Поверхность полушарий была уже исследована на месте. Теперь исследуют основание -мозга, конфигурацию его частей, мягкие мозговые оболочки основания мозга, отмечая их прозрачность или мутность, кровенаполнение, экссудат, который бывает желатинозным, как при туберкулезном базальном менингите с бугорками, серозным или гнойным, как при эпидемическом лепто-менингите, и пр. Внимательно осматривают область хиазмы, обонятельных трактов, сильвиевых борозд, а также артерии: сильвиевой борозды, circulus arte-riosus Willisii, a. basilaris, a. vertebralis и их ветви.
Теперь моз^ кладут основанием книзу и измеряют его линейкой в трех направлениях: сагиттальном (длина), фронтальном (ширина) и вертикальном (толщина) и взвешивают. После этого мозг вскрывают, для чего пользуются различными методами.
При этом нужно преследовать три цели: 1) возможность-полного исследования, 2) возможность сохранения мозга как музейного препарата и 3) возможность последующего гистологического исследования.
Рекомендуется для подробного и точного исследования мозг зафиксировать тотчас же по извлечении в 10% растворе формалина. Для полной фиксации необходимо 8-10 дней, но уже и через сутки он может быть вскрыт с меньшим риском его повредить.
Наиболее простым, доступным при всяких обстоятельствах, не портящим препарата и позволяющим подробно исследовать мозг является способ горизонтального разреза его.
ПО МЕТОДУ ФЛЕКСИГА
Для этого мозг кладут на столик основанием книзу и лобными долями вправо и мозговым ножом Вирхова (рис. 11) или ампутационным, предварительно смочен.-
Рие. 11 Мозговой нож Вирхова.
Рис. 12. Вид поверхности нижней части мозга при разрезе по методу
Флексига
ным водой (чтобы вещество мозга не прилипало к сухому ножу), проводят горизонтальный разрез через оба полушария мозга на два пальца над столом.
Разрез нужно вести иод мозолистым телом непосредственно над червячком мозжечка.
4 Патологоанатомическая техника
Этот разрез не нарушает топографии мозга, открывает боковые и III желудочки и рассекает центральные ганглии (рис. 12).
Подведя левую руку под мозжечок, вскрывают IV желудочек, разрезая червячок в сагиттальном направлении.
После этого исследуют мозжечок, разрезая его полушария горизонтально через зубчатое ядро (nucleus dentatus cerebelli) на верхнюю и нижнюю половины и оставляя их в связи друг с другом.
Для дополнительного исследования делают фронтальные разрезы верхней и нижней половины головного мозга, стволовой части и мозжечка.
Можно исследовать мозг, производя одни вертикальные фронтальные разрезы (без горизонтального) .
Рис. 13. Фронтальные разрезы мозга по^методу Фишера
1-7 (жирные линии)-разрезы мозга; /-bulbus olfactorius, //-n opticus; III-a. oculomotorius; IV-n. trochlearis; V -n. trigemmus; VI- n. abducens, VII-n. iacia-lis, VIII-n. statoacusticus; IX -X-n. glossopharyngeus et vagus, XI- n accessorius;
XII-n. hypoglossus
ПО МЕТОДУ ФИШЕРА
-7 |
Рис. 15. Третий фронтальный разрез по Фишеру.
/-nucleus caudatus; 2- thalamus opticus, 3- capsula interna; -(-.nucleus lenticularis.
1) непосредственно у задних частей обонятельных
луковиц;
2) непосредственно впереди перекреста зрительных
нервов;
3) через титечные тела (corpora mammillaria);
4) непосредственно у варолиева моста, впереди его,
направляя нож несколько назад;
5) через середину варолиева моста;
6} через переднюю часть продолговатого мозга и 7) через середину олив.
ПО МЕТОДУ ПИТРЕ
Нужно предварительно отделить стволовую часть мозга вместе с мозжечком. Для этого укладывают мозг на препаровочном столике основанием кверху. Левой рукой слегка приподнимают стволовую часть мозга с мозжечком и проводят разрез через обе ножки мозга.
Отделив стволовую часть, укладывают мозг основанием книзу так, чтобы затылочные доли были обращены влево, а лобные -вправо, и проводят-шесть параллельных фронтальных разрезов через оба-полушария:
1) параллельно роландовой борозде на 5 см впереди
нее;
2) через задние концы лобных извилин;
3) через передние центральные извилины;
4) через задние центральные извилины;
5) через обе теменные, доли;
6) впереди затылочно-теменной борозды.
Стволовую часть мозга исследуют при этом вместе
с мозжечком поперечными разрезами со стороны варолиева моста и продолговатого мозга.
ПО МЕТОДУ ВИРХОВА
Уложив -головной мозг на препаровочном столике полушариями кверху и затылочными долями к себе, обеими руками, положенными на поверхности полушарий, осторожно раздвигают полушария. При этом становится видным мозолистое тело.
