Двигательная расторможенность.
  • Нарушения интеллектуального развития.

Смешанная

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины

Поскольку алалия может возникать на разных этапах развития ребёнка, причины также различны. Так, например, к органическим поражениям речевых центров коры голов. мозга у плода могут приводить:

  • гипоксия;
  • внутриутробная инфекция;
  • угроза выкидыша;
  • сильный токсикоз у матери;
  • механические травмы плода (например, при ударах и падениях беременной);
  • хронические заболевания матери;
  • вирусные заболевания, перенесённые беременной.

Даже если беременность протекала нормально, велик риск травмировать мозг ребёнка при родах, если они преждевременные, скоротечные или затяжные, а также из-за:

  • асфиксии;
  • недоношенности младенца;
  • внутричерепного повреждения;
  • применения акушерских инструментов;
  • человеческого фактора и халатности (если младенца уронили или ударили).

Зачастую, у алалии, возникающей на первом году жизни и далее, обнаруживается несколько причин. То есть не что-то одно, а целая система патологий или факторов влияют на развитие заболевания. Сюда можно отнести:

  • соматические заболевания (как пример, гипотрофия);
  • энцефалит;
  • менингит;
  • предрасположенность к алалии;
  • перенесённые вирусные заболевания (ОРВИ, грипп и пр.);
  • рахит;
  • операции с использованием наркоза;
  • травмы головы;
  • отсутствие нормальной базы для развития (неблагоприятные условия).

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

  • невролог;
  • педиатр;
  • отоларинголог;
  • психолог.

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

  • рентгенографическое исследование;
  • эхоэнцефалографию;

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Наиболее эффективные результаты в лечении алалии показали:

  • Логопедическая коррекция.
  • Массаж.
  • Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия.

Неврологами и логопедами может назначаться и медикаментозная терапия из курса препаратов:

  • Кортексина;
  • Когитума;
  • Гаммалона;
  • Цераксона;
  • витаминов В12 и В15

Однако эффективность лекарственных средств на больных алалией не доказана.

В данном видео ролике профессиональный логопед проводит занятия с ребенком, страдающим моторной алалией:

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

  • стимуляцию речевой активности;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания;
  • логоритмику;

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • электрофорез;
  • Электростимуляция;

Все эти меры направлены на активизацию и стимуляцию речевых зон коры головного мозга.

Клиники в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге есть все необходимые комплексы услуг по лечению алалии. Притом процедуры могут проводиться как в бесплатном стационаре, так и в платных частных клиниках.

В Москве лечение можно получить в таких платных клиниках, как:

  • Добромед;
  • СМ-Клиника;
  • НИАРМЕДИК;
  • ПрофМедПомощь;
  • К+31;
  • Чайка;
  • Семейная;
  • ОРИС;
  • ОНМЕД;
  • Московия;
  • НЕБОЛИТ;
  • и другие;

В среднем, консультация обойдётся в пределах 1000-2000 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге за консультацией можно обратиться в:

  • Институт остеопатии Мохова;
  • Врач+;
  • БалтМед Гавань;
  • Феникс-Мед;
  • Аква-Доктор;
  • Квантум Сатис;
  • Здоровый век;
  • прочие;

Примерная стоимость консультации: до 2 тыс. рублей.

Несмотря на то, что алалия - заболевание, связанное с нарушениями в речевом центре коры головного мозга, оно вполне поддаётся лечению. Если рано диагностировать болезнь и создать все условия, необходимые для нормального развития ребёнка, можно восстановить его речь для нормального состояния.

Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много бесплатных и частных клиник, готовых помочь сделать вашего ребёнка здоровым.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

  • постоянно наблюдаться у гинеколога;
  • внимательно следить за протеканием беременности:
  • принимать витамины и назначаемые лекарства;
  • не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет первое слово. Бывает, что даже близнецы начинают говорить в разное время. Сравнивая своего ребенка с другими детьми, папа и мама начинают переживать, если вместо связной речи у малыша получается невнятный лепет. До 2.5-3 лет, как правило, можно относиться к этому спокойно. Но если ребенок молчит и дальше, «глотает» слова, не способен связать их в предложение, это говорит о задержке речевого развития или даже о наличии алалии – серьезного заболевания. Для коррекции такого состояния требуется помощь логопеда и психолога.

