Детские зубные протезы на передние зубы. Виды зубных протезов для детей. К несъемным детским зубным протезам относятся

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда у ребенка по тем или иным причинам отсутствует молочный зуб. Казалось бы, «все в порядке» и нет причин для волнений, однако, стоматологи считают иначе, и вот почему.


Зачем нужно протезировать молочные зубы?

Дело в том, что у каждого молочного зуба есть определенный возраст, достигнув которого он выпадает, а на смену ему вырастает постоянный зуб. При этом корешки молочных зубов рассасываются, а на их месте начинают прорезываться корни постоянных зубов.

Если же так случилось, что детский стоматолог удалил ребенку молочный зуб или несколько зубов по необходимости, например в результате запущенного кариеса, то отсутствие даже одного зуба может привести к различным неприятным последствиям, таким как:

  • - хаотичный рост зубов в результате того, что на место отсутствующего зуба встают моляры или резцы, а для коренных зубов не хватает места;
  • дефекты прикуса;
  • проблемы с дикцией, особенно это опасно в возрасте 5-6 лет; - повышенные нагрузки на оставшиеся зубы;
  • проблемы с полноценным пережевыванием пищи;
  • психологический дискомфорт, проявляющийся в том, что ребенок начинает стесняться своей «дырявой» улыбки;
  • деформация височно-нижнечелюстного сустава.

Ниже, для наглядности, мы приведем схему среднестатистических сроков прорезывания постоянных зубов у детей.

Из рисунка видно, что молочные зубы, как правило, начинают выпадать примерно к 6-7-летнему возрасту ребенка, так как в этот период происходит активный рост и формируется скелет.


Чтобы не допустить в дальнейшем проблем с постоянными зубами и для их правильного формирования томатологи рекомендуют родителям своевременно проводить протезирование молочных зубов у детей

Показаниями для протезирования зубов у маленьких детей являются:

  • сильно разрушенные молочные зубы из-за кариеса, флюороза, если поставить обычную пломбу нет возможности; - когда зубы сильно шатаются, при периодонтите, что чревато их выпадению;
  • когда зуб выпал в результате ушиба, удара или другой травмы;
  • когда молочные зубы имеют различные патологии эмали (гипоплазия и др.) и косметические дефекты. Однако в случаях, указанных в списке ниже, протезировать молочные зубы противопоказано:
  • при различных стрессах, в том числе при недавних конфликтах с родителями, родственниками;
  • при плохой гигиене ротовой полости;
  • при острых формах различных заболеваний
  • при ярко выраженных воспалительных процессах в ротовой полости;
  • после лучевой терапии.

Какие функции должны выполнять детские зубные протезы. Виды протезов для детей.

Прежде всего, детские протезы должны обеспечить правильный рост и развитие зубов, равномерную жевательную нагрузку, правильное формирование речи и прикуса у ребенка, иметь достаточно простую конструкцию, за которой ребенок сможет без труда самостоятельно ухаживать, а также быть достаточно комфортными при ношении.

Детские зубные протезы в зависимости от того, какие функции они выполняют, разделяют на – профилактические, лечебные и фиксирующие. Они бывают съемными, которые используются чаще, и несъемными.

Виды съемных протезов для детей

Несъемные детские протезы

К данной группе относят протезы, которые восстанавливают частично разрушенные зубы со здоровыми корнями.

К несъемным детским зубным протезам относятся:


Вкладки служат для восстановления зубов при поражении кариесом, либо при повышенной склонности зубов к стираемости (к примеру, при бруксизме у детей). Вкладка представляет собой пломбу, которая закрепляется в полости зуба цементом, она полностью восстанавливает форму зуба. Чаще всего в детском возрасте травмируются или разрушаются верхние резцы и первые постоянные моляры. Для восстановления анатомической формы данных зубов с успехом используют вкладки, которые могут выполняться из различных материалов: пластмассы, металлических сплавов, комбинированных материалов (металл-керамика, металл-пластмасса, металл-цемент), фарфора (в основном их используют для подростков).

Штифтовые вкладки применяют при сильном разрушении коронки зуба, частичном разрушении корня зуба, а также в случае, когда необходимо удалять нерв из зуба. Для изготовления штифтов используют металлы: сплавы на основе соединений хрома и никеля, а также золота и платины. Коронки для зубов делают из керамики или фарфора. Стоит отметить, что данный способ протезирования у детей в виду его травматичности для зубных каналов, используют крайне редко, только при невозможности применения других способов.

- Коронки, которыми покрывают зубы, при их разрушении кариесом, либо при поломке зубной коронки. Коронки у детей ставят лишь в том случае, когда дефекты на зубах нельзя восстановить пломбами или вкладками. Для замещения жевательных зубов используют коронки из медицинской стали. Для передних зубов применяют металлические коронки, покрытые различными облицовочными материалами: пластмассой, металлокерамикой либо фарфором. При замещении двух или более рядом стоящих зубов применяют спаянные коронки.