Еще слегка отодвинув кнаружи и влево левое полушарие левой рукой, секционным ножом делают разрез
медиальной поверхности полушария с левой стороны мозолистого тела на рранице с gyrus frontalis. Разрез ведут через мозолистое тело наискось, сверху вниз и несколько кнаружи и проникают в полость левого
Рис. 16. Вскрытие головного мозга по Вирхову (начало). Первый разрез, вскрывающий полость левого желудочка. Пунктирная линия показывает направление последующих разрезов.
бокового желудочка. Продолжив этот разрез кпереди от себя через лобную. долю, открывают передний рог левого желудочка мозга, а продолжив его через затылочную долю к себе открывают задний рог (рис. 16).
После этого еще отодвигают левое полушарие кнаружи влево и осматривают весь левый боковой желудочек и записывают: его величину (на глаз); содержимое, которое в норме - прозрачная, бесцветная жидкость
в незначительном количестве, в патологических случаях ее может быть много, например при отеке, она может быть мутной и густой при гнойном воспалении, кровянистой - при геморрагическом воспалении или это может быть кровь при геморрагии.
Затем, удалив содержимое легкой струей воды, осматривают поверхность желудочка, т. е. эпендиму, которая в норме гладкая, влажная, блестящая, мягкая. В патологических же случаях может быть зернистой, плотной, с кровоизлияниями и пр.
Осмотрев и описав левый желудочек мозга, проводят
новый разрез - продолжая и углубляя предыдущий
в лобной и затылочной долях. В средней же части его
проводят по нижней стенке желудочка несколько кна
ружи от серых узлов наискось под углом 45°, рассекая
левое полушарие кнаружи и вниз до его поверхности,
оставляя нетронутой мягкую мозговую оболочку
(рис. 17).
Этот разрез неполностью отделяет большой кусок мозга, имеющий призматическую форму и отваливающийся кнаружи и влево.
Теперь по середине поверхности разреза этого куска проводят еще продольный разрез, также доходящий до мягкой мозговой оболочки, не пересекая ее. Можно еще провести, если нужно, 2 и 3 таких разреза через части, отделившиеся после предыдущих разрезов.
Так же вскрывают и правый желудочек, проводят такие же разрезы правого полушария. Для этого удобно-повернуть мозг лобными долями к себе, а затылочными долями от себя. Закончив вскрытие правого желудочка, снова приводят мозг в прежнее положение - затылочными долями к себе.
Захватив указательным и большим пальцами левой руки мозолистое тело, слегка приподнимают его и правой рукой со стороны правого бокового желудочка вво-дят нож в межжелудочковое отверстие (foramen Monroi) и из него рассекают мозолистое тело и колонны свода.
Рассеченное мозолистое тело вместе со сводом откидывают кзади, при этом открывается сосудистое сплетение (tela et plexus chorioidei). Описывают его состояние: степень кровенаполнения, степень влажности (отечность), пропитывание гноем и пр. и, захватив его пин-
цетом в передней части, также откидывают его кзади, пересекая вены, идущие из больших серых узлов.
Теперь стала видна шишковидная железа (glandula pinealis). Она лежит над передними бугор-
Рис. ,17. Вскрытие головного мозга по Вирхову (последующий разрез).
Через левое полушарие уже сделаны два разреза; линия со стрелкой показывает направление третьего разреза. Через правое полушарие сделан лишь один разрез; линия со стрелкой показывает направление второго разреза. Мозолистое тело перерезано в области колонн и правой ножки его и откинуто влево. Червячок мозжечка рассечен, полушария его откинуты в стороны, благодаря чему открыт IV желудочек. Через левое полушарие мозжечка сделан первый разрез; черные линии показывают направление такого же разреза правого полушария и добавочных разрезов левого полушария мозжечка. Поперечные черные линии соответствуют местам рассечения серых узлов "основания и стволовой части мозга.
ками четверохолмия в связи со зрительными буграми посредством habenula (уздечки). Записывают ее цвет, величину, измеряя линейкой; вид на разрезе; отделяют и взвешивают. Нормально она красновато-серого цвета, окружена pia mater, у новорожденных состоит из долек. В ткани ее встречаются известковые зернышки (мозговой песок), определяемые осязанием.
Теперь захватывают указательным и большим пальцами левой рукн правую ножку свода, опускающуюся в задний рог правого бокового желудочка, рассекают ее сверху вниз и окидывают вместе с мозолистым телом, сводом и сосудистым сплетением влево.
При этом полностью открываются: поверхность больших серых узлов, III желудочек и поверхность четверохолмия.