Содержание:

Что такое алалия

Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.

Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причиной заболевания являются:

  • нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
  • состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
  • наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
  • травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
  • наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
  • осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).

Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит , энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.

Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита . Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии . Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.

Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.

Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.

Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.

Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Видео: Как проявляется алалия

Симптомы алалии различных видов

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов. Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Различают следующие виды: моторную и сенсорную. Их проявления связаны с возникновением патологий в совершенно разных речевых центрах мозга. Иногда встречается смешанная форма заболевания.

Видео: Что такое сенсомоторная алалия. Методы лечения

Моторная алалия

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Степени развития

Различают 3 степени развития моторной алалии.

1 степень. Ребенок говорит так, что его понимают только самые близкие люди. При этом они знают, о чем он хочет сказать, понимают его жесты и мимику. Например, 5-летний малыш говорит: «Маина тютю». Это означает «машина поехала». Зачастую он не может выразить словами свои желания, раздражается, если его не понимают.

2 степень. Малыш говорит неотчетливо, но выражает свои мысли так, что окружающие могут его понять. Например, дошкольник показывает на игрушки и говорит: «Кися, мися дась боба?» (кошку и мишку дашь Вове?).

3 степень. Ребенок может говорить предложения, но строит их неправильно. Ему неведомо, как употреблять предлоги, частицы, приставки, но он хорошо понимает, когда его просят показать какой-то предмет или животное на картинке. Такую разновидность алалии не всегда можно распознать на ранней стадии. Родители уверены, что если ребенок их понимает, значит все в порядке, просто он ленится или по-детски «ломает язык». Однако надеяться, что это пройдет с возрастом, не стоит. Нервно-психическое нарушение требует специальной очень кропотливой коррекции.

Как диагностируют алалию такого вида

В случае сомнений в наличии алалии выполняется электроэнцефалография (исследование электрических импульсов, исходящих из различных участков головного мозга), проверяется уровень познаний и навыков маленького человека.

Дополнение: Прежде всего, необходимо убедиться в том, что малыш нормально слышит, что он не страдает тугоухостью.

Сенсорная алалия

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии у ребенка ему ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра вследствие особенностей работы мозга.
  5. В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.
  6. Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Как отличают моторную алалию от сенсорной

Общим симптомом, по которому родители могут заподозрить у своих детей наличие алалии, является отсутствие заметного прогресса в развитии речи и освоении навыков речевого общения после достижения им 3.5-4 лет.

Основные отличия между различными видами заболевания

Отличительные факторы

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Восприятие речи окружающих

Сохранено

Отсутствует

Возрастное понимание смысла слов

Присутствует

Нарушено, может немного улучшаться, если с больным говорят медленно, он следит за артикуляцией и мимикой говорящего

Эхолалия (однообразное повторение услышанных слов)

Отсутствует

Присутствует

Способность к запоминанию и повторению новых слов

Ограничена

Трудности отсутствуют, однако смысла слов больной не понимает

Потребность к общению и выражению своих пожеланий

Ярко выражена

Отсутствует либо очень затруднена

Лечение и коррекция речевой функции

Прогноз заболевания зависит от того, насколько тяжела форма нарушения мозговой деятельности у ребенка. В обследовании и лечении участвуют педиатр, логопед и невропатолог. Систематические занятия с ребенком врачей и родителей должны быть направлены на расширение словарного запаса и освоение грамматического построением фраз.

Как проводят коррекцию при моторной алалии

Коррекция направлено на развитие моторики и артикуляции, а также расширение запаса слов.

Для этого используются игровые приемы, а также специальные упражнения для улучшения подвижности языка и губ. С ребенком необходимо много разговаривать, причем он должен видеть лицо говорящего и повторять его мимические движения. Необходимо всячески расширять его познания об окружающем мире. Специалисты даже рекомендуют учить 5-летнего малыша читать , так как зрительное восприятие у него лучше, чем слуховое.