- Strip-коронки – съемные прозрачные колпачки из акрила или фотокомпозитов, которые крепятся на зуб при помощи композитных материалов. Акриловые колпачки заполняют композитым материалом максимально близким по цвету к эмали зубов. Зубы под Strip-коронки требуют предварительной обточки. Использование коронок данного вида у детей показано при достаточно больших областях поражения фронтальных зубов кариесом, при патологиях эмали (гипоплазии), а также при врожденных пороках в развитии передних резцов и клыков. Срок службы Strip-коронки составляет порядка 5 лет, причем при выпадении молочного зуба также выпадает и Strip-коронка.

- Несъемные профилактические аппараты. Они служат для предотвращения смещения зубов при ранней потере молочных зубов и как следствие, препятствуют возникновению дальнейших деформаций челюсти. В конструкции таких аппаратов различают 3 части: фиксирующую, состоящую из кольца и коронки; промежуточную с искуственным зубом и распорную часть, имеющую небную либо окклюзивную накладку, которая опирается на коронку. Несъемные профилактические аппараты применяют на боковых зубах и на фронтальных.


Этапы протезирования молочных зубов и сроки эксплуатации детских протезов.

Для проведения протезирования ребенку должна пройти минимум неделя с того момента, как ему удалили молочный зуб и нужно,чтобы полностью затянулась лунка. При осмотре ребенка перед началом протезирования врач проводит полную диагностику, делает рентген, пролечивает и подготавливает зубы и каналы к протезированию. Затем специалист снимает слепки с челюстей для изготовления будущего протеза, максимально соответсвующему по форме зубному ряду ребенка. Также подбирается цвет эмали в соответсвии со шкалой Вита и затем в лаборатории изготавливают сам протез. Перед установкой протеза обязательно проводится подготовка зубов: их очищают от налета и зубного камня. Далее производится примерка и при необходимости корректировка ортопедической конструкции. При этом учитывается возможность ребенка принимать пищу с установленным протезом легко и удобно, а также удобство при разговоре. При проведении протезирования используют местную анестезию.

Сроки ношения детских протезов зависят от типа конструкции и их предназначения. Со временными съемными конструкциями дети ходят как правило 6-8 месяцев, иногда по показаниям бывает достаточно и 3-4-х месяцев, а в некоторых случаях протезы приходится носить больше года. Несъемные протезы носят вплоть до смены молочных зубов на постоянные.

Как ребенку правильно ухаживать за зубами.

С самого раннего возраста ребенку нужно показывать и рассказывать, как правильно ухаживать за зубами, чтобы в дальнейшем избежать проблем со здоровьем и сократить походы к стоматологу.

Родителям следует также следить, чтобы ребенок тщательно и почаще мыл руки, так как из-за грязных рук, которые дети тянут в рот, особенно в период, когда режутся постоянные или молочные зубы, происходит размножение бактерий и как результат появляются различные заболевания зубов и ротовой полости.

Для каждого возраста ребенка существуют различные виды зубных паст и щеток. Категорически запрещается пользоваться ребенку зубной щеткой и пастой родителей, поскольку бактерии и инфекции могут перейти к ребенку, а взрослые зубные пасты имеют сильную концентрацию, которая может быть вредна для ребенка.

В составе зубных паст для детей содержится очень мало абразивных частиц, поэтому при чистке такие пасты не травмируют молочные зубы. Мятные зубные пасты, которые так нравятся взрослым, у детей чаще всего могут вызывать рвотный рефлекс, поэтому детские зубные пасты чаще всего делают с фруктовым или шоколадным вкусом, при этом в составе таких паст только безвредные ароматизаторы.

Стоит отметить, что зубные пасты бывают гигиенического, лечебного и лечебно-профилактического действия.

Важно отметить, что зубные пасты, содержащие фтор могут быть противопоказаны детям, если ребенок принимает фторсодержащие препараты, питьевая вода дополнительно фторируется и при признаках флюороза.

При выборе зубных паст с абразивными веществами нужно обязательно смотреть на упаковке количество единиц RDA, чтобы не повредить эмаль. Такими более щадящими абразивными пастами(на основе частиц диоксида кремния или титана) для детей являются зубные пасты марок «Oral-B», «Lacalut», «Colgate» и «Дракоша».

В зубных пастах марок «Новый жемчуг» и «Мое солнышко» в качестве абразивных частиц используются бикарбонат натрия (пищевая сода) либо бикарбонат кальция (мел), которые могут нанести вред эмали.

При таких заболеваниях как гингивит, пародонтит, стоматит детям рекомендовано использование зубных паст с антибактериальными веществами: хлоргексидин, триклозан, метронидазол. При этом покупать такие зубные пасты нужно только после консультации детского стоматолога.

Для маленьких деток выбирайте щетку с мягкой щетиной, для детей постарше- со средней жесткостью щетины.

Чтобы процесс ухода за зубами не был скучным, превратите его в игру, в которой ненавязчиво вы сможете показать ребенку основные движения щетки для эффективной чистки зубов. Зубную щетку выбирайте вместе с ребенком, чтобы она ему понравилась и во время чистки зубов была удобной. Объясните ребенку, что во время ежедневной чистки с зубов удаляется налет и частички пищи, из-за которых в зубах могут появиться дырочки и тогда уже нельзя будет есть сладости, а придется пойти к стоматологу.