Осматривают и осторожно ощупывают, выясняя консистенцию этих образований, и отмечают состояние III желудочка, как это сказано о боковых
После этого можно произвести фронтальные разрезы смоченным водой ножом через серые узлы и прилежащее к ним белое вещество. Для этого нужно подвести левую руку ладонью кверху под основание мозга и над ней рассекать мозг фронтально на ломтики толщиной 0,5 см, слегка приподнимая мозг левой рукой; при этом ломтики легко разделяются и становятся доступными для осмотра поверхности разрезов
Теперь, передвинув левую руку под стволовую часть мозга и под мозжечок и слегка приподнимая их, сагиттальным разрезом рассекают червячок мозжечка но средней линии - полушария мозжечка при этом отходят друг от друга в стороны и" открывается IV желудочек. Осмаривают его и описывают, как и предыдущие.
Этот разрез нужно делать особенно осторожно, чтобы не разрезать дно IV желудочка. Для вскрытия си л ь-в и е в а водопровода также осторожно делают разрез через четверохолмие.
Рассекают каждое полушарие мозжечка пополам с поверхности разреза червячка по средней ветви arboris vitae.
При необходимости можно провести такие же дополнительные разрезы каждой из половин мозжечка.
Наконец, вскрывают стволовую часть мозга фронтальными (поперечными) разрезами. Для этого левой рукой снизу приподнимают ее повыше, чтобы полушария мозжечка разошлись как можно больше в стороны и вниз. Разрезы проводят скальпелем, держа его как писчее перо, возможно круче Этими приемами удается аккуратно провести разрезы четверохолмия с ножками мозга, продолговатого мозга с варолиевым
мостов и через начальную часть спинного мозга, извле-ченного вместе с головным,.не делая излишних повреждений.
Можно вскрыть стволовую часть мозга и со стороны основания мозга. Для этого приводят все части"мозга в исходное положение, что способ Вирхова вполне допускает.
CL |
Рис 18 Разрезы стволовой части мозга.
/, 2, 3- линии разреза, а-б-ось ствола мозга
Обхватив руками оба полушария мозга, осторожно опрокидывают его основанием кверху и делают фронтальные разрезы через ножки мозга, варолиев мост и продолговатый мозг.
Во все время вскрытия мозга тщательно осматривают вещество мозга на разрезах и описывают степень влажности (умеренная, сильная, отечность или сухость), кровенаполнение (гиперемия или анемия). При застое крови она выступает на поверхности разреза в виде точек, легко смываемых (этим они отличаются от кровоизлияний). Далее отмечают цвет коры, узлов и белого вещества, отмечают консистенцию - мягкая или плотней. Отмечают состояние извилин и борозд, толщину коры мозга и мозжечка. Могут встретиться выбухания или западения, размягчения 4 гематомы, кисты,
абсцессы, опухоли, творожистые некрозы и другие изменения.
" Для исследования стволовой части мозга горизонтальный разрез Флексига мало пригоден, так как при нем стволовая часть рассекается под острым углом к ее продольной оси, что нарушает сегментарный порядок. Поэтому для сохранения положения ядер и пучков и последующей правильной ориентации луч-
Рис. 19. То же, что на рис. 18, но разрез сагиттальный
ше делать разрезы головного мозга перпендикулярно к продольной оси (см. рис. 18 и 19) ствола мозга (продолговатого, среднего и промежуточного) .
Этого можно достигнуть, делая три разреза предварительно фиксированного, но не деформированного мозга: I - через границу варолиева моста и продолговатого мозга по направлению к fiss calcarinae; II - параллельно этому разрезу позади corpora mammillaria через ножки мозга к верхней трети fiss parietooccipitale; III-также параллельно этим разрезам впереди хиазмы и позади передних ветвей сильвиевой борозды через передние части зрительных бугров
Мозг можно зафиксировать и до вскрытия черепа, заливая его 10% раствором формалина через сонные артерии. Этот способ можно особенно рекомендовать
для детских трупов, так как мозг детей чрезвычайно нежен и нефиксированный легко распадается.
Гипофиз обычно исследуют отдельно. Записав его конфигурацию, размеры и вес, производят его вскрытие, что рекомендуем делать двумя параллельными разрезами в передне-заднем направлении сбоку от воронки.
Сагиттальный разрез через воронку портит орган тем, что для микроскопического исследования наиболее ценная его средняя часть будет потеряна.
Шишковидная железа (glandula pinealis s. epiphisis cerebri) лежит над передними бугорками четверохолмия под валиком мозолистого тела у задней стенки III желудочка и связана со зрительными буграми ножкой или уздечкой (habenula). Она хорошо открывается при горизонтальном разрезе мозга по Флексигу. У детей она крупнее, чем у взрослых, а у женщин крупнее, чем у мужчин. Инволюция ее наступает уже в семилетнем возрасте. В ее ткани часто присутствуют известковые отложения.