Чем раньше диагностируются симптомы патологии, раньше начинается коррекция, тем больше шансов на то, что речь восстановится или хотя бы улучшится.

Видео: Занятия с логопедом при алалии

Принцип лечения сенсорной алалии

Исправить такое нарушение речи очень трудно. Нужна кропотливая работа с больным логопеда и психолога, внимательное и деликатное отношение окружающих. Чем в более легкой форме проявляется недуг, чем раньше начинается грамотное лечение, тем прогноз лучше. Можно научить ребенка употреблять простейшие выражения, необходимые ему в повседневной жизни. При этом он сможет на бытовом уровне общаться с людьми, будет лучше понимать, что происходит вокруг.

В ходе лечения алалии различных видов применяется лазеротерапия и водолечение. Кроме логопедического массажа и занятий с логопедом, используется рефлексотерапия, во время которой производится воздействие слабых электрических импульсов на речевые центры мозга.


Под названием «алалия» таится серьезное заболевание, которое поражает организм детей. Оно отображается в полном отсутствии речи или в грубых ее дефектах.

Причиной недуга служит поражение корковых речевых центров головного мозга, которое происходит либо во время внутриутробного развития, либо в первые три года жизни ребенка.

Проявляется болезнь в очень скудном и ограниченном словарном запасе, а иногда, и в полном отсутствии речевых навыков у ребенка соответствующего возраста.

Какие еще симптомы характерны для алалии, что может спровоцировать болезнь, и как с ней бороться, разберемся в статье.

Алалия представляет собой глубокую несформированость речевой функции, спровоцированную повреждениями некоторых отделов ребенка. Заболевание носит системный характер, поскольку нарушаются все компоненты речи – и фонетико-фонематический, и лексико-грамматический. Это значит, что ребенок имеет очень ограниченный словарный запас, и имеющиеся у него слова даются достаточно трудно.

Алалию диагностируют примерно у 1% детей дошкольного возраста. После того, как ребенок пошел в школу этот процент уменьшается еще в половину.

В зависимости от того, какая именно речевая часть мозга была повреждена изначально, различают две разновидности алалии:

  1. Сенсорная алалия. В таком случае ребенку очень тяжело понимать и воспринимать устную , при условии, что со слухом у малыша проблем нет. Это значит, что был поврежден слухоречевой анализатор.
  2. Моторная алалия появляется при нарушениях работы коры головного мозга, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора. В таком случае ребенок отлично понимает информацию, которую говорят окружающие люди, но вот слить знакомые звуки в слоги ему достаточно тяжело. Именно потому, вместо привычных слов он издает нечленораздельное мычание или простые и примитивные звуки.

Среди причин, которые провоцируют заболевание часто выделяют нехватку кислорода ребенку во время внутриутробного развития, заражение беременной различными инфекциями, на поздних сроках, различные угрозы прерывания беременности, хронические соматические заболевания беременной, падения женщины во время вынашивания ребенка, или другие виды травматизации плода в следствие ушиба.

Лечение моторной алалии: прогноз

Во время поставленный диагноз — залог успешного лечения

Для того, чтобы скорее избавиться от моторной алалии, нужно чтобы лечение было комплексным и включало в себя ряд манипуляций.

Обязательно применяется медикаментозная терапия. Как ни крути, причина болезни – повреждение некоторых отделов головного мозга. Чтобы избавиться от заболевания необходимо применение медикаментов. Чаще всего больным назначают: Гаммалон, Когитум, витаминные комплексы, где преобладает витамины В12 и В15.

Очень эффективны сеансы массажа, которые направленны на нормализацию тонуса мускулатуры лица.

Лечение моторной алалии занимает несколько больше времени, чем сенсорного типа заболевания, поэтому родителям нужно набраться терпения и постоянно работать с собственным ребенком для достижения результата.

Результат лечения зависит от степени поражения мозга.