Если пораженный кариесом зуб не пролечить вовремя, то инфекция может пойти вглубь зуба и привести к различным заболеваниям ротовой полости и всего организма, например к проблемам с горлом, желудком и с кишечником.

Надеемся, что используя приведенные выше рекомендации по выбору зубной щетки и пасты, помогут сохранить зубы вашего ребенка здоровыми и крепкими, а установленный вовремя протез обеспечит правильное формирование и рост как молочных, так и постоянных зубов у ребенка.

Детские зубные протезы: фото до и после

Результат в нашей клинике

    Детские зубные протезы

Кариес, врожденные зубочелюстные аномалии, травмы – это лишь малая толика причин, вследствие которых детям приходится протезировать зубы. Порой без установки зубных протезов под угрозой оказывается нормальное развитие детского организма. Именно по этой причине протезирование зубов у детей – крайне важная отрасль современной стоматологии, которой уделяется особое внимание.

Ввиду того, что детский зубочелюстной аппарат сформирован еще не в полной мере, а ткани зубов и слизистая оболочка ротовой полости рта очень нежные и чувствительные, зубные конструкции, предназначенные для детей, должны отличаться максимальной простотой и атравматичностью, к тому же, они не должны становиться помехой росту зубных дуг и челюстей. Как правило, ортопедические конструкции устанавливаются на конкретный период, и через определенное время им необходима замена.

По своему назначению детские протезы могут быть:

  • лечебными – восстанавливающими морфологические и функциональные нарушения зубов;
  • профилактическими – предупреждающими аномалии и деформации развития зубов и челюстей;
  • фиксирующими – предназначенными для того, чтобы фиксировать зубные конструкции, ортодонтические аппараты, лечебные и прокладочные материалы.

Помимо этого, зубные протезы для детей бывают постоянными и временными, а также несъемными и съемными. Так, в детском протезировании широко применяют:

  • Коронки . Их ставят при кариесе и частичном разрушении зубов. При установке коронок нужно следить за тем, чтобы они заходили за края десен. В ходе проведения препарации зуба пульпа должна сохраниться, а обточку следует осуществлять по обычной методике.
  • Пластинчатые съемные конструкции . Их применяют, если отсутствует несколько зубов. А если необходимы расширение челюсти и ортодонтические исправления расположения зубов, то используются раздвижные пластиночные конструкции.

Следует отметить, что самый оптимальный вариант протезирования детских зубов – съемное протезирование. Объясняется это просто: зубочелюстной аппарат у детей активно растёт, поэтому и зубным конструкциям, создаваемым для них, требуется регулярная замена.

Многие скажут, что эта процедура является ненужной, однако они серьезно ошибаются, ведь если ее не проводить, то с постоянными зубами могут возникнуть серьезные проблемы. Сильно разрушенные молочные зубы протезируют коронками (металло-композитными либо металлическими – если зубы жевательные, металло-композитными – если зубы фронтальные). Если молочные зубы были рано удалены, то изготавливаются съемные пластины с искусственными зубами. Вкладки, штифты, а также мостовидные протезы при протезировании молочных зубов не используются, – только пластиночные протезы и коронки.

Многие справедливо интересуются стоимостью услуги протезирования зубов . В нашей стоматологической клинике сочетаются отличное качество, гарантируемое наличием новейшего оборудования и квалифицированных специалистов, и вполне приемлемая цена.

Если вам необходимо провести протезирование зубов детям, то мы всегда ждем вас!

Занятие №13

I . Тема: Детское з убное протезирование.

II .Цель: Получить знания о функционально-морфологических нарушениях челюстно-лицевой области при ранней потере зубов, ознакомиться с методами протетического лечения в детском возрасте.

При изучении данной темы студент должен:

Знать: этиологию ранней потери зубов в детском возрасте; функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов; осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

Уметь: применять клинические методы исследования для определения показаний к протезированию; применять специальные методы исследования для определения показаний к протезированию; составлять комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

Владеть : навыками диагностики адентии и принципами ее лечения

Ш.Вопросы входного контроля.

    причины ранней потери зубов у детей;

    клинические проявления дефектов зубных дуг у детей;

    деформации зубных дуг при раннем удалении временных зубов, первых постоянных моляров;

    функциональные нарушения при удалении зубов у детей;

    замещение дефектов коронок временных и постоянных зубов у детей;

    замещение дефектов зубных дуг у детей;

    особенности зубного протезирования у детей.

IV . Содержание занятия:

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей является значительной, меняется с возрастом и достигает 69,6% и выше (Ф.Я. Хорошилкина, 2010).

Диагностика адентии

При осмотре полости рта выявляется локальный дефект в зубном ряду. Разновидность адентии уточняется на рентгенограмме.

Провести анализ функциональных нарушений довольно сложно по причине изменяющегося состояния зубочелюстной системы. Для их оценки применяются статистические и динамические методы исследования, используемые при характеристике этой функции у взрослых.

Классификации дефектов зубных рядов у детей .

При диагностике дефектов зубных у детей клиницисты пользуются классификацией Кеннеди.

Клиника адентии

Многие считают, что дефекты зубных рядов могут явиться результатом первичной адентии. Первичная адентия – редкое явление, причиной такой адентии являются врожденные заболевания и пороки развития челюстно-лицевой области. Так, ангидротическая эктодермальная дисплазия проявляется такими признаками, как скудное оволосение, сухость кожи, отсутствие отдельных (частичная адентия), либо всех зубов (полная адентия).

Часто встречается первичная частичная адентия. Причиной адентии может стать гибель зачатка зуба. Интересно отметить, что дефекты зубных дуг при этом не симметричны.

При врожденных несращениях верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, как правило, отсутствуют вторые и реже – центральные резцы.

Общепризнано, что основной причиной вторичной адентии являются осложнения кариеса, одного из самых распространённых заболеваний детского и взрослого населения. В результате формируются дефекты зубных дуг протяженностью до трех и более зубов.

Преждевременная потеря временных зубов требует конкретного определения. Рекомендуют считать потерю временного зуба преждевременной и приводящей к нарушению развития зубочелюстной системы в том случае, если она происходит раньше, чем за один год до физиологической смены. Достоверность диагностики преждевременной потери временных зубов во многом зависит от установленных сроков прорезывания постоянных зубов. В этой связи представляют интерес сроки прорезывания постоянных зубов, установленные исследованиями в разные годы в регионах страны.

Нередко причиной адентии становится травматическое повреждение челюстно-лицевой области в результате падения во время активного отдыха, дорожно-транспортного происшествия. При травме повреждается фронтальная группа зубов, особенно при аномалии их положения.

Внешних симптомов при частичной адентии и фиксированной высоте прикуса может не быть. При отсутствии всей фронтальной группы зубов западает губа.

При удалении верхних временных резцов замедляется рост переднего отдела верхней челюсти. Под давлением языка происходит вестибулярный наклон и зубоальвеолярное удлинение в области нижних резцов. Передний отдел нижней челюсти беспрепятственно растет кпереди, что приводит к формированию мезиальной окклюзии. При потере передних зубов становится нечетким произношение отдельных звуков, формируется инфантильный тип глотания.

Адентия в боковых отделах, отсутствие контакта зубных дуг приводят к уменьшению межальвеолярного расстояния и снижению высоты нижней трети лица (Рис.). Неравномерное распределение жевательного давления приводит к перегрузке фронтальных зубов, снижается жевательная эффективность. Дефицит физиологического раздражения "беззубых" участков челюстей при жевании способствует нарушению парности и сроков прорезывания постоянных зубов, ретенции постоянных зубов в результате образования глубокого костного рубца, мешающего своевременному их прорезыванию, нежелательному внутрикостному перемещению зачатков постоянных зубов и возникновению аномалий положения отдельных зубов. Возможность прокладывания языка в области дефектов зубной дуги оценивают как «вредную привычку». При этом нарушается физиологическое равновесие между отдельными группами мышц, между экзо- и эндосилами, воздействующими на зубные ряды. Зубоальвеолярное удлинение и мезиальное смещение зубов, изменение формы и размеров зубных дуг приводит к деформации окклюзионной кривой и альвеолярного отростка. Нарушение процесса становления высоты прикуса и ее последующее уменьшение приводят к аномалиям окклюзии, нарушению объема движений в височно-нижнечелюстных суставах вокруг сагиттальной и трансверзальной осей.

В случае потери постоянных зубов у детей сопровождается атрофией альвеолярного отростка в области удаленных зубов, нежелательным перемещением и поворотом вокруг продольной оси зубов, граничащих с дефектом зубной дуги, смещением средней линии зубной дуги в сторону удаленного зуба. Нарушение фиссурно-бугоркового контакта с зубами-антагонистами приводит к снижению высоты прикуса, жевательной эффективности, приобретает стойкий характер, приводит к функциональной перегрузке фронтальных зубов.

Таким образом, формирование дефектов зубных рядов вследствие ранней потери зубов относится к факторам риска развития вторичной деформации зубочелюстной системы (Рис.), внутрикостного смещения зачатков постоянных зубов, изменения положения прорезывающихся постоянных зубов, недоразвития альвеолярного отростка в соответствующем участке челюсти, изменения тонуса сосудов пародонта, деформации альвеолярных отростков, укорочения и сужения зубных дуг, а также вынужденного смещения нижней челюсти во время жевания, нарушения взаимоотношений элементов височно-нижнечелюстного суставов. Степень деформации зубных дуг и окклюзии зависят от продолжительности времени с момента удаления зуба.

Эффективность замещения дефектов зубных дуг у детей зависит от своевременности проводимых мероприятий. Однако, из-за недостаточности материальной базы детских стоматологических поликлиник и соответствующих специалистов ортопедическая помощь детям оказывается с опозданием или не проводится совсем.

Реабилитация пациентов, которым зубопротезирование своевременно не было проведено, существенно усложняется. При лечении детей с дефектами зубных дуг и сформированной вторичной зубочелюстной деформацией следует проводить ортопедическое и ортодонтическое лечение одновременно, либо начинать лечение с устранения вторичной зубочелюстной деформации.

Показаниями к зубному протезированию у детей являются :

    Кариозное разрушение временных и постоянных зубов.

    Повышенная стираемость эмали временных и постоянных зубов.

    Гипоплазия эмали.

    Ранняя потеря временных и постоянных зубов.

    Адентия частичная или полная.

    Ретенция зубов.

    Дефекты верхней зубной дуги, обусловленные одно- и двусторонним сквозным несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба.

    Дефекты альвеолярного отростка и нёба при врожденной патологии развития или вследствие воспалительных, травматических или др. повреждений челюстей.

    Своевременное протезирование предупреждает развитие зубочелюстных деформаций.

Показания к зубочелюстному протезированию уточняют с помощью рентгенологического исследования альвеолярного отростка, компьютерной томографии, ортопантомографии, либо обзорной рентгенографии челюстей. Оценивают положение и степень развития зачатков, наличие для них места в зубном ряду, а также возможность его сохранения или создания.

Устранение дефектов зубного ряда у детей имеет свои особенности, связанные с продолжающимся ростом челюстных костей и возрастной спецификой анатомического строения зубов. Данное обстоятельство исключает механический перенос принципов конструирования зубных протезов из взрослой ортопедической стоматологии в практику лечения детей. Применение зубных протезов у детей направлено на восстановление жевательной эффективности, предупреждение зубочелюстных деформаций. Наряду с общепринятыми требованиями к зубным протезам, они должны быть простыми в изготовлении и применении, не препятствовать росту и развитию зубочелюстной системы. Анатомическую целостность коронок зубов у детей по показаниям восстанавливают вкладкой, одиночной коронкой, штифтовой конструкцией. Применение вкладок и штифтовых конструкций у детей требует от специалиста соблюдение всех общепринятых правил изготовления этих конструкций.

Одиночные коронки

В случае преждевременного разрушения коронок зубов у детей применяют коронки, восстанавливающие их анатомическую форму и функциональную полноценность. При подготовке к изготовлению восстановительных коронок у детей важное значение придают принципу щадящего препарирования с минимальной травмой твёрдых тканей зуба. По этой причине перспективно применение тонкостенных коронок, изготовление которых, исходя из высокой приспособляемости пародонта и быстрой адаптации всех звеньев зубочелюстной системы ребёнка к разобщению прикуса (сустав, связки, жевательные мышцы, периодонт), возможно без обработки твёрдых тканей зуба. При использовании восстановительных коронок у детей необходимо исключить травму десневого края и не доводить край коронки до уровня десны.

Дефекты зубных дуг замещают несъемными и съемными конструкциями. На выбор конструкции зубного протеза влияют топографоанатомические взаимоотношения между временными зубами и зачатками постоянных, периодичность и активность роста челюстных костей.

Несъёмные зубные протезы с двусторонней фиксацией для замещения дефекта зубной дуги у детей неприемлемы из-за возможной задержки роста зубоальвеолярной дуги.

Применение несъёмных мостовидных протезов у детей ограничивает различная степень формирования корней опорных зубов и пониженная устойчивость их пародонта к функциональной нагрузке. Использование несъёмных протезов, не препятствующих развитию зубочелюстной системы, у детей не отвергается. Этому требованию отвечают раздвижные мостовидные протезы, но они имеют сложную конструкцию, их изготовление требует специальной подготовки зубного техника и соответствующую материально-техническую базу. Распорка межзубная – несъемный профилактический протез, предотвращающий смещение зубов в сторону дефекта зубного ряда, применяется при ранней потере временных вторых моляров. Состоит из фиксирующего кольца или коронки, укрепляемой на опорном зубе и промежуточной части П-образной формы, изготовленной из ортодонтической проволоки диаметром 1,0 мм.

Для рационального зубного протезирования детей следует помнить, что после прорезывания постоянных зубов в 13-14 лет продолжает изменяться форма зубных дуг. Увеличивается ширина зубной дуги при одновременном её укорочении, в связи с чем допустимо использование несъёмных протезов в боковых участках зубных дуг с 12-13 летнего возраста, а во фронтальном участке – не ранее 15-16лет.

Протезирование дефектов зубных дуг съёмными протезами.

При замещении дефекта зубной дуги IV класса по Кеннеди передние зубы можно установить "на приточке", либо на «искусственной десне».

При множественной адентии и недоразвитии альвеолярного отростка фиксация и стабилизация частичного съемного пластиночного протеза достигаются за счет несъемных коронок с припаянными ретенционными элементами.

Рис. . Состояние при двустороннем врожденном несращении верхней губы, альвеолярного отростка и нёба: а – первичная адентия верхних постоянных резцов, вторичная адентия временных клыков, аплазия межчелюстной кости, б – конструкция зубного протеза, в – улыбка пациента.

При множественной адентии с целью обеспечения нормального развития зубочелюстной системы оправданно начинать ортопедическое лечение съёмными протезами с 2,5-3,0 летнего возраста.

В зависимости от активности роста челюстей и плана лечения протез подлежит замене через 0,5-1 год. При первых признаках прорезывания постоянных зубов искусственные стачиваются.

При замещении дефекта зубной дуги в боковом участке (III класс по Кеннеди), зубы устанавливают на искусственной десне. Между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхностью базиса оставляют пространство глубиной до 1,0 мм, для возможности роста альвеолярного отростка и апикального базиса в трансверсальном направлении. Край искусственной десны в области переходной складки закругляют и утолщают в виде валика, вызывающего во время функции слабое натяжение слизистой оболочки и надкостницы, что способствует росту костной ткани альвеолярной кости, апикального базиса. Заднюю границу базиса заканчивают позади последних моляров по границе твердого и мягкого нёба (линия «А»). Для фиксации и стабилизации съемных протезов используют гнутые проволочные кламмера. Частичные съемные пластиночные протезы такой конструкции подлежат замене через 6 мес.-1 год. Для передачи жевательного давления на альвеолярный отросток с целью стимуляции прорезывания ретинированных зубов повышают прикус на искусственных зубах.

Отдельные исследователи предлагают при съёмном протезировании в детском возрасте избегать кламмерной фиксации протеза (Т.В. Шарова, Г.И. Рогожников,1991) и применять их только на период адаптации детей к протезу в течение 10-12 дней. Конструктивной особенностью съёмных бескламмерных протезов является создание в базисе условий для обеспечения беспрепятственного оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. С помощью съёмного протезирования восполняется недостаток физиологического раздражения, необходимого для роста челюстных костей, своевременного прорезывания и правильной взаимной установки в центральной окклюзии постоянных зубов, а также нормализации высоты прикуса. Считается недоступной гиперкоррекция высоты прикуса на «беззубых» участках челюсти, так как это способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, внутрикостное развитие которых еще не завершилось. Края базиса частичного съёмного протеза изготавливают утолщёнными, захватывая последний зуб противоположной стороны дефекта. С вестибулярной поверхности базис не должен перекрывать альвеолярный отросток. Для лучшей фиксации дистальный край протеза на верхней челюсти не должен доводиться до линии «А».

Для фиксации съемных протезов у детей можно использовать кламмеры Адамса, телескопические коронки, вестибулярные дуги как в переднем, так и в боковых участках зубных дуг. Для равномерного распределения силы жевательного давления на нижней челюсти рекомендуют увеличивать площадь протезного ложа и уменьшать окклюзионную поверхность в области боковых искусственных зубов. В зависимости от расположения и протяженности дефектов зубных дуг частичные съемные пластиночные протезы могут включать один и боле зубов.

Часто в съёмных протезах у детей применяют постановку зубов «на приточке». Клиницисты советуют при выборе конструкции зубного протеза учитывать возраст ребёнка, причину, вызывающую формирование дефекта, его протяженность, состояние рядом расположенных зубов и антагонистов, а также характер прикуса. При сочетании потери зубов с зубочелюстными аномалиями базис съемного протеза можно использовать для укрепления ортодонтических приспособлений, таких как ретракционные вестибулярные дуги, пружины, винты, наклонные плоскости, окклюзионные накладки. В связи с продолжающимся ростом зубочелюстной системы следует периодически заменять протез. К клиническим критериям, свидетельствующим о целесообразности замены ортопедического аппарата, относят ухудшение его фиксации. Рекомендуют менять или перебазировать съёмные протезы в период временного прикуса через каждые 6-8 месяцев, смешанного – 8-10 месяцев, а у детей 11-15 лет – через 1,0-1,5 года.

Учитывая, что давление, оказываемое губой на альвеолярный отросток во время глотания и речи так же, как и искусственная десна могут задержать рост челюсти, целесообразно применять устройство (Рис.), включающее нёбную пластинку с искусственными резцами (2), поставленными по ортогнатическому соотношению с антагонистами (13), винт (5), кламмеры (6,7). При этом нёбная пластинка разделена на передний (1) и боковые (3,4) сегменты, которые при расширении винта Бертони (5) перемещаются отдельно друг от друга в сагиттальном и трансверзальном направлениях. А в области дефекта зубного ряда по гребню альвеолярного отростка с передним сегментом соединен губной щит (8), отодвигающий губы (9, 10) от поверхности десны на 1,0-2,0 мм. Щит устраняет западение верхней губы, нормализует смыкание губ. Свободный край губного щита закруглен, повторяет контуры переходной складки, обходит уздечку верхней губы и слизистые тяжи и продолжается до уровня расположения первых временных моляров. При смыкании губ натягиваются мягкие ткани в области основания альвеолярного отростка (11), вследствие чего активизируется рост переднего отдела верхней челюсти, постоянные резцы (12) прорезываются в правильном положении. Увеличение размеров апикального базиса исключает возможность рецидива деформации верхней зубной дуги.

Рис. Устройство с искусственными зубами для предупреждения верхней микрогнатии при раннем удалении временных резцов: а – вид снизу, б – вид сбоку.

V .Вопросы текущего контроля:

    Этиология ранней потери зубов в детском возрасте;

    Функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов;

    Осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

    Клинические методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Специальные методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

VI .Литература: Основная:

    Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Лекции по ортодонтии преподавателей кафедры детской стоматологии КГМА

Дополнительная:

    Бушан М. Г., Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М. Справочник по ортодонтии. – Кишинев, 1990 г.

    Белякова С. В., Фролова Л. Е. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска. – Стоматология, 1995, №5, с. 72-75.

    Виноградова Т. П. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1987 г.

    Герасимов С.Н. Несъемная ортодонтическая техника. – Н.Новгород, 2002.

    Давыдов Б. Н. Аномалии и деформации лицевого скелета у больных с расщелинами верхней губы и нёба. – Тверь: Изд.-во Твер. гос. мед. акад., 1999.

    Калвелис Д. А. Ортодонтия. – Элиста: АОЗТ "Эсен", 1994 .

    Косырева Т. Ф. Оценка морфо – функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы и ортодонтические мероприятия в медицинской реабилитации детей и подростков с врождённой полной односторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: Автореф. дис. …доктора мед.наук. – Санкт-Петербург, 2000.

    Руководство по ортодонтии // под ред. Хорошилкиной Ф. Я.– М.: Медицина, 1999.

    Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Френкель К., Фальк "Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий". – М.: Медицина, 1987

    Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. – М.: Медицина. – 1982.

    Хорошилкина Ф. Л., Гранчук Г. Н., Постолаки П. И. Ортодонтия и ортопедическое лечение аномалий прикуса обусловленных врожденным несращением челюстно-лицевой области. – Кишинев, 1989.

    Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Диагностика и комплексное лечение при зубочелюстно-лицевых аномалиях, сочетающихся с врождённым несращением верхней губы, альвеолярного отростка, нёба. – Санкт-Петербург: Б.и., 2001. – 285 с.

    Шмудт, Холдгрейв. Практическая ортодонтия. М.: Медицина, 2000.

    Шульженко В. И., Верапатвелян А. Ф. Ортопедическая протракция верхней челюсти при мезиальном прикусе, обусловленном одно- и двухсторонним сквозным несращением губы и нёба. // В кн.: Материалы 2-го Международного симпозиума. Актуальные вопросы черепно-лицевой хирургии и нейропатологии. – М, 1998. – с.124-125.

    Шульженко В. И., Аюпова Ф.С., Верапатвелян А. Ф. Система комплексной реабилитации детей и подростков с врожденным несращением губы и нёба на кафедре ДСО и ЧЛХ. // В кн.: Новые технологии в стоматологии. – Краснодар, 2004. – с.173-179.

Детское протезирование зубов - сравнительно молодое направление в стоматологии. Долгие годы считалось, что эта процедура в отношении молочных зубов не только нецелесообразна, но и противопоказана, поскольку задерживает развитие челюсти. При этом не учитывалось много факторов, таких важных для ребенка, как нарушение дикции, развитие аномального прикуса, деформация зубного ряда и формирование специфических вредных привычек.

Но со временем все же было доказано, что протезирование молочных зубов у детей необходимо. Оно не только решает определенные проблемы, но и оказывает положительное воздействие на всю зубочелюстную систему.

Протезированием молочных зубов занимается врач-ортодонт. Современные зубные протезы для детей изготавливаются из специальных материалов, полностью безопасных для детского здоровья. Они не мешают развитию челюсти. Но в связи с тем, что у ребенка кости лицевого отдела черепа находятся в процессе роста, зубные протезы служат не более года, после чего заменяются новыми. И так до момента прорезывания постоянных зубов.

Показания для протезирования

Основными показаниями к процедуре являются:

  • глубокий кариес с осложненным течением;
  • флюороз в эрозивной или деструктивной форме;
  • периодонтит;
  • грубая механическая травма коронки зуба, в результате чего на ней появился серьезный скол;
  • новообразования в ротовой полости;
  • различные врожденные патологии, в том числе и первичная адентия (отсутствие зуба);
  • косметические изъяны фронтальных зубов, приносящие ребенку чувство психологического дискомфорта.

И все же у некоторых родителей сформировалось стойкое мнение, что нет надобности протезировать молочные зубы, так как они все равно выпадут. Это не так. Отсутствие даже одного зуба может негативно сказаться на всей зубочелюстной системе ребенка, не говоря уже о нескольких сразу.

Виды зубных протезов для детей

Существует два типа зубных протезов, которые используются в детской практике: съемные и несъемные.

Несъемные конструкции для детей устанавливаются в случаях потери одного-двух зубов. Они представляют собой распорки, цель которых предупредить смещение соседних зубных единиц.

Съемные протезы в виде пластинки с искусственными зубами, выполненными из высококачественных материалов, рекомендуется ставить, если в ряду отсутствуют три зуба и более. Изготавливают их в зуботехнической лаборатории по индивидуальному слепку. В некоторых случаях они могут быть дополнительно оснащены особыми ортодонтическими элементами для исправления прикуса.

Материалы, используемые в изготовлении детских зубных протезов

Сегодня в детской стоматологии для изготовления протезов используются несколько видов материалов.

  • Нейлон . Конструкции из него отличаются особой мягкостью, поэтому не травмируют десны. Материал гипоаллергенный. Но используется только для базы. Искусственные моляры и резцы изготавливаются из пластмассы.
  • Акрил . Этот материал используется довольно редко из-за высокого риска вызвать аллергическую реакцию. Но при отсутствии противопоказаний акрил отлично подходит для восстановления зуба, поскольку является дешевым и в то же время прочным материалом.
  • Acry-Free . Совершенно новый материал - акрон, который совсем недавно начал применяться в детской стоматологии. Он отличается хорошей гипоаллергенностью, мягкий и полностью безопасный для ребенка.

Особенности детского протезирования

Благодаря современным технологиям протезирование молочных зубов у детей - быстрый и безболезненный процесс. Все материалы, из которых изготавливаются конструкции, отличаются легкостью и повышенной устойчивостью к различным механическим повреждениям и химическому воздействию. Крепятся они преимущественно с помощью специальных приспособлений - кламмеров - белых крючков в форме дуги. Изредка для протезирования используется специальный клеевой состав.

Бывает так, что ребенок слишком рано потерял молочный зуб, или чего хуже - не вырос постоянный. Чем опасна такая ситуация? Ни много, ни мало – «всего лишь» функциональными, эстетическими и фонетическими нарушениями зубного ряда.

Именно для предотвращения аномалий прикуса и сохранения психологического комфорта используются детские зубные протезы.

Детское протезирование зубов – весьма молодое направление стоматологии. Еще в советское время считалось, что протезирование молочных зубов является несущественным и даже противопоказанным. Якобы это влечет за собой задержку развития челюсти.

Благо, современные специалисты доказали, что можно и нужно создавать такие конструкции, которые не только поспособствуют росту костной ткани, но и окажут положительное воздействие на всю зубочелюстную систему.

Причины отсутствия зубов у ребенка

Почему ребенок может потерять зуб? Причин здесь несколько:

  • кариес и его осложнения, которые не поддаются консервативному лечению – 57% всех случаев;
  • сильная механическая травма коронки – 32%;
  • первичная адентия, вызванная гибелью зубных зачатков в период внутриутробного развития или вследствие других причин – 6%;
  • новообразования на тканях ротовой полости – 2%;
  • ретенция (непрорезывание зуба при наличии его зачатка) – 1,5 %;
  • острые инфекционные заболевания организма – 1,5%.

Протезирование зубов у детей: кому и зачем?

Отсутствие даже одного резца или моляра приводит к целому набору различных нарушений в организме.

Во-первых, зубы, особенно фронтальные, участвуют в звукообразовании, формируют эстетику лица.

Во-вторых, быстрый рост ребенка и увеличение массы тела требует полноценного усвоения всех питательных веществ. А некачественное пережевывание пищи этому уж точно не способствует.

В-третьих, не нужно забывать, что от целостности зубного ряда зависит здоровье жевательных мышц, пародонта, альвеолярных отростков, височно-нижнечелюстного сустава.

Польза зубного протезирования для детей

Протезирование молочных и постоянных зубов выполняет ряд важнейших функций:

  • восстанавливает жевательную функцию;
  • улучшает эстетику улыбки, устраняя стеснение и комплексы ребенка по поводу своей внешности;
  • сохраняет нормальную речь;
  • предотвращает смещение соседних зубов за счет удержания места в зубном ряду;
  • особые пластинчатые конструкции стимулируют рост челюсти и прорезывание постоянных зубов;
  • в некоторых случаях удается одновременно решить проблему коррекции прикуса.

А если зуб не потерян, но значительно поврежден? Целесообразно ли протезирование? Однозначно, да. При сильном дефекте зуб просто «выключает» свои функции, замедляется рост корневой системы, снижается способность выдерживать большие жевательные нагрузки. В данном случае ситуацию можно исправить вкладкой или тонкостенной коронкой.


Виды протезов для детей

  1. Металлические коронки из нержавеющей стали или никельхромового сплава – самый распространенный метод протезирования молочных зубов. Но изготавливаются они не по индивидуальному слепку, как у взрослых. Стоматолог использует уже готовые стандартные коронки, которые нуждаются лишь в небольшой коррекции, поэтому для установки требуется всего одно посещение врача.
  2. Strip-коронки применяются для восстановления фронтальной группы зубов. Это, по сути, съемный колпачок из акрила. Такие коронки производятся в 16-ти размерах, установка занимает 20 минут и проводится под местной анестезией. Метод приемлем как для временного, так и для постоянного прикуса.
  3. Съемные пластинчатые протезы для детей должны быть максимально легкими, простыми, атравматичными и гипоаллергенными. Также важна устойчивость к механическому и химическому воздействию. Пластинчатые конструкции, как правило, применяются при отсутствии сразу нескольких зубов, изготавливаются традиционным способом в зуботехнической лаборатории.
  4. Заменить один утраченный зуб поможет мостовидный протез, а с помощью штифтов удается надежно укрепить корни резцов, не препятствуя росту челюсти.

До 7-ми лет в период сменного прикуса у малыша интенсивно растет ширина зубных дуг, поэтому протезы придется менять довольно часто – раз в несколько месяцев.

Найти специалиста, который занимается детским протезированием, можно через систему поиска на нашем сайте. Главное – не откладывать проблему на потом, а проконсультироваться с врачом уже в ближайшее время. Ведь здоровье ребенка – всегда важнее остального!