И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ВСКРЫТИЕ ЧЕРЕПА
Труп должен быть положен на стол навзничь, головой к окну, под затылок его подкладывают изголовник.
Прозектор становится против головы трупа спиной к окну и малым секционным ножом, крепко зажатым в ладони, делает разрез покровов черепа до кости. Начиная от основания сосцевидного отростка правой височной кости (за ухом), разрез проводят влево через макушку и заканчивают у основания сосцевидного отростка левой височной кости (за ухом) .
Если волосы длинные, их разделяют, расчесывая назад и вперед, подготавливая поперечным пробором линию разреза.
Если голова лысая или волосы коротки, разрез следует вести через макушку как можно дальше кзади, чтобы при положении в гробу он не был виден.
Этим разрезом кожу головы разделяют на два лоску-та - передний и задний
Отпрепаровав на некотором протяжении передний лоскут с помощью ножа или распатора вместе с апоневрозом и надкостницей от кости, захватывают его края в кулаки обеих рук и, сильно оттягивая лоскут от себя, отделяют от костей черепа до глазниц
1 Этот разрез приходится делать вопреки правилу «резать слева направо и к себе» Здесь нужно резать справа налево, а в левой части головы - и от себя, держа лезвие ножа горизонтально Если резать слева направо, то левая рука прозектора, удерживающая голову за лоб» будет мешать, а движение правой руки будет направлено от себя Поэтому здесь разрез лучше вести справа налево Дойдя до левой стороны ""головы трупа-, прозектор делает левой ногой шаг влево с полуоборотом вправо и тем дает полный доступ правой руке и ножу Движение правой руки при этом будет направлено к себе, а не от себя, что придаст большущ уверенность движению
Если этот прием не удается, прибегают к помощи ножа, оттягивая лоскут на лицо трупа левой рукой.
Таким же образом отделяют задний лоскут, оттягивая его вниз и назад к затылку, до обнажения затылочного бугра.
Передний лоскут отбрасывают на лицо трупа, а задний на заднюю поверхность шеи. Височные мышцы при этом обнажаются и остается нетронутыми.
Для отделения височных мышц нож вводят между костью и мышцей у ее основания, острием книзу, а лезвием к себе.
Рис. 5. Листовая пила.
Для этой цели лучше пользоваться ампутационным ножом (он уже и длиннее), держа его рукоятку в кулаке, обращенном большим пальцем кверху.
Слегка поворачивая лезвие ножа к кости, отрезают мышцы от чешуи височной кости и отворачивают их к уху.
Теперь прозектор становится солевой стороны головы трупа. Захватив прочно передний лоскут кожи в левую руку и ею фиксируя голову, он производит распил черепа дуговой или листовой пилой (рис. 5), держа ее в правой руке. Распил этот идет циркулярно на 1-2 см вы ш е краев глазниц, по бокам идет симметрично через чешуи височных костей и далее через затылочную кость до затылочного бугра, пересекая его.
Распил начинают в лобной области и ведут его вправо и влево, поворачивая- левой рукой голову, удерживаемую за передний лоскут.
Наконец, сильно повернув голову в ту и в другую сторону, распиливают затылочную кость и затылочный бугор, где оба направления распила должны соединиться.
В последнем случае фиксировать голову приходится левой же рукой, но за голый череп, что никогда не дает надежной фиксации, а пила может соскользнуть со сферической поверхности черепа и поранить левую руку.
Рис 6. Краниотом.
Рис 7. Поперечное долото.
Чтобы при распиле костей черепа не повредить мозговые оболочки или даже мозг, распиливают только наружную пластинку костей (lamina externa) до diploe, при этом рука ощущает уменьшение сопротивления под пилой.
Затем, введя в распил краниотом (рис. 6) или долото
(рис. 7), легкими ударами молотка по ним раскалывают
внутреннюю пластинку черепных костей (lamina interna).
Если все сделано правильно, черепная крышка становит
ся подвижной.
Рис 8. Молоток с крючком.
Теперь голову трупа приводят в прежнее положение
(лицом кверху) и, раздвинув долотом края распила лоб
ной кости, вводят в образовавшуюся щель крючок ручки
молотка (рис. 8) или какой-либо другой и отрывают кры
шу черепа от твердой мозговой оболочки. Обычно это
удается без особого усилия.
Если же сопротивление крыши черепа слишком велико, как, например, у всех детей раннего возраста (бывает
и у взрослых вследствие порочных сращений), применять силу не следует, так как можно разорвать мозг. В этом случае черепную крышку снимают вместе с твердой мозговой оболочкой, рассекая ее ножницами по ходу распила черепа и затем отрезая большой серповидный отросток от петушьего гребешка решетчатой кости ножницами
Сняв черепную крышу, осматривают ее и отмечают толщину костей, состояние поверхностей, бороздки от сосудов и ямки oт пахионовых грануляций, швы, у детей и роднички; рассматривая крышу на свет, отмечают наиболее истонченные места и другие особенности.
После этого сагиттальным разрезом скальпелем вскрывают продольный венозный синус (sinus sagittalis superior) и отмечают его содержимое.
Если же твердая мозговая оболочка снята вместе с крышей черепа, то синус вскрывают изнутри у основания серповидного отростка справа или слева
После осмотра снимают твердую мозговую оболочку. Для этого ее захватывают зубчатым пинцетом в складку в области лобных долей мозга и ножницами прорезывают в ней небольшое отверстие с той и с другой стороны. Вводя в сделанное отверстие пуговчатую браншу малых ножниц, разрезают твердую мозговую оболочку по краю распила черепа справа и слева, все время оттягивая ее ножницами от мозга, чтобы не повредить мозг.
Для осмотра внутренней поверхности твердой оболочки ее отворачивают последовательно: правую половину на левое полушарие, а потом левую половину на правое полушарие.
Теперь твердая мозговая оболочка оказывается связанной с черепом только большим серповидным отростком, прикрепленным спереди к петушьему гребешку решетчатой кости, а сзади - к мозжечковому намету.
Для снятия твердой оболочки раздвигают пальцами лобные доли мозга, захватывают левой рукой или пинцетом большой серповидный отросток и отсекают его от петушьего гребешка решетчатой кости отвесно поставленными ножницами.
Если теперь захватить передний край твердой оболочки и потянуть ее к себе и книзу, она легко отделится от
мозга и при сохранении связи с наметом мозжечка оста-нется висеть в затылочной области.
Нередко пахионовы грануляции значительно прорастают твердую оболочку и оказывают сопротивление при ее отделении; тогда нх рассекают ножом; так же поступают и с венами мягкой мозговой оболочки; впадающими в продольный синус,
Рис. 9. Распил черепа, сохраняющий целость лобной кости Пункти
ром обозначен циркулярный распил; сплошной линией - распил, со
храняющий целость лобной кости V
Если имеются прочные сращения твердой оболочки с мягкими, то ее вокруг этих сращений обрезают ножница.-ми, а сращенные части остаются на мягкой оболочке. Так же поступают и в случае дефектов в твердой оболочке, причем края их сохраняют в связи с мягкой оболочкой.
Теперь осматривают мягкие мозговые оболочки, отмечая кровенаполнение их, степень прозрачности, по-_ мутнение, отек, кровоизлияния, наложения, гной, иногда покрывающий мозг наподобие «чепчика», как это наблюдается при гнойном цереброспинальном менингите.
Сращения с корой мозга лучше всего определяют при снятии мягких оболочек с извилин мозга пинцетом, предварительно надрезав их.
Сделав разрезы мозолистого тела над боковыми желудочками, собирают цереброспинальную жидкость в подставленный сосуд или проколом мозолистого тела иглой шприца получают жидкость для бактериологического исследования по правилам бактериологической техники.
Во избежание обозначения распила черепа под кожей лба (после уборки трупа) можно поступить, как показано на рис. 9.
Александр БабаевСамый важный пациент в истории нейробиологии
25 августа 1953 года 27-летний уроженец штата Коннектикут по имени Генри Молисон перенес операцию на головном мозге, чтобы вылечить припадки, от которых он хронически страдал в результате эпилепсии.
Нейрохирург больницы хартфорда Уильям Бичер Сковилл, который ранее выделил области мозга, где возникли судороги Генри, удалил кусок ткани мозга размером с кулак, который включал части как левой, так и правой медиальных височных долей.
В средние века отношение к эпилепсии было двояким. С одной стороны, эпилепсия вызывала страх, как заболевание, не поддающееся лечению, с другой стороны — она нередко ассоциировалась с одержимостью, трансами, наблюдавшимися у святых и пророков. Теологи считают, что некоторые пророки и святые, в том числе св. Валентин, могли страдать эпилепсией.
С этого момента он не мог создавать воспоминания о каких-либо новых событиях, именах, людях, местах или переживаниях. Он также потерял большинство воспоминаний, которые он сформировал в годы, предшествовавшие операции.
Память на 20 секунд
В самом фундаментальном смысле, Генри жил полностью в данный момент.
"В этот момент мне все кажется ясным, но что произошло как раз перед этим?” - сказал он однажды. "Вот что меня беспокоит. Это как проснуться от сна. Я просто не помню."
Хотя он общался с теми же медсестрами и врачами день за днем, каждый раз, когда он видел их, он понятия не имел, что когда-либо встречал их раньше.
Он оставался совершенно умным, проницательным человеком, но не мог удержаться на работе или жить самостоятельно. Без соединительной ткани долговременной памяти его жизнь сократилась до ряда некогерентных, изолированных моментов.
Из этого трагического несчастья пришла непредвиденная выгода.
На протяжении десятилетий нейробиологи внимательно изучали Генри, делая новаторские открытия о формировании памяти на основе его состояния. Он добровольно участвовал в тестировании почти постоянно, и к концу он был широко известен как самый важный пациент в истории неврологии.
Когда он умер в 2008 году, исследователи во главе с Якопо Аннесе из Калифорнийского университета в Сан-Диего заморозили его мозг в желатине и разрезали его на 2,401 ультратонких ломтиков для дальнейших исследований.
В статье, опубликованной сегодня в Nature Communications, они объявили результаты своего анализа. Используя срезы для создания трехмерной микроскопически детализированной модели мозга Генри, они идентифицировали ранее неизвестное повреждение, вызванное операцией, что может пролить дополнительный свет на анатомические структуры, ответственные за память.
Рендеринг 3D-модели мозга Генри команды UC San Diego. Добавлены красные области, удаленные во время его операции 1953 года (видео обсерватории мозга / UC San Diego).
С записями процедуры 1953 года они даже смогли связать определенные анатомические области, которые отсутствовали в Генри, с функциями памяти.
Ранее многие полагали, что таким образом невозможно назначить функции физическим структурам, но уникальный случай Генри открыл новые возможности.
Он был неспособен хранить новую информацию в своей явной памяти - тип памяти, который позволяет нам сознательно запоминать опыт и кусочки новой информации - но мог запоминать кусочки информации в течение очень короткого периода времени (до 20 секунд), что свидетельствует о том, что его кратковременная память была несколько неповрежденной.
Эти тонкие различия заставили ученых различать процедурную память-бессознательную память, которая позволяет нам выполнять двигательные действия, такие как вождение—и явную память.
Кроме того, что Генри не мог формировать новые явные воспоминания, но имел неповрежденные детские воспоминания, подчеркнул разницу между кодированием памяти и извлечением памяти (он все еще мог выполнять последнее, но не первое).
Возможно, самое главное, тот факт, что он пропустил свой гиппокамп, предположил, что структура была критически вовлечена в кодирование долгосрочных явных воспоминаний, но не была необходима для краткосрочной или процедурной памяти.
Фото высокого разрешения кусочка мозга Генри, масштабируемое до микроскопического уровня. (Изображение через обсерваторию мозга / UC Сан-Диего) |
Мозг Генри был сфотографирован еще при жизни, используя и другие методы, но новая модель с высоким разрешением-созданная с данными, взятыми из фотографий тысяч тонких срезов - позволила исследователям углубиться в анатомию мозга и сделать эти виды наблюдений в более тонком масштабе.
Они обнаружили, что некоторые части мозга, которые, как полагают, остались нетронутыми после операции, были фактически удалены. Левая орбитофронтальная кора, например, содержала небольшое повреждение, вероятно, вызванное во время операции.
Кроме того, они обнаружили, что некоторые части левого и правого гиппокампа были фактически неповрежденными, что могло заставить исследователей пересмотреть предыдущие убеждения о роли гиппокампа в разных видах памяти.
Команда UC San Diego также планирует опубликовать бесплатный онлайн "атлас" мозга, состоящий из изображений с высоким разрешением, сделанных из его срезов, доступных для просмотра на масштабируемой платформе Google Maps (одна фотография уже опубликована).
Учитывая, что Оригинальное вскрытие мозга транслировалось в прямом эфире в интернете и привлекло около 400 000 зрителей, кажется вероятным, что в смерти, а также в жизни, экстраординарное состояние Генри очарует многих.
Существуют следующие методы вскрытия головного мозга.
Метол Громова-Вирхова - наиболее распространённый в судебно-медицинской практике, состоит из следующих этапов: сосуды основания мозга, боковые. III и IV желудочки, полушария, подкорковые ядра, мозжечок, стволовой части головного и спинного мозга.
Метол Буяльского (на фиксированном в 10% р-ре или свежем мозге) - этим методом чаще пользуются при патолого-анатомическом вскрытии. Мозг располагается основанием вниз и лобными долями вправо. Производится один горизонтальный разрез через оба полушария на 2 пальца над стволом. Этим одним сплошным разрезом вскрываются боковые и третий желудочек, а также подкорковые ядра. Затем вскрывается IV желудочек, мозжечок, средний и продолговатый мозг.
Метод Фишера - со стороны основания мозга делается 7 фронтальных разрезов: непосредственно у задних частей обонятельных луковиц, впереди перекреста зрительных нервов, через коленчатые тела, впереди Варолиева моста, через середину Варолиева моста, через переднюю чость продолговатого мозга, через середину олив.
Метод Питре - отделяется стволовая часть мозга вместе с мозжечком по ножкам мозга и вскрывается отдельно общепринятым методом. Затем мозг располагается основанием вниз и разрезы проводят через оба полушария на следующих уровнях: впереди лобных извилин, через задние концы лобных извилин (на 5 см кпереди и параллельно Ролландовой борозде), через передние центральные извилины, через задние центральные извилины, через обе теменные доли, на 1 см кпереди от затылочно-теменной борозды.
Метод Грехова-Науменко - особенно рекомендуется при травматических повреждениях мозга. Производится 3 главных разреза. Первым разрезом отсекается стволовая часть мозга по ножках мозга. Второй главный разрез производят поперёк мозга через оба полушария на уровне серого бугра. Параллельно второму главному разрезу производятся ещё 4 дополнительных. Третий главный разрез производят для исследования угла отделённой стволовой части мозга, его производят через мозжечок и середину Варолиева моста. Параллельно 3-му главному делается дополнительно ещё 2 маленьких разреза.
БИЛЕТ №32
1. Секционная диагностика и механизм смерти от кровопотери. Классификация
шока в судебно-медицинском отношении, механизм смерти в зависимости от вида
шока, секционная и лабораторная диагностика.
Причины смерти при механической травме делятся на две группы: непосредственная причина, когда смерть наступает вслед за травмой, и от осложнений, прямо связанных с травмой, когда смерть наступает в различное время после ее получения. Кровопотеря относится к непосредственным причинам смерти.
Кровопотеря. Может быть наружной и внутренней. Смертельной является утрата 40- 50% крови, однако смерть может наступить и от потери меньшего ее количества. Диагностика проводится с учетом таких признаков, как бледность кожных покровов и слизистых, отсутствие или слабая выраженность трупных пятен, малокровие внутренних органов, которые выглядят глинистыми, сухими.
Помимо обильной кровопотери смерть может наступить от острой кровопотери при
ранениях крупных кровеносных сосудов, что приводит к резкому падению артериального
давления. В таких случаях достаточно потери 1 л крови для наступления смерти. Тогда
вышеуказанные признаки не отмечаются, а можно учитывать появление кровоизлияний
под эндокардом в виде полосчатых пятен (пятна Минакова) от падения артериального
давления. ;
Шок - тяжелое состояние организма, обусловленное в основном расстройством деятельности сердечно-сосудистой системы. Помимо травматического или геморрагического шока, возникающего от механической травмы, различают ожоговый, анафилактический, септический шок. Секционная диагностика шока в основном складывается из оценки клинических данных, если имеется история болезни, а также из общих морфологических проявлений, выявляемых при исследовании трупа. Это малокровие в полостях сердца и крупных сосудах, микротромбы и полнокровие капилляров внутренних органов, признаки так называемых «шоковых» почек и легких, также связанных с тяжелым расстройством в сосудистой системе.
2. Установление половой зрелости у лиц мужского и женского пола. Инкриминация
половых преступлений по ст. УК РФ.
Экспертиза производительной способности сводится к установлению способности к половому сношению, к оплодотворению у мужчин и зачатию у женщин.
Способность к половому сношению является поводом для назначения экспертизы при изнасиловании женщины, не жившей до этого половой жизнью, при алиментных делах, когда ссылаются на импотенцию. Такое состояние бывает при некоторых нервно-психических, эндокринных, инфекционных, венерических, некоторых соматических заболеваниях, при болезнях половых органов. Иногда причиной импотенции является алкоголизм или наркомания, механические препятствия. Обычно только это и отмечается при осмотре экспертом. У женщин препятствием к половому сношению может быть вагинизм - судорожное сокращение мышц влагалища при сильной боли или повышенной чувствительности от прикосновения, а также порок развития или рубцовые изменения в области входа во влагалище.
Эта диагностика требует квалифицированного профессионального обследования с участием специалистов, иногда при стационарном наблюдении с использованием лабораторных методов исследования.
Для установления способности мужчины к оплодотворению необходимо исследование его семенной жидкости, которая должна быть получена в экспертном учреждении, передана сразу в судебно-биологическую лабораторию с гарантией отсутствия внешнего воздействия на сперму.
Причиной утраты способности к оплодотворению может быть также недоразвитие половых органов различные заболевания, например, воспаление придатков яичка (чаще всего гонорейное); другие эндокринные болезни, нарушающие выделение спермы или изменяющие ее качество; рубцовые изменения, особенно матки после аборта. В одних случаях это приводит к асперматизму (отсутствию спермы), в других - к азоспермии (отсутствии в сперме сперматозоидов) или к некроспермии (наличии в сперме мертвых
неподвижных сперматозоидов), в третьих - к олигоспермии (незначительному количеству сперматозоидов в сперме) или астеноспермии (наличию патологических форм сперматозоидов). Однако, помимо анализа спермы, необходимо клиническое обследование свидетельствуемого и консультация специалистов. Если экспертиза устанавливает неспособность к половому сношению, оплодотворению или зачатию, то следует определить причину этою и связь с нанесенным вредом здоровью.
Причиной неспособности к зачатию женщин являются воспалительные заболевания, охватывающие область внутренних половых органов, и аборты, особенно криминальные.
В группу половых преступлений входят преступные деяния, приведенные в главе 18 УК РФ: изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста; развратные действия (ст. 135 УК РФ).
Похожая информация.
Некоторые уже поставили такой опыт на себе и назвали свою систему биохакингом.
В Кремниевой долине богачи-интеллектуалы голодают и пьют пачками таблетки, чтобы хакнуть (вскрыть) дремлющие возможности своего тела, стать более здоровыми и счастливыми. Символом этого движения стал наш человек в Америке Сергей Фаге . Ему 32 года, он учился в США, основал несколько технологических компаний. По его словам, он «последние 4-5 лет занимается биохакингом тела и разума с помощью логики и научного подхода». Как он это делает: «Я оптимизировал сон, питание и тренировки, прошёл через тысячи тестов, принял десятки разных препаратов и сотни добавок, работал вместе с великолепными врачами, медитировал более тысячи раз, ходил к психотерапевту - и потратил на всё это 200 тыс. долларов».
На днях Фаге выступил с новым манифестом, в котором ратует за «вскрытие» мозга: без допингов интеллекта мы все обречены стать неудачниками, лузерами, людьми второго сорта. «Я считаю, что с современного биохакинга начнётся разделение человечества на два совершенно отдельных вида, - искренне пишет С. Фаге. - Рулить всем будут улучшенные «постлюди» (скорее всего, из технологических сообществ Кремниевой долины и Китая). О «людях предыдущей версии», скорее всего, будут неплохо заботиться, но повлиять на происходящее в мире они уже никогда не смогут… Через 50 лет всем этим миром будут владеть те, кто принимает допинг сегодня. Это очевидно. Усиливайте интеллект или останетесь на обочине истории».
Допинг - это что?
В представлении Сергея Фаге это: правильное употребление всяких разрешённых и запрещённых препаратов (см. инфографику); использование секса как инструмента биохакинга; получение интеллектуального преимущества в переговорах с помощью бета-блокаторов и тестостерона; введение себя в так называемый кетоз (для этого нужно 70-80% калорий получать из жиров и не есть углеводов). Ещё можно есть специально разработанное питание с отвратительным вкусом стоимостью 3000 долларов в месяц.
Секс - инструмент биохакинга интеллекта, он позитивно влияет на нейрогенез и нейропластичность. «Проблема секса в том, что его реально проблемно искать, - сознаётся Фаге. - На поиск партнёра уходит много времени, и зачастую впустую. Мастурбация по каким-то причинам не даёт того же положительного эффекта. На меня работают менеджеры из модельной индустрии, которые организуют для меня свидания или секс (я плачу, они занимаются логистикой)».
С. Фаге живёт в Кремниевой долине. Именно здесь придумали главные социальные сети, но его позиция по отношению к ним однозначна: безжалостно истребить их из жизни. «Главное, удалить соцсети, оповещения и новостные медиа - это вампиры, которые высасывают наше время и энергию. Каждый раз, когда оповещение, телефонный звонок или видео на YouTube отвлекает нас, наши нейронные сети перестраиваются. Нам становится проще отвлечься, а концентрироваться - сложнее. Мы становимся зависимыми от этих вещей. Более глупыми. Современные технологии и медиа специально сделаны так, чтобы мы на них подсели».
Можно, но не нужно
«Есть более надёжные способы улучшить интеллект и другие функции мозга, - рассказывает профессор, директор Института когнитивных нейронаук ВШЭ Василий Ключарёв . - Например, мы этим занимаемся с помощью электростимуляции. После неё реально улучшается скорость выполнения мозгом различных операций. Но так происходит у людей, у которых в этом плане есть проблемы. Если интеллект уже работает хорошо, сделать из него сверхмозг не получится. Мозг пластичен, однако его функции можно улучшать лишь до предназначенного ему природой уровня. Если же его разгонять с помощью различных средств, то без негативных последствий не обойдётся. В науке о мозге много открытий, часто они порождают оптимизм, их начинают активно внедрять. Но потом выясняется, что это имеет побочные нежелательные эффекты. Сегодня некоторые люди увлекаются этим, но они производят подобные манипуляции на свой страх и риск. К мозгу и психологии нужно подходить аккуратно, осторожно, их очень легко разбалансировать. Из мозга, как и из машины, нельзя выжать больше, чем в неё заложено».