Если она легкой или средней тяжести, то при постоянных занятиях и при условии выполнения всех рекомендаций врача, речь восстановится полностью.

В тяжелых случаях алалии состояние ребенка значительно улучшится.

Сенсорная алалия: особенности лечения

Сенсорная алалия относится к менее изученной форме болезни, которая появляется крайне редко, в следствие поражения левого полушария мозга. Особенность лечения болезни в том, что оно включает в себя несколько этапов.

Прежде всего — это правильная диагностика. Перед тем, как приступить к лечению, очень важно поставить правильный диагноз. Существует достаточно много заболеваний речевого аппарата, нужно определить правильно болезнь, и только потом приступать к ее лечению.

Важны занятия с логопедом, которые производятся систематически. Специалист знает, с помощью каких именно заставить речевые центры работать в нормальном режиме. Но, к выздоровлению ребенка должны приложить руку и родители. Оптимально хотя бы раз в день выполнять рекомендованные упражнения, тогда вы увидите результат значительно быстрее.

Обязателен прием лекарственных препаратов. Обычно такая терапия включает в себя витаминные комплексы, Цераксон, Кортексин. Эти препараты смогут заставить пораженные части мозга работать активнее и восстанавливать свои функции.

Только постоянная, систематическая и продолжительная работа даст плоды. Выздоровление не произойдет за несколько дней, поэтому родителям следует запастись терпением.

Можно ли вылечить алалию?

То, насколько легко вы избавитесь от алалии, во многом зависит от стадии заболевания во время обращения к специалисту. Чем раньше родители вместе с ребенком обратятся за помощью, тем проще и быстрее будет лечение.

Чтобы поставить правильный диагноз, врачу потребуются результаты постоянного изучения анамнеза пациента и изменений в нем. Так лучше всего прослеживается динамика заболевания.

Также необходимы результаты прохождения электроэнцефалограммы и диагностики уровня слуха, которая может производится несколько раз, для получения более точного результата.

Занятия с логопедом — эффективный метод лечения патологии

Специалистом также осуществляется проверка . В некоторых случаях, задержка речевого развития — это следствие общей задержки в развитии ребенка. В раннем возрасте это может быть не очень заметно, но дальше отставание будет прогрессировать.

На основании всех описанных выше манипуляций и осмотра ребенка, ставится соответствующий диагноз, назначается лечение.

Как только диагноз будет поставлен, нужно приступать к лечению. Оно будет включать в себя прием медикаментов и постоянные занятия с логопедом, на которых ребенка научат:

  • Правильно, четко и разборчиво произносить слова, начиная с самых простых
  • Правильно выполнять разные речевые операции
  • Делать артикуляционную гимнастику, в которой задействованы губы, щеки, язык
  • Акцентировать и удерживать внимание на окружающих ребенка предметах

При данных занятиях значительно расширится словарный запас малыша, что влечет за собой еще и общее .

Кроме регулярного посещения врача, важно так же заниматься с ребенком дома. Здесь, среди родных людей и в привычной обстановке, он более расслаблен и открыт. Этим обязательно нужно пользоваться.

Кроме специальной гимнастики, основные моменты которой покажет логопед, важно постоянно разговаривать с ребенком, провоцируя его повторять слова за вами.

Не стоит использовать для этого какие либо трудные или непонятные слова. Называйте предметы, которые вас окружают и просите повторить за вами. Конечно, сначала это будет получаться очень тяжело, но со временем ребенок привыкнет к такой «работе», увидит свои первые успехи и будет стараться еще больше.

Важно, после каждого, даже небольшого успеха хвалить ребенка, возможно, как-то поощрять его.

При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно. Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли.

Помните, алалия это вовсе не приговор, это только болезнь, при которой ребенок нуждается в дополнительных манипуляциях, процедурах и лечении, а так же в любви, заботе и терпении его родителей и близких людей.

Смотрите познавательное видео:

08 Сен 2017 250

  • Когда ребенок начинает говорить предложениями — подробно…

Статья. Алалия в детском возрасте


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из - за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из - за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» - «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» - Